Императивные нормы права примеры

Критерий разграничения норм на императивные и диспозитивные

Метод регулирования общественных отношений, примененный в конкретной правовой норме, позволяет разграничить нормы на императивные и диспозитивные. В системе права применяются и императивный, и диспозитивный метод, однако в одних отраслях преобладают императивные нормы, в других – диспозитивные.

Определение 1

Императивный метод – совокупность способов и приемов регулирования общественных отношений, которыми одному субъекту предоставляется власть, а другой должен ей подчиняться.

Определение 2

Диспозитивный метод – совокупность способов и приемов регулирования общественных отношений, основанный на учете инициативы и волеизъявления участников таких отношений.

Сложилось два подхода к диспозитивности в праве:

  • материальная диспозитивность – большинство ученых полагают, что инициатива сторон возможна в материальных правоотношениях (гражданских, семейных);
  • процессуальная диспозитивность – некоторые ученые считают, что диспозитивность распространяется только на распоряжение процессуальными правами (подача иска, его признание, заключение мирового соглашения).

Особенности императивных норм права

Определение 3

Императивная норма права – правовое предписание, которое во всех случаях обязательно для адресатов и не может быть изменено их соглашением.

Императивные нормы права характеризуются следующими особенностями:

  • категорическим характером, невозможностью отступления субъектов правоотношений от нормативно-правового веления;
  • преобладанием обязанностей и запретов;
  • формулируют единственно возможный вариант поведения субъектов правоотношений.

Императивные правовые нормы характерны для публичных отраслей права – уголовного, административного, процессуального. В качестве примера можно привести следующие правовые предписания:

  • ст. 81 Трудового кодекса РФ указывает на недопустимость увольнения работника по инициативе работодателя в период пребывания в отпуске или во время болезни;
  • ч. 3 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ указывает на то, что уголовные дела частно-публичного обвинения не подлежат прекращению за примирением сторон.

Особенности диспозитивных норм права

Определение 4

Диспозитивная норма права – правовое предписание, которое обязательно для сторон общественного отношения только в том случае, если они сами не согласовали иной вариант поведения.

Диспозитивные нормы права, в отличие от императивных,

  • предписывают вариант поведения, предоставляя при этом субъектам правоотношений возможность самостоятельно урегулировать свои права и обязанности;
  • правовая норма применяется в случае, если стороны не урегулировали свои отношения в договоре или иным образом.

К диспозитивным нормам также относятся

  • поощрительные нормы – предписывают предоставления мер поощрения за одобряемое обществом и государством поведение;
  • рекомендательные нормы – устанавливают желательные для государства варианты поведения.

Диспозитивные нормы чаще всего встречаются в отраслях частного права (гражданском, семейном, корпоративном). В то же время отдельные диспозитивные нормы и институты могут встречаться и в публичном праве (например, институт досудебного соглашения о сотрудничестве). Примерами диспозитивных норм являются:

  • п. 1 ст. 516 Гражданского кодекса РФ – в отсутствие соглашения сторон расчеты между сторонами осуществляются платежными поручениями;
  • ч. 1 ст. 33 Семейного кодекса РФ – применение законного режима имущества супругов, если они не установили иное регулирование брачным договором;
  • ч. 4 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ – право сторон административного судебного процесса заключить соглашение о примирении.

Курс лекций по информационному праву. Часть 1:Информационное общество и право — Примеры императивных информационно-правовых норм

  • Курс лекций по информационному праву. Часть 1:Информационное общество и право
  • Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
  • Преодоление электронно-цифрового разрыва
  • Государственная политика в области формирования информационного общества
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • Информация в актах действующего законодательства
  • Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе
  • Классификация информации по доступу к ней
  • Юридические особенности и свойства информации
  • Модель информационной сферы
  • Область поиска, получения и потребления информации
  • Область создания и распространения исходной и производной информации
  • Область формирования информационных ресурсов
  • Классификация информационных ресурсов
  • Область создания и применения информационных систем
  • Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
  • Понятие информационной безопасности
  • Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ
  • Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ
  • ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
  • Информационные права и свободы — фундамент информационного права
  • Информационные права и свободы в Конституции РФ
  • Общественные отношения, регулируемые информационным правом
  • Методы информационного права
  • Принципы информационного права
  • Субъекты информационного права
  • Система информационного права, место информационного права в системе права
  • Информационное право как наука
  • Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
  • Объекты исследования в правовой информатике
  • Информационное право как учебная дисциплина
  • ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
  • Примеры императивных информационно-правовых норм
  • Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
  • Классификация информационных правоотношений
  • Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации
  • Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности

Страница 34 из 38

Приведем примеры императивных информационно-правовых норм[31].

Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов…».

Нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.).

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»[32] «Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытость сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах».

Нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Стать я 20. Цели защиты

Целями защиты являются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; …».

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» «Статья I. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Цели настоящего Федерального закона — создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене и рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене». Нормы-запреты, признающие общественно вредными и недопустимыми с правовой точки зрения определенных действий.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа

3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок .их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан».

Компетенционные нормы, очерчивающие легальные пределы деятельности субъектов права.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 13. Гарантии предоставления информации

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес». Нормы-санкции, являющиеся либо частью состава правонарушений, либо самостоятельной нормой.

Уголовный кодекс РФ «Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет…».

Императивные нормы, содержащие однозначные предписания и закрепляющие обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и граждан.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 7. Государственные информационные ресурсы 2. Формирование государственных информационных ресурсов… осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией».

Примером одновременного применения методов императивного и диспозитивного регулирования может служить следующая норма.

Закон РФ «О государственной тайне» «Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием. Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством».

5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

· нормы федерального уровня и действия;

· нормы субъектов Российской Федерации;

· нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

· общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям;

· межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

· отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

· на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

  • Юридические тонкости
  • Императивные нормы права: примеры и применение. Что содержат и устанавливают императивные нормы права?

В методологическом и общетеоретическом смысле вопрос соотношения диспозитивности и императивности в условиях экономической глобализации считается одним из важнейших элементов более обширной проблемы. Она состоит в обеспечении баланса публичных и частных юридических начал в процессе регулирования гражданского оборота. Далее рассмотрим, как действуют императивные правовые нормы сегодня.

Общие сведения

Наибольшую актуальность в приведенной выше проблеме приобрели вопросы о необходимых пределах и объеме экономической свободы для всех участников рынка и законодательных гарантиях, призванных обеспечивать оптимальное сочетание и гармонизацию публичных и частных интересов. Решение этих и прочих задач позволит по-новому оценить то значение, которое имеют императивные нормы права в современных условиях.

Определение

Оно складывается на основании проанализированных и обоснованных методологических и теоретических подходов. Императивность, по своей сути, предполагает наличие в гражданской правовой системе категоричных повелений. В качестве них выступают запреты и позитивные обязывания. Эти повеления заключены в правилах-принципах, дефинитивных положениях и предписаниях. Императивные нормы устанавливают юридические обязанности и формулируют основные возможности. Данное определение имеет практическую ценность. Оно акцентирует внимание на нормативный состав всей гражданско-правовой отрасли. В качестве его основной направленности выступает выявление и исследование специфики конкретных групп норм, закономерностей и их положения в общей системе.

Особенности

Императивные нормы права обладают своими характерными чертами. В частности, к ним относят:

  • Распространенность. Императивные нормы выступают в качестве признака объективности в целом. В связи с этим они в той либо другой степени присутствуют во всех юридических отраслях.
  • Статус. Императивные нормы обладают особым влиянием на регулирование общественных отношений.
  • Метод внедрения. Императивность вводится в систему посредством установления ограничений.
  • Внешнюю форму. Императивные нормы представляют собой четко обозначенные категории: принципы, предписания, запреты, ограничения.
  • Функции. Императивные нормы исполняют охранительную, обеспечительную, системообразующую, регулятивную задачи. Они также наделяют субъектов юридическими возможностями и обязанностями.

В целом императивность гарантирует реализацию субъективного гражданского права, позволяя при этом выделить наиболее важные категории. Обеспечение исполнения и следования закрепленным предписаниям осуществляется за счет поддержки государственной силы. Она предусматривает наступление неблагоприятных последствий при несоблюдении гражданином предложенной модели поведения.

Взаимосвязи форм

В гражданском праве установлена взаимная зависимость различных категорий императивных норм. Их проявление, в свою очередь, находится под влиянием процесса обнаружения и закрепления общественно значимых интересов, которые соответствуют обусловленным в объективном плане потребностям социума в пределах имущественного оборота. Эта связь наделена особым значением. При обеспечении гражданским правом защиты интересов, не соответствующих существующим объективным социально-значимым потребностям в той либо другой области, возможно возникновение нарушения гражданского баланса в обществе в целом.

Основная цель

Императивные нормы предполагают применение права в качестве юридического ограничителя в широком смысле. Такое воздействие ориентировано на защиту экономических свобод субъектов, участвующих в имущественном обороте в рамках, определенных законом в условиях высокой монополизации этих отношений. Вместе с этим императивные нормы содержат такие предписания, которые обеспечивают защиту общественно-значимых интересов социума и государства в превентивном (предупредительном) порядке.

Классификация

Она может проводиться в соответствии с разными признаками. В частности, классификация возможна по:

  • Степени определенности. Существуют относительно и абсолютно императивные нормы.
  • Положению в системе. На основании данного признака выделяют специальные (применяемые к определенному институту) и общие.
  • Юридической технике закрепления. В данном случае имеется в виду непосредственно форма изложения (определяемые посредством толкования и четкие), внешняя атрибутика.
  • Методу регулирования. В соответствии с этим критерием выделяют нормы: запреты, позитивные обязывания, предписания.
  • Времени действия. В этом смысле различают постоянные и временные нормы.
  • Наличию либо отсутствию материально-обязывающего порядка поведения. По данному признаку выделяют статические и динамические нормы. Первые закрепляют положение субъектов и основные юридические возможности либо режим их реализации. В рамках второй категории описание отношений осуществляется в их динамике. Вместе с этим статичные положения могут также классифицироваться в соответствии с субъектным составом. На основании этого выделяют императивные нормы, которые распространяют свое действие на публичные правовые формирования, граждан и юрлиц.
  • Результату воздействия. В соответствии с этим признаком различают охранительные и регулятивные императивные нормы.

Мировая практика

В течение последних десятилетий достаточно остро стоит вопрос о взаимодействии императивных и коллизионных норм права. В частности, спор ведется относительно того, имеют ли последние приоритет перед первыми. Такая актуальность связана с тем, что императивные нормы международного права в ряде случаев исключают либо ограничивают действие коллизионных положений. Так, начало автономии волеизъявления сторон ограничено рамками обязательственного статута. В частности, вопросы, касающиеся личного закона участников, формы договора подчинены действию иных коллизионных положений. В соответствии с законодательством некоторых государств признание автономии сопровождается необходимостью локализации выбора используемого права, а также рядом других требований. Оговорка о публичных правилах исключает использование иностранной юридической системы в тех случаях, когда это противоречит основам правопорядка РФ. В мировой практике периодически возникают такие ситуации, в которых большую силу имеют императивные нормы. Примеры, приведенные выше, иллюстрируют далеко не все случаи. Более того, приведенные и иные существующие способы ограничения коллизионных положений имеют свою область применения.

Особые категории

За пределами названных выше приемов находятся «сверхимперативные» предписания суда государства. На них не распространяется публичный порядок, определяемый, в частности, в российском законодательстве в качестве «основ правопорядка». Такие предписания, тем не менее, способны ограничивать в ряде случаев начало автономии волеизъявления сторон, а также проявление других коллизионных положений. Практический интерес к обеспечению нормативного регулирования вопроса сверхимперативных норм в международной юридической сфере нашел свое выражение в Гаагской конвенции. Она определяла положения, применимые в рамках отношений доверительной собственности. Они имеют место при заключении договоров международной торговли. В соответствии с конвенцией, ее предписания не создают препятствия для применения тех предписаний, которые должны реализовываться вне зависимости от системы, регулирующей условия договора.

Правила применения для стран СНГ

Они во многом схожи с положениями статьи 7 Римской конвенции. Тем не менее, в разделе VII ГК для стран СНГ в ст. 1201 правила не ограничивают сферу применения императивных норм исключительно договорными отношениями. Это видно в следующих положениях:

  • Правила данного раздела не касаются действия императивных правовых норм, посредством которых осуществляется регулирование соответствующих отношений вне зависимости от предписания, подлежащего применению.
  • При использовании юридической системы какого-либо государства суд может применить ограничительный порядок иной страны, если он имеет тесную связь с конкретным отношением и если в соответствии с режимом этой страны он должен регулировать это взаимодействие. Вместе с этим уполномоченный орган должен принять во внимание характер и назначение норм такого рода и последствия, которые могут наступить при их использовании.

Спорный момент

Остается дискуссионным вопрос о сфере «сверхимпертивных» норм, имеющих место в российском праве. Некоторые из них исключают применение непосредственно отечественных коллизионных положений, обращаясь вместо них к иностранным предписаниям. Противоречивым моментом при начале международного сотрудничества может стать толкование любой частно-императивной нормы как ограничивающего правила для действия коллизионной нормы собственного права страны. С таким подходом исключается возможность обеспечивать защиту субъективных интересов, появляющихся под влиянием зарубежной юридической системы.

Читайте также

Производство Применение гражданского законодательства

просмотров — 803

Правильное применение норм гражданского права предполагает выяснение степени их обязательности и точного содержания.

По степени обязательности гражданско-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивными являются нормы, строго обязательные для всœех участников гражданского оборота. Правила, предусмотренные ими, не могут изменяться по усмотрению субъектов.

Примеры императивных норм:

ñ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации (п.3 ст.49 ГК РФ);

ñ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (п.1 ст.54 ГК РФ);

ñ если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п.1 ст.186 ГК РФ).

Большинство норм, содержащихся в Гражданском кодексе, является диспозитивными. Диспозитивная норма — это норма, правила которой могут изменяться по усмотрению субъектов.

Примеры диспозитивных норм:

ñ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, другими законами или договором (п.1 ст.407 ГК РФ);

ñ договором купли-продажи может быть предусмотрена обязанность продавца или покупателя страховать товар (абз.1 ст. 490 ГК РФ).

ñ если иное не предусмотрено договором продажи предприятия право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю (п.2 ст.564 ГК РФ);

ñ если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору в месте нахождения последнего (п.1 ст.668 ГК РФ).

Для уяснения содержания нормы гражданского права его крайне важно истолковать. По субъекту, осуществляющему толкование, различают официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование — ϶ᴛᴏ толкование, даваемое уполномоченным на то субъектом. Оно является юридически значимым. Официальное толкование может быть нормативным (аутентичным и легальным) и казуальным (судебным).

Неофициальное толкование может быть обыденным, профессиональным, доктринальным (научным). Оно не является обязательным.

Аутентичное толкование — ϶ᴛᴏ толкование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дается органом, принявшим толкуемую норму. В силу этого оно столь же обязательно, как и сама норма. Легальное толкование имеет место в тех случаях, когда толкование осуществляется субъектом, которому это специально поручено. Именно такое толкование дается Пленумами Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Это толкование строго обязательно для всœех нижестоящих судов.

Казуальное толкование имеет место тогда, когда смысл правовой нормы выявляется судом применительно к конкретному случаю. Результат такого толкования излагается для участников судебного разбирательства.

Научное (доктринальное) толкование — ϶ᴛᴏ толкование, даваемое учеными. Профессиональное толкование дается юристами. Обыденное толкование – любыми гражданами.

Учитывая зависимость отспособа толкования различают грамматическое, логическое, систематическое, специально-юридическое и историко-политическое толкование.

Грамматическое толкование предполагает уяснение смысла нормы гражданского права на основе анализа ее текста с использованием правил морфологии и синтаксиса (выясняется значение отдельных слов, знаков препинания, союзов, вводных слов в предложении).

Логическое толкование состоит в анализе не слов, а обозначаемых ими понятий и явлений. При этом применяются правила и приемы формальной логики.

Систематическое толкование заключается в уяснении содержания норм в их взаимной связи, с учетом их места и значения в данном нормативном акте, а также в юридическом институте и отрасли права в целом.

Специально-юридическое толкование раскрывает содержание юридических терминов и конструкций, используемых в норме права. Так, чтобы уяснить смысл нормы, посвященной суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая (ст.965 ГК РФ), крайне важно, как минимум, разобраться в следующих терминах: «суброгация», «страховщик», «кредитор», «должник», «страховой случай».

Историко-политическое толкование предполагает выяснение исторических условий принятия нормативного акта͵ содержания полемики, разворачивавшейся вокруг отдельных его положений, социально-политических целœей издания акта͵ а также практики его применения, что позволяет выявить действительную волю законодателя, выраженную в толкуемой норме.

Результат толкования может быть буквальным, расширительным и ограничительным.

Буквальное толкование применяется тогда, когда словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают.

В случае если действительный смысл нормы шире, чем ее словесное выражение, то применяется расширительное толкование. Так, в п.2 ст.63 ГК РФ говорится о промежуточном ликвидационном балансе, составляемом ликвидационной комиссией, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица. Возникает вопрос, что охватывается понятием «имущество?» «Только ли вещи?». Или вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, а также обязанности юридического лица? Очевидно, что раз речь идет о его ликвидации, то крайне важно учесть всœе перечисленные объекты. А значит в данном случае термин «имущество» и весь смысл нормы нужно трактовать расширительно.

Встречаются ситуации, когда действительный смысл нормы права ýже, чем ее словесное выражение. В этом случае применяется ограничительное толкование. К примеру, абз.2 п.1 ст.49 ГК РФ разрешает коммерческим организациям, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Уяснение смысла нормы, изложенной в указанной статье, показывает, что речь здесь идет «о любой деятельности» за изъятием тех ее видов, которые рассчитаны только на физических лиц. Ясно, что права и обязанности, вытекающие из пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением, бытового подряда, найма жилого помещения не могут распространяться на юридических лиц. Соответственно, содержание нормы нужно толковать ограничительно.

Читайте также

  • — Применение гражданского законодательства

    В пространстве и по кругу лиц

    Пространство
    Законы действуют на определенной территории в соответствии с тем, какой орган их принял:
    Федеральные законы – на всей территории РФ,
    Законы субъектов РФ – соответственно на территории этих субъектов,
    Акты местной… [читать подробенее]

  • — Действие и применение гражданского законодательства

    Для применения актов гражданского законодательства необходим определенный порядок их принятия и опубликования.
    Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания РФ в порядке, установленном… [читать подробенее]

  • — СТАТЬЯ 6. Применение гражданского законодательства по аналогии.

    ЗАКОН ГЛАСИТ
    30 ноября 1994 г. № 51&… [читать подробенее]

  • — Применение гражданского законодательства по аналогии. Толкование гражданско-правовых норм.

    В настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед судами, является установление обычаев, включая обычаи делового оборота, обыкновений, толкования гражданско-правовых норм, уяснения смысла норм иностранного права и многие другие.
    Чаще всего перед судами… [читать подробенее]

  • — Применение гражданского законодательства

    Характер гражданско-правовой нормы зависит от степени обязательности для участников гражданских правоотношений со­держащихся в ней правил поведения.
    Если норма гражданского права содержит правило, которое участники гражданского оборота не могут изменять по своему… [читать подробенее]

  • — Применение гражданского законодательства

    Диспозитивные императивные нормы гражданского права. Содержащиеся в актах гражданского законодательства правовые нормы применяются как самими участниками общественных отношений, так и правоприменительными органами, например, в случае спора, возникшего между… [читать подробенее]

  • — Применение гражданского законодательства

    Правильное применение норм гражданского права предполагает выяснение степени их обязательности и точного содержания.
    По степени обязательности гражданско-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивными являются нормы, строго... [читать подробенее]

  • — Применение гражданского законодательства

    Диспозитивные императивные нормы гражданского права. Содержащиеся в актах гражданского законодательства правовые нормы применяются как самими участниками общественных отношений, так и правоприменительными органами, например, в случае спора, возникшего между… [читать подробенее]

  • — Применение гражданского законодательства

    Правильное применение норм гражданского права предполагает выяснение степени их обязательности и точного содержания.
    По степени обязательности гражданско-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивными являются нормы, строго... [читать подробенее]

  • — Применение гражданского законодательства по аналогии.

    В случаях, когда отношения, входящие в предмет гражданского права, прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, ктаким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское… [читать подробенее]

  • tinyton.ru
    Императивные нормы права примеры
    Императивные нормы права примеры

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: