Инструкция по первозки ог

Какие документы нужны для перевозки опасных грузов

Перед началом транспортировки компания-перевозчик обязана ознакомиться, какие документы нужны для перевозки опасных грузов. ДОПОГ регламентирует определенный набор документов для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом: 

— маршрутная документация (путевка)

— письменные указания по транспортировке ОГ

— контракт между заказчиком и перевозчиком

— паспорт безопасности материала MSDS

— товаротранспортная накладная на транспортируемое груз

— ДОПОГ на автомобиль

— удостоверение автоводителя на право автоперевозки ОГ

— инфознаки опасности груза 

— допуск МВД к автоперевозке ОГ — спецразрешение

Документы необходимые для перевозки опасных грузов

Путевка

При транспортировке опасных грузов является одним из базовых документов водителя, выдаваемым до начала совершения транспортировки. Обязательным является заполнение в строках 20-21 маршрута автомобиля с ОГ. Верхняя строка лицевой стороны путевого листа помечается красной надписью, обозначающей транспортировку ОГ. Обязательно внесение разряд ОГ.

Письменные указания по транспортировке ОГ транзитом

Документы необходимые для перевозки опасных грузов предполагают неотъемлемое присутствие письменных указаний по транспортировке для автоводителей на случай аварийной ситуации, а также иных непредвиденных событий. Инструкции должны отвечать стандартам и отражать последовательность действий при ЧС, отражать знаки, предметы личной защиты, аварийные карточки.

Договор транспортировки ОГ

Правила перевозки опасных грузов предполагают обязательное наличие контрактов между заказчиком и автоперевозчиком. Они являются основными документами для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, регламентирующими ответственность всех сторон сделки, и обязаны отражать следующие аспекты: название транспортировки ОГ, предполагаемый транспорт для перевозки опасных грузов, принципы расчетов, обязательства сторон, порядок решения спорных ситуаций, форс-мажор.

Паспорт вещества

MSDS — обязательный документ для перевозки опасных грузов. Действует от 3 до 5 лет и отражает основные данные о процессах изготовления, утилизации вещества.

ТТН

ТТН в списке документов для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом имеет функцию учета перемещений имущественных предметов при транспортировке. Товаротранспортный документ включает две части:

автотранспортную (информирует о классе опасности груза, сроках выпуска сертификата ОГ, вспомогательных мероприятиях по безопасности) и товарную (указывает опасность вещества, имеет предупреждающую алую пометку ОГ).

Удостоверение ДОПОГ о допуске автомобиля к совершению опасных автоперевозок

В числе документов необходимых для перевозки опасных грузов, относящихся непосредственно к автотранспортному средству, обязательный характер носит допуск на совершение данного вида автоперевозок. Действителен документ 1 год.

Удостоверение ДОПОГ — один из основных документов водителя при перевозке опасных грузов

Наряду с водительским удостоверением, сертификат ДОПОГ является одним из важнейших документов водителя при перевозке опасных грузов. Оно представляет собой пластиковую карту с фото соискателя, нанесением отметок об освоенных курсах и допусках к транспортировке ОГ определенных классов.

Информационный знак опасности перевозимого вещества

Обязательным условием для совершения транспортировки ОГ является маркировка опасных грузов инфознаками:

на передней и задней части транспорта для перевозки опасных грузов размещается табличка ОГ на оранжевом фоне.

Разрешение МВД на перевозки грузов повышенной опасности

Документы необходимые для перевозки опасных грузов по дорогам общего пользования, являются специальные разрешения, получаемые в управлении госавтодорнадзора и согласовывающие четкий маршрут транспортного средства.

Настоящий перечень документов для перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, является базовым и может быть дополнен в зависимости от страны происхождения груза и конечной точки разгрузки автомобиля. При выполнении международных грузоперевозок всегда следует ознакомиться со спецификой транспортного законодательства всех стран по маршруту и досконально разобраться, какие документы нужны для перевозки опасных грузов в той или иной конкретной стране.

Согласно международной статистике, доля опасных грузов (ОГ), перемещающихся по общественным дорогам, составляет половину от общего грузооборота.

Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения.

Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.

Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.

Опасные грузы: что это?

К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, которые при транспортировке способны причинить вред человеку и животным, окружающей среде, спровоцировать возникновение опасной ситуации.

Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений.

Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.

Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.

Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.

Всего таких категорий — 9, и у каждой из них есть свой код, состоящий из 4 цифр:

  • 1- класс;
  • 2 — подкласс;
  • 3 — категория опасности;
  • 4 — степень опасности.

Классифицируются опасные грузы следующим образом:

  • 1 класс – взрывчатые материалы (ВМ);
  • 2 – газы;
  • 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4.1 – легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ): самореактивные и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
  • 4.2 – самовозгорающиеся вещества;
  • 4.3 – вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5.1 – окисляющие вещества;
  • 5.2 – органические пероксиды;
  • 6 – ядовитые вещества;
  • 6.1 – токсичные;
  • 6.2 – инфекционные (ИВ);
  • 7 – радиоактивные материалы (РМ);
  • 8 – едкие (коррозионные) вещества (ЕК);
  • 9 – прочие опасные вещества.

В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.

Перевозка опасных грузов: правила и требования

Для того чтобы перевозка опасных веществ и материалов была максимально безопасной, водитель должен соблюдать предельную осторожность, а также выполнять все требования, которые содержатся в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.

Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.

Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.

Далее рассмотрим все условия, которые поставлены перед водителем и перевозчиком подобных грузов.

Видео: Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ / ПОГАТ — разъяснения и комментарии специалистов

Обязательные документы

Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:

  • лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
  • документ о прохождении техосмотра;
  • разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
  • маршрутный лист;
  • документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.

Подготовка автомобиля

Транспортировка опасных грузов возможна только в специальных автомобилях.

Требования к автотранспорту:

  • труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
  • бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
  • электропроводка изолируется специальным материалом;
  • у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
  • сзади устанавливается противоударный бампер.

Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.

Спецавтомобиль должен быть оснащён:

  • особыми надписями;
  • определённым окрасом;
  • проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
  • информационными табличками СИО спереди и сзади.

Что же указывается на таблицах системы информации? Здесь зафиксирован код экстренных мер (КЭМ), складывающийся из определённого набора букв и цифр. Каждый символ обозначает определённое действие, которое нужно обязательно выполнить для устранения последствий возможной аварийной ситуации.

Код экстренных мер должен указываться:

  • на таре груза;
  • на контейнере,
  • в информационной табличке на кузове автомобиля;
  • в аварийной и информационной карточках.

Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.

Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.

Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.

Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Маршрут следования

К маршруту перемещения ОГ выдвигаются строгие требования. В ряде ситуаций перевозчику потребуется обязательное согласование с автодорожной полицией. Но есть и общие требования к маршруту, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Итак, на пути следования автомобиля с ОГ не должны встречаться:

  • крупные населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • промышленные объекты;
  • охраняемые природные территории;
  • учебно-воспитательные учреждения;
  • объекты здравоохранения;
  • территории, предназначенные для проведения культурно-массовых мероприятий.

Требования к грузу

Они зависят от специфики груза. Так, например, химические вещества должны содержаться в таре, изготовленной из материала, который не вступает в реакцию и не разрушается при взаимодействии с ним.

В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.

Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:

  • соответствие ГОСТу;
  • герметичность;
  • прочность и влагостойкость;
  • непроницаемость;
  • надёжное закрепление;
  • маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.

Требования, предъявляемые водителю

Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:

  • обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
  • проходить медосмотр перед каждым рейсом;
  • иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).

Как пройти обучение на перевозку опасных грузов?

Обучение водителей, выполняющих перевозку ОГ, включает освоение специальной программы, предписанной для подготовки водителей, планирующих заниматься подобным делом.

С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.

Как получить разрешение на перевозку опасных грузов?

Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:

  • характер груза;
  • маршрут следования;
  • ответственных за перевозку.

К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:

  • аварийная карточка;
  • утверждённый маршрут перевозки;
  • свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.

Штраф за перевозку опасного груза без разрешения

Несоблюдение правил транспортировки грузов, относящихся к категории опасных, грозит перевозчику и водителю наказанием в виде:

  • уплаты штрафа;
  • конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
  • лишения водительских прав;
  • изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.

Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.

Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:

  • для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
  • для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
  • для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.

Транспортировка опасного груза – мероприятие очень серьёзное, как для водителя, так и для компании-перевозчика. Лица, занимающиеся подобной деятельностью, должны понимать всю ответственность, которую они берут на себя.

Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.

В последнее время в связи с постепенным увеличением дефицита природных материалов в экономике все шире используются синтетические вещества, а следовательно, расширяется их перевозка. Практически все такие вещества относятся к опасным, при перевозке которых необходимо соблюдать специальные правила.

К опасным грузам (ОГ) относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара и повреждения АТС, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

Перевозки ОГ регламентируются специальными нормативными документами и международными соглашениями. Это вызвано тем, что, с одной стороны, такие перевозки в связи с увеличением производства и использования искусственных материалов постоянно расширяются, с другой — участники дорожного движения и окружающая среда не должны подвергаться повышенному риску, связанному с возможностью аварий и каких-либо других происшествий с перевозимыми опасными веществами.

Основным документом, которым необходимо руководствоваться при подготовке и организации перевозки ОГ, являются «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные приказом Минтранса России от 08.08.95 г. № 73 (с изменениями в редакции приказов Минтранса России от 11.06.99 г. № 37 и от 14.10.99 г. № 77). Правила содержат перечень ОГ по классам, указания по выбору маршрута перевозки ОГ, рекомендации по порядку движения ПС с ОГ, дополнительные требования к техническому состоянию ПС, дополнительные требования к водительскому составу, действия работников органов МВД в случае вынужденной остановки или дорожно-транспортного происшествия (ДТП), основные сведения о системе информации об опасности.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОЛОГ) распространяется на международные перевозки ОГ, т. е. перевозки, производимые через территорию, по крайней мере, двух стран, подписавших соглашение. Соответствующие национальные соглашения, как правило, соответствуют ДОЛОГ, но могут иметь и дополнительные условия, относящиеся к местным перевозкам (когда перевозка начинается и заканчивается на национальной территории). ДОЛОГ разработано ЕЭК ООН и подписано в Женеве 30 сентября 1957 г. Последней редакцией ДОЛОГ является редакция 2005 г. (ДОЛОГ—2005).

Основная цель принятия ДОЛОГ — повышение безопасности дорожных перевозок без ограничения на номенклатуру перевозимых грузов, кроме слишком опасных для перевозки. Последнее достигается посредством упрощения формальных процедур за счет единой классификации и требований. Для достижения поставленной цели ДОЛОГ определяет требования не только к перевозчику, но и к грузовладельцу, производителям тары и ПС, а также органам управления дорожным движением.

На основании ДОПОГ—2005 все ОГ подразделяют на классы, некоторые классы для более точной классификации веществ имеют подклассы.

Опасные грузы классифицируются также по критериям транспортной опасности, увеличивающей область вероятного отрицательного воздействия этих грузов при перемещении их в пространстве. Это является основным отличием транспортной опасности от опасности, возникающей на промышленных предприятиях, производящих и потребляющих опасные вещества, где вероятность отрицательного воздействия таких веществ на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т. е. ограниченный в пространстве.

При перевозке опасных грузов на транспортном средстве даже в светлое время суток должен быть включен ближний свет фар — предупредительный сигнал другим участникам движения о необходимости соблюдать особую осторожность. Кроме того, на транспортном средстве, перевозящем опасный груз (взрывчатые, радиоактивные, сильнодействующие ядовитые, легковоспламеняющиеся вещества) или необезвреженную тару из-под него, спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки в виде прямоугольника 690 х 300 мм, правая часть которого шириной 400 мм ярко-оранжевого, а левая белого цвета с черной каймой шириной 15 мм. На левой стороне условными обозначениями приводят сведения о характере груза.

Требования к автоцистернам для перевозки сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

Транспортировка горючих жидкостей даже в небольших количествах разрешается только в цистернах или металлических емкостях. При этом автобензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, отводящими статические заряды.

Комплектация автомобилей, перевозящих опасные грузы

Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации. Топливный бак должен быть удален от аккумуляторной батареи или отделен от нее непроницаемой перегородкой, а также удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы и расположен таким образом, чтобы в случае утечки из него горючего оно выливалось непосредственно на землю, не попадая на перевозимый груз. Бак, кроме того, должен иметь защиту (кожух) со стороны днища и боков. Топливо не должно подаваться в двигатель самотеком.

В случае разового использования автомобиля для перевозки опасных грузов классов 1, 2, 3, 4 и 5 допускается установка искрогасительной сетки на выходное отверстие выпускной трубы глушителя.

Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям: номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В; электропроводка должна состоять из проводов, предохраняемых бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии, и должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревание; электросеть должна предохраняться от повышенных нагрузок с помощью плавких предохранителей (заводского изготовления) или автоматических выключателей; электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла пострадать от ударов и трения о конструктивные части автомобиля и была защищена от тепла, выделяемого системой охлаждения и отвода отработавших газов; если аккумуляторы расположены не под капотом двигателя, то они должны находиться в вентилируемом отсеке из металла или другого материала эквивалентной прочности с изолирующими внутренними стенками; автомобиль должен иметь приспособление для отключения аккумулятора от электрической цепи с помощью двухполюсного выключателя (или другого средства), который должен быть расположен как можно ближе к аккумулятору. Привод управления выключателем — прямого или дистанционного действия — должен находиться как в кабине водителя, так и снаружи транспортного средства. Он должен быть легкодоступным и обозначаться отличительным знаком. Выключатель должен быть таким, чтобы его контакты могли размыкаться при работающем двигателе, не вызывая при этом опасных перегрузок электрической цепи; запрещается пользоваться лампами, имеющими цоколи с резьбой. Внутри кузовов транспортных средств не должно быть наружных электропроводок, а электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку.

У автомобиля с кузовом типа фургон кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и оборудоваться соответствующей системой вентиляции в зависимости от свойств перевозимого опасного груза. Для внутренней обивки используются материалы, не вызывающие искр, деревянные материалы должны иметь огнестойкую пропитку. Двери или дверь должны оборудоваться замками. Конструкция двери или дверей не должна снижать жесткость кузова. В тех случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов используется брезент, он должен изготовляться из трудновоспламеняющейся и непромокаемой ткани и прикрывать борта на 200 мм ниже их уровня и должен прикрепляться металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением.

Транспортное средство должно иметь сзади по всей ширине цистерны бампер, в достаточной степени предохраняющий от ударов. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью бампера должно составлять не менее 100 мм (это расстояние отмеряется от крайней задней точки стенки цистерны или от выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом).

Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установленные в верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае опрокидывания. Такая защитная конструкция может быть изготовлена в форме усиливающих колец, защитных колпаков, поперечных или продольных элементов, форма которых должна обеспечить эффективную защиту.

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий исправный инструмент и оборудование:

  1. набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства — огнетушители, лопату и необходимый запас песка для тушения пожара;
  2. не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес;
  3. два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета, сконструированных таким образом, чтобы их использование не могло вызвать воспламенения перевозимых грузов;
  4. в случае стоянки ночью или при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета: один перед транспортным средством на расстоянии примерно 10 м, другой — позади транспортного средства на расстоянии примерно 10 м;
  5. аптечку и средства нейтрализации перевозимых опасных веществ. В случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки и в аварийной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.

Требования к водителям и сопровождающим лицам, участвующим в перевозке опасных грузов

Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж. Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает: изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок); изучение свойств перевозимых опасных грузов; обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах; обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция); подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже 1 раза в 3 года (приказ Минздрава СССР от 29.09.89 г. № 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

Настоящая инструкция по охране труда для водителя при перевозке опасных грузов доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

Инструкции по охране труда для водителя при перевозке опасных грузов подготовлена на основе СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда», содержащего отраслевую типовую инструкцию по охране труда — ТОИ Р-15-031-97, с учетом требований действующих законодательных и нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для водителя при перевозке опасных грузов (далее — водителя) при выполнении им работ согласно профессии и квалификации.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция устанавливает порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов, населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования.
1.2. К опасным грузам относятся:
— взрывчатые материалы;
— сжатые газы;
— ЛВЖ И ГЖ;
— ядовитые вещества;
— радиоактивные материалы;
— едкие коррозионные материалы.
1.3
. На перевозку опасных грузов должна иметься лицензия.
1.4
. При перевозке особо опасных грузов грузополучатель и отправитель должны получить разрешение от органов внутренних дел.
1.5
. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, на партию грузов, но не более, чем на 6 месяцев.
Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране.
1.6. За подбор лиц, сопровождающих опасный груз, его инструктаж несут ответственность руководители организаций.
1.7
. В обязанности ответственного входят:
— охрана перевозимого груза;
— инструктаж сотрудников охраны;
— соблюдение правил безопасности при движении груза;
— сдача грузов по прибытии.
1.8. Маршрут перевозки не должен проходить через крупные населенные пункты, зоны отдыха, большие промышленные предприятия, природные заповедники.
1.9
. Маршрут движения должен быть согласован с работниками ГИБДД.
1.10
. К работе в качестве водителя для перевозки опасных грузов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение и инструктаж на право работы, а также имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.
1.11
. Компоновка автотранспорта для перевозки ЛВЖ И ГЖ должна отвечать следующим требованиям:
— конструкция должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала;
— должны иметь устройства для отвода статического электричества при их заливе (сливе) и в движении;
— выпускная труба двигателя автоцистерны должна быть вынесена в правую сторону вперед.
К конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем искрогасителя;
— комплектуют средствами пожаротушения (два порошковых огнетушителя);
— должны быть размещены два знака «опасность», мигающий фонарь красного цвета, кошма, емкость для песка массой 25кг;
— на боковых сторонах и сзади должна иметься надпись «огнеопасно»;
— присоединительные устройства рукавов должны быть изготовлены из материалов, не создающих искрения при ударах;
— электропроводку, находящуюся в зоне цистерны прокладывают в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты;
— должны быть таблицы с краткой инструкцией по эксплуатации и техники безопасности, а также предупредительные надписи, принципиальные гидравлические и кинематические схемы;
— с левой стороны (по ходу движения) должна быть табличка с предупреждающей надписью: «при наливе и сливе топлива автоцистерна должна быть заземлена»;
— должны быть установлены опознавательные знаки (опасный груз) ввиде прямоугольника размером 690×300 мм, правая часть которого размером 400×300 мм окрашена в оранжевый, а левая в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 см;
— для удобства работы обслуживающего персонала автотранспорт должен быть оборудована лестницами и площадками;
— должен быть оборудован устройством для хранения рукавов во время передвижения, ящиками для укладки запасных частей, специнструмента и принадлежностей;
— для предотвращения повышения давления в цистерне должно применяться дыхательное устройство;
— рукава для топлива должны быть маслобензостойкими и антистатическими.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед выездом водитель автотранспорта для перевозки опасных грузов должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также общего физического состояния, пройти дополнительный инструктаж и ознакомиться с маршрутом движения.
2.2
. Администрация не имеет права заставлять водителя, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние автотранспорта не отвечает техническим условиям, правилам техники безопасности и правилам дорожного движения.
2.3
. Перед выпуском водителя автотранспорта для перевозки опасных грузов механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования.
2.4
. Водитель автотранспорта должен перед выездом проверить техническое состояние в частности:
— исправность двигателя;
— тормозов;
— рулевое управление;
— фары;
— стоп-сигнал;
— указатели поворотов;
— звуковой сигнал;
— отсутствие подтекания масла, воды, топлива;
— устройство для отвода статического электричества;
— состояние глушителя, который должен быть выведен вперед;
— исправность фонаря-мигалки;
— наличие знаков безопасности;
— наличие не менее 2-х огнетушителей;
— приспособления для крепления шлангов;
— крепление болтов карданного вала.
Кроме того, проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторных батареях.
2.5. Исправность автотранспорта перед выездом на маршрут водитель подтверждает подписью в путевом листе.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Пуск двигателя производить при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
 не включая зажигания, провернуть коленвал, убедиться, что рычаг коробки передач находится в рабочем состоянии
. Затем включить зажигание. Пусковую рукоятку проворачивать по кругу снизу вверх, не брать рукоятку «в обхват». При запуске двигателя с ручной регулировкой опережение зажигания устанавливать позднее зажигания. Посторонних лиц к запуску не допускать.
3.2
. Контроль за погрузочно-разгрузочными работами опасных грузов возлагаются на ИТР-представителя грузополучателя.
3.3
. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны проводиться на специально оборудованных постах.
3.4
. Перемещение бочек с опасными грузами могут осуществляться только по специально устроенными трапам, настилам.
3.5. При перевозки опасных грузов колонной должны соблюдаться следующие требования:
— дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м;
— в горных условиях – не менее 300 м;
— при видимости менее 300 м перевозка опасных грузов запрещена.
3.6
. При перевозке особо опасных грузов стоянка автомашин в населенных пунктах запрещена.
3.7. При перевозке особо опасных грузов колонной из 5 машин, должна быть в колонне резервная машина.
3.8
. Перевозка и очистка тары производится в том же порядке, что и перевозка опасного груза.
3.9
. Операции по переливу, приему и отпуску этилированного бензина должны быть механизированы.
3.10
. Водитель бензовоза должен находиться с наветренной стороны при отключенном двигателе.
3.11. Скорость движения автомобиля (бензовоза) не должны превышать 50 км/ч, а на поворотах не более 10 км/ч. Водитель автомобиля заправщика должен начинать движение только после включения фонаря–мигалки.
3.12. При сливе бензина с машины заправщика проверить незагроможденность участка, отсутствие лишних предметов.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Организация грузополучателя (грузоотправителя) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему на каждую перевозку и выделяют специальные аварийные бригады.
4.2
. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования.
4.3. При попадании в автотранспортное дорожное происшествие необходимо:
— вызвать инспектора ГИБДД;
— поставить в известность руководство и вызвать аварийную бригаду.
4.4
. Действия аварийной бригады включают:
— обнаружение и удаление рассыпанного, разлитого груза;
— оказание первой медицинской помощи;
— при необходимости эвакуация водителей и сопровождающих;
— проведение дезактивации, дезинфекции;
— обезвреживание спецодежды.
— оповещение грузополучателя об аварии.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Водитель автотранспорта после перевозки опасных грузов обязан поставить машину на место, отведенное для ее стоянки. Выключить двигатель, в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание ее замерзания.
5.2
. Очистить машину от грязи, подтянуть болтовые соединения (при необходимости провести дезинфекцию). Добавить, где необходимо смазки.
5.3
. Убрать пусковые приспособления, исключив всякую возможность запуска автомобиля посторонними.
5.4. Если в машине имеются какие-то неисправности сообщить об этом механику.

За эту инструкцию по охране труда благодарите Сергея 😉

Скачать Инструкцию

tinyton.ru
Инструкция по первозки ог
Инструкция по первозки ог

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: