Кто должен платить штрафи за отсутствие тахографа водитель или должностное лцо

Требования установки тахографов на ряд транспортных средств действуют уже достаточно давно. За отсутствие таких приборов полагается штраф, равно как и за нарушение режима труда и отдыха водителей.

Кроме того, за любое вмешательство в его работу также придётся расплачиваться «рублём». Рассмотрим этот ряд вопросов подробнее.

Тахограф и закон

Приказы Министерства транспорта РФ № 273 от 13 августа 2013 года () и №470 от 17 декабря 2013 года (), предписывают установку тахографов (с системой криптографической защиты информации – СКЗИ) на следующие категории транспортных средств:

  • Все транспортные средства, перевозящие опасные грузы;
  • М2 – транспортные средства, с разрешённой максимальной массой до 5 тонн и наличии более 8 пассажирских мест;
  • М3 – автомобили максимальной массой более 5 тонн, предназначенные для перевозки пассажиров;
  • N2 – грузовые автомобили, с разрешённой максимальной массой от 3,5 тонн, до 12;
  • N3 – грузовые автомобили, с разрешенной максимальной массой более 12 тонн.

На начало 2015 года такими приборами должны быть оборудованы все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, автобусы и грузовики, с массой от 12 тонн.

При этом, если на транспортном средстве уже установлен тахограф старого образца (без криптозащиты) в период до 28 февраля 2014 года, то его использование допускается до 1 января 2018 года.

Также допускается использование транспортных средств с тахографами, соответствующими нормам Евросоюза, установленными при производстве (если автомобиль выпущен до 1 апреля 2014 года).

Необходимость устанавливать тахографы с криптозащитой на грузовики категории N2 с массой от 3,5 до 12 тонн, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, наступает с 1 апреля 2015 года.

Видео — о применение тахографов с 1 апреля 2015 года:

Установка прибора

Самостоятельно установить тахограф нельзя. Их могут устанавливать только мастерские, которые имеют соответствующее разрешение (выдаётся Минтрансом, точнее ФБУ «Росавтотранс»). Каждая мастерская имеет свою пломбировку, которой подвергаются все установленные приборы и ответственные соединения. Нарушать пломбы пользователям нельзя.

Сама технология и модель тахографа зависит от конкретной марки автомобиля.

Потребуются и электронные карты, причём как для водителя, так и для предприятия. Такие карты выдают всего две организации – ООО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтокарт».

Процесс получения карт для тахографа  может занять до двух недель, что необходимо учесть перед началом эксплуатации. Использование транспортного средства без карты водителя (карта предприятия используется только для доступа к данным тахографа) будет наказываться административным штрафом (неправильная эксплуатация).

Штраф за тахограф

По тахографу учитывается время труда и отдыха водителей, которое должно соответствовать Приказу Минтранса №15 от 20.08.2004 ().

Этот нормативный документ устанавливает рамки рабочего времени — не более 40 часов в неделю, за некоторыми исключениями.

Кроме того нормируются периоды труда и отдыха — не менее 42 часов в неделю, при этом отдых должен как предшествовать поездке, так и следовать за ней.

Штраф за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителя

Административное наказание последует в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ, если на транспортном средстве (подходящим под требования обязательной установки тахографа) не будет прибора соответствующего образца, либо транспортное средство было выпущено на линию с неработающим тахографом: штраф от 1 до 3 тыс. рублей для граждан, а на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

В случае нарушения водителем режима труда и отдыха — штраф составит от 1 до 3 тыс. рублей.

Выдержка из КоАП:

Штраф за неисправный  тахограф

Возможна ситуация, когда тахограф вышел из строя после выхода на линию транспортного средства, при этом все пломбы на ответственных узлах устройства в сохранности. Т.е. поломка произошла без «посторонней помощи».

В этом случае водитель должен возвращаться в свой гараж с целью ремонта тахографа с привлечением специалистов компании, имеющей допуск на проведение таких работ.

Эксплуатация ТС с неработающим тахографом запрещена, о чем говорит  пункт 7.4 перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства:

В таких случаях за неисправный тахограф в соответствии с п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей.

Видео — кто обязан устанавливать тахограф на транспортное средство и какая ответственность за их отсутствие:

Эксплуатация прибора и хранение данных

Тахограф записывает данные не только в собственную память, но и на карту водителя. С карты водителя данные необходимо выгружать каждые 28 дней, а из памяти прибора каждые 90.

Из прибора данные выгружаются на компьютер и должны храниться в течении 1 года, притом быть доступными для возможной проверки.  Водитель же, при невозможности выгрузки данных с карточки, может распечатать их с помощью тахографа и иметь их при себе.

Невыполнение этих требований грозят штрафами, аналогичными за отсутствие тахографа и  эксплуатацию транспортного средства с неисправным тахографом.

Как обмануть тахограф и следует ли это делать?

Категорически не рекомендуется пытаться обмануть тахограф. Даже его питание, без острой необходимости отключать не следует. Система сделана таким образом, что его обман (а равно и корректировка показаний) практически невозможна. Все нештатные ситуации записываются в модуль с криптозащитой.

Соответствующий сотрудник всегда узнает о всех периодах пропадания питания устройства, о любых нарушениях электрических цепей связи с датчиками (если используется собственный датчик, который, к слову, пломбируется) и несоответствии пробега по данным прибора и данным ЭСУД (на современных автомобилях тахограф соединяется с системой управления, в которых фиксируется пробег и скорость, а также прочие параметры).

Даже если отключить питание прибора и связь с ЭСУД, после включения будет записано в память нештатная ситуация о расхождении данных.

Попытка вывести прибор из строя методом подачи слишком высокого напряжения также бесполезна. Тахограф имеет встроенную защиту линии питания. Даже если теоретически его вывести из строя, данные всё равно сохранятся, т.к. использованы компоненты с высоким уровнем защиты (даже от радиации).

Для более старых транспортных средств, не оборудованных ЭСУД, устанавливаются отдельные датчики. Их обмануть также практически невозможно. Передача данных осуществляется цифровым способом, с шифрованием потока данных и контролем целостности.

При этом каждый датчик «привязан» к своему тахографу и откалиброван в мастерской, где устанавливали прибор. К тому же все важные соединения пломбируются, а факты нарушения связи фиксируются.

Магнитами также баловаться бесполезно – оборудование выполнено по «военным стандартам» и не боится даже ЭМИ от ядерного взрыва.

Надежды скорректировать память прибора можно также оставить – нормы безопасности разработаны в ФСБ. Вскрыть защищённый модуль сможет не каждая спецслужба, не говоря уже о доморощенных юных хакерах, а времени это займёт непозволительно много (из-за необходимости выгрузки факт будет виден).

Ещё один важный момент – блок СКЗИ оснащён модулем навигации. По данным из него (со спутника определяется время, скорость, факт движения и другие данные) легко определяются все параметры движения транспортного средства.

Если они не будут совпадать с данными других систем (часы, скорость, пробег) – то это также будет отображено в энергонезависимой зашифрованной области памяти прибора.

В итоге, все неправомерные действия не только не приведут к желаемому результату, но и с большой вероятностью вызовут финансовые потери (возможны как административные наказания, так и необходимость обращения в мастерскую для исправления или перепроверки).

Плюсы и минусы использования такого прибора учета

Правительство введением тахографов стремится снизить аварийность на дорогах, заставив соблюдать ПДД и режим труда и отдыха водителей. Эффективность этого метода доказана в европейских странах, откуда и был перенят опыт.

Насколько он будет эффективен в условиях нашей страны – покажет время.

Кроме того нельзя не отметить и дополнительные финансовые потоки от наложенных штрафов и налоговых поступлений от общей хозяйственной деятельности предприятий, занятых в обслуживании инфраструктуры.

Для добросовестного водителя также есть положительные стороны – работодатель не сможет «требовать невозможного». Можно спокойно выполнять свою работу, вовремя отдыхая и не нарушая правил дорожного движения.

Работодателям также прибор учёта может прийтись кстати – это поможет избавиться от недобросовестных водителей. Ведь факты, например, слива топлива, будет достаточно просто установить. Равно как и вмешательство в систему контроля – достаточно задать некоторые вопросы, с какой целью «задет» тот или иной блок. Да и «левые» перевозки также будут зафиксированы.

А вот недобросовестным водителям придётся трудно. Нужно будет либо тратить много финансовых средств на штрафы, постоянно меняя место работы, либо переквалифицироваться в добросовестных.

Среди минусов есть один, но достаточно серьёзный – дополнительные финансовые затраты. Придётся оснащать транспортные средства не самым дешёвым оборудованием, а также оплачивать его обслуживание. Но на общем фоне эти затраты не настолько значительны, особенно если «плюсы» станут значимыми.

Не все знают как пользоваться тахографом. Рекомендуем ознакомиться.

Про оформление карты водителя  здесь рассказано более подробно.

Что такое тахограф и зачем он нужен — http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/bezopasnost/chto-takoe-taxograf-i-dlya-chego-on-nuzhen.html

Практика использования тахографа за рубежом показала положительные результаты.

Посмотрите видео рассказ дальнобойщика по Европе о режиме труда и отдыха водителей (часть 1):

и об использовании тахографа (часть 2):


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу


СПАСИБО — отличный подарок для вежливых водителей

Добавить свою рекламу


Работа водителем в Яндекс-такси

Добавить свою рекламу


Автоэлектроника по низким ценам есть ЗДЕСЬ>>>

Добавить свою рекламу

Кроме неукоснительного соблюдения ПДД, обязанностью всех водителей является обеспечение безопасности людей, которых он перевозит. В частности, речь идёт об установке дополнительного оборудования.

В соответствии с действующим законодательством, грузовики, а также транспортные средства, перевозящие пассажиров (автобусы), обязаны быть оборудованы тахографами. Данные приборы облегчают процедуру отслеживания скоростного режима, благодаря чему значительно снижается риск возникновения ДТП. При игнорировании данного требования на нарушителя налагается административное взыскание.

Важно учитывать, что на сегодняшний день штраф придётся платить не всем автовладельцам указанных категорий, однако уже к 2018 году, новый образец данного оборудования должен быть установлен обязательно.

Более подробно узнать о сумме взыскания, а также об особенностях его оплаты, можно у квалифицированного юриста. Разумеется, далеко не каждому хочется тратиться на дорогостоящий визит к специалисту. К счастью, у граждан есть более привлекательная альтернатива – онлайн общение с экспертом.

Особенности установки и использования тахографа

В грузовых транспортных средствах и автобусах, вместимостью свыше 8 посадочных мест, должны быть установлены тахографы. В противном случае сотрудники ГИБДД вправе выписать штраф. Данное оборудование также применяется на автобусах междугороднего назначения и на транспорте, выполняющем функции развозки сотрудников на конкретном предприятии.

Однако действующее законодательство пока ещё достаточно лояльно относиться к некоторым категориям транспорта. В частности, для некоторых транспортных средств наличие и использование тахографа не является обязательным, а значит, административное взыскание не налагается.

Тахограф могут не устанавливать:

  • Автобусы и «маршрутки», передвигающиеся исключительно в пределах населённого пункта;
  • Электротранспорт;
  • Транспортные средства, использующиеся экстренными службами и службами города, оборудованные специальными маячками и знаками;
  • Техника военного назначения;
  • Автомобили, принадлежащие физическим лицам.

Выполняя установку тахографа, следует внимательно изучить его технические характеристики и монтажные требования. В противном случае, прибор будет функционировать некорректно, а искажённая информация может стать причиной неосознанного нарушения скоростного режима и наложения штрафных санкций.

Если в автомобиле есть тахограф, то перед началом движения его необходимо включить, в противном случае, водителю выпишут штраф. Для активации оборудования водителю необходимо использовать персональную карту, либо ввести защитный код.

В конце рабочего дня, либо после возвращения из междугороднего рейса специалисты проверяют данные, записанные в память тахографа.

Каково значение тахографа на сегодняшний день?

Сегодня автомобили многих компаний-перевозчиков оснащены тахографами. Это позволяет владельцам транспорта отслеживать действия водителей, координируя время отдыха и работы. В соответствии с действующим законодательством, начиная с апреля текущего года, тахографы, оснащённые криптографическими ключами, должны быть установлены на всех транспортных средствах, грузоподъёмность которых составляет от 3,5 до 12 тонн. Оборудование старого образца может продолжать использоваться, если оно отвечает следующим условиям:

  • Соответствует нормативам ЕС;
  • Производство модели начато до истечения срока действия нормативов ЕС;
  • Отвечает техническим нормам, действующим в РФ до 2014 года.

По своему внешнему виду, тахограф может походить на обычную магнитолу или напоминать спидометр. Хотя конструкция разных моделей и марок может отличаться, любое оборудование должно иметь экран, модем, клавиши управления, датчик движения и карту памяти.

В большинстве случаев, на автомобили устанавливаются тахографы цифрового или аналогового типа. Предпочтение отдаётся первому варианту, что объясняется его надёжностью, точностью и другими особенностями.

Работниками ГИБДД регулярно организуются проверки, главная цель которых выявить нарушения, касающиеся монтажа и применения тахографов. При обнаружении какого-либо несоответствия, на автовладельца налагается взыскание. В практике насчитывается немало примеров, доказывающих, что правильное использование данного оборудования позволяет уменьшить количество ДТП и избежать случайных нарушений ПДД, а значит, и штрафов.

Выбору тахографа следует уделить особое внимание. Рекомендуется отдать предпочтение тем моделям, о функционировании которых уже есть положительные отзывы, а также производителям, долгое время сохраняющим свою позицию на рынке.

Наказание за отсутствие тахографа

На сегодняшний день, штрафа за отсутствие оборудование нет. Это обусловлено тем, что всем автовладельцам дана возможность установить тахографы до 2018 года. Если данное требование выполнено не будет, тогда нарушителей ждёт штраф в размере 1-3 тыс. руб. Примечательно, что размер взыскания за аналогичное нарушение, совершённое должностным лицом, составит 5-10 тыс. руб.

Что касается действующих штрафов, то они касаются тех автовладельцев, которые оснастили свои транспортные средства тахографами, однако оборудование функционирует некорректно. Использование заведомо ложной информации грозит водителям взысканием в размере 1-3 тыс. руб.

Если штраф за отсутствие или неправильное использование тахографа был выписан, нарушителю следует оплатить его в течение 60 дней. При игнорировании данного требования, дело попадёт сотрудникам ФССП, и задолженность будет взыскана принудительно.

Широкий спектр полномочий судебных позволяет судебным приставам использовать различные методы воздействия на нарушителя. Среди наиболее распространённых вариантов – увеличение суммы долга, а также наложение запрета на выезд с территории РФ. Одновременно с этим, важно знать, сто срок исковой давности по данному виду нарушения, составляет 24 месяца. Если указанный период истёк, а штраф не был взыскан, задолженность аннулируется.

Штраф за отсутствие тахографа

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

В период бурного развития грузоперевозок в Европе был разработан новый прибор — тахограф. Его цель — контроль работы водителя, скорости транспортного средства, пройденного пути и т.д. Это дало возможность значительно сократить количество аварий и снизить риск их появления по причине человеческого фактора или превышения скорости. В России даже был введен штраф за отсутствие тахографа.

Закон о требованиях к тахографам

Устанавливаемый тахограф должен соответствовать определенным, государственным требованиям, а использоваться и контролироваться он должен, согласно Приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года, под номером 13.

Прибор должен быть обязательно опломбирован и защищен от постороннего вмешательства. Его работа должна протекать без каких-либо погрешностей. В машине должно присутствовать оборудование для надлежащей работы тахографа:

  • датчик движения;
  • карта водителя;
  • с/с Глонасс;
  • антенна, способная принимать сигналы GSM;
  • криптографическое обеспечение;
  • сигналы, которые предусмотрены законом.

За неисправный тахограф штраф придется оплачивать водителю или его работодателю в установленном размере.

Тахограф Continental VDO.

Для транспорта, который занимается международными перевозками, установлены следующие правила:

  • соответствие требованиям Евросоюза;
  • ТС отвечает правилам по отношению к его техническим характеристикам;
  • наличие с/с, отвечающей за режим работы и отдыха водителя;
  • наличие отчета о том, что прибор прошел процедуру калибровки;
  • параметры ТС совпадают с заявленными в тахографе;
  • номера прибора, его блока СКЗИ и мастерской, где была проведена калибровка, имеются в списке ФБУ “Росавтотранса”.

Следует и правильно использовать тахограф. Для этого нужно, чтобы у каждого водителя была личная карта для идентификации. После ее ввода система или сама определит местонахождения ТС или нужно будет ввести его координаты. Карту водителя разрешено брать обратно, когда он уже закончил работу.

Эти карты выдаются в одном экземпляре, сразу на 5 лет. По требованию сотрудников ГИБДД они могут быть представлены. На это имеют право и следственные органы.

На каких ТС в обязательном порядке должны быть тахографы

В федеральном законе №196, который устанавливает правила указано, что весь частный транспорт — пассажирский и грузовой — должен быть оснащен такими приборами. Это категории М2 и М3, N2 и N3.

Пассажирский автотранспорт подлежит оснащению тахографами, если количество мест в нем — от 8 и более и при весе — от 5 тонн. Грузовой — при весе от 3,5 до 12 тонн.

Исключение составляют следующие виды транспорта:

  • троллейбусы;
  • автобусы и маршрутки при маршруте общей протяженностью не более 50 км в одну сторону;
  • автотранспорт специальных служб (полиция) при наличии соответствующих знаков отличия;
  • ТС военной, автомобильной инспекции;
  • частные ТС общей массой не более 7,5 тонн, занимающиеся деятельностью, не относящейся к коммерции.

Чтобы выяснить, нужен или нет тахограф в машине, определите, какой тип перевозок осуществляет транспорт. Если междугородний или межрегионный, то этот прибор будет обязателен к установке. К примеру, в междугородних автобусах или в служебных он нужен.

Цифровой тахограф ТЦА-02НК с встроенным блоком СКЗИ.

Тахографы не требуется устанавливать на транспорте, который задействован в работах на стройплощадке. Из этого правила есть одно исключение. Это самосвалы, которые выполняют работы в коммунальном хозяйстве.

Из всего вышесказанного можно заключить, что данный прибор должен применяться только юридическими лицами. Физическим — устанавливать его не требуется. Если вы оформлены, как ИП, то на грузовых или пассажирских машинах, которые у вас имеются, тоже должен он быть. Соответственно штрафа за тахограф на физическое лицо, которое управляет ТС не в коммерческих целях, нет.

Штрафы за отсутствие/нерабочее состояние прибора

По статье 11.23 КоАП за езду без тахографа штраф составляет 1000 — 3000 руб. для самих водителей. Такой же размер установлен при нарушении режима сна и отдыха. Если организация отправила их без установленного прибора, то ей придется оплачивать намного большую сумму штрафа — от 15 000 до 30 000 руб.

Для должностного лица, который пропустил ТС с подобным нарушением, его размер составляет от 5 000 до 10 000 руб.

Сколько штрафов может выписать инспектор за один раз? Об этом можно узнать из этой статьи. О том, как их оплачивать, подробно рассказано тут.

Если инспектор ГИБДД остановит ТС с выключенным тахографом, то штраф будет такой же, как и за полное его отсутствие.

Оспорить выписанный штраф можно, если тахограф был выпущен до изменения требований к его техническим характеристикам или соответствует нормативам, которые были актуальны до февраля 2014 года.

За неисправный или неработающий тахограф на водителя будет наложен штраф.

О порядке задержания ТС можно прочитать тут. Куда звонить, если машину эвакуировали? Ознакомьтесь с этой статьей.

Эти штрафы взимаются и при внутренних, и при международных перевозках.

Когда инспектор останавливает грузовик или автобус, в котором должен иметься данный прибор, он проверяет:

  • установлен ли он в машине;
  • наличие внешних дефектов или погрешностей в самой его работе;
  • есть ли в тахографе карта;
  • правильность эксплуатации прибора водителем.

Если вы полагаете, что штраф был выписан вам неправомерно, для доказания вашей правоты потребуется предоставить в суде расшифрованные показания самого счетчика.

Заключение

Количество аварий с участием грузовиков или автобусов только увеличивается. Поэтому законом и выставлено требование о наличии тахографа. Статья за тахограф предусматривает выплату штрафов в случае нарушения водителем или его работодателем требований к самому прибору или его эксплуатации.

Их размер зависит от того, кто виновен в создавшейся ситуации — сам водитель, организация, в которой он работает, или должностное лицо, которое допустило нарушение.

С недавнего времени в законодательстве произошли изменения, которые обязуют водителей некоторых категорий транспорта устанавливать специальные контролирующие устройства. Они обеспечивают безопасность на дороге, призывая водителя соблюдать режим отдыха и работы. Теперь нарушителям вменяют штраф за тахограф. Меру воздействия используют при отсутствии прибора, при его неиспользовании или при нарушении режима.

Общая информация

Когда вышел закон о наказании водителей за отсутствие контролирующего устройства, людей стало интересовать, нужен ли тахограф на личный грузовик.

Нормативные акты устанавливают определенные требования для применения этого оборудования, и какие категории ТС обязательно должны его содержать.

Требования к оборудованию:

  • Наличие карточки водителя.
  • Модуль для приёма сигналов и антенна.
  • Оборудование опломбировано.
  • Оборудование оснащено необходимыми программами.

Основные правила использования:

  • Перед поездкой водитель обязан установить карту в оборудование и набрать свой код.
  • По запросу оборудования вводятся требуемые данные, включая текущее местоположение.
  • Изымается карта из оборудования только после окончания смены.

Закон четко устанавливает категории машины, на которые должны устанавливаться тахографы.

Кому надо иметь контролирующее устройство

Такое оборудование обязательно должно стоять и работать при использовании ТС для осуществления коммерческой деятельности. Поэтому, частнику, который перевозит свои грузу, теоретически, нет необходимости устанавливать такой прибор. Но, частник не возит со своего огорода прибыль, перевозя продукцию со своего огорода. Он скупает и перепродает товар либо занимается доставкой. А это уже относится к коммерции. Поэтому, бессмысленно искать способы, обмануть закон. Лучше позаботиться об установке контролирующего устройства.

Оборудование устанавливается на машинах:

  • Максимальная масса не больше 5 тонн, вместимость по местам более 8 человек.
  • Масса авто больше 5 тонн.
  • Грузоподъемность ТС больше трёх с половиной тонн.

К перечисленным средствам передвижения можно отнести автобусы по категории D и грузовые транспортные средства категории C.

На некоторые новые модели машин, контролирующие устройства ставятся с завода при изготовлении. Пока прибор работает в штатном режиме, его снимать нет необходимости.

Ответственность

Статья 11 23 часть 1 КОАП РФ гласит, при отсутствии прибора на машине, где это обязательно, водитель привлекается к административной ответственности.

Наказание может накладываться не только на организацию, а также на физическое лицо – водителя. Ведь при выезде водитель проходит соответствующую проверку по всем нормам.

Согласно всем правилам водитель должен соблюдать режим работы и отдыха. Другими словами, он не вправе управлять машиной больше девяти часов подряд. Контролирующее устройство помогает следить за применением этого правила, что обеспечивает безопасность дорожного движения.

При выявлении нарушения инспекторы ГИБДД будут штрафовать:

  • Водителя – суммой до 3 тыс. руб.
  • Должностное лицо будет наказано штрафом от 5 до 10 тыс. руб.
  • На юридическое лицо возлагают санкцию в размере от 15 до 30 тыс. руб.

Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа идентичен полному отсутствию устройства. Поэтому, суммы наказаний за подобное деяние будут такими же.

Если нарушается трудовой режим, накладывается минимальная сумма санкции до 3 тыс. рублей.

Когда используется просроченный, сломанный или неисправный тахограф используются те же размеры санкций, что перечислены выше.

За езду без тахографа караются штрафами не только водители, но и должностные лица и организации в которых трудится человек, управляющий транспортным средством. Когда машина используется в коммерческих целях для перевозки грузов либо пассажиров наличие контролирующего устройства обязательно.

Видео: Какой штраф за отсутствие тахографа и карты водителя?

tinyton.ru
Кто должен платить штрафи за отсутствие тахографа водитель или должностное лцо
Кто должен платить штрафи за отсутствие тахографа водитель или должностное лцо

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: