Административный иск в защиту неопределенного круга лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

3. Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Административное исковое заявление, поданное на основании части 1, 2 или 3 настоящей статьи, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

5. Органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска.

6. В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

7. В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, в интересах которого было подано соответствующее исковое заявление, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит о том, что он поддерживает административный иск. В случае отказа указанных гражданина, представителя или законного представителя поддержать административный иск суд принимает отказ органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Исх. № В Федеральный суд ____________ района
Истец: Межрегиональное Общественное движение
«_______________» , г
. __________, ___________________
Ответчик: ИП ______________________
Адрес: ______________________
Просьба в судебной повестке указать ответчика.
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ № ___
В защиту неопределённого круга потребителей

Согласно ст. 17 ФЗ ОЗПП, пп. 13 п. 1
и пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, от госпошлины освобождены.
Обращаем внимание, что соответствии с правилами ст. 46 ФЗ «О защите прав потребителей», общественные объединения вправе обращаться в суд с исками в защиту неопределённого круга потребителей. Согласно ч. 3, ст.22 ГПК РФ, все дела, не отнесенные законом к подведомственности Арбитражных судов, подведомственны судам общей юрисдикции. Иски в защиту неопределенного круга потребителей о признании действий хозяйствующих субъектов противоправными и понуждении их устранить и не допускать входе своей деятельности нарушения прав потребителей не отнесены к подведомственности арбитражных судов. Соответственно, вне зависимости от других сопутствующих требований, подведомственны федеральным судам. На это указал и пленум В.С. РФ в своём постановлении №7 от 29.09.94г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (п.п. 6.1 ).
В соответствии со ст
. 45 Закона «О защите прав потребителей», представители МОД ____ провели проверку соблюдения прав потребителей хозяйствующим субъектом ( ИП _______________ ) входе осуществления им предпринимательской деятельности по адресу: _____________, гастроном . По результатам проверки был составлен акт № ______ от ____________г. .
Проверкой установлено осуществление Хозяйствующим субъектом ( ИП _____________) деятельности с нарушениями прав потребителей, и правонарушения отражены в акте проверки. Так
1) В нарушение п
. 4 ст. 7 ФЗ ОЗПП и п. 3.14.4. СанПиН 3.2.5.021-94, к реализации пищевых продуктов допущен продавец Бабаева Н.М. , не имеющий медицинской книжки.
2) В нарушение п
. 5 ст. 4 ФЗ ОЗПП, п. 8 ППОВТ и п.п. 2 и 4 инструкции ОКЖППРТиОП, не имеется и не ведётся книга отзывов и предложений;
3) В нарушение п
. 1 ст. 9 ФЗ ОЗПП и п. 10 ППОВТ, на вывеске не указаны название организации; адрес; режим работы.
Проверка была проведена в присутствии _____________ (продавца), который, в соответствии с правилами ст. 182 ГК РФ, является законным представителем ответчика.
Если уполномоченным государственным органам законом предоставлено право на наказание нарушителей самостоятельно в административном порядке, то общественные организации не наделены таким правом
. Для них статьёй 46 Закона ОЗПП предусмотрено право воздействия на нарушителя через суд: обращаться в суд с исками о признании действий хозяйствующего субъекта незаконными и понуждении его устранить нарушения и не допускать их.
На предложение добровольно устранить правонарушения и сообщить об этом в МОД «____» Ответчик по сегодняшний день не прореагировал, в связи с чем МОД «____» было вынуждено обратиться в суд с настоящим иском.
Акты проверок, составленные представителями общественных организаций, являющимися незаинтересованными лицами – не имеющими конкурентного, карьерного и иного корыстного интереса по делу, закон признаёт достаточным основанием (доказательством) подтверждения отражённых в акте фактов
. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 28.1. КОАП РФ, акты общественных объединений, наравне с актами правоохранительных и уполномоченных государственных органов, являются основанием для возбуждения административного дела и привлечения нарушителя к ответственности. Хочу подчеркнуть также, что государственные органы, как и общественные объединения, в случае отказа нарушителя добровольно устранить нарушения, вынуждены (вправе) обратиться в суды с аналогичными настоящему исками, что предусмотрено статьёй 46 закона ОЗПП и на что указал пленум В.С. РФ в своём постановлении №7 (п. 6.1.).
Согласно п
равилам ст.ст
. 8-10 ФЗ «О защите прав потребителей» (ОЗПП), потребитель вправе получить на русском языке всю необходимую и достоверную информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, и о товарах и услугах. Статьями 4 и 7 указанного Закона предусмотрено и право потребителей на качество и безопасность товаров и услуг.
Согласно п
. 5 ст. 4 ФЗ ОЗПП и п. 4 ст. 9 ФЗ №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ОКИБПП), требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п. 3 ст. 39 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ОСЭБН), ИП и юр. Лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, и согласно абз. 3 ст. 8, граждане, в том числе посредством общественных организаций, правомочны осуществлять общественный контроль за соблюдением санитарных правил.
В соответствии с правилами ст. 401 ГК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в сфере предпринимательской деятельности законодатель признаёт виновным, кроме случая, когда исполнению обязательства помешали чрезвычайные обстоятельства: стихийное бедствие, война и т.д.. Так, согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Аналогичные правила прописаны и ч. 4 ст. 13 ФЗ ОЗПП. Т.е., нарушение прав потребителей (установленных законодательством требований- обязательств) законодатель однозначно признаёт виновным, если ответчик не докажет, что нарушение явилось следствием непреодолимой силы.
Согласно п
равилам ч. 2 ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей», общественные объединения вправе проводить проверки соблюдения прав потребителей, составлять акты проверок, и в соответствии со ст. 46, обращаться в суд с исками в защиту неопределённого круга потребителей. При удовлетворении иска, Суд обязывает ответчика довести решение суда до потребителей через СМИ или другим способом, на что указано и в п. 30 постановления пленума В.С. РФ №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
В п
. 30.1. указанного постановления пленума В.С. РФ также подчёркнута обязанность суда, в случае удовлетворения иска, взыскать с ответчика в пользу общественного объединения, в соответствии с ч. 4 ст. 46 Закона ОЗПП, возмещение всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела расходов. Выявление правонарушений, рассмотрение дела и обращение в суд с настоящим иском повлекли определённые расходы МОД «_____. Уточнить размер всех расходов в момент предъявления иска не представляется возможным из-за неизвестности расходов по ведению дела в суде, в связи с чем расчёты расходов будут представлены непосредственно в суд при рассмотрении дела по существу.
Подчёркиваем, что необходимость проведения проверок, да и создание общественных объединений по защите прав потребителей, связаны исключительно с наличием множества фактов нарушения прав потребителей и необходимостью их защиты.
Учитывая изложенное, на основании ст.ст. 11, 182 абз. 2 п. 1, 309 и 401 ч. 2 и 3 ГК РФ, ст.ст. 4 п. 5, 7-10, 13 п. 4, 45 ч. 2 и ст. 46 Закона «О защите прав потребителей», п. 3 ст. 9 ФЗ №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», абз. 3 ст. 8 и п. 3 ст. 39 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и руководствуясь разъяснениями пленума В.С. РФ, данными в пунктах 6 абз. 4, 6.1., 30 и 30.1. постановления №7 от 29.09.94г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»,
Прошу:
А) Признать осуществление хозяйствующим субъектом ( ИП ____________ ) деятельности с нарушением прав потребителей, и признать противоправными в отношение неопределённого круга потребителей его действия по реализации товаров (услуг):
1) пищевых продуктов лицами, не прошедшими мед осмотров и не имеющими мед книжек;
2) без наличия книги отзывов и предложений;
3)В отсутствие на объекте надлежаще оформленной вывески- без указания название организации; адрес; режим работы.
Б) Обязать ответчика:
1) не допускать к реализации пищевых продуктов лиц, не прошедших соответствующих медицинских осмотров;
2) Обеспечить наличие на объекте книги отзывов и предложений;
3) Обеспечить наличие надлежаще оформленной вывески, с указанием названия, адреса и режима работы;
и не допускать правонарушения входе дальнейшей своей деятельности.
Обязать ответчика опубликовать решение суда в средствах массовой информации или иным путём довести решение до потребителей.
Взыскать с субъекта предпринимательской деятельности ( ИП __________ ) в пользу МОД «______» все расходы МОД «_____» по проведению проверки, обращению с иском и ведением дела в суде (подтверждение расходов и их расчёт будет представлен непосредственно в суд при рассмотрении дела по существу).

ПРИЛОЖЕНИЕ:
1.Копия свидетельства о гос. регистрации МОД «_____»;
2. Копия Устава МОД «______»;
3
. Копия акта проверки;
4
. Заключение по правовому анализу акта.
5
. Копия искового заявления с приложением для ответчика.
(Подлинники приложенных копий документов и подтверждение (доказательства) расходов будут представлены непосредственно в суд.)

В случае неявки представителя МОД «_____», предварительное слушание по делу просим провести в отсутствии представителя МОД «______».

Председатель МОД «_____» _________________

Ст. 40 КАС РФ

1. В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

3. Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Административное исковое заявление, поданное на основании части 1, 2 или 3 настоящей статьи, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

5. Органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска.

6. В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

7. В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, в интересах которого было подано соответствующее исковое заявление, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит о том, что он поддерживает административный иск. В случае отказа указанных гражданина, представителя или законного представителя поддержать административный иск суд принимает отказ органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Комментарий к Статье 40 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований участвуют в судебном разбирательстве органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

2. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми (ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

3. Закон предоставляет право общественным объединениям потребителей обращаться в суд с заявлениями в защиту не только группы потребителей или неопределенного круга потребителей, но и конкретного потребителя. При этом специального оформления полномочий общественного объединения доверенностью, выданной потребителем на обращение в суд, не требуется <136>.
———————————
<136> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ
. 2006. N 9.

4. Право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц может быть установлено только федеральным законом. Закон субъекта Российской Федерации не относится к нормативным правовым актам, регулирующим порядок административного судопроизводства <137>.
———————————
<137> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ
. 2005. N 1.

5. Действующее законодательство не предоставляет депутату органа местного самоуправления права на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или выборного органа местного самоуправления <138>.
———————————
<138> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ
. 2004. N 3.

6. См. также комментарий к ст. ст. 39, 45, 62, 125, 135, 208, 218, 239 КАС РФ.

         Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

         В порядке ст.45 ГПК РФ прокурор вправе предъявлять подобные иски в защиту интересов государственных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и т.д., государственных (муниципальных) предприятий, других хозяйствующих субъектов в том случае, если в имуществе такого имеется доля государства, поскольку интересы  таких предприятий тождественны интересам государства и муниципального образования.

         Например, собственником средств, направляемых в Пенсионный фонд, является государство, в интересах которого прокурор вправе обратиться в суд. Такой же повод для обращения прокурора в суд возникает и в случаях предъявления исков в интересах Фонда обязательного медицинского страхования о взыскании с виновных средств, затраченных на лечение потерпевших от преступлений, поскольку вследствие этого восстанавливаются затраченные государственные средства. Это способствует реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, что фактически является и защитой интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.12 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Фонд обязательного медицинского страхования  в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 г. № 857, является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан. Финансовые средства Фонда – государственная собственность, и поэтому интерес Российской Федерации, связанный со взысканием с виновных лиц средств, затраченных на лечение потерпевших от преступлений, несомненен.

         Статья 45 ГПК РФ не ставит возможность предъявления заявления в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в зависимость от того, обладает ли лицо, в чьих интересах возбуждено дело, признаками юридического лица и правом на самостоятельное обращение в суд с иском. По смыслу данной нормы, единственным основанием возможности предъявления иска является нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, независимо от того, в интересах какого конкретного лица, в том числе и юридического, предъявлено исковое заявление. Вопрос о том, в интересах физического или юридического лица предъявлен иск, не является критерием определения наличия либо отсутствия у прокурора такого права.

         Аналогичной позиции следует придерживаться и в случаях предъявления прокурором исков о взыскании задолженности по коммунальным платежам.

         В силу ст.50 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, находится в собственности муниципальных образований.

         В соответствии с п.п.2,3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных Федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

        Имущество муниципальных учреждений, оказывающих услуги по отоплению, водоснабжению, текущему и капитальному ремонту жилья и т.д. формируется из муниципального имущества, закрепленного за ними в установленном порядке на праве оперативного управления, имущества. приобретаемого за счет городского (районного) бюджета, выделяемого им по смете: учредителями являются исполнительные органы муниципальных образований.

         Предъявление подобных исков можно обосновать защитой интересов неопределенного круга лиц, поскольку неоплата потребленных коммунальных услуг влечет за собой ущемление законных интересов неопределенного круга лиц — граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде и добросовестно оплачивающих коммунальные услуги. Вследствие недостатка материальных средств муниципальные учреждения не имеют возможности оплатить и обеспечить предоставление качественных услуг по отоплению, водоснабжению, текущему и капитальному ремонту жилья добросовестным потребителям.

         Права неопределенного круга лиц нарушаются также выпуском недоброкачественной продукции, деятельностью, приносящий вред окружающей природной среде, отключением населенных пунктов от электроэнергии.

         В ст.ст. 245,254 ГПК РФ прокурор не указан в числе лиц, обладающих правом обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

         При этом следует учитывать, что ст.45 ГПК РФ, включенная в раздел «Общие положения» ГПК РФ, является общей нормой по участию прокурора в гражданском процессе и именно поэтому имеет приоритет над специальной нормой Кодекса – ст.254 ГПК РФ. Принимая во внимание, что ч.1 ст.45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд с заявлением   в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими-либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

         При предъявлении таких заявлений необходимо строго соблюдать требования ч.3 ст.131 ГПК РФ, согласно которым в исковом заявлении, предъявляемом в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

         Необходимо также учитывать, что в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.

tinyton.ru
Административный иск в защиту неопределенного круга лиц
Административный иск в защиту неопределенного круга лиц

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: