Административные нарушения по перевозке опасных грузов морским транспортом

Водный транспорт играет важную роль в экономической сфере, морские перевозки занимают первое место из всего объёма грузоперевозок. Перевозка опасных грузов морским транспортом также в приоритете. Весь процесс транспортировки контролируется государственными и международными правилами и стандартами. Участники внешнеэкономической деятельности, занимающиеся торговлей товарами данной категории должны быть ознакомлены с соответствующими рекомендациями.

Основные требования к перевозке по Международному Кодексу

К опасным грузам относятся взрывоопасные, воспламеняющиеся ядовитые и другие представляющие опасность для здоровья человека вещества. Они могут иметь разную структуру, консистенцию и состав, их упаковка также отличается.

Все опасные грузы делятся на классы, важную роль играет вид транспортировки, в зависимости от этого приходится учитывать требования к нормативным документам. Но, вне зависимости от выбора перевозок должны соблюдаться требования, предъявляемые к упаковке и маркировке. Важную роль играет также правильность составления документов, соблюдение правил безопасности.

Особые требования предъявляются к условиям размещения:

  • Груз не должен представлять неудобства для персонала;
  • Предоставление постоянного доступа для контроля состояния вещества обязательно на всём протяжении пути судна.

Чаще всего для транспортировки морем используются контейнеры, которые устанавливаются на палубу. Подробнее о типах морских контейнеров читайте здесь.

В соответствии с правилами:

  • груз не должен занимать больше половины площади палубного пространства,
  • ширина проходов между тарой/контейнерами должна быть не меньше 1 м.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Упаковка

В соответствии с установленными правилами и стандартами упаковка должна обеспечивать безопасность груза. Определённые требования предъявляются к её качеству и прочности — она должна быть устойчивой к повреждениям на всех этапах транспортировки.

Соответствующий сертификат является подтверждением прохождения всех испытаний. При контакте материала упаковки с грузом любые химические реакции исключаются.

Токсичные вещества должны перевозиться в герметичной упаковке из-за подверженности воспламенению. Необходимо учитывать, что их опасность повышается при контактировании с кислородом или водой. Бидоны, канистры, полимерные или металлические сосуды дополнительно пакуются в деревянную тару. Стеклянные сосуды укладываются в специальные заполненные негорючим впитывающим веществом ящики весом от 50 кг, они должны быть обязательно прикрыты.

Маркировка

Опасные грузы подлежат маркировке, в этих целях используется специальные знаки. В соответствии с Международным кодексом, правилами и государственными стандартами маркировке подлежат также суда. По знакам можно определить класс перевозимого груза. Если он представляет опасность по нескольким параметрам, на упаковку и судно наносятся все знаки.

Маркировка должна соответствовать следующим требованиям:

  • правильное техническое (некоммерческое) название перевозимого груза;
  • знаки опасности, чётко отражающие его опасные свойства;
  • устойчивость к истиранию — маркировка должна сохраняться в течение 3 месяцев при условии постоянного воздействия морской воды.

Для транспортировки опасных грузов необходима лицензия.

Исключения из правил составляют грузы с низкой степенью опасности, а также транспортирующиеся в небольших количествах товары. В категорию исключений относятся также особые обстоятельства, когда места, в которых хранится груз, уже промаркированы соответствующими знаками опасности.

Документы

Обычно транспортировка опасных грузов морским путём связана с необходимостью оформления большого количества документов. Ответственность за их наличие и соответствие стандартам лежит в равной степени на грузоотправителе и транспортной компании. Грузополучатель также должен быть проинформирован о правилах оформления документов при передаче груза.

Разрешительные документы

Обязательным условием является наличие допуска у перевозчика. Документ представляет собой разновидность лицензии, дающей право на транспортировку в том числе опасных грузов. Такой документ оформляется отдельно. Его получение является своеобразным разрешением на отправку судна в рейс, его копия находится у капитана.

На борту должны присутствовать также Правила МОПОГ, правила обеспечения безопасности пассажиров на море.

Грузовые суда часто оснащены спецтехникой по подъему/укладке контейнеров. Все оборудование, а также контейнеры, различные механизмы, крепежные элементы также должны иметь сертификаты, подтверждающие соответствие стандартам качества и исправность. Сертификаты на упаковку и укладку предоставляет грузоотправитель.

Сопроводительные документы

К сопроводительным документам относятся

:

  • декларация,
  • коносамент,
  • опись груза,
  • международная товарно транспортная накладная,
  • доковая расписка,
  • деливери-ордер,
  • манифест,
  • сертификаты качества на упаковку,
  • знаки опасности,
  • свидетельство о надлежащей упаковке,
  • договор фрахтования (при условии фрахтования судна).

Все копии документов хранятся у капитана и предъявляются по требованию официальных представителей портов.

Основные меры предосторожности при морской перевозке опасных грузов

На этапе организации и при последующем выполнении транспортировки обязательно соблюдение следующих мер предосторожности:

  1. Совместимость товаров разных категорий при перевозке на одном борту;
  2. Соблюдение правильности проведения погрузочно-разгрузочных операций;
  3. Обеспечение безопасности в случае наступления форс-мажорных обстоятельств;
  4. Соблюдение норм укладки и хранения;
  5. Обеспечение сохранности целостности упаковки, что позволит предотвратить её повреждения и избежать наступления экологической катастрофы.

В процессе планирования морской перевозки обязательно учитывается:

  • несовместимость некоторых категорий грузов,
  • лимит численности на одном судне.

В случае возникновения чрезвычайных происшествий, опасных ситуаций, которые могут оказать отрицательное влияние на целость ТМЦ, персонал должен предпринять следующие действия:

  • Безотлагательно оповестить руководство об инциденте;
  • Принять меры по предотвращению детонации, испарения яда, замыкания;
  • При повреждении целостности упаковки на открытой воде территория должна быть по возможности обособлена от повреждённой тары;
  • На следующей остановке, по ходу пути судна, уполномоченные специалисты принимают меры по ликвидации последствий, место хранения повреждённого груза вычищается.

Заключение

Морская транспортировка опасных грузов считается наиболее надёжным вариантом при условии соблюдения всех правил и стандартов. Все товарные позиции должны быть тщательно упакованы и промаркированы, иметь необходимые документы. Важную роль играет размещение груза, соблюдение правил безопасности при транспортировке.

Информация о стоимости фрахта судна в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Результатом активного технического процесса стало использование опаснейших веществ и материалов.

Эта медаль имеет две стороны: позитивная – многие сферы производства и обслуживания сделали весомый скачок в будущее, а негативная – неправильное использование и транспортировка токсичных грузов регулярно загрязняют целые районы, где уже жить нельзя, из-за аварий погибают люди и животные, происходит мутация, появляются новые болезни.

Если человечество изобрело такие вещи, то обязано держать их под контролем, иначе вреда будет значительно больше, чем пользы.

После масштабных экологических катастроф человечество принимает все меры, чтобы предотвратить повтор истории. Все начинается с законодательства высшего уровня.

Государства принимают международные и внутренние законы и постановления, чтобы контролировать процессы с использованием опасных веществ.

Статистика показывает неутешительные сведения о том, что больше количеств происшествия с тяжелыми последствиями для экологии случаются не во время выбросов на производстве, а при их транспортировке.

Так, строго регулируется сфера услуг по транспортировки ОГ. Законодательство выдвигает ко всем сторонам процесса самые строгие требования, вводит ограничения для повышения безопасности.

За нарушение правил грозит серьезная ответственность в виде штрафных санкций и даже более серьезных мер наказания.

Каким законом регулируются

Международная и внутренняя законодательные базы активно регулируют процесс транспортировки ОГ, они дополняют друг друга. Перевозчики, которые пересекают границу с такой категорией багажа, учитывают еще правила того государства.

Главным международным документом является ДОПОГ. Это – результат Европейского международного соглашения, который регулирует правила повозки опасных грузов. Его заключили страны-члены ООН в Женеве в средине прошлого века.

Он представляет собой перечень европейских требований и разрешение на транспортировку одновременно. Без его наличия поездка с ОГ будет незаконной, а организаторы и исполнители будут наказаны согласно действующему законодательству.

Он представлен в виде таблицы, в ячейках которой содержатся предельные значения количества ОГ. Превышать эту цифру запрещено.

Разглядываемый документ классифицирует опасные грузы на две основных группы: токсические и радиоактивные.

Все материалы также делятся на 4 уровня опасности:

  • чрезвычайно опасные;
  • высокого уровня;
  • умеренный уровень;
  • низкий уровень.

Главным российским законом является КоАП. Он всесторонне регулирует процесс перевозок. Его статья 12.21.2 дает определения нарушениям по перевозке и регламентирует меры наказания.

Главный в этой сфере закон регламентирует разные штрафы для всех сторон в зависимости от уровня их ответственности: водитель обязан проходить курсы и медицинский осмотр, следить за состояние ТС и принимать меры во время чрезвычайного происшествия; организатор обязуется контролировать правомерность процесса, чтобы все компоненты соответствовали нормам, а юридическое лицо несет полную ответственность за все этапы транспортировки ОГ.

Уголовный Кодекс РФ также регулирует процесс перевозки ОГ, который повлек за собой чрезвычайные последствия.

Шесть статей контролируют следующие правонарушения:

  1. Ст. 189 – регулирует незаконный экспорт и предоставление услуг компаний логистики без лицензии.
  2. Ст. 222 – касается незаконной перевозки опасного оружия.
  3. Ст. 237 – наказывает за неправильное хранение и утилизацию опасных отходов.
  4. Ст. 250 – регламентирует меры пресечения за загрязнение водоемов.
  5. Ст. 252 – предусматривает уголовную ответственность за экологическую аварию в морской акватории.
  6. Ст. 254 – выносит наказание за загрязнение земли.
    Уголовная ответственность предусматривает собой лишение свободы на определенный срок или штраф в крупном размере для тех, кто осуществил инкриминируемое правонарушение. Каждый вид транспорта также имеет собственные документы, это объясняется их спецификой. Наказания конкретного случая определяется при учете нескольких из них.

Штрафы

Кодекс административных правонарушений называет приблизительные сумы штрафов, предусмотренные за то или иное нарушение. Их могут выписывать сотрудники ГИБДД, руководствуясь действующими в тот момент Правилами.

Если сложившуюся ситуацию прописано в статье, то штраф выдвигается на месте происшествия, в других случаях ведется расследование.

За нарушение правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Организатора и исполнителям процесса перевозки опасных веществ предусмотрена система наказаний, которую регламентируют статьи КоАП.

Нарушение правил перевозки опасных грузов по КоАП наказывается следующей системой штрафов:

Определение Размер штрафного взыскания водителям Размер штрафного взыскания должностным лицам Размер штрафного взыскания юридическим лицам
• если у водителя нет свидетельства о прохождении специальных курсов;
• нет допуска ТС к проведению операции, отсутствуют сигнальные знаки или сам грузовик не соответствует техническим требованиям, и у него отсутствуют средства для ликвидации аварии;
• нет лицензии у компании на предоставление таких услуг.
до 2 500 рублей или конфискация прав на вождение сроком 4-6 месяцев 15 000-20 000 рублей 400 000-500 000 рублей
Для других нарушений, которые не указанные в первой части 1 000-1 500 рублей 5 000-10 000 рублей 150 000-250 000 рублей

Размер штрафных санкций определяется в каждом конкретном случае отдельно. Это делает уполномоченный инспектор контролирующих правоохранительных органов.

Отличается этот вид перевозок от железнодорожных, воздушных и водных тем, что нормативные документы разрешают транспортировать более широкий ассортимент ОГ.

На железной дороге

«Устав железнодорожного транспорта РФ» регулирует вопрос опасных грузоперевозок. Согласно ему, хранение таких материалов на железнодорожных вокзалах или вблизи путей запрещено.

Если производство имеет собственный выход на железную дорогу, то должностные лица компании несут ответственность за безопасность той территории.

Также этот закон регулирует право за перевозчиком освобождать ТС от опасных грузов, если отправитель отказывается их выгружать. Кроме этого, последнему грозит ответственность за его неправомерные действия.

Размер административного штрафа:

Водителям 100 – 300 руб.
Должностным лицам 300 — 500 руб.
Юридическим лицам 3-5 тыс. руб.

На воздушных судах

Этим видом транспорта запрещено перевозить взрывчатые материалы, легковоспламеняющуюся жидкость, твердые вещества, которые легко воспламеняются, токсический груз, радиоактивные вещества, яды и оружие.

Правила безопасности воздушного транспорта запрещают это делать пассажирам и членам экипажа.

Международная Конвенция, принятая в Чикаго в 1944 году, позволяет осуществлять авиаперевозку ОГ лишь со списка разрешенных. Существуют требования для упаковки и предельного количества материалов в ней.

Нормативные документы РФ предусматривают маркировку всего груза. В аэропортах запрещено хранить такие вещества.

Если вышеперечисленные требования нарушены, то ответственность за незаконную перевозку возлагается на грузоотправителя и на должностные лица авиакомпании.  А опасные грузы конфискуется и до трех месяцев может храниться в специальных местах.

Размер административного штрафа:

Водителям 500 – 1000 руб.
Должностным лицам 1-2 тыс. руб.
Юридическим лицам 10-20 тыс. руб.

При морских и речных транспортировках

Женевская Конвенция предусматривает наказания для перевозчика водным транспортом в случаях чрезвычайного происшествия:

  • если авария стала причиной тяжелых телесных повреждений: 8 миллионов расчетных единиц;
  • если ЧП повлекло за собой загрязнение окружающей небольшой площади, и было ликвидировано: 7 миллионов расчетных единиц;
  • потерпевшие самостоятельно выдвигают свою сумму иска. Например, вред был нанесен речной ферме, где авария заразила воду и погибли рыбу. В этом случае уполномоченные для расследования органы подсчитывают ущерб.

Ответственными лицами во время водных перевозок являются капитан судна и второй помощник. Именно последнему перечисленному лицу нужно полностью контролировать безопасность процесса транспортировки ОГ.

Размер административного штрафа:

Водителям 300 – 500 руб.
Должностным лицам 500 — 1 тыс. руб.
Юридическим лицам 5-10 тыс. руб.

Более серьезные наказания для правонарушителей существуют, если случилось чрезвычайное происшествие, и оно влечет за собой тяжелые последствия.

Тогда ответственность несется не административная (в виде штрафных санкций), а – криминальная, согласно определенным статьям УК.

Виновникам в таких случаях грозит лишение прав и лицензии на деятельность, а также лишение свободы на некий срок.

Уголовной ответственности поддаются и граждане, которые незаконно перевозят вместе с собственным багажом опасные грузы в общественном транспорте. В таком случае нарушение касается двух пунктов: нет нужной тары для транспортировки, и ТС для такой операции не подходит.

Должностные лица компаний при нарушении Правил транспортировки ОГ могут нести уголовную ответственность, если будет доказана хоть одна из статей УК РФ (фальшивая документации или случившаяся по их вине экологическая катастрофа).

Наличие системы наказания для нарушителей Правил безопасной перевозки опасных грузов предназначено регулирования данной сферы деятельности.

Так, как токсические и радиоактивные вещества являются опасными для окружающей среды и жизни человека, то меры предосторожности с ними повышенные.

Аварии по причине неправильно обращения с опасными веществами чаще случаются не во время производственного процесса, а именно в период их транспортировки.

Чтобы предотвратить возникновение аварий с тяжелыми последствиями, то предусмотрено множество нормативных документов, существуют международные конвенции, которые регулируют рассматриваемый вопрос.

Нарушение таких правовых документов влечет за собой последствия для нарушителя в виде административной ответственности (штрафные взыскания и лишения водительских прав или лицензии на определенный срок времени), в случаях с тяжелыми последствиями – криминальное наказание (лишения права на деятельности или заключение).

Система штрафов, а точнее – их размеры, для разных типов перевозок практически одинаковые, потому что регулируются одним законом.

Но существуют и специфические для каждого вида ТС правила. Ими руководствуются в случаях, если правонарушение повлекло за собой тяжелые последствия для окружающей среды и жизнедеятельности людей.

Видео: Вебинар с экспертом по перевозке опасных грузов

Правила перевозки опасных грузов морским транспортом — закрепленный в национальных и международных правовых документах перечень норм и требований, регулирующих вопросы, связанные с перевозками таких грузов. Они установлены, соответственно:

  • в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ с поправками 28-96);
  • в Приказе Минморфлота Советского Союза от 3 мая 1989 г. № 56 (Правила МОПОГ).
    Помимо этого, перемещение по морю опасных грузов осуществляется с учетом следующих норм и рекомендаций:

    • СОЛАС-74 (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море);
    • МАРПОЛ-73/78 (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов);
  • Рекомендации Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов.

Категории опасных грузов

Правила перевозки опасных грузов морским транспортом разработаны с учетом действующей международной классификации опасных грузов. Так же, как и в отечественном ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные Классификация и маркировка», в ней выделены девять классов опасности. Детально каждый из них описан на странице Доставка опасных грузов морским транспортом. В целом опасными считаются грузы, угрожающие здоровью и жизни человека, способные нанести непоправимый урон окружающей среде и ущерб материальным объектам. К ним относятся:

  • взрывчатые материалы, взрывоопасные устройства, предметы и вещества;
  • сжиженные газы, газы сжатые под давлением и растворенные;
  • легковоспламеняющиеся жидкости и вещества, а также образуемые ими пары;
  • самовоспламеняющиеся и поддерживающие горение вещества;
  • едкие и коррозионные вещества;
  • токсичные, ядовитые, радиоактивные, инфекционные вещества;
  • другие предметы, вещества, устройства, имеющие низкий уровень опасности, транспортировка которых требует соблюдения определенных правил.

Иными словами, все те вещества, которые даже в повседневном обороте представляют угрозу жизни и здоровью человека.

Для оформления документов на перевозку этих категорий грузов морским транспортом требуется время и опыт квалифицированного специалиста. ГК «Эдванс Шиппинг специализируется в этом направлении и имеет в своем штате специалистов с многолетним опытом работы. Они помогут вам задекларировать грузы любой категории опасности для перевозки морским транспортом, учитывая все вышеперечисленные нормы.

Правила транспортировки опасных грузов морем

В соответствии с МК МОПОГ — основным документом, регламентирующим перевозки опасных грузов морским транспортом (разработан Международной морской организацией):

  • За готовность судна к перевозке опасного груза ответственность несет капитан судна.
  • Класс груза, его маркировка, упаковка, документация при перевозке грузов иностранных фрахтователей должны соответствовать МК МОПОГ.
  • Размещение опасных грузов на судне и их фиксация должны осуществляться в соответствии с действующими нормами безопасности, при закреплении учитываются требования по классу опасности и свойствам груза.
  • Взрывчатые материалы, устройства, вещества помещаются в специальных помещениях, запираемых во время транспортировки на удалении от объектов которые могут послужить детонаторами.
  • Воспламеняющиеся грузы (жидкости, твердые, сыпучие вещества) размещаются с применением всех необходимых мер противопожарной безопасности.
  • Грузы, выделяющие опасные пары, помешаются в специальных помещениях с вентиляцией.
  • При перевозке опасных грузов обязательно наличие комплекта МК МОПОГ (представляется при предъявлении опасных грузов наряду с другими документами).
  • Международная перевозка грузов невозможна без соблюдения МК МОПОГ за исключением возможных действий в форс-мажорных обстоятельствах, направленных на спасение людей и груза.
  • При транспортировке несовместимых грузов необходимо соблюдение всех условий их надлежащего размещения.
  • Наряду с МК МОПОГ перевозчики руководствуются требованиями СОЛАС 74 и МАРПОЛ 73/78.

Требования к таре и упаковке опасных грузов

Подготовительный этап перевозки опасных грузов включает в себя их упаковку, маркировку, а также оформление грузовых документов. Международное морское судоходство определяет требования к таре и упаковке как в Кодексе МПОГ, так и в СОЛАС-74. Кроме того, при каботажных и экспортных перевозках таких грузов действуют наши отечественные ГОСТ 26319-84 и правила МОПОГ. В ряду генеральных, общепринятых требований:

  • надлежащее качество и состояние упаковки;
  • соответствие характеристик тары в отношении возможных обычных рисков, возникающих при погрузке, выгрузке опасных грузов и их транспортировке морем;
  • исключение возможностей воздействия упакованного груза на внутреннюю поверхность материала упаковки.

В соответствии с Правилами МОПОГ вся тара и упаковка таких грузов должна пройти испытания на прочность и иметь соответствующий сертификат. Ряд особых требований предъявляется и в отношении прокладочного материала, используемого для заполнения внутреннего пространства упаковки. Особыми условиями для опасных и легколетучих веществ является требование по упаковке в емкости небольшого объема (в стеклянной таре – не более 50 литров), защищенной мягким прокладочным материалом и накрытыми крышкой.

Маркировка

Правила перевозки опасных грузов морским транспортом предусматривают и ряд требований к маркировке. В их числе:

  • Обязательное наличие в маркировке точного технического наименования груза (в том числе и при наличии коммерческого названия).
  • Обязательное наличие на каждой упаковке маркировки и соответствующего классу опасности знака. Исключение — грузы, транспортируемые в незначительном количестве и грузы с пониженной степенью опасности.
  • Характеристики нанесенной маркировки — по правилам, она не должна стираться, находясь в течение трех месяцев в морской воде.

Сотрудники ГК «Эдванс Шиппинг» при заключении контракта берут на себя ответственность по проверке соответствия маркировки опасных грузов, предназначенных к перевозке по морю, и выдают рекомендации по его надлежащему размещению. В случае несоответствия правил маркировки опасных грузов или наличия в грузе нескольких групп опасности, а также при превышении количества опасного груза, который по своим физико-химическим свойствам может перевозиться только в ограниченных объемах, сотрудник ГК «Эдванс Шиппинг» обязательно укажет на это ответственному за погрузку лицу.

Требования к сопроводительным документами

Опись и манифест. На судне, транспортирующем опасные грузы, обязательно наличие таких документов, как опись последних, а также грузовой план (манифест) с указанием класса опасности, характеристик, технических названий и мест расположения груза. Для отхода судна копии данных документов представляются официальным лицам порта.

Свидетельство, предоставляемое лицом, ответственным за упаковку — удостоверяет в надлежащем состоянии последней, наличии соответствующей маркировки, готовности груза к перевозке. Если данное свидетельство или свидетельство о правильно выполненной укладке опасного груза отсутствует, он не может быть принят к отгрузке.

Оформление документов на опасные грузы осуществляется в дополнение к коносаменту, таможенным и другим документам, которые необходимы для транспортировки обычных грузов.

Гарантии «Эдванс Шиппинг»

ГК «Эдванс Шиппинг» за время работы накопила большой опыт как в перевозке опасных грузов, так и смежных отраслях — декларации опасных грузов, предназначенных для морской перевозки, контроле за соответствием требований МОПОГ и международных договоров, проверке маркировки опасных грузов и порядке их размещения на борту судна.

Ответственный сотрудник компании отслеживает все этапы, начиная от заключения договора и до полного размещения груза на борту, а также во время перевозки. Любые возникающие вопросы решаются оперативно, без отрыва от процесса погрузки или выгрузки опасных грузов членами экипажа или портовыми службами.

Заключение договоров с ГК «Эдванс Шиппинг» на перевозку, юридическое сопровождение и технический надзор за подготовкой опасного груза к морской перевозке – гарантия неукоснительного соблюдения правил перевозки опасных грузов морским транспортом. Вы обретете уверенность в сохранности груза, надлежащем обращении с ним в процессе перевозки и минимизации рисков, связанных с ответственностью в случае форс-мажорных обстоятельств.

Комментарии к законам

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти рублей.
Нарушение правил перевозки на морском и речном транспорте опасных веществ или предметов —
влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до десяти рублей и на должностных лиц — от двадцати до пятидесяти рублей.
Провоз в троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, а также сдача в багаж или в камеру хранения взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих и ядовитых веществ и предметов —
влечет наложение штрафа в размере до десяти рублей.
(в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 15.03.1988 — Ведомости ВС РСФСР, 1988, N 12, ст. 341)
Комментарий к статье 126
1
. КоАП различает понятия «опасные вещества и предметы» и «опасные грузы», что во многом обусловлено анахронизмом его предписаний. В отличие от КоАП действующее законодательство, а также подзаконные акты во многих случаях отождествляют данные понятия.
2
. Статус опасных грузов, перевозимых на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте, определяется применительно конкретному виду перевозок. При перевозках на железнодорожном транспорте под опасными грузами понимаются вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов могут в процессе транспортирования, при производстве погрузочно — разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных, нанести вред окружающей природной среде (ст. 2 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте»).
3
. Согласно ст. 327 КТМ опасными и вредными веществами являются перевозимые на борту судна в качестве груза следующие вещества, материалы и изделия:
— перевозимая наливом нефть, виды которой перечислены в дополнении I к приложению I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г
. к ней, с поправками;
— перевозимые наливом вредные жидкие вещества, содержащиеся в дополнении II к приложению II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками, а также вещества и смеси, условно отнесенные к категории загрязнителей А, В, С и D в соответствии с правилом 3 (4) указанного приложения II;
— перевозимые наливом опасные жидкие вещества, перечисленные в гл
. 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом 1983 г., с поправками, а также опасные вещества, в отношении которых предварительные условия перевозки установлены в соответствии с пунктом 1.1.3 указанного Кодекса;
— опасные и вредные вещества, материалы и изделия в упакованном виде, установленные Международным кодексом морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками;
— сжиженные газы, которые перечислены в гл
. 19 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом 1983 г., с поправками, и в отношении которых предварительные условия перевозки установлены в соответствии с пунктом 1.1.6 указанного Кодекса;
— жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 80 град
. по Цельсию (измерена при испытании в закрытом тигле);
— обладающие опасными химическими свойствами твердые материалы, содержащиеся в дополнении В к Кодексу безопасной практики перевозки навалочных грузов 1965 г., с поправками, в той мере, в какой такие материалы подпадают также под действие Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1985 г., с поправками, если они перевозятся в упакованном виде.
Очевидно, что большинство указанных опасных и вредных веществ не могут перевозиться рудной кладью — для этого не существует надлежащих технологических предпосылок, обеспечивающих безопасность перевозки данным способом.
4. В соответствии с п. 8 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038, Минтранс России осуществляет функции компетентного органа РФ по перевозке опасных грузов морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом.
В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г
. N 73 (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11 июня 1999 г. N 37 и от 14 октября 1999 г. N 77), опасные грузы распределяются на следующие классы:
— взрывчатые материалы;
— газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
— легковоспламеняющиеся жидкости;
— легковоспламеняющиеся твердые вещества, самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
— окисляющие вещества и органические пероксиды;
— ядовитые вещества и инфекционные вещества;
— радиоактивные материалы;
— едкие и (или) коррозионные вещества;
— прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико — химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88
. К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико — химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88.
5. Применительно к международным автомобильным перевозкам под опасными грузами понимаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»).
6
. Согласно Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277, не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.
В соответствии с п. 43 указанных Правил опасные вещества запрещается также перевозить в составе багажа или грузобагажа.
7. Правила перевозки опасных грузов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте предполагают осуществление отдельных видов перевозочной деятельности лицами, наделенными правомочиями лицензиата. Согласно ст. 17 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ) обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
— перевозка грузов морским транспортом;
— деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;
— перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
— перевозочная и транспортно — эксплуатационная деятельность на подъездных железнодорожных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» к международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии лицензий на указанный вид деятельности.
8
. Предусмотренное комментируемой статьей правонарушение квалифицируется в момент неисполнения рассматриваемых правил гражданами и должностными лицами либо уклонения от их исполнения (при противоправном бездействии).
Осуществление перевозочной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, либо лицензиатами с нарушением лицензионных требований и условий также рассматривается в качестве данного правонарушения.
9. Квалификация правонарушения по данной статье обусловлена способом перевозки. Согласно ч. 1 комментируемой статьи в качестве административного правонарушения рассматривается перевозка опасных веществ и предметов ручной кладью, однако при осуществлении морских перевозок и перевозок на внутреннем водном транспорте способы перевозки не указаны.
По смыслу данной статьи подразумеваются только указанные в ней средства автомобильного транспорта, а именно маршрутное такси
. Административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов, осуществляемых другими средствами автомобильного транспорта, определена ст. 126.1 КоАП.
10
. Нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, рассматривается в качестве преступления (ст. 218 УК).

Вернутся в раздел Комментарии к законам

tinyton.ru
Административные нарушения по перевозке опасных грузов морским транспортом
Административные нарушения по перевозке опасных грузов морским транспортом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: