Исполнение наказания осуществляется в соотвествии с законодательством

Ст. 7 УИК РФ устанавливает, что основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются

    • либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также
    • или .

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, составная часть которого представляет собой назначенное осужденному наказание, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.

Сущностью наказания является особая форма государственного принуждения (кара).

Исполнение наказания — урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок примене­ния мер государственного принуждения, выра­жающийся в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполне­ние» употребляет термин «отбывание» наказа­ния. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воз­действия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.

Термин «исполнение» наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда.

Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодатель­ством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от дей­ствий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Содержание исполнения наказания

Сущность и содержание наказания при его исполнении, объем приме­няемых к осужденным правоограничений и принудительных мер, полномо­чия администрации учреждений по их осуществлению реализуются в режи­ме, который согласно и ч. 1 ст. 82 УИК РФ рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, и который в общем случае включает:

    1. изоляцию от общества;
    2. карательное воздействие.

Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он

    1. выступает в качестве одного из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9),
    2. создает одновременно усло­вия для применения других средств их исправления (ч. 2 ст. 82).

Применительно к наказанию определенного вида режим приобретает конкретное содержание, которое определяется его спецификой. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются при исполнении наказа­ний, связанных с изоляцией от общества: в арестных домах, дисциплинарных воинских частях, исправительных учреждениях. Они регламентируют весь образ жизни осужденных как в нерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности, охватывают все сферы их жизнедеятельности, которые нахо­дятся под контролем администрации органов, исполняющих эти наказания.

Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализует­ся путем применения к осужденным всей совокупности ограничений, уста­новленных условиями отбывания конкретного наказания.

Применение этих правоограничений — не самоцель, их назначение со­стоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответ­ствии с его целями, установленными уголовным законодательством. Указан­ные правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреж­дения совершения им новых преступлений.

Реализация мер принуждения, ограничения прав присуща исполнению всех видов наказания, но их объем зависит от конкретного вида наказания. Лишение гражданина одного из основных субъективных прав — свободы влечет за собой ограничение совокупности наиболее значимых для него со­циальных ценностей и благ — свободы передвижения, свободы общения, ог­раничения социальных связей, возможности распоряжаться многими важ­ными для него субъективными правами. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку ли­шение или сужение объема прав обусловлено именно изоляцией.

При исполнении исправительных работ карательное воздействие выра­жается в ограничении определенного объема трудовых и иных прав осуж­денного и удержании заработка в размере, установленном приговором суда ( УИК РФ).

При осужде­нии к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью карательное воздействие состоит в увольне­нии осужденного с должности и лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенными видами профессиональной дея­тельности — врачебной, педагогической и т. д. (ст. 34 УИК РФ).

Посредством режима реализуется функция социального контроля, кото­рый осуществляется путем регламентации поведения осужденных, организа­ции надзора за ними и оценки поведения на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже вид наказания, назначенного осужденному, тем интенсивнее реализуется в режи­ме социально-контрольная функция. При осуществлении этой функции пре­дупреждается противоправное поведение осужденных.

Карательное воздействие на осужденных, система установленных для них правоограничений обусловливают необходимость исчерпывающей регламен­тации нормами права всего комплекса вопросов, связанных с реализацией режима. Нормы права одновременно тщательно регламентируют полномочия органов, исполняющих наказания, должностных лиц, общественных объеди­нений по отношению к осужденным, процедуру принятия ими решений по отношению к осужденным, устанавливают правила взаимоотношений с осужденными, поведение граждан, находящихся в исправительных учрежде­ниях и на других его объектах. Такая детальная регламентация правил режи­ма объективизируется необходимостью создания правовых предпосылок, ко­торые обеспечивали бы соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения — исполнения уголовного наказания.

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

В комментируемой статье приведен исчерпывающий перечень оснований исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Указанные основания являются юридическими фактами, необходимыми для обращения к исполнению приговора суда, иных судебных решений, а также актов исполнительной власти.

Полный перечень уголовных наказаний приведен в ст. 44 УК РФ. Не входящие в этот перечень меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, относятся к категории иных мер уголовно-правового характера. В соответствии с действующим уголовным законом такими мерами являются: условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества.

Реализация уголовно-правовых мер, включая и наказание, возможна только при наличии одного из оснований, приведенных в комментируемой статье. При этом их реализация осуществляется с учетом и на основе положений УПК РФ, устанавливающего порядок вступления в законную силу судебных решений, а также иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия реализации актов помилования или актов об амнистии.

Первым среди оснований исполнения наказания назван приговор. Это обусловлено тем, что приговор является наиболее распространенным основанием исполнения наказания. В ст. 49 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, именно вступивший в законную силу приговор суда определяет виновность или невиновность лица и необходимость применения к нему уголовного наказания. В приговоре указываются вид наказания, его размер или срок, вид учреждения при назначении наказания в виде лишения свободы, решаются иные вопросы, связанные с наказанием.

Статьей 390 УПК РФ установлено, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами, а приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.

Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

Право пересмотра приговора вышестоящим судом также относится к числу конституционных прав. Это право закреплено в ст. 50 Конституции РФ.

Вышестоящий суд вправе оставить без изменения, отменить или изменить приговор суда. В последнем случае основанием исполнения наказания будет уже не только приговор суда, но и определение вышестоящего суда. Например, вышестоящий суд снижает осужденному назначенный срок наказания.

Постановлением суда решаются вопросы, связанные с исполнением наказания, при исполнении приговора. К их числу, в частности, относятся вопросы:

— о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания:

— об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со ст. ст. 78 и 140 УИК РФ;

— о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ;

— об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со ст. 81 УК РФ, а также и другие вопросы.

В подобных случаях основанием исполнения наказания или иной меры уголовно-правового характера становится и постановление суда.

Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица.

Статьей 85 УК РФ определен круг вопросов, решаемых при помиловании: лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Таким образом, акт помилования или акт об амнистии также являются основанием исполнения наказания и иных мер уголовно-правового характера.

К органам, исполняющим уголовные наказания в уголовно-исполнительной системе, относятся:

1) Федеральная служба исполнения наказаний РФ и ее территориальные органы;

2) Федеральная служба судебных приставов РФ;

3) суды;

4) администрация организации, в которой работает осужденный;

5) командование воинских частей и учреждений;

6) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

7) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.

Федеральная служба исполнения наказаний РФ (ФСИН России) создана на основании указов Президента Российской Федерации:

· от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

· от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее – лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее – учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Федеральная служба исполнения наказаний РФ осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях;

— безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации;

— точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

— исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции;

— правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей;

— защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе;

— условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

подготовку уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, ликвидацию их последствий на подведомствен

— ных объектах силами и средствами уголовно-исполнительной системы, а также взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;

— функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей;

— привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;

2) осуществляет:

— направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзор за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения;

— подготовку материалов о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России;

— разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности на производственных объектах уголовно-исполнительной системы;

— функции государственного заказчика, в том числе в области государственного оборонного заказа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы из уголовно-исполнитель­ной системы, а также членов их семей;

— материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

— ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений;

— полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— организацию в пределах своей компетенции специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования;

— разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

— меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации, а также по проведению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

— справочно-информационное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы;

— координацию деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений, подведомственных ФСИН России, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию;

— меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе, контроль за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций и их соответствием законодательству Российской Федерации, организацию экономного и эффективного расходования бюджетных средств;

— договорную и претензионную работу;

3) принимает участие:

— в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании;

— в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-испол­ни­тельной системы, по поручению Минюста России;

— в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы;

— в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в уголовно-исполнитель­ной системе, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание;

4) организует:

— общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

— выполнение размещенных на предприятиях и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания, заказов на поставки продукции, товаров для государственных нужд;

— взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями;

— осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление;

— взаимодействие со средствами массовой информации и редакционно-изда­тельскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему;

— кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

— работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФСИН России, а также делопроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— подготовку материалов для докладов Министра юстиции Российской Федерации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

— исполнение актов об амнистии и помиловании;

5) создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций;

7) осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству;

8) запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

10) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа[1].

Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания.

Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ обращает приговор к исполнению, т.е. после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд, рассматривавший дело в первой инстанции, обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.

Вместе с тем ст. 16 УИК РФ возлагает на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовно-исполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

Например, администрация организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, обязана:

1) исполнять предписания приговора суда, касающиеся удержания из заработной платы осужденного и перечисления удержанных сумм в установленном порядке в соответствующий бюджет;

2) контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним;

3) соблюдать предусмотренные УИК РФ условия отбывания наказания (ст. 43 УИК РФ).

Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие. Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.

Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что названные осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.

По окончании военной службы, если к этому времени не истек испытательный срок или запрет на занятие определенной должности или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту избранного жительства осужденного копию приговора суда для продолжения исполнения наказания, указанного в приговоре суда. О выполнении этой обязанности командование части извещает уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации части и суд, вынесший приговор.

Условно осужденный обязан отчитываться перед командованием о своем поведении, исполнении возложенных на него судом обязанностей (ст. 188 УИК РФ).

[1] О судебных приставах: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (с изм. от 7 ноября 2000 г.) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3591; 2000. – № 46. – Ст. 4537.

Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью. Речь идет об исполнении приговора как в отношении лиц, которые занимаются определенной индивидуальной трудовой или иной деятельностью, так и в отношении лиц, не являющихся должностными, которым после осуждения запрещено заниматься определенной деятельностью (например, материально ответственной) на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности. Каким именно видом деятельности запрещается заниматься осужденным, четко определяется приговором суда (например, управлять автомобилем, заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).

Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

Успешное
применение норм уголовно-исполнительного
права предполагает их реализацию в
пространстве и во времени, основные
правила которой установлены в ст. 6 УИК.

В
ч. I ст. 6 УИК определено, что
уголовно-исполнительное законодательство
РФ применяется на всей территории РФ.
Это положение особенно важно для
государства с федеративным устройством.
Никакие иные правила исполнения
наказания, устанавливаемые субъектами
Федерации (кроме случаев, прямо
предусмотренных в УИК), не могут
применяться на его территории, как
противоречащие ст
. 71 Конституции РФ.

В
ч. 2 ст. 6 УИК впервые установлены правила
применения уголовно-исполнительного
законодательства во времени
. Согласно
указанной статье исполнение наказании
и оказание помощи освобожденным лицам
осуществляется в соответствии с
законодательством, действующим во время
их
исполнения. Для определения условий
действия закона во времени необходимо
учитывать начало и окончание его
действия, а также придание ему обратной
силы.

Нормы
уголовно-исполнительного права вступают
в действие с момента их
опубликования, если иное не оговорено
в самом тексте закона, постановления
либо в соответствующем нормативном
правовом акте, определяющем порядок
введения их в действие. Так, Федеральный
закон “ О введении в действие
Уголовно-исполнительного кодекса РФ”
устанавливает, что он вводится в действие
с 1 июля 1997 года (ст
. 1). Одновременно в
указанном законе предусмотрено, что
положения УИК о наказаниях в виде
обязательных работ, ограничения свободы
и ареста вводятся в действие федеральным
законом по мере создания необходимых
условий для исполнения этих видов
наказаний, но не позднее 2001 года.

Действие
нормативных правовых актов, регулирующих
исполнение наказаний, прекращается с
момента опубликования соответствующего
закона об отмене конкретного акта или
с того дня, который специально оговорен
во вновь принятом законе.

Исполнение
наказаний, а также применение средств
исправления осужденных и оказание
помощи освобожденным лицам осуществляется
в соответствии с законодательством,
действующим во время их исполнения.
Поэтому нормы уголовно-исполнительного
права обратной силы не
имеют.

Уголовно-исполнительные правоотношения

Уголовно-исполнительные
правоотношения возникают с момента
вступления приговора в законную силу
и продолжаются вплоть до отбытия
осужденным наказания. Данное положение
вытекает из ст
. 7 УИК, согласно которой
основанием отбывания уголовного
наказания является только приговор
суда, вступивший в законную силу.

В
процессе исполнения (отбывания) наказания
уголовно-исполнительные правоотношения,
не меняя свою юридическую природу, могут
изменять свое содержание. Это имеет
место, в частности, при замене одного
вида наказания другим, а в связи с
осуждением к лишению свободы – при
изменении вида исправительного
учреждения. Исходя из этого необходимо
рассмотреть структуру уголовно-исполнительных
правоотношений, которую образуют
следующие основные элементы:

  • субъекты
    и иные участники правоотношений;

  • содержание
    правоотношений;

  • объекты
    правоотношений;

  • юридические
    факты.

Субъектами
и иными участниками правоотношений
являются юридические и физические лица,
обладающие определенными субъективными
правами и обязанностями, установленными
нормами уголовно-исполнительного права.

Субъектами
правоотношения называют его стороны,
которые обладают наибольшим объемом
субъективных прав и обязанностей. К
числу субъектов
уголовно-исполнительных отношений,

прежде всего, относятся осужденный и
учреждения и органы, исполняющие
наказания. Субъектами уголовно-исполнительных
правоотношении могут выступать прокуроры,
осуществляющие надзор за соблюдением
законов администрацией учреждении и
органов, исполняющих наказание (ч
. 3 ст.
85, ч. 2 ст. 97 УИК).

Меньшим
объемом прав и обязанностей наделены
участники
уголовно-исполнительных правоотношений:

  • общественные
    объединения (ст.23 УИК),

  • попечительский
    совет (ст. 142 УИК),

  • отдельные
    граждане,

  • священнослужители,

  • родственники
    осужденных, посещающие исправительные
    учреждения,

  • лица,
    работающие на предприятиях совместно
    с осужденными.

Под
содержанием
уголовно-исполнительных правоотношении

понимается фактическое поведение
субъектов и участников, а также
совокупность их законных интересов,
прав и обязанностей, которые зависят
от вида исполняемого наказания.

Объект
уголовно-исполнительных правоотношений

составляют явления и предметы, то есть
реально существующие обстоятельства,
по поводу которых возникают правоотношения.
Объектом правоотношении могут быть
определенные интересы его субъектов
или участников (краткосрочный выезд из
исправительных учреждений во время
отпуска, получение свидания, посылки
или передачи и т.д.).

Юридические
факты

представляют собой действия или события,
в связи с которыми возникают, изменяются
или прекращаются уголовно-исполнительные
правоотношения. Юридические факты можно
разделить на несколько групп. В качестве
генерального юридического факта
выступают такие действия или события,
как вступление в силу приговора суда и
обращение его к исполнению (действия);
истечение срока наказания, назначенного
судом, или его исполнение (событие);
досрочное освобождение от отбывания
наказания (действие).

Другой
группой юридических фактов являются
действия со сложным фактическим составом,
которые влекут за собой изменение
комплекса правоотношений, например
замена одного вида наказания другим,
перевод осужденного из колонии в тюрьму
и т.д.

Наконец,
третья группа юридических фактов — это
те из них, которые способствуют
возникновению, изменению или прекращению
конкретных правоотношений, например
предоставление осужденному свидания,
привлечение его к работе без оплаты
труда и т.д.

7.
Связь уголовно-исполнительного права
с другими отраслями права и юридическими
науками, регулирующими борьбу с
преступностью.
На сегодняшний день
преобладающим является представление
об уголовно-исполнительном праве как
о самостоятельной отрасли, части системы
права Российской Федерации
. Это, однако,
не исключает наличия иных точек зрения.

Определяя место уголовно-исполнительного
права в системе отечественного права,
безусловно, в первую очередь необходимо
отметить его связь с отраслями так
называемого уголовно-правового комплекса

Уголовное право
Именно уголовное
право формирует понятийно-категориальный
аппарат для всего криминального цикла.
Именно при его освоении изучается
институт уголовной ответственности
(одной из форм реализации которой
выступает исполнение наказания).
Уголовный кодекс РФ содержит систему
уголовных наказаний в целом и дает нам
характеристику каждого вида наказаний
в отдельности, здесь же изложены правила,
в соответствии с которыми осужденные
распределяются по видам исправительных
учреждений
.
Уголовно-процессуальное
право
Точно так же тесно переплетается
уголовно-исполнительное право с правом
уголовно-процессуальным. Во-первых,
потому, что «основаниями исполнения
наказания и применения иных мер
уголовно-правового характера являются
приговор либо изменяющие его определение
или постановление суда, вступившее в
законную силу» (ст
. 7 УИК РФ), то есть
тот или иной вариант судебного решения.
Исполнение (отбывание) уголовного
наказания не является препятствием для
возникновения уголовно-процессуальных
правоотношений — дело может быть
пересмотрено в порядке надзора,
возобновлено по вновь открывшимся
обстоятельствам. Помимо этого, замена
вида исправительного учреждения,
условно-досрочное освобождение от
отбывания наказания, замена неотбытой
части наказания более мягким видом
наказания предполагают судебный порядок
принятия решения
.
И, наконец, как
уголовно-процессуальное, так и
уголовно-исполнительное правоотношения
существуют на фоне отношения
уголовно-правового
.
Конституционное
право
Наказание, согласно ст
. 43 УК РФ,
заключается в предусмотренных уголовным
законом лишении или ограничении прав
и свобод лица. Права и свободы человека
и гражданина предусмотрены Конституцией.
В ст
. 55 Конституции устанавливаются
пределы ограничения прав и свобод
человека и гражданина. Таким образом,
уголовно-исполнительное право не может
не взаимодействовать с конституционным
правом
.
Гражданское право
Отбывание
уголовного наказания никоим образом
не исключает человека из гражданско-правовых
отношений, хотя, конечно же, вносит целый
ряд ограничений
. Тем не менее, осужденный
может распоряжаться своим имуществом,
вступать в право наследования; на
сегодняшний день даже осужденные к
лишению свободы имеют право заниматься
предпринимательской деятельностью.
Возникающие при этом отношения
регулируются гражданским правом.

Трудовое право
Основания и порядок
привлечения осужденных к труду, оплата
труда, охрана труда максимально приближены
к требованиям трудового законодательства.
Многие нормы уголовно-исполнительного
права, регулирующие эту сторону исполнения
(отбывания) наказания, имеют ярко
выраженный бланкетный характер и
отсылают к Трудовому кодексу РФ.

Административное право
Организация
деятельности учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания, их
взаимоотношения между собой, порядок
прохождения службы начальствующим
составом является сферой регулирования
административного права
.
Международное
право
В отличие от ранее действовавшего
ИТК РСФСР, статья 3 УИК РФ, в соответствии
с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей,
что общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного
договора, закрепляет приоритет действия
международных норм перед национальными.
Наличие данной нормы в уголовно —
исполнительном законодательстве нашей
страны являлось одним из условий принятия
России в Совет Европы.
Международные
стандарты обращения с осужденными
вырабатываются в результате
межгосударственного сотрудничества,
в том числе и в сфере соблюдения прав
человека, и воплощают мировой уголовно
— исполнительный опыт и гуманистические
воззрения, устремления в этой области
государственной деятельности
. Выражающие
их нормы весьма разнообразные
. Они могут
быть: обще универсальными (Всеобщая
декларация прав человека (1948), Международный
пакт о гражданских и политических правах
(1966), Декларация о защите всех лиц от
пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство личности
видов обращения и наказания (1975), Кодекс
поведения должностных лиц по поддержанию
правопорядка(1979), Меры, гарантирующие
защиту прав тех, кто приговорен к смертной
казни (1984) ) и специальными (принятые ООН
Минимальные стандартные правила
обращения с заключенными (1955); Свод
принципов защиты всех лиц, подвергаемых
задержанию или заключению в какой бы
то ни было форме (1988); Основные принципы
обращения с заключенными (1990), Европейские
тюремные правила(1987), .); обязательными
и рекомендательными; межгосударственными
договорами (пакты, конвенции) и нормами
— принципами; общемировыми и региональными;
распространяющими свое действие на
всех правонарушителей или их отдельные
категории
.
В связи с принятием России
в Совет Европы она взяла на себя
обязанность следовать прежде всего
Европейским тюремным правилам. Эксперты
Совета Европы весьма пристально и
систематически наблюдают как за ходом
реформирования российского законодательства
с учетом действия Европейских тюремных
правил, так и за их реализацией на
практике
. Например, на совещании
руководителей пенитенциарных систем
стран — участников Совета Европы (май
2000, Берлин) было констатировано, что
Россия за последние годы добилась
значительных успехов в деле приближения
своего законодательства и практики его
реализации к международным стандартам,
в связи с чем все страны призывались
оказывать России в этом деле поддержку
и помощь. И такое заявление было сделано,
несмотря на то, что инспекторы Совета
Европы не первый год констатируют
критическое положение с размещением
арестованных, сложившееся в следственных
изоляторах России
.

Таким образом,
можно проследить взаимодействие
уголовно-исполнительного права
практически со всеми отраслями российского
права.

tinyton.ru
Исполнение наказания осуществляется в соотвествии с законодательством
Исполнение наказания осуществляется в соотвествии с законодательством

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: