Утвержденный знак запрета розничной продажи алкогольной продукции

Журнал «Линия Вкуса» публикует статью независимого юриста, постоянного преподавателя программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Елены Белоусовой. Материал посвящен всевозможным аспектам реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания. Предлагаем его вашему вниманию.

 

Каждый предприниматель, начинающий новое дело, обязан изучить основные положения законодательства, регулирующие правоотношения в том виде деятельности, в которую он собирается вложить свой капитал. Незнание закона не освобождает от ответственности, как бы банально ни звучала эта фраза. Ее горький смысл осознается, к сожалению, на негативном личном опыте. Наверняка среди рестораторов многим пришлось платить штрафы за неисполнение норм закона, о существовании которых они и не подозревали, либо не уследили за изменениями законодательства, решая свои текущие задачи. А бывает, что просто некому отслеживать последние изменения в законах, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Елена Белоусова, независимый юридический консультант:

Давайте рассмотрим некоторые термины и определения, которые диктуют рестораторам нормы действующего законодательства для предприятий общественного питания. В ресторанах и барах всегда представлен алкоголь. А что подразумевается под терминами алкогольной продукции и ее оборота в нашем законодательстве?

Эти определения изложены в ст
. 2 Закона № 171-ФЗ: «Алкогольная продукция — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и/или спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции».

Винная карта:

Алкоголь в ресторанах и барах должен быть представлен отдельным меню или специальной картой. Винная карта (альтернативное название — «карта вин») — ассортиментный перечень, прейскурант вин в ресторане. Винная карта зависит от стиля, ориентированности кухни, ассортимента блюд и других особенностей концепции заведения общественного питания.

Ограничения и запреты:

Наше государство не оставляет без внимания данную сферу, жестко регулируя оборот алкоголя, устанавливая ограничения и запреты, а также ответственность за их нарушение. Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещено нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.

Продажа алкогольной продукции осуществляется при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Предприятие питания, реализующее алкогольную продукцию, обязано предоставить соответствующую информацию потребителю с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах. Отсутствие лицензии влечет нежелательные последствия для предпринимателя, а именно уголовную ответственность или серьезные штрафные санкции.

Документация:

На всю продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. К тому же, следует иметь заверенные копии договоров и лицензий от поставщиков алкогольной продукции, чтобы иметь возможность их предъявить по первому требованию клиента или контролирующего органа. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.).

Требования к оформлению меню:

На титульном листе меню/прейскуранта следует указать наименование юридического лица и название ресторана. Меню должно быть прошито и заверено подписями генерального директора и бухгалтера, проставлена дата его составления и печать организации, поскольку это является официальным документом, а не рекламным материалом. Оно должно быть размещено как официальный документ в месте, доступном для посетителей и контролирующих органов, например на доске потребителя, на стойке бара, в зале обслуживания, т.е. как минимум в трех экземплярах.

Законодатель требует предоставить возможность ознакомления с ним как в зале, так и вне зала обслуживания
. Цены указываются в рублях, а меню должно быть выполнено на русском и национальном языках компьютерным способом с обложкой из современных материалов — это требование ГОСТ. Если вносятся изменения в ассортимент, например, для проведения фестиваля, в связи с сезонными предложениями, то достаточно сделать лист-вкладыш в основное меню.

В меню/прейскурантах на алкогольную продукцию должны обязательно указываться: — наименование алкогольной продукции; — объем алкогольной продукции в потребительской таре; — цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре (цена за бутылку); — цена за 0,1 л или 0,05 л; — цена за порцию алкоголя (стопку/ фужер), отпускаемой в ресторане; — для коктейлей указывается их состав (количество в мл, наименование напитков, лед).

Правила продаж:

При продаже алкогольной продукции необходимо соблюдать нормы и правила продажи алкогольной продукции, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров», включая проверку перед продажей качества алкогольной продукции (по внешним признакам), целостности потребительской тары, наличия на товаре соответствующей марки и информации о товаре и его изготовителе (поставщике).

Кроме того, рабочие места продавцов, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкоголя в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки. Должны иметься в наличии технологические карты на коктейли, в том числе и в баре.

Нельзя выставлять на продажу бутылки с отклеенными марками. Согласно п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ за продажу немаркированной продукции на виновных лиц, организацию не только налагается штраф, но при этом продукция по решению суда конфискуется. Администрация ресторана должна следить за сроками годности для хранения и реализации алкогольной продукции. Это правило понятно и совершенно обоснованно, за его нарушение наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

В зале обслуживания и на доске потребителя должна быть представлена инфомация о запрете реализации алкогольной и табачной продукции лицам, не достигших 18 лет, а также не допускается продажа несовершеннолетним пива и напитков, изготовляемых на его основе. На доске потребителя должны быть размещены основные законодательные и нормативные акты, регулирующие розничную продажу алкоголя: Федеральный закон № 171 — ФЗ, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55, Закон «О защите прав потребителей».

На объектах, реализующих алкогольную продукцию, должна быть установлена охранная сигнализация, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовая техника. Не допускается продажа напитков в ресторане собственного приготовления типа «Лимончеллы» или «Хреновухи» без оформления соответствующих технологических документов, предусмотренных государственным стандартом. Либо реализация пива (путем добавления щепотки соли) под названием вашей фирмы без лицензионного соглашения с Правообладателем торговой марки напитка.

Правильное хранение:

К хранению алкогольной и спиртосодержащей продукции также предъявляются особые требования. Согласно утвержденным «Техническим условиям», она должна храниться в стационарных, конструктивно обособленных, помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета алкогольной продукции. Они должны быть расположены в безопасных зданиях; изолированы от служебных, подсобных помещений капитальными стенами; оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим способом побуждения; оборудованы приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции; пожарной безопасности, оборудованы пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения и др.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе проводя лабораторные исследования и испытания, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Ответственность:

За нарушение установленных требований по продаже алкоголя предусмотрена как административная, так и, в особых случаях, уголовная ответственность. Например, за оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям (Ст. 6.14 Кодекса об административных нарушениях Российской федерации (далее КоАП РФ), величина штрафных санкций (с конфискацией) составляет для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических — от 100 000 до 200 000 руб.

Наиболее часто нарушаются требования статьи КоАП РФ 14.16 — «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе»: Пункт 2 ст. 14.16 Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией продукции; на юридических — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией продукции.

Пункт 3 ст. 14.16. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей – с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Согласно п.11 Правил оказания услуг общественного питания, если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, он обязан предоставить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Аналогичное требование содержит п.10 Правил продажи отдельных видов товаров, п.1 ст.16, абз.24 п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Отсутствие информации о номере и сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции влечет административную ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Лицензирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением организацией лицензионных требований и условий осуществления розничной торговли алкоголем. За торговлю алкоголем без лицензии или если срок ее действия истек, или приостановлен по решению суда, т.е. при установлении фактов нарушения законодательства, лицензионный орган может приостановить через суд действие лицензии на срок, необходимый для устранения нарушений. Может аннулировать лицензию, но только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа и в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Примеры из судебной практики:

Как следует из материалов дела, на основании поручения Инспекцией ФНС России в одном из районных центров совместно с сотрудником областного УВД была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 22.11.95г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Правил продажи отдельных видов товаров в части реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в городской закусочной.

В ходе проведения проверки налоговым органом установлены нарушения требований Федерального закона от 22.11.95г. № 171-ФЗ и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. № 55, выразившиеся в отсутствии в доступной и наглядной форме для сведения покупателей в месте реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции упомянутых выше Правил продажи отдельных видов товаров; отсутствии в прейскуранте цен на винно-водочную продукцию цены имевшейся в продаже горькой перцовой настойки, а также выявлено отсутствии сейфа для хранения документов и денег. Районным начальником Инспекции ФНС России вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.

Уголовная ответственность предусмотрена п.1 ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, следует штраф в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Нормативные документы:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями от 23 ноября 2009 г.)

2.. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями от 28 декабря 2010 г.)

3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 28 декабря 2010 г.)

4. Постановление Правительства РФ от 19.01.98 n 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара»

5. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (с изменениями от 21 мая 2001 г., 10 мая 2007 г.)

6. Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. N 59н «Об утверждении Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару»

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определённых федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратила силу.

Прокуратура области разъясняет требования законодательства о розничной продаже алкогольной продукции.

Основной документ, которым установлены требования к производству и продаже алкоголя – Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – закон).

Согласно этому закону, алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта. Она подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании, цене, производителе, стране происхождения, объеме, крепости, соответствии требованиям ГОСТ и другие.

В 2016 году у покупателей появилась возможность самостоятельно проверить подлинность алкогольной продукции.

В действие введена Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) – это база данных, в которой содержится вся информация обо всей алкогольной продукции либо производимой на территории России, либо ввозимой из других стран.

С 1 июля 2016 года организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, обязаны фиксировать розничную продажу в ЕГАИС, т.е. сканировать акцизные марки и отправлять данные о продажах в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. Продажа каждой бутылки или коробки алкоголя фиксируется в онлайн режиме в системе ЕГАИС. Вместе с купленным товаром покупатель получает от кассира чек с двумерным штрихкодом. Этот код подтверждает, что факт продажи зафиксирован в ЕГАИС. При этом код на чеке один вне зависимости от количества купленного спиртного. Покупатель может проверить подлинность алкоголя, считав этот код с помощью программы в смартфоне.

Прокуратура разъясняет, что за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 14.16 КоАП РФ.

Так, розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

В случае, если алкогольная продукция не соответствует требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, ответственность наступает по ст. 238 УК РФ. Уголовная ответственность установлена за производство, хранение, перевозку, сбыт такой продукции, а равно неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товара требованиям безопасности.

За совершение данного преступления предусмотрены такие виды наказаний как штраф, обязательные работы, ограничение свободы либо лишение свободы (ч. 1 ст. 238 УК РФ).

В случае наступления смерти двух или более лиц виновное лицо может быть осуждено к лишению свободы на срок до 10 лет (ч. 3 ст. 238 УК РФ).

Прокурорскими проверками, проведенными в 2016 году, в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявлено более 100 нарушений закона.

Они касались реализации алкогольной продукции без лицензии, с истекшим сроком годности, с использованием поддельных товарных знаков (акцизов), отсутствия сопроводительных документов на продукцию, неправильного оформления ценников, ненадлежащего ведения учета реализованной алкогольной продукции, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

Имели место факты реализации через розничные сети алкогольной продукции, содержащей признаки контрафактности.

Так, Кинешемским городским прокурором, Шуйским межрайонным прокурором и прокурором Фрунзенского района в организациях общественного питания и в магазинах выявлена алкогольная продукция, на которую отсутствовала необходимая документация, подтверждающая ее безопасность, акцизные марки не соответствовали федеральным стандартам. Сомнительная алкогольная продукция была изъята и направлена на исследование, которое показало, что она представляет собой раствор технического спирта, изготовленный кустарным способом, опасный для здоровья человека.

По всем фактам прокурорами в органы предварительного расследования направлены материалы проверок для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 238 УК РФ, по результатам рассмотрения которых возбуждены уголовные дела.

В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 продажа алкогольной продукции дистанционным способом не допускается.

При осуществлении мониторинга информации размещенной в сети Интернет органами прокуратуры области выявлены 3 интернет – ресурса, через которые осуществлялась дистанционная продажа алкогольной продукции. По фактам выявленных нарушений прокурорами в суды направлены исковые заявления о признании информации, размещённой на указанных интернет-ресурсах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Прокуратура области призывает граждан не приобретать алкоголь у частных лиц, а также дистанционным способом, о фактах нелегальной торговли сообщать в органы полиции.

  • Главная
  • Нормативные документы
  • Правила продажи алкогольной продукции в 2018 году

tinyton.ru
Утвержденный знак запрета розничной продажи алкогольной продукции
Утвержденный знак запрета розничной продажи алкогольной продукции

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: