Какой штраф за перегруз грузового автомобиля новосибирске

Перегруженный грузовик опасен не только для самого водителя, но и для других граждан. Также лишний груз заметно ухудшает качество дорожного покрытия, допуская преждевременный износ асфальта. Водителю стоит помнить, что штраф за перегруз грузового автомобиля в 2019 году можно получить не только за общее превышение массы грузовика, но и за перегруз по одной из осей. Таким образом, неправильная погрузка может стать причиной наложения административного взыскания даже тогда, когда общий вес не был превышен.

Определение понятия «перегруз»

Перегрузом следует считать превышение допустимой массы транспортного средства. Для каждого из автомобилей перегруз бывает разным. Многое зависит от того, правильно ли происходил процесс погрузки, а также от конструкционных характеристик грузовика. Некоторые владельцы грузовых автомобилей в погоне за дополнительной прибылью пренебрегают рекомендациями по максимально допустимой массе по осям, из-за чего нарушается баланс нагрузки на амортизаторы.

Негативные стороны данного явления

Если не принимать во внимание вопрос о преждевременном износе амортизаторов, то перегруз по осям представляет наибольшую угрозу для состояния дорог. Не секрет, что лишний груз увеличивает нагрузку на дорожное покрытие. Летом, когда асфальт разогревается на солнце, перегруженный грузовик просто раздавливает дорогу, делая на ней характерные полосы. В результате нарушается целостность дорожного покрытия, а также длительность его эксплуатации без необходимости ремонта.

Ещё одна негативная сторона, которую несет в себе перегруженный транспорт –опасность для других участников движения. Превышение допустимой массы грузовика увеличивает длину тормозного пути. Существует большая вероятность, что при резком повороте такому автомобилю грозит занос. Кроме того, перегруженный грузовик намного более опасен в случае столкновения с другим транспортным средством, поскольку разница в массе столкнувшихся автомобилей может различаться во много раз.

Контрольные пункты проверки веса

Предотвратить злоупотребления перевозчиков, связанных с намеренным добавлением лишнего груза, несмотря на конструкционные характеристики автомобиля, можно лишь использованием специальных весов. Как правило, они устанавливаются на всех основных трассах. Летом, когда нагрузка на дороги увеличивается в связи с транспортировкой урожая, в дополнение к стационарным пунктам контроля на различных участках дорог устанавливаются мобильные весы.

Размер штрафа за превышение допустимой массы ТС

Положения статьи 12.21.1 КоАП указывают, что размер штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2019 году составляет:

1. Если ТС движется с превышением допустимой массы или нагрузки на ось в пределах от 2 до 10% без разрешения либо с превышением тех же показателей на 2-10% от значений, указанных в разрешении:

  • от 1000 до 1500 рублей – для водителя;
  • от 10000 до 15000 рублей – для должностных лиц, несущих ответственность за перевозку;
  • от 100000 до 150000 рублей – для юридического лица и ИП;
  • 150000 рублей – для владельца ТС (собственника) в случае фиксации нарушения путем фото- либо видеозаписи спецсредствами в автоматическом режиме.

2. При движении ТС без разрешения с превышением его массы либо нагрузки на ось в пределах значений от 10 до 20%:

  • от 3000 до 4000 рублей – для водителя;
  • от 25000 до 30000 рублей – для ответственных за перевозку должностных лиц;
  • от 250000 до 300000 рублей – для организации и ИП;
  • 300000 рублей – для собственника (владельца) ТС при фиксации правонарушения в автоматическом режиме.

3. Без разрешения с превышением от 20 до 50%:

  • от 5000 до 10000 рублей либо лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев – для водителя;
  • от 35000 до 40000 рублей – для ответственных за перевозку должностных лиц;
  • от 350000 до 400000 рублей – для индивидуального предпринимателя и юрлица;
  • 400000 рублей – для собственника ТС (владельца) при автофиксации

4. Превышение допустимой массы, указанной в спецразрешении, на значение в пределах от 10 до 20% обойдется штрафом:

  • от 3000 до 3500 рублей – для водителя;
  • от 20000 до 25000 рублей – для ответственных за перевозку должностных лиц;
  • от 200000 до 250000 рублей – для юрлица и ИП;
  • 250000 рублей – для собственника ТС (его владельца), если нарушение зафиксировано спецсредствами на видео или фото.

5. При превышении нагрузки на ось или массы автомобиля на значение от 20 до 50% от максимально возможного, указанного в разрешении:

  • от 4000 до 5000 рублей либо лишение права управления на срок от 2 до 3 месяцев – для водителя;
  • от 30000 до 40000 рублей – для должностных лиц;
  • от 300000 до 400000 рублей – для организации и ИП;
  • 400000 рублей – для владельца ТС при условии автоматической фиксации нарушения.

6. Если показатель допустимой к движению массы или нагрузки на ось выше 50% при езде без разрешения либо более чем на 50% значения, указанного в спецразрешении:

  • от 7000 до 10000 рублей либо лишение прав на период от 4 месяцев до полугода – для водителя;
  • от 45000 до 50000 рублей – для лиц, ответственных за грузоперевозку согласно своим должностным обязанностям;
  • от 400000 до 500000 рублей – для ИП и юридического лица.
  • 500000 рублей – для владельца авто в случае если факт зафиксирован специальными средствами (фото, видео).

Размер штрафа определяется по результатам контрольного измерения нагрузки на каждую ось.

Если сотрудником ГИБДД был обнаружен факт наличия стоящих пассажиров в микроавтобусе, где перевозка граждан без выделения каждому сидячего места не допускается, то штраф за перегруз «Газели» или аналогичного транспортного средства рассчитывается по ст.12.23 КоАП РФ. Подобное нарушение грозит штрафом в размере 500 рублей.

Проезд под запрещающий знак

Согласно ст.12.16 КоАП РФ, штраф за проезд под знак «Движение запрещено» составляет 500 рублей. В Москве и Петербурге размер взыскания за это же нарушение возрастает до 5000 рублей.

Дорожный указатель 3.4, запрещающий передвижение грузовых транспортных средств, может включать изображение допустимой массы грузовика. Так, при наличии на знаке цифры «4т» запрет на проезд будет касаться только грузовых автомобилей с общей массой более 4 тонн. Всем остальным транспортным средствам проезд разрешен.

Порядок оплаты

Зачастую нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось, возникают из-за того, что водитель или грузоотправитель плохо себе представляют, что грозит за перегруз грузового автомобиля. В результате гражданин, ответственный за эксплуатацию грузовика, получает штраф, который обжаловать практически невозможно.

В интересах оштрафованного водителя не затягивать с оплатой. Иначе взыскание штрафа будет передано в Службу судебных приставов. Оплатить штраф можно через:

  • кассу банковского учреждения;
  • мобильное приложение;
  • сайт банковского учреждения;
  • терминал оплаты.

Кто ответственен за нарушение

Кто отвечает за перегруз по осям: перевозчик или грузоотправитель? Положения действующего законодательства указывают, что в случае обнаружения нарушений, в правилах перевозки груза административному наказанию могут быть подвергнуты все причастные к деянию по ст. 12.21.1. КоАП РФ лица: водитель, должностное лицо, ответственное за перевозку, грузоотправитель, лицо (фирма или ИП), осуществившее погрузку. Штраф также может быть наложен и на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) – владельца грузовика, при условии фиксации правонарушения специальными средствами фото- либо видеосъемки.

Если же возникла ситуация, когда водителя не уведомили о том, что автомобиль был перегружен при погрузке, то в случае взыскания штрафа он имеет право подать на грузоотправителя регрессный иск с требованием компенсации.

Ситуация, когда водитель становится «крайним» при обнаружении перегруза, далеко не редкость. Зачастую грузоотправитель и владелец грузовика могут быть в сговоре, согласовав между собой отправку дополнительного груза, но не указав эту информацию в накладной. Делается это для снижения расходов на транспортировку. В некоторых случаях водителю становится известно о перегрузе лишь на стационарном посту ГИБДД.

Можно ли избежать штрафа

Принимая во внимание, что размер штрафа за перегруз может достигать нескольких сотен тысяч рублей, многие перевозчики задумываются о способах, которые бы позволили отменить наложенное взыскание. Как избежать штрафа за перегруз? Если речь идёт о ситуации, когда протокол о нарушении ещё не оформлен, то водитель может попытаться убедить сотрудника ГИБДД в том, что лишняя нагрузка на ось возникла по причине смещения груза. Этот способ вряд ли можно назвать эффективным, поскольку причина (неправильная погрузка) не отменяет факт нарушения (наличие перегруза).

Отмены штрафа можно добиться в судебном порядке. Для этого собственник грузовика запрашивает проведение независимой экспертизы, в ходе которой производится моделирование процесса погрузки и расчет нагрузки на ось грузовика. Если результаты экспертной оценки доказывают, что имел место лишь общий перегруз, но при этом нагрузка по осям была в норме, судья может принять этот факт в качестве основания для снижения размера штрафа или его отмены.

Если водитель или собственник грузовика не смог отменить назначенный штраф через суд, тогда нарушитель обязан оплатить взыскание в указанном размере. Скидка в 50% от суммы штрафа здесь уже не действует, поскольку срок её действия (20 дней) уже прошел.

Спустя несколько дней после оплаты штрафа рекомендуется проверить зачисление денег. Проверка штрафа по номеру машины доступна на сайте ГИБДД.

Комментарий эксперта

На практике трудности вызывают ситуации, когда водитель перегруженного ТС осуществляет грузоперевозки в качестве индивидуального предпринимателя и одновременно является его владельцем (собственником). В этом случае сотрудники ГИБДД, как правило, выписывают несколько протоколов о привлечении к административной ответственности по ст. 12.21.1. КоАП РФ (по принципу «чем больше, тем лучше»), например, на водителя и на ИП. Это является неправомерным, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, никто не может нести дважды административную ответственность за одно и то же правонарушение. В указанном примере данная норма нарушается, т.к. ИП и физическое лицо – водитель выступают в одном лице. Суды поддерживают эту позицию, и в случае обжалования одного из постановлений, отменяют его, а производство по делу прекращают на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Похожая ситуация складывается, когда груз доставляется из одного региона в другой, и на юрлицо дважды выписывают штрафы за перегруз в одном городе и в другом. В этом случае также необходимо обжаловать в судебном порядке одно из постановлений о наложении штрафных санкций, ссылаясь на ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ. При этом необходимо особое внимание обращать на то, что если лицо, привлеченное к ответственности, не устранило правонарушение во время следования к месту выгрузки после составления протокола по ст. 12.21.1. КоАП РФ, то ответственность не будет являться двойной в случае привлечения лица к ответственности по той же статье на ином участке дороги. В суде, чтобы доказать факт устранения, необходимо ссылаться на то обстоятельство, что сотрудники ГИБДД (весового контроля) при выявлении превышения массы ТС в рамках статьи 12.21.1. КоАП РФ обязаны задержать ТС и поместить его на специализированную стоянку до устранения нарушения. Если водитель продолжил маршрут (был отпущен), следовательно, факт превышения массы (нагрузки на ось) был устранен им на месте (груз был перераспределен равномерно по площади авто, часть груза была выгружена в иное ТС и пр.).

Штраф за перегруз: Видео

Дорожное покрытие имеет свойство разрушаться при воздействии различных факторов, таких как плотность ежедневного транспортного потока, природные аспекты, неправильно установленная резина и др.

К числу факторов, значительно влияющих на износ дорожного покрытия, относят перегруз транспортных средств, за который действующим административным законодательством предусмотрен штраф.

Что это такое и как его проверяют

Под перегрузом понимают превышение допустимой техническими параметрами ТС общей массы ТС или нагрузки, возлагаемой на заднюю и переднюю оси.

Различают полную и снаряженную массу:

Полная масса Вес автомобиля при полной нагрузке (с водителем, с пассажирами, с максимальной массой груза и др.)
Снаряженная масса Совокупный вес ТС со всем стандартным оборудованием и эксплуатационными материалами (моторное масло, охлаждающая жидкость и др.), с водителем, но без груза и пассажиров

Масса, как полная, так и снаряженная, определяется согласно простой формуле – сумма нагрузки на переднюю и заднюю оси.

Обычно нагрузка на заднюю ось выше, чем на переднюю – это связано с конструктивными особенностями грузовиков – грузовая платформа располагается в задней части, а спереди нагрузка идет от кабины и силового агрегата.

Юридическому лицу или ИП, эксплуатирующему грузовики для осуществления деятельности, рекомендуется проверить соответствие своего транспорта установленным нормативам касаемо предельно допустимых нагрузок на каждую ось:

Интервал между задней и передней осью, в см.

Максимальная нагрузка на каждую ось для ТС категории А

Максимальная нагрузка на каждую ось для ТС категории Б

Менее 100 6 4,5
От 100 до 135 7 5
От 135 до 165 8 5,5
От 165 до 200 9 5,7
Больше 200 10 6

Транспортные средства категории Б могут осуществлять движение по всем дорогам РФ, ТС категории А – только по дорогам 1, 2 или 3 категории (то есть автомагистрали, скоростные автодороги с общим количеством полос более 4, а также на всех остальных дорогах, кроме имеющих 2 полосы с шириной 3 и менее метра и дорог, имеющих 1 полосу с шириной менее 4,5 метра).

Проверка нагрузки на каждую ось осуществляется посредством контрольного взвешивания. Процедура проводится 1-м из 2-х способов:

Способ

Подробности

Динамический Взвешивание осуществляется на движущемся со скоростью не больше 5 км/ч грузовике. Для измерения требуются специальные автомобильные весы, взвешивающие каждую ось и выдающие итоговый результат по каждой из осей. Минус способа – значительная погрешность измерений, достигающая 3 %
Статический Процедура осуществляется на стоящем транспорте. Плюс данного способа – высокая точность измерений

Правила перевозки грузов

Перевозка грузов должна осуществляться с учетом требований, установленных Разделом 23 ПДД.

Так, п. 23.1. ПДД определяет, что нельзя перегружать ТС по каждой оси на величину, больше установленной заводом-изготовителем.

В п. 23.3. ПДД указаны условия перевозки грузов – они (грузы) не должны ограничивать обзор, затруднять управление транспортом, создавать шум или загрязнять дорогу.

П. 23.4. ПДД регламентирует, что водителю грузовика необходимо установить специальный знак “Крупногабаритный груз”, если груз выступает за габариты ТС более, чем на 1 метр спереди, либо сзади, либо сбоку более чем на 40 см.

А если такой груз перевозится ночью или в условиях тумана, дополнительно необходимо поставить:

 спереди  фонарь белого цвета или световозвращатель
 сзади  фонарь или световозвращатель красного цвета

Все указанное выше относится к перевозке обычных грузов (например, древесины, кирпичей, блоков и др.).

Если же осуществляется транспортировка опасного груза, необходимо получить специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленным Приказом Минтранса от 8 августа 1995 года № 73 “Об утверждении Правил…”.

Пассажиров

О порядке транспортировки пассажиров говорится в Разделе 22 ПДД.

Так, п. 22.8. ПДД прямо запрещает водителям (неважно, грузового или легкового авто) осуществлять перевозку граждан:

  • вне кабины ТС (кроме перевозки граждан в кузове грузовика, оснащенного бортовой платформой);
  • свыше предусмотренного техническими характеристиками ТС количества.

Для водителей грузовиков установлены специальные правила. Так, водитель должен иметь стаж как минимум 3 года по категории “C”, чтобы иметь возможность транспортировать граждан. А для перевозки более 8 человек потребуется уже категория “D”.

В любом случае, перевозить детей в грузовике, оснащенным бортовой платформой, нельзя. А если такой грузовик еще не оснащен специально для перевозки граждан, садиться внутрь бортовой платформы могут только люди, сопровождающие груз (и только при условии наличия для них сидячих мест).

В чем опасность

Опасность перегруза состоит в следующем:

  • снижение срока службы дорожного полотна;
  • высокий риск создания аварийных ситуаций при проезде мостов и старых конструкций;
  • удлинение тормозного пути, что может косвенным образом привести к возникновению ДТП.

Несмотря на то, что перегруз увеличивает тормозной путь, сама по себе увеличенная масса влияет на путь, который пройдет автомобиль до полной остановки, лишь косвенно. Основным фактором является так называемая инерция груза, которая, помимо прочего, создает еще и условия для заноса грузовика.

А если груз еще и не закреплен должным образом, вероятность опрокидывания ТС существенно увеличивается, что создает опасность не только для водителя, но и для иных участников дорожного движения.

Какой полагается штраф за перегруз

Правонарушением является превышение массы, приходящейся на каждую ось, а также общего веса конструкции. Также штраф налагается и за несоответствие габаритов перевозимого груза установленным значениям.

Субъектами соответствующих правонарушений являются:

  • водители, непосредственно осуществляющие перевозку;
  • должностные лица, ответственные за подготовку транспорта перед отправкой в “путь”;
  • юридические лица, являющиеся собственниками транспортных или иных компаний, осуществляющих деятельность по грузоперевозкам.

Газели

Автомобили торговой марки “ГАЗель” относятся к категории малотоннажных ТС класса N1 с разрешенной массой не более 3500 кг. Соответственно, ГАЗелями (кроме модификаций типа “микроавтобус”) можно управлять и с наличием водительских прав категории “B”.

ГАЗели, по сути, не являются грузовыми авто, ведь на них даже не распространяется действие таблички 3.4. “Движение грузовых автомобилей запрещено” (при условии отсутствия максимально разрешенной массы на самом знаке).

Таким образом, нормы ст. 12.21.1. КоАП (далее – Кодекс) применяются к ГАЗелям только в части несоблюдения требований, запрещающих езду любых ТС, нагрузка на любую ось у которых выше установленного дорожным знаком значения. Ответственность за это нарушение указана в ч. 11 ст. 12.21.1. – штраф 5000 рублей.

Также “газелиста” могут привлечь к общей ответственности за нарушение порядка грузоперевозок по ст. 12.21. с наложением предупреждения или штрафа 500 рублей.

Грузового автомобиля

Санкции за превышение габаритов ТС, или общей массы, или нагрузки на каждую ось в отношении грузовиков указаны в ст. 12.21.1. Кодекса.

Меры ответственности различаются в зависимости от субъекта правонарушения. Максимальное наказание ждет юрлиц-собственников компаний по перевозке. Также ответственность варьируется в зависимости от наличия/отсутствия спецразрешения на перевозку грузов.

Таблица штрафов по ст. 12.21.1. для лиц, осуществляющих грузоперевозки без спецразрешения:

Нарушение (превышение общего веса или нагрузки на любую из осей, в процентах от допустимой величины) Регламентация Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2018 году для физических лиц, в тыс. рублей            Для должностных, в тыс. рублей Для юрлиц, в тыс. рублей
От 2 до 10 проц. Ч. 1 От 1 до 1,5 От 10 до 15 От 100 до 150
От 10 до 20 проц. Ч. 2 От 3 до 4 От 25 до 30 От 250 до 300
От 20 до 50 проц. Ч. 3 От 5 до 10, или аннулирование ВУ от 2 до 4 мес. От 35 до 40 От 350 до 400

Штрафы ГИБДД за превышение веса ТС или нагрузки на какую-либо из осей при наличии спецразрешения:

Превышение массы или нагрузки на ось от исходной величины, указанной в спецразрешении Регламентация Взыскание для водителей, в тыс. рублей Штрафная санкция для должностных лиц, в тыс. рублей Штрафная санкция для юрлиц, в тыс. рублей
От 2 до 10 проц. Ч. 1 От 1 до 1,5 От 10 до 15 От 100 до 150
От 10 до 20 проц. Ч. 4 От 3 до 3,5 От 20 до 25 От 200 до 250
От 20 до 50 проц. Ч. 5 От 4 до 5, или лишение ВУ от 2 до 3 мес. От 30 до 40 От 300 до 400
Свыше 50 проц. Ч. 6 От 7 до 10, или прекращение действия прав от 4 до 6 мес. От 45 до 50 От 400 до 500

По осям

Кодексом предусмотрены одинаковые наказания как в случае превышения общей массы ТС от максимально допустимой, так и за превышение максимальной нагрузки по какой-либо одной или сразу двум осям.

Легкового авто

Кодекс прямо предусматривает ответственность за перегруз грузовика, однако для водителей “легковушек” подобных положений не установлено.

Однако водитель легкового авто может быть оштрафован инспектором по следующим статьям:

 21.  при нарушении любых правил грузоперевозок
 23.  при нарушении правил перевозки граждан

Так, к примеру, если не соблюсти требование п. 22.8. ПДД и перевозить людей в большем количестве, чем это предусмотрено конструкцией автомобиля, можно схлопотать штраф 500 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 12.23. Кодекса.

Итак, перегруз грузового авто влечет за собой ответственность, указанную в ст. 12.21.1. Кодекса. ИП, в соответствии с нормами данной статьи, несут такое же наказание, как и юридические лица.

Ответственность одинаковая как за перегруз по одной оси, так и за перегруз по совокупной массе авто.

Видео: Кого будут штрафовать за перегруз

С помощью штрафов за перегруз грузовых автомобилей государство борется c нарушителями законодательства, устанавливающего максимально допустимую массу автотранспортных средств при передвижении их по дорогам общего пользования. Угроза наложения штрафных санкций призвана усилить дисциплину владельцев и эксплуатантов большегрузных автомашин для того, чтобы все участники рынка грузоперевозок соблюдали нормативы, установленные в отечественных ПДД и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации.

Соблюдение требований законодательства необходимо в свою очередь для уменьшения количества перегруженных фур, которые во время следования по федеральным и региональным автотрассам разрушают дорожное покрытие и создают аварийные ситуации, зачастую сопровождающиеся человеческими жертвами. СМИ время от времени сообщают о смертельных ДТП с участием перегруженных фур. Это сильно беспокоит власти, в следствие чего были введены новые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году.

ВАЖНАЯ РЕМАРКА
В самом начале следует оговорить один важный информационный момент. В течение последних нескольких месяцев российское транспортное сообщество взбудоражено введением в действие системы «Платон», разработанной для взимания покилометровой платы с владельцев автомобилей с массой более 12 тонн. Многие водители и эксплуатанты тут же придумали себе оправдание, дескать, если я плачу в «Платон», то могу чувствовать себя спокойно в отношении перегруза.

ЗАПОМНИТЕ!

Система «Платон» и штрафные санкции друг с другом никак не соотносятся. Как однажды выразился президент Путин, повторив известную поговорку, «мухи отдельно, котлеты отдельно». То есть уплата этой новой пошлины не освобождает от ответственности за превышение разрешённой массы большегрузного автотранспортного средства и не уменьшает размера штрафных санкций. Пусть это уточнение станет маленьким кирпичиком в фундаменте вашей юридической грамотности.


Что считается перегрузом – критерии

Каждый человек оценивает возможности автотранспортных средств по-разному. Именно поэтому один владелец автомобиля нагружает его в пределах нормы, другой – превышает её, и порой в несколько раз. Для того чтобы понять, перегружен данный конкретный автотранспорт или нет, была разработана система критериев, анализ которых позволяет инспекторам ГИБДД устанавливать факт перегруза.

Постановление российского правительства №272 от 15 апреля 2011 года, утвердившее Правила автомобильных грузоперевозок, устанавливает следующие допустимые массы одиночных автотранспортных средств:

  • двухосные – 18 тонн;
  • трёхосные – 25 тонн;
  • четырёхосные – 32 тонны;
  • пятиосные – 35 тонн.

Для прицепных и седельных автопоездов определены такие нормативы:

  • трёхосные – 28 тонн;
  • четырёхосные – 36 тонн;
  • пятиосные – 40 тонн;
  • шестиосные и выше – 44 тонны.

Если выявляется превышение этих предельных величин, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении и начисляет штраф за перегруз грузового автомобиля или прицепа. Определение степени перегруженности по фактической массе является основным, но не единственным критерием.


Нагрузка на колёсные оси

Для оценки перегруженности автотранспорта используется не только валовая масса, но и другой показатель – нагрузка на колёсные оси. Расчёт этого параметра требуется для определения степени ущерба дорожному полотну и риска разрушения транспортировочной тележки, которое влечёт за собой аварийную ситуацию.

Осевая нагрузка подсчитывается для конкретного автомобиля в зависимости от его собственной массы, количества осей и типа колёс (одно- или двускатные). Также играет роль межосевое расстояние, зависящее от длины тягача и прицепа. Эти расчёты, как правило, автоматизированы, и в интернете можно найти онлайн-калькуляторы для расчёта осевых нагрузок для автомашин определённых моделей и всех типов прицепной техники.

 

В зависимости от осевых нагрузок все автотранспортные средства подразделяются на две категории – А и Б. К первой группе относятся большегрузные автотранспортные средства, нагрузка которых на оси составляет от 6 до 10 тонн. Это тяжеловесные тягачи типа МАЗ, КрАЗ и подобные им, которые могут передвигаться лишь по трассам со скоростными ограничениями (I, II и III категорий). В группу Б включаются автомобили с осевой нагрузкой до 6 тонн. Это среднетоннажные грузовики, микроавтобусы и малолитражки.

Таким образом, наказанию за осевой перегруз могут подвергнуться не только владельцы больших грузовых машин. Данный момент касается всех эксплуатантов автотранспортных средств. В случае превышения осевой нагрузки можно получить штраф за перегруз газели и даже легкового автомобиля. Разумеется, здесь борьба идёт не с разрушением дорожного полотна – всё-таки легковушка, даже и перегруженная, не сможет причинить асфальтобетонному покрытию существенного ущерба. В этом случае контроль нагрузки на оси проводится для предупреждения аварийных ситуаций, особенно, в городских условиях.

 

Владельцам малолитражных машин и пассажирских микроавтобусов не следует обольщаться и чувствовать себя недосягаемыми для наказания за перегруженность. Да, строго формально специальной статьи в КоАП РФ на этот счёт не существует. Однако штрафные санкции могут быть применены, если не по общей массе, то по превышению нагрузки на оси. Кроме того, для машин категории Б, предназначенных для перевозки пассажиров, дополнительным критерием перегрузки является количество пассажиров в салоне – за этим инспекторы ГИБДД следят очень пристально.


Актуальные размеры штрафов за перегруз грузовых автомобилей в 2017 году

Перейдём к самому животрепещущему моменту, расскажем, какой штраф за перегруз грузового автомобиля установлен властями в этом году. Его размер определяется статьёй 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафных санкций зависит, прежде всего, от того, получено ли разрешение на передвижение данного грузового автомобиля по конкретной автотрассе.

При наличии такого документа на участников грузоперевозки, допустивших нарушение, накладываются следующие штрафные санкции (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

150

10-20%

3-3,5

20-25

200-250

250

20-50%

4-5 или лишение прав на 2-3 мес.

30-40

300-400

400

св. 50%

7-10 или лишение прав на 4-6 мес.

45-50

400-500

500

В том случае, если разрешение на перевозку не оформлялось, то штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году будут следующими (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

150

10-20%

3-4

25-30

250-300

300

20-50%

5-10 или лишение прав на 2-4 мес.

35-40

350-400

400

св. 50%

7-10 или лишение прав на 4-6 мес.

45-50

400-500

500

Примечание. Под перегрузом понимается разница между фактической и разрешённой массой автомобиля (нагрузкой на оси).

Кроме назначения штрафных санкций, инспектор ГИБДД может применить более жёсткое наказание – запрет дальнейшего передвижения транспортного средства. В этом случае машина либо ставится на штрафную стоянку, либо блокируется с помощью специальных технических приспособлений.

 

Перегруженное автотранспортное средство задерживается до тех пор, пока не будет устранено нарушение. Если груз является делимым, то перегруз устраняется путём перемещения его части на другой автомобиль. При неделимости перемещаемых объектов изыскиваются другие способы.


Иные ответственные стороны

Согласно ст.12.21.1. КоАП РФ штрафу за перегруз грузового автомобиля подвергаются не только сотрудники транспортной компании, чья машина была «поймана» с избыточным грузом. В соответствии с п. 8, 9 и 10 указанной статьи наказанию подлежат и грузоотправитель, предоставивший неправильные сведения о массе груза, что привело к перегруженности, и фирма, которая осуществляла погрузку объектов перевозки на борт транспортного средства. Максимальный размер штрафа для них составляет 400 тыс. руб.


Нарушение ПДД

Ну и, конечно, штрафные санкции накладываются на водителя в классической ситуации – когда он проехал под знак, ограничивающий массу автомобилей на данном участке автомагистрали. При этом взимается штраф в фиксированном размере 5 тыс. руб.(п.11 ст.12.21.1 КоАП РФ).

Уточним, что все эти наказания накладываются только в том случае, если не было оформлено специальное разрешение на грузоперевозку, либо были нарушены условия, указанные в этом разрешении.


Специальное разрешение на грузоперевозку

Разрешение на грузоперевозку представляет собой специальный документ, выдаваемый перевозчикам владельцами автомагистралей. Обычно это федеральные, региональные и муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации. Разрешение выдаётся только на одну грузоперевозку. В нём указываются сведения о транспортном средстве, характеристики груза, маршрут и сроки транспортировки.

 

Документ является платным. Размер платы за разрешение устанавливается властями субъекта РФ, по территории которого пролегает путь грузоперевозки. Эти деньги идут на возмещение ущерба дорожному полотну. Наличие разрешения на грузоперевозку определяет, какой штраф за перегруз будет наложен на участников данной конкретной грузовой транспортировки. Из приведённых выше таблиц видно, что при оформлении документа транспортные компании сберегают существенные денежные средства на уплате штрафных сумм.

ВАЖНО!

Наличие разрешения не связано с системой «Платон». Некоторые участники рынка грузоперевозок ошибочно считают, что получение документа освобождает их от уплаты этого дополнительного налога. Это не так. Взнос «Платону» придётся делать в любом случае.
Взвешивание для определения штрафа за перегруз грузового автомобиля
От правильности определения массы зависит правомерность назначения штрафных санкций. Именно поэтому введено в действие два механизма взвешивания автотранспортных средств – статический и динамический. При возникновении спорных ситуаций один способ дополняется другим, что позволяет достоверно установить факт перегруженности автомашины или, наоборот, подтвердить его отсутствие.

Для взвешивания транспорта оборудуются специальные пункты, на которых устанавливается весовое оборудование. Они могут быть не только стационарными, но и передвижными. Современная весовая платформа уже не является массивной конструкцией. Выпускаются облегчённые модификации, которые могут перевозиться едва ли не легковым транспортом и монтироваться практически в любом месте трассы.

Таким образом, сегодня совсем не обязательно для взвешивания автомобиля отклоняться от маршрута грузоперевозки. Выездной пост ГИБДД может установить факт перегруза прямо на дороге. Если водитель не согласен с результатами такой проверки, то во избежание штрафа за перегруз грузового автомобиля он вправе потребовать повторного взвешивания на стационарном пункте.

Очень важный аспект взвешивания заключается в погрешности определения массы автотранспортного средства. Законодательно установленное допустимое отклонение составляет 5% от измеренного веса машины. Кроме того, требованием к весовому оборудованию является наличие документа о его поверке в специализированной метрологической лаборатории.


Статическое и динамическое взвешивание

Статическое взвешивание предполагает определение массы неподвижно стоящего автомобиля. Это наиболее точный метод. При этом способе машина въезжает на весовую платформу и фиксируется на ней. Из полученной массы брутто вычитается собственный вес автотранспорта, определяемый по паспорту. Информация об измерениях записывается в память компьютера и используется в дальнейшем для определения размера штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2017 году. Данные могут передаваться через интернет в единую систему учёта штрафных платежей для более эффективного контроля.

 

Динамическое взвешивание выполняется при движении автотранспортного средства по платформе, оснащённой специальными датчиками. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Датчики последовательно фиксируют массу при прохождении каждой колёсной пары. Затем специализированное программное обеспечение по особой формуле вычисляет результирующую нагрузку на каждую ось. При расчётах учитывается тип транспорта, количество осей, вид колёс и прочие факторы.


Можно ли не платить штраф за перегруз?

Юридическая практика показывает, что оспорить в суде решение о взыскании практически невозможно. Однако такая вероятность остаётся всегда. Во всяком случае, законодательство не запрещает собственнику автотранспорта обжаловать штрафные санкции в судебном порядке. Поскольку штраф за перегруз грузового автомобиля в 2017 году представляет собой очень большую сумму, владельцу машины целесообразно хотя бы предпринять попытку отменить наказание.

Как и ранее, в 2017 году на предоставление соответствующим образом оформленных возражений отводится 10 дней. Основаниями для обжалования штрафа могут быть неправильности в оформлении протокола, а также неточности взвешивания. Юридически грамотное составление документа может помочь в разрешении этой ситуации.

Штрафы за перегруз грузовых автомобилей и оборудование системы Платон

В самом начале мы сказали, что штрафы за перегруз в 2017 году никоим образом не связаны с системой «Платон». Да, это так, но её оборудование вполне может использоваться для контрольных функций. На заседании Минтранса РФ, состоявшемся 27 февраля текущего года, было принято решение о создании к 2021 году на трассах федерального значения около 400 пунктов, где будет осуществляться автоматическое взвешивание большегрузов без их остановки. При этом с помощью камер «Платона» будет вестись фото- и видеосъёмка.


Такой механизм позволит организовать тотальный контроль фактов перегруженности автотранспортных средств. Власти рассчитывают таким образом обеспечить исполнение обязательств по уплате штрафов за перегруз грузового автомобиля. Остаётся надеяться, что намеченные меры окажутся результативными и повысят дисциплину игроков транспортного рынка, а если шире, то вообще всех участников дорожного движения. Как следствие, наши дороги станут более безопасными и комфортными для передвижения.

Перегруженные автомобили – главная проблема для местных властей каждого региона, ведь она приводит к порче асфальтового покрытия. В связи с частым разрушением дорог, обусловленных этим обстоятельством, власти начали активные действия и принялись бороться с недобросовестными автомобилистами, поднимая штрафы за перегруз грузового автомобиля. Поэтому многих автомобилистов интересует, какой штраф за перегруз применяется в настоящее время?

Опасность при перегрузке транспорта

Перегруженный грузовик потенциально опасен. По статистике ГИБДД, такой транспорт несёт вред не только водителю, но и всем, кто движется сзади или рядом с ним.

Основной причиной аварий является перекрытие грузом обзора водителям ближайших машин, из-за чего водители не могут правильно оценить дорожную обстановку. А это уже чревато поломкой транспорта и травмами пассажиров. Помимо этого, у такого авто увеличивается тормозной путь, что пагубно сказывается на возможности своевременно осуществить экстренное торможение.

Перегруженность грузовика может привести к следующим последствиям:

  • износ транспорта;
  • занос грузовика;
  • повреждение одной из осей;
  • выпадение груза;
  • выезд грузовика на встречную полосу или опрокидывание.

Грузовик, в разы превысивший свою грузоподъёмность, особенно опасен на поворотах, мостах, перекрёстках, и на дороге после снега или дождя.

Из-за того, что в законе нет чётких указаний по поводу того, какой допускается перевес при езде на легковом транспорте, большинство перевозчиков без опаски перегружают своё авто. Автовладельцы недооценивают фактор опасности. Они не до конца понимают, что их действия могут стать причинами аварии, ведь легковой автомобиль оснащён более слабыми комплектующими по сравнению с грузовым транспортом, и может просто не выдержать нагрузки. От воздействия груза бампер авто проседает и может тереться об дорожное покрытие, создавая этим дополнительную возможность аварийной ситуации.

В легковом автомобиле при перегрузе страдает большая часть деталей транспорта – лонжероны, амортизаторы, подвеска, рамы. И если после первой поездки, комплектующие остались в относительной сохранности, то при многократной систематической нагрузке они могут выйти из строя в самое неподходящее время.

Например, такое может случиться на полном ходу во время очередного рейса. Поэтому, если водитель дорожит своим авто и не желает тратить деньги на серьёзный ремонт, ему стоит дважды подумать о том, действительно ли так необходимо перегружать свой транспорт.

Если водитель осведомлён о правилах, но ему все же необходимо перегрузить автомобиль – выход есть. Правилами допускается возможность поездки на перегруженном автотранспорте. Единственное условие — он должен передвигаться в первом ряду, не поднимая скорость выше 50 — 60 км/ч.

Опасность перегруза грузового автомобиля

Превышение веса легковушек или грузовиков довольно опасно. Последствия могут быть всевозможными – от разрушения асфальта до вероятности дорожно-транспортного происшествия.

Согласно ПДД, перегруженный автомобиль может стать причиной различных правонарушений:

  1. Уничтожение дорожного полотна.
  2. Массовые разрушения при проезде по мостам или возле старых строений.
  3. ДТП из-за очень длинного тормозного пути.

На длину тормозного пути во время движения транспорта влияет не только общий перегруз по весу, но и инерция самого груза. Она в разы увеличивает вероятность возникновения аварии. Особенно опасный период – во время и после дождя или в гололёд. При условии, что груз прикреплён на скорую руку или не закреплён вообще, автомобиль может перевернуться. В таких погодных условиях перегруженный авто несёт прямую опасность всем участникам дорожного движения.

Всю ответственность за перегруз транспортного средства несёт только водитель.

Расчёт нагрузки

Максимальный вес для грузовиков составляет:

  • 6 тонн – если расстояние между передней и задней осью составляет 1м;
  • 7 тонн – если расстояние 1м 35см;
  • 8 тонн – если расстояние 1м 60см;
  • 10 тонн – если расстояние 2м.

Максимально установленная грузоподъёмность для легковых автомобилей:

  • 4,5 тонн – если расстояние между передней и задней осью менее 1м;
  • 5 тонн – если расстояние менее 1м 35см;
  • 5,5 тонн – если расстояние менее 1м 60см;
  • 6 тонн – если расстояние 2м.

Перегруз транспорта также называется «осевой нагрузкой». Это масса, которую передаёт автомобиль на дорогу через колёса обеих осей.

Массу транспорта рассчитывают исходя из суммы нагрузки на обе оси авто. Перегруз по осям обычно происходит из-за излишней нагрузки на любую из частей транспорта.

Чаще всего нагрузка падает именно на заднюю часть. Главная причина — расположение в этой части грузового отсека. На нагрузку передней части транспорта влияет кабина водителя и силовой агрегат.

Пункты для проверки веса

Контрольные пункты (КП) для проверки веса транспорта расположены на главных транспортных участках трассы или при въезде на дороги, на которых запрещён проезд автомобилей с перегрузом. На КП производится контроль и проверка нагрузки на каждую отдельную ось транспорта. Для этого на специализированных весах сотрудники контрольного пункта проводят взвешивание.

Проверка веса автомобиля на КП проводится двумя способами — при проезде транспорта через весы, и при остановке на них. Остановка на весах выдаёт инспектору наиболее точные результаты проверки, а при проезде возможна погрешность в 2 — 4%.

В статье 12.21.1 ПДД указано, что разрешённая максимальная масса грузового автомобиля — это превышение веса автомобиля не более, чем на 5% от допустимого.

Результаты взвешивания в контрольном пункте необходимо сравнить с таблицей, в которой указан допустимый перегруз для каждой конкретной модели автотранспорта.

Чтобы водитель мог свободно перевозить крупногабаритный груз, ему необходимо получить разрешение от грузоотправителя или на интернет-сервисах, специализирующихся на грузоперевозках. Проезд на перегруженном автомобиле без такого разрешения может послужить причиной для выписки административного штрафа.

Правила перевозки габаритного груза

Участки трассы, неустойчивые к большой нагрузке, оборудуются знаком 3.12. Он означает ограничение веса проезжающих автомобилей. Если любая из осей машины загружена выше, указанной на запрещающем знаке нормы, то водитель обязан объехать данный участок дороги путём, на котором допустимая нагрузка выше той, которую имеет его авто.

При перевозке крупногабаритных грузов, стоит обратить внимание на пункт 23.4 ПДД, в котором указано следующее: «если перевозимый груз выступает от борта транспорта более, чем на метр сзади или на 40 сантиметров с любой боковой стороны, то днём он должен обозначаться специальным знаком «крупногабаритный груз». Ночью же, необходимо установить светоотражатели белого цвета спереди, а заднюю часть оборудовать красными светоотражателями».

Грузоперевозка тяжёлых грузов возможна лишь при наличии у водителя специального разрешения, полученного в органах, специализирующихся на данном роде деятельности. Такой документ будет активен на одну поездку или на определённый срок.

Иногда, при помощи него удаётся избежать штрафа, но за следующие проступки вас все же могут оштрафовать:

  1. Собственноручное изменение маршрута путевого листа.
  2. Проезд по обочине.
  3. Превышение скоростного лимита.
  4. Движение при низкой видимости (до 100 метров).
  5. Остановка в запрещённых местах.
  6. Езда при зафиксированной поломке грузовика.

При перевозке крупногабаритных грузов, стоит обратить внимание на пункт 23.4 ПДД, в котором указано следующее: «Если перевозимый груз выступает от борта транспорта более, чем на метр сзади или на 40 сантиметров с любой боковой стороны, то днём он должен обозначаться специальным знаком «крупногабаритный груз». Ночью же необходимо установить светоотражатели белого цвета спереди, а заднюю часть оборудовать красными светоотражателями».

Наказание за перегруз грузового автомобиля

Если водитель проигнорировал дорожный знак 3.12 и проехал по запрещённому участку, на него за перегруз будет наложен штраф, который устанавливается частью 5 статьи 12.21.1 КоАП. Размер наказания за проезд перегруженного транспорта по такому участку составляет от 2 до 3 тысяч рублей, в зависимости от размера перегруза.

Часть 3 статьи 12.21.1 того же кодекса регулирует размер штрафа за езду с перегруженной осью автомобиля:

  • 1 — 2 тысячи рублей для обычных граждан;
  • 10 — 15 тысяч для сотрудников госучреждений;
  • 250 — 400 тысяч рублей для юридических лиц.

Если водитель в документации предоставил ложные данные о весе перевозимого груза, при этом нарушив правила перевозки тяжёлых грузов, то он может получить штраф размером в 5 тысяч рублей. Если правила были нарушены юридическим лицом, то размер штрафа может составлять от 250 до 400 тысяч рублей.

За большое превышение допустимого веса транспорта автомобиль может быть отправлен на штрафстоянку для исключения повторной поездки с перегрузом. Транспортное средство будет удерживаться там до момента уплаты штрафа.

Также, за каждого пассажира, не пристёгнутого ремнём безопасности, инспектор может выписать водителю штраф в размере 1000 рублей. Но, если вы нарушите закон впервые, а при этом вам попадётся добросовестный гаишник, то можно отделаться лишь предупреждением.

Можно ли оспорить штраф

Как и любое другое решение правоохранительных органов, штраф за перегрузку можно оспорить в судебном порядке. Но такое решение поможет водителю лишь в случае его полной невиновности.

Как доказательства отсутствия вины, водитель может предоставить аргументы:

  1. Документ, в котором указан вес транспорта после погрузки и при отправке в дорогу (при этом важно, чтобы указанные цифры не превышали допустимую весовую норму).
  2. Видео или фотоматериалы с доказательствами неисправности весов на контрольном пункте (можно также прикрепить показания свидетелей).
  3. Зафиксированное нарушение при составлении протокола. Протокол должен быть оформлен в двух экземплярах, и в соответствии с установленным регламентом. Все данные, указанные в документе, должны быть чёткими и легко читаемыми. Все претензии к составлению протокола водитель должен указать перед подписанием.
  4. Отклонение от Устава либо превышение полномочий со стороны представителя ГИБДД.

Если инспектор начинает выписывать вам штраф или составлять протокол до проведения взвешивания – он действует, нарушая соответствующий регламент. Такие действия могут послужить причиной для подачи в суд заявления об оспаривании его решения.

Панкратов Олег Викторович

Капитан отдельного батальон ДПС ГИБДД г.Москва

Написано статей и ответов

265

tinyton.ru
Какой штраф за перегруз грузового автомобиля  новосибирске
Какой штраф за перегруз грузового автомобиля  новосибирске

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: