Как предоставляется земельный участок по нестационарным торговым объектом

Заявителю необходимо ознакомиться со схемой размещения нестационарных торговых объектов (по районам, видам оказываемых услуг, типам торговых объектов) на сайте Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. (http://crppr.gov.spb.ru/potreb-rinok/trading/shema-razmesheniya-nestacionarnyh-torgovyh-obektov/)

При наличии свободного земельного участка, месторасположение которого удовлетворяет требованиям заявителя, заявитель может обратиться в районное агентство КУГИ с заявление на предоставление его в аренду.

В случае если заявителя интересует земельный участок, не включенный в Схему размещения нестационарных торговых объектов, то ему предоставлено право выйти с инициативой по его включению в Схему размещения.
ШАГ 1. Подача заявки на размещение торгового объекта в администрацию соответствующего районаСанкт-Петербурга Согласно пункту 2.4 приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга» сбор предложений осуществляется администрациями районов 2 раза в год с 1 февраля по 1 марта и с 1 августа по 1 сентября. Заявка подается в канцелярию соответствующей администрации района Санкт-Петербурга.
СПРАВОЧНО: в подаваемой заявке указывается кадастровый номер земельного участка для размещения торгового объекта, а в случае его отсутствия — прилагается составленная в произвольной форме схема ориентировочных границ земельного участка, площадь, вид размещаемого объекта, цель использования земельного участка.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 16.07.2010 № 447-113 «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» предоставление земельных участков, включенных в схему размещения, осуществляется по результатам торгов. Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством. Земельные участки предоставляются предприятиям общественного питания для размещения летних площадок кафе на срок до 180 календарных дней в течение 12 последовательных календарных месяцев в случае, если предоставляемый земельный участок непосредственно примыкает к земельному участку под зданием, строением или сооружением, в помещениях которого располагается указанное предприятие общественного питания.
Администрации районов Санкт-Петербурга регистрируют поступающие заявки и вносят их в Региональную геоинформационную систему (РГИС) в течение 10 рабочих дней после окончания срока сбора предложений (после 1 марта и 1 сентября). Каждой заявке присваивается индивидуальный уникальный номер. Далее заявка поступает на рассмотрение уполномоченных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ИОГВ) в порядке и сроки, предусмотренные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045.
СПРАВОЧНО: процесс рассмотрения поданной заявки можно наблюдать в режиме on-line на указанном сайте РГИС самостоятельно. Для этого необходимо во вкладке «поиск по адресу» ввести необходимый адрес участка и нажать кнопку «поиск». После появления на карте необходимого участка карты нажать на верхней панели инструментов кнопку «i» (информация) и щелкнуть по интересующему земельному участку для получения текущей информации.
Кроме того, заявители могут подать заявку на размещение торгового объекта самостоятельно на сайте Региональной геоинформационной системы (РГИС): www.rgis.spb.ru

  • войти в систему
  • интернет-карта Региональной информационной системы «Геоинформационная системаСанкт-Петербурга»
  • специальные функции
  • заявление в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 (инструкция во вкладке)

ШАГ 2. Ожидание результатов рассмотрения заявки и включения земельного участка в схему размещения.Заявки, по которым имеются разногласия ИОГВ, рассматриваются на заседании рабочей группы по снятию разногласий, возникающих при принятии решения о согласовании включения нестационарных торговых объектов в схему размещения. В состав рабочей группы входят представители Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее – КРППР) и представители всех ИОГВ принимающих участие в согласовании.

По результатам рассмотрения поступивших заявок на рабочей группе, а также согласования Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ), КРППР в течение 10 рабочих дней после получения от КУГИ сведений в письменном виде о принятом решении, осуществляет включение торговых объектов, в отношении которых КУГИ принято решение о согласовании включения торговых объектов в Схему размещения.
ШАГ 3. Обращение в КУГИ, участие в торгах и заключение договора аренды земельного участка. Одновременно обращаем внимание, что предоставление земельных участков осуществляется по результатам торгов на право заключения договора аренды.
СПРАВОЧНО: для участия в торгах и дальнейшего заключения договоров аренды, в случае включения интересующих земельных участков в схему размещения, необходимо обратиться в Комитет по управлению городским имуществом.

Все статьи Особенности размещения нестационарных торговых объектов (Звягинцева М.С.)

Осуществлять торговлю через нестационарные объекты торговой сети (палатки, киоски, автофургоны) можно только с разрешения местных властей — указанные торговые точки должны значиться в схеме размещения нестационарных торговых объектов. Нередко администрация города (иного населенного пункта) с определенного момента отказывает организациям в этом. Если торговым предприятием не было нарушено российское законодательство, оно вправе искать защиту в суде.

Согласно п. 6 ст. 2 Закона о торговле <1> под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

———————————
<1> Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ.

В п. 3.14 ГОСТ Р 51773-2009 <2> содержится аналогичное определение нестационарного торгового объекта, а в примечании к указанному пункту уточняется, что к таким объектам относятся павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. Нестационарными передвижными торговыми объектами являются лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.

———————————
<2> ГОСТ Р 51773-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст.

Статьей 10 Закона о торговле установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Так, размещение названных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.

Примечание. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления.

Согласно п. 6 ст. 10 Закона о торговле утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (данная норма часто является предметом спора в суде).

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством РФ.
В Минпромторг часто обращаются предпринимательские объединения, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере нестационарной (мелкорозничной) торговли, в связи с неправильными, по их мнению, толкованием и применением органами власти норм торгового законодательства. В обращениях указывается на недостаточность правового регулирования нестационарной торговли на федеральном уровне и возникающие в этой связи случаи злоупотреблений со стороны органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, ущемляющих права предпринимателей и препятствующих развитию малого и среднего торгового бизнеса. В частности, имеют место случаи произвольного пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов, невключение в схемы размещения или исключение из них уже функционирующих объектов, что приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса хозяйствующих субъектов. Приведем примеры из арбитражной практики таких споров:
— Постановление АС ВСО от 11.08.2014 по делу N А33-3103/2014
. Между предпринимателем и департаментом градостроительства заключены договор аренды земельного участка (срок действия договора до 31.12.2013) и договор на размещение временного сооружения (киоска) (срок действия договора до 01.01.2014). В конце 2013 г. предприниматель обратился в департамент с заявлением о продлении действия названных договоров. В этом ему было отказано, так как киоск исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории субъекта РФ. Предприниматель оспорил в суде решение местной власти. Однако суд отказал в удовлетворении заявленного требования, указав, что оспариваемый акт не нарушает прав и законных интересов предпринимателя: по мнению судей, ст. 10 Закона о торговле не запрещается органам местного самоуправления вносить изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, в том числе и в отношении тех объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения схемы. Более того, судом отмечено, что киоск не соответствовал требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и НПБ 103-95 «Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования» <3>, в частности размещен на земельном участке с видом разрешенного использования — автодорога;
— Постановление ФАС СКО от 14.04.2014 по делу N А32-21852/2013
. Организация на протяжении нескольких лет арендовала у администрации города земельный участок, на котором был расположен объект мелкорозничной торговли (соответственно, имелось разрешение на право его размещения). В 2013 г. постановлением администрации города торговый объект был внесен в реестр нестационарных торговых объектов, подлежащих демонтажу. Полагая, что постановление администрации в рассматриваемой части не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы организации, она обратилась с заявлением в суд. Суд признал действия местных властей законными, так как их решение не возлагает на организацию административной обязанности совершить действия по демонтажу и вывозу принадлежащих ей торговых объектов, ко дню принятия постановления срок действия договора аренды земельного участка, на котором размещен торговый павильон общества, истек, разрешение на право размещения объекта мелкорозничной торговли на 2013 г. заявителю не выдавалось. Довод организации о том, что условия договора краткосрочной аренды предусматривают возможность его пролонгации в пределах срока действия дислокации мелкорозничной торговой сети, не был принят судом.
———————————
<3> Утверждены ГУГПС МВД России, введены Приказом ГУГПС МВД России от 31.01.1995 N 5.

Минпромторг планирует…По мнению Минпромторга, практика пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов без видимых на то причин противоречит смыслу п. 6 ст. 10 Закона о торговле, согласно которому схема размещения — инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности (Письмо от 27.01.2014 N ЕВ-820/08).

Чиновники считают, что назрела необходимость в внесении системных изменений в сфере организации деятельности нестационарных торговых объектов. В 2014 г. Минпромторг запланировал совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и экспертным сообществом подготовить изменения Закона о торговле с целью введения единообразных правил для всех субъектов РФ, обеспечения стабильности прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, прежде всего субъектов малого и среднего предпринимательства, возможности устойчивого развития указанных субъектов, недопущения передела рынка, урегулирования правил размещения нестационарных торговых объектов, в частности договорных отношений с органами власти (отметим, что к IV кварталу 2014 г. проекта изменения торгового законодательства по озвученному вопросу мы не наблюдаем).
Минпромторг считает целесообразным:
1) не допускать при формировании и изменении схем размещения нестационарных торговых объектов сокращения количества законно функционирующих объектов
. При необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд предусматривать исходя из принципа «меняется место — сохраняется бизнес» предоставление хозяйствующим субъектам в установленном порядке равноценных компенсационных мест и не допускать сокращения или прекращения торгового бизнеса. В случаях применения в практике субъектов РФ срочных договоров или иных разрешительных документов на размещение и функционирование объектов необходимо своевременно и заблаговременно, не дожидаясь истечения срока действия документов, принимать меры, направленные на бесперебойную работу объектов и осуществление хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности. Исключением являются только случаи, когда хозяйствующий субъект сам желает прекратить ведение бизнеса. В таких случаях высвобождающиеся места размещения целесообразно предлагать в установленном порядке для ведения торговой деятельности другими хозяйствующими субъектами;
2) принимать действенные меры по развитию малого торгового предпринимательства путем предоставления хозяйствующим субъектам при наличии соответствующих запросов от них новых мест для размещения торговых объектов и осуществления торговой деятельности
. Следует обратить особое внимание на необходимость увеличения количества объектов продаж социально значимых товаров (в первую очередь свежих продуктов питания — овощей, фруктов, ягод, бахчевых культур, молока и молочной продукции, мяса и мясной гастрономии, рыбы, хлеба и хлебобулочных изделий, а также печатной продукции, цветов, изделий народных (художественных) промыслов);
3) обеспечить стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и возможность долгосрочного планирования ими своего бизнеса
. Не допускать пересмотра ранее объявлявшихся и утвержденных правил и процедур без принятия действенных и заблаговременных мер по недопущению сокращения предпринимательской активности, а также по предоставлению хозяйствующим субъектам реальных альтернативных возможностей бесперебойного продолжения и развития предпринимательской деятельности. Указанные меры необходимо вырабатывать публично с привлечением к выработке и обсуждению решений предпринимательского сообщества.

* * *Чиновники Минпромторга рекомендуют местным властям руководствоваться описанной позицией. Однако до внесения изменений непосредственно в торговое законодательство споров не избежать. После размещения в сети Интернет комментируемого Письма начала формироваться положительная арбитражная практика. Так, ФАС ЦО в Постановлении от 17.07.2014 по делу N А68-8249/2013 указал, что законодательством установлена прямая обязанность включения ранее существовавших нестационарных объектов в схему размещения таких объектов. Единственным основанием для отказа во включении их в схему является размещение торговых объектов с нарушением действующего законодательства. Изложенная правовая позиция подтверждается также Постановлениями ФАС ЦО от 24.03.2014 по делу N А62-2537/2013 и от 13.02.2014 по делу N А62-1693/2013.

Но существуют и противоположные решения (Решение АС Республики Бурятия от 03.06.2014 N А10-86/2014). Организации в аренду предоставлен земельный участок для размещения киоска и реализации периодических печатных изданий. В 2013 г. комитет по управлению имущества сообщил организации о прекращении договора аренды по истечении срока его действия, предложил передать земельный участок на основании акта приема-передачи. Судом установлено, что одним из оснований для прекращения договора аренды является истечение срока его действия. Ни нормами действующего законодательства, ни вышеуказанными договорами аренды не предусмотрена безусловная обязанность комитета заключить договор аренды земельного участка с организацией на новый срок либо продлить такой договор. При этом положения Письма N ЕВ-820/08, по мнению суда, носят рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению органами местного самоуправления.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Использование государственных и муниципальных земель для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций

Размещение нестационарных торговых объектов отражено в ст. 39.36 ЗК РФ.

Вопросы использования государственных земель и участков, находящихся в муниципальном пользовании, могут быть решены с помощью правовых норм и положений, базирующихся на ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ существует и исключения из этого правила. Так, согласно редакции ст. 39.33 ЗК РФ от 23.09.2014 г. территории общественных и государственных земельных участков могут быть использованы для:

  • проведения ремонтов;
  • сооружения временных строительных объектов;
  • складирования материалов и техники;
  • геологоразведочных работ;
  • проведения некоторых культурных и социально-значимых мероприятий;
  • размещения рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов.

Все остальные действия сторонних лиц должны производиться в рамках правового поля, обозначенного временными или частичными правами на использование данного земельного участка.

Размещение нестационарных торговых объектов без оформления сервитута

Право подразумевает определенный перечень объектов, которым разрешено находиться на общественной земле согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ без сервитута. Полномочия государственных органов власти распространяются на создание перечня объектов, к которым эта правовая норма может быть применена.

Полный перечень объектов хозяйственной деятельности содержится в Постановлении Правительства РФ № 1300.

Как можно видеть из ст. 39.33 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов должно быть основано на решении местной исполнительной власти. При этом данное разрешение не дает собственнику торговой точки прав на строительство капитальных сооружений или на реконструкцию имеющихся зданий.

Невозможно также зарегистрировать временные объекты, находящиеся на государственных землях, как частные, поскольку закон разрешает размещать такие объекты на государственных землях, а не строить их.

Порядок получения разрешения на размещение нестационарных торговых объектов на государственных землях – прерогатива органов местного самоуправления или местных исполнительных органов власти. В разрешении обычно указывается:

  • наименование субъекта хозяйственной деятельности;
  • цель размещения нестационарного объекта;
  • порядок и дислокация данного объекта;
  • дополнительные условия.

Порядок использования государственных земельных участков без предоставления сервитута не должно оплачиваться субъектом хозяйственной деятельности.

Размещение нестационарных торговых объектов с оформлением сервитута

Если нестационарные торговые объекты будут размещены на государственных землях с частичными или ограниченными правами пользования, то одним из основных документов, необходимых для получения разрешения, является схема размещения нестационарных торговых объектов.

Такая схема предусматривает размещения временной торговой точки с общими проектами благоустройства данных земельных участков и развития прилегающих территорий. Эта схема подлежит разработке и утверждению органами местной власти.

Согласно принципам размещения более 60 % нестационарных торговых объектов должно принадлежать малому и среднему бизнесу. Утвержденная схема должны быть доступна всем заинтересованным лицам. Ее публикация обязательна на официальных интернет-ресурсах местной исполнительной власти.

Утвержденные схемы не должны являться основанием для передислокации уже размещенных торговых точек.

Порядок размещения нестационарной торговой точки на государственных земельных участках

Как правило, местные власти самостоятельно выбирают принципы включения субъектов хозяйственной деятельности в схему размещения. Обычно это проведение конкурсов или аукционов. Организаторы размещают условия проведения такого тендера в средствах массовой информации.

Для участия субъектам хозяйственной деятельности необходимо предоставить такие документы:

  • для юридических лиц – свидетельство о госрегистрации;
  • для предпринимателей – свидетельство о госрегстрации такого лица, как индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие постановку на налоговый учет и присвоение налогоплательщику индивидуального идентификационного кода;
  • справка об отсутствии задолженности по обязательным платежам за прошлый годовой период;
  • список работников, которые будут непосредственно заняты в торговле и обслуживании нестационарного торгового объекта, с указанием квалификации, образования и пройденного медосмотра.

После рассмотрения всех заявлений объявляется решение местных властей о предоставлении субъектам хозяйственной деятельности права размещать нестационарные объекты на государственной или муниципальной земле, с указанием срока действия такого разрешения.

Между местной властью и владельцем торговой точки заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта. Схема размещения нестационарных торговых объектов – неотъемлемая часть такого договора.

Плата за размещение нестационарных торговых объектов

Схема оплаты – неотъемлемая часть договора на размещение торговой точки. Приблизительная формула ежемесячной оплаты, вносимой в местный бюджет, может выглядеть так: П = (S × Б × К) / 12, где:

П — ежемесячная плата за размещение;

S — площадь аренды торговой точки;

Б — базовая оплата за размещение в оценочной зоне или в спецзоне, расположение которых определяется постановлениями местных органов власти;

К — коэффициент, учитывающий изменение сезонных цен на товары, работы, услуги.

Размещение рекламных конструкций на муниципальных и государственных землях

Рекламные конструкции на муниципальных и государственных землях размещаются на основании разрешений, выданных органами государственной или местной власти с правом сервитута.

Основанием для такого разрешения служит участие в конкурсе или аукционе, который проводится по инициативе властей, которые руководствуются в принятии решения Земельным кодексом России и п. 5.1 ст. 19 Закона «О рекламе» и приложениям к нему, в которых указаны параметры и типы рекламных конструкций, которые могут быть установлены в том или ином месте.

Например, если земельный участок является придорожным, то рекламная конструкция с площадью рекламного крыла до 18 кв. м должна быть расположена на расстоянии 100 м от других подобных рекламных конструкций.

Заявка на участие в тендере на установку рекламных щитов подается в местные органы власти по правилам, аналогичным тем, которые необходимы для размещения нестационарных торговых точек.

Порядок предоставления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается субъектам хозяйственной деятельности, выигравшим тендер, на определенное время с возможностью пролонгации договора.

Итогом торгов является договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный между местными властями и субъектами хозяйственной деятельности. Обязательной частью такого договора является схема расположения рекламной конструкции, утвержденная местным органом власти.

Принудительный снос или демонтаж указанных объектов

Нестационарные торговые сооружения или рекламные конструкции могут быть снесены или демонтированы в следующих случаях:

  • незаконной застройки или установления рекламных носителей без соответствующих разрешений местных властей;
  • по окончании срока действия договора о размещении нестационарных торговых объектов или стационарных рекламных носителей;
  • при признании договора о размещении таких объектов недействительным из-за нарушения пунктов этого договора (отсутствие ежемесячной платы, самовольная передислокация объекта и прочее).

Снос и демонтаж объектов осуществляется по решению властей.

О дате и причине демонтажа владельца уведомляют заранее. Счет за проведенные работы оплачивается владельцем нестационарных торговых точек или рекламных конструкций.

tinyton.ru
Как предоставляется земельный участок по нестационарным торговым объектом
Как предоставляется земельный участок по нестационарным торговым объектом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: