Мало заплатила страховая компания по осаго

Возмещение вреда в результате ДТП по полису ОСАГО, как система, было разработано с целью минимизации спорных/конфликтных ситуаций между водителями. Сегодня эта цель в принципе достигнута, но появилась другая проблема – взаимоотношения между автовладельцами и страховыми компаниями в части покрытия расходов. По данным РСА за 2015 год, в 40% случаев водители не согласны с размером возмещения т.к. помимо объективных (законных) причин, страховщики не редко необоснованно урезают размер страхового возмещения.

Поэтому в данной статье мы расскажем о том, что делать, если страховая выплатила мало по ОСАГО. Параллельно приведем образцы некоторых документов и опишем процедуру их подачи по назначению.

Объективные причины занижения выплат

Выше мы указали на то, что существуют и объективные причины занижения суммы. Но для начала следует отметить, что в большинстве случаев так называемое занижение является субъективным мнением самих автолюбителей. Надеясь на получение максимальной суммы, водитель особо не погружается в методику ее калькуляции, и когда получает на руки не то, что ожидал, принимается за обвинение СК в незаконных действиях. Поэтому обязательно необходимо знать список объективных причин, к которым сегодня относятся следующие:

  • износ деталей, агрегатов и узлов автомобиля (его степень берется за основополагающую величину при калькуляции конечной суммы)
  • повреждения ТС не имеют никакого отношения к произошедшему ДТП (до происшествия водители могут о них и не знать, и полагать, что они получены в результате аварии, но экспертиза показывает совершенно обратное)
  • в процессе участвует несколько потерпевших (максимально возможная сумма делится на всех пропорционально причиненному вреду, остальное в порядке гражданского производства взыскивается с виновника водителями самостоятельно, без участия СК)
  • при калькуляции суммы не принялись в расчет скрытые повреждения, которые обнаружились уже в процессе ремонта ТС (данная причина является не совсем объективной, но винить СК в этом неправильно т.к. до назначения работ водитель со всем письменно соглашается)

Некоторые СК добавляют к данному списку и расчет нормо-часов по назначению ремонтных работ. Т.е. из суммы возмещения вычитывается работа агента по поиску автосервиса, мастера и т.д. Это не имеет ничего общего с законом т.к. работа страховых агентов, менеджеров, оценщиков и прочих специалистов изначально включается в стоимость страхового полиса, и занижение страховых выплат по ОСАГО по этой причине будет незаконным. Если мало выплатили по ОСАГО что делать мы расскажем чуть позже, а пока приведем список самых стабильных и надежных компаний нашей страны, у которых возможность занижения выплат сведена к минимуму.

Обзор страховых компаний

Для того чтобы минимизировать риски по занижению выплат, необходимо оформлять полис ОСАГО в крупных и известных СК – эта истина знакома каждому водителю. Но и это не может до конца гарантировать автолюбителю объективность со стороны страховщика. По данным РСА за 2015 год в ТОП-10 крупнейших страховых компаний входят следующие:

  • Росгосстрах (размер средней выплаты – 51 705 рублей)
  • Альфа-страхование (52 113 рублей)
  • Ресо-Гарантия (46 970 рублей)
  • ВСК (50 577 рублей)
  • Ингосстрах (47 434 рубля)
  • Уралсиб (47 539 рублей)
  • Согласие (46 943 рубля)
  • Ренессанс-страхование (47 979 рублей)
  • МАКС (50 195 рублей)
  • СОГАЗ (38 468 рублей)

Несмотря на это, сейчас часто можно услышать, к примеру, что Росгосстрах мало выплатил по ОСАГО. Справедливости ради следует заметить, что крупнейшая СК в стране за 2015 год приняла 1009 709 заявлений, из которых удовлетворила 975 752 обращения.

Практически те же показатели и у остальных крупных СК. Но это не означает, что занижение страховых выплат по ОСАГО здесь будет невозможным. Подобное может произойти в любой компании, и ни один водитель от этого не застрахован.

Как рассчитываются выплаты по ОСАГО?

Прежде чем заявлять, что страховая мало выплатила по ОСАГО, необходимо понять методику калькуляции конечной суммы. Ничего сложного здесь нет т.к. за исходные данные берется износ деталей (агрегатов, узлов), степень их повреждения, их цена, и стоимость восстановительных работ (работ по замене) для каждой экономической зоны. Проще говоря, для каждого региона России с учетом особенностей местного рынка товаров и услуг. Сюда же следует причислить не только восстановление или замену поврежденных деталей, но и стоимость (количество) расходных материалов при произведении работ (жидкие и сыпучие смеси, газовое топливо, мелкие комплектующие и т.д.). Страховая занизила выплату по ОСАГО, что делать в этом случае? Для начала надо на цифрах убедиться в таком занижении.

Сегодня СК должны придерживаться единого порядка калькуляции конечной суммы (принят 19 сентября 2014 года). В 3-й главе указанного документа прописана обязательная для всех формула – Свр = Рр + Рм + Рзч, где:

  • Свр – это конечная сумма
  • Рр – это оплата труда автомехаников/слесарей
  • Рм – это стоимость расходных материалов
  • Рзч – это стоимость запасных частей, монтируемых взамен поврежденных

Т.е. если вы считаете, что страховая компания мало выплатила по ОСАГО, то для начала воспользуйтесь указанной формулой и произведите самостоятельный расчет. В случае если водитель обладает данными о стоимости материалов и работ, то самостоятельный расчет может показать сумму, приближенную к реальной. Но если и после этого выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт, то здесь необходимо приниматься уже к конкретным действиям. Далее мы расскажем о том, что делать, если страховая занижает выплату по ОСАГО.

Пошаговая инструкция

Сразу отметим, что общие претензии по типу «выплатили по ОСАГО мало денег» или «не хватает выплаты по ОСАГО» не принесут желаемых результатов. Необходимы конкретные практические действия, первое из которых – проведение независимой экспертизы. Именно ее итоги и позволят водителю говорить о том, что в СК ошиблись в расчетах или намерено урезали конечную сумму.

Для этого нужно обратиться к независимому эксперту (это может физическое лицо имеющее специальную аккредитацию и работающее автономно, или штатный сотрудник экспертного учреждения в лице эксперта-техника). Задача техника заключается в ответе на вопросы, которые перед ним ставит водитель. Перечень таких вопросов должен указываться в договоре на проведение экспертных услуг.

Сроки и общие условия оговариваются сторонами самостоятельно. Стоимость описываемой экспертизы после этого может быть включена в общую сумму убытков (т.е. цену за экспертизу нужно прибавить к остатку невыплаченного страхового возмещения).

Уже с готовым экспертным заключением на руках, можно обращаться в СК с претензией. Естественно, что экспертное заключение должно показывать сумму превосходящую выплату со стороны СК. Поэтому прежде чем браться за проведение экспертизы, необходимо быть уверенным в том, что по ОСАГО страховая компания выплатила меньше положенного. Иначе автолюбитель откажется в глубоком минусе.

Претензия к страховой

Претензия страховой компании по ОСАГО занижение выплаты направляется водителем лично. Структура такой претензии никак не закреплена законодательно, а значит, составляется в свободной форме с соблюдением общих норм и правил составления документов. В претензии обязательно должны указываться следующие данные:

  • наименование СК (юридический адрес и место расположения)
  • данные водителя (место жительства, номер телефона)
  • текст претензии (обязательно с ссылками на профильное законодательство и на данные о проведенной независимой экспертизы)
  • в заключительной части указываются требования, которые должны быть рассмотрены в положенный срок

СК в десятидневный срок должна удовлетворить требования либо направить письменный отказ в удовлетворении. Если компания проигнорирует данное правило (или ответит отказом, несмотря на данные независимой экспертизы), водитель имеет полное право обратиться в суд. Претензия по ОСАГО образец (скачать здесь) прилагается к данной статье.

Обращение в суд

Если по ОСАГО выплатили меньше, что делать в таком случае вам подскажет любой юрист – необходимо обращаться в суд. На успешное завершение процесса можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:

  • независимая экспертиза была проведена по всем правилам
  • при работе эксперт придерживался порядка (формулы) о котором мы говорили выше
  • результаты независимой экспертизы могут быть подтверждены повторной экспертизой по заявлению СК (ответчика)

Если с вышеперечисленным не будет проблем, то СК выплатит недостающую сумму уже в судебном порядке. К ней будут прибавлены стоимость независимой экспертизы, и 50% от общей суммы иска (включая и независимую экспертизу). В итоге все расходы водителя должны быть полностью перекрыты.

По данным РСА каждое четвертое заявление возмещается в судебно-претензионном порядке. Т.е. мириться с несправедливым решением СК ни в коем случае не стоит. Тем более, что сегодня можно обратиться в Российский союз автостраховщиков (даже в режиме онлайн) где дадут ответы на вопросы, а также помогут и в практическом смысле. Судебное рассмотрение по срокам может составлять одно заседание, а может затянуться и на долгие месяцы т.к. стороны здесь имеют право на подачу апелляций и обращение в вышестоящие инстанции. Если страховая мало выплатила по ОСАГО, что делать вы теперь знаете – главное подойти к этому процессу серьезно.

Спартак Борисович Королёв

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Достаточно часто в практике встречаются ситуации, когда при наступлении страхового случая страховая компания намеренно занижает сумму страховой выплаты за причиненный ущерб пострадавшему лицу. Это делается для того, чтобы снизить размер страховых выплат.

Основным способом снижения страховых выплат является проведение экспертизы по определению ущерба методами, которые выгодны для страховой компании. Зачастую для проведения подобных экспертиз страховая компания назначает эксперта, которого  связывают с ней договорные отношения и может присутствовать личная заинтересованность в результатах экспертизы.

Например, при проведении экспертизы по определению ущерба по ОСАГО страховая компания может с помощью проведения выгодной для себя экспертизы снизить страховые выплаты в 2-4 раза. Что делать в таком случае страхователю?

Порядок разрешения споров, которые возникают по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО), установлен в ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ).  В процессе разрешения спора можно выделить следующие этапы:

  • подача в страховую компанию заявления с требованием о страховой выплате. К заявлению необходимо приложить документы, которые подтверждают размер причиненного ущерба. Подача такого заявления является обязательной в силу положений п. 1 ст. 16.1 Закона № 40-ФЗ;
  • при наличии разногласий между застрахованным лицом и страховой компанией, застрахованное лицо обязано обратиться в страховую компанию с претензией. К претензии необходимо приложить документы, которые обосновывают требования заявителя. Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней. В течении этого срока страховая компания либо удовлетворяет требования застрахованного лица, либо предоставляет мотивированный отказ в удовлетворении таких требований;
  • в случае отказа страховой компании в удовлетворении претензии, заявителю необходимо подать исковое заявление в суд о взыскании страховой выплаты.

Обратите внимание!

На споры застрахованного физического лица со страховой компанией распространяются нормы Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон 3 2300-1), а следовательно, он может подать жалобу в Роспотребнадзор.  

Закон № 2300-1 предоставляет  застрахованному лицу достаточно большой перечень возможностей выиграть спор со страховой компанией. Однако необходимо понимать, чтобы нормы данного закона применялись к гражданину, он не должен заключать договор страхования при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, факт перевозки пассажиров в такси или маршрутке по установленному маршруту на возмездной основе послужит основанием для отказа во взыскании со страховой компании штрафа в рамках Закона о защите прав потребителей (определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 13.03.2013 № 33-470/2013).

Применение к спорам, вытекающим из договоров ОСАГО, дают гражданину следующие преимущества:

  • возможность обратиться в суд не по месту нахождения страховщика, а по месту своего жительства согласно ст. 29 ГПК РФ;
  • право на взыскание неустойки за нарушение срока немотивированного отказа в удовлетворении претензий потребителя;
  • право на взыскание выплаты либо возмещения вреда в натуральной форме (1% от размера страховой выплаты за каждый день просрочки).

Зачастую страховые компании различными способами занижают размер страховых выплат, пользуясь тем, что некоторые граждане не знают своих прав и не имеют возможности их защитить.

Методика расчета ущерба по ОСАГО установлена Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 № 432-П. Согласно законодательству, смета стоимости повреждений должна оформляться двумя экспертами, а показатели должны быть примерно точными. Если не брать в расчет возможные мелкие недостатки, то недостаточный по мнению заявителя размер компенсации может назначаться из-за использования разных актов осмотра.

Также на размер суммы может повлиять недостаточная квалификация специалиста, поверхностный осмотр автомобиля, отсутствие доступа к некоторым узлам и механизмам. Иногда страховая компания не учитывает мелкие работы, например, покраску автомобиля. Поэтому для того, чтобы избежать необоснованного уменьшения страховой выплаты, необходимо проведение независимой экспертной оценки.

О том, что страховая компания необоснованно занизила сумму выплаты свидетельствует несколько факторов:

  • сотрудники сервисного центра либо независимые оценщики начисляют большую сумму ущерба, чем страховая компания;
  • повреждения автомобиля, указанные страховой компанией при определении размера выплат, не имеют прямого отношения к ДТП;
  • при определении суммы ущерба не принимались в расчет скрытые повреждение, которые были выявлены в ходе ремонта автомобиля.

Независимая экспертиза позволит взыскать в судебном порядке со страховой компании недостающую сумму за причиненный имущественный ущерб. Следовательно, алгоритм действий в случае, если страховая  компания выплатила мало, таков:

  • провести свою независимую экспертизу, чтобы документально подтвердить претензию по недоплате;
  • оформить досудебную претензию в страховую компанию;.
  • если в течении 5 дней заявитель не получил недостающую сумму, необходимо обратиться с исковым заявлением суд.

Для грамотного разрешения вопроса следует обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Наши специалисты готовы помочь урегулировать спор со страховой компанией в короткие сроки, независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Скачать образец претензии в страховую компанию (.docx)

Причины малой выплаты

Что касается обязательного вида страхования – ОСАГО – с конца 2014 года схема расчета суммы страховой выплаты регулируется Государством. 19.09.2014 г.

Центральным Банком Российской Федерации была введена Единая методика расчета ущерба, полученного в ДТП, которой должны руководствоваться все эксперты при составлении экспертных заключений по ОСАГО. Методика накладывает на экспертов обязанность использовать при расчете специально разработанные справочники стоимости запчастей и нормо-часов.

Таким образом, в соответствии с законодательством, две сметы, составленные разными экспертами должны быть идентичны по сумме. Это значит, что на сегодняшний день у страховой компании нет возможности занизить выплату с помощью калькуляции.

Почему же сумма ущерба в экспертизе, составленной по заказу потерпевшего, частенько отличается от той, что выполнена по поручению страховой компании? Исключая банальную невнимательность и непреднамеренные ошибки эксперта-техника, экспертизы элементарно могут быть составлены по разным актам осмотров.

Мы уже знаем, что согласно Единой методике имея одинаковые вводные данные при составлении калькуляции, два разных эксперта должны рассчитать две совершенно одинаковые суммы. Вместе с тем вводные данные могут различаться.

Дело в том, что эксперт-техник в ходе первичного осмотра автомобиля определяет степень повреждения деталей, вид и объем требуемых ремонтных воздействий. Поскольку все эти характеристики определяются органолептическим способом, акты осмотров, составленные двумя разными экспертами, могут различаться. Причиной тому может служить:

  • различные условия осмотра (представление транспортного средства на осмотр в темное время суток или в грязном виде);
  • уровень профессиональной квалификации эксперта;
  • доступ к скрытым повреждениям (некоторые повреждения, например, можно увидеть, только сняв бампер или подняв машину на подъемнике).

На последнем пункте остановимся подробнее. Часто после получения выплаты от страховой компании, несогласные с выплаченной суммой потерпевшие, заказывают свою экспертизу.

Автомобиль зачастую осматривается на специализированной станции, где у эксперта есть возможность более детально изучить повреждения. В таких актах осмотров порой оказывается описано больше повреждений, чем в акте, составленном на осмотре автомобиля страховой компанией.

Отсюда правило: если в ходе ремонта поврежденного транспортного средства обнаружились скрытые повреждения, пригласите страховую компанию на дополнительный осмотр, так страховая выплата будет больше. Это правило касается и КАСКО.

Еще одна причина занижения размера выплаты по ОСАГО – это исключение части повреждений из итоговой сметы. Согласно п. 1.6 Единой методики в расчет не включаются работы по окраске деталей, имевших на момент ДТП сквозную коррозию или повреждения лакокрасочного покрытия на более чем 25% площади.

Если на автомобиле потерпевшего имеются упомянутые детали, стоимость их окраски Страховщик исключит из калькуляции и сумма выплаты будет меньше. Закон при этом страховая компания не нарушит.

Ну и самая главная причина, сопровождающая обязательное страхование, это износ на заменяемые детали. От этого никуда не деться. Однако стоит понимать, что по полисам, заключенным после 01 октября 2014 года износ не может превышать 50%.
Касательно КАСКО можно назвать аналогичные причины занижения выплаты со стороны страховой компании:

  • неучтенные скрытые повреждения;
  • износ на заменяемые детали (подавляющее большинство договоров КАСКО заключается на условиях выплаты без учета износа, однако бывают полисы, где выплата производится с износом. Внимательно читайте условия договора перед заключением);
  • повреждения, полученные до ДТП или предстраховые повреждения.

Что делать, если страховая выплатила меньше, чем требуется?

Если размер полученного в ДТП ущерба согласно смете, подготовленной по заказу потерпевшего, отличается от того, что выплатила страховая компания, необходимо обратиться к страховщику с досудебной претензией о несогласии с сумой выплаченного страхового возмещения (при условии, что экспертная оценка составлена в соответствии со всеми требования Единой методики).

Если страховая компания выплатила меньше, чем затрачено на ремонт, для начала нужно понять причины. Такое, к сожалению, случается часто.

И если в случае с КАСКО бороться со страховщиком можно путем направления в страховую компанию претензии с приложением документов, подтверждающих фактические затраты на ремонт автомобиля, то по ОСАГО выплаты редко хватает на ремонт даже, если она произведена в соответствии со всеми нормами Закона.

Причина как в износе, применяемом на все заменяемые детали автомобиля (в магазине же нельзя купить запчасти с определенным износом), так в недоработанности справочников с учетом современных рыночных реалий. Уберечься от этого можно только застраховав свой автомобиль по КАСКО.

Проведение повторной экспертизы

Если после получения выплаты страхового возмещения, вы понимаете, что даже с учетом всех объективных обстоятельств, она очень мала, необходимо подготовиться к спору со страховой компанией. Первым этапом для этого станет проведение независимой экспертизы.

Для этого вам нужно обратиться в экспертную организацию, которая готова подготовить для вас заключение о стоимости восстановления поврежденного транспортного средства, соответствующее требованиям законодательства, и договориться о дате осмотра автомобиля.

Как уже упоминалось выше, лучше всего, если этот осмотр будет производиться в условиях специализированной мастерской, где эксперт сможет оценить даже труднодоступные повреждения.

На осмотр необходимо пригласить Страховщика, уведомив его за 3-5 дней телеграммой о дате, времени и месте осмотра. А если страховая выплатила меньше, чем насчитала независимая экспертиза, переходим к следующему этапу.

Как написать претензию в страховую компанию: мало выплатили?

После того как экспертная оценка окажется у вас на руках, можно составить досудебную претензию о несогласии с суммой выплаченного возмещения.

Типичная структура жалобы выглядит следующим образом: сначала необходимо заполнить, так называемую, шапку документа.

В ней указывается наименование страховой компании, включая организационно-правовую форму, ее адрес (либо адрес филиала, если претензия подается не в головную компанию); Ф.И.О. и адрес проживания, контактный телефон потерпевшего, либо его законного представителя.

Озаглавливаем документ текстом: «Досудебная претензия». Далее описываются:

  • условия получения ущерба (когда и где произошло ДТП, кто признан виновным);
  • обстоятельства взаимодействия со страховщиком (дата подачи документов на выплату, осмотра транспортного средства и размер выплаты полученного страхового возмещения);
  • несогласие с суммой выплаты, обоснованное нормами Закона.

Остановимся подробно на последнем пункте. Текст досудебной претензии должен содержать в себе нормативно-правовые акты, обосновывающие требования потерпевшего. В тексте жалобы о занижении суммы выплаты можно опираться на следующие нормы Закона:

  1. вред, причиненный имуществу потерпевшего, должен быть возмещен в полном объеме (п. 1 ст. 1063 Гражданского кодекса РФ);
  2. в пределах страховой суммы потерпевший может предъявить требования о возмещении вреда страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность виновника (п. 4 ст. 931 Гражданского кодекса РФ);
  3. размер ущерба определяется путем составления экспертного заключения, соответствующего требованиям Единой методики (п. 10 ст. 12 Закона ОСАГО);
  4. при наличии разногласий относительно размера выплаты страхового возмещения, потерпевший направляет в страховую компанию претензию, которая должна быть рассмотрена в течение 5 дней, исключая праздники (п. 1 ст. 16.1 Закона ОСАГО).

К претензии в обязательном порядке прикладываются заверенные копии следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность потерпевшего либо его законного представителя;
  • документ, подтверждающий имущественный интерес на поврежденное имущество;
  • документы, подтверждающие произошедшее событие (справки ГИБДД, извещение о ДТП);
  • страховой полис;
  • документы, обосновывающие требования о доплате (экспертное заключение).

Обратите внимание, что несоблюдение требований оформления претензии освобождает страховщика от ее рассмотрения.

Претензия в страховую компанию о занижении выплаты — образец.

Если страховая компания мало выплатила по застрахованному имуществу, приобретенному в кредит или лизинг

Обычными условиями кредитного договора или договора лизинга является обязанность заемщика или лизингополучателя по оформлению страхового договора от ущерба и хищения, которым является КАСКО.

Выгодоприобретателем (получателем страхового возмещения) по рискам «Хищение» и «Полная гибель» в таких договорах страхования, как правило, указывается банк или лизингодатель.

Поскольку по риску «Ущерб» выгодоприобретателем назначается сам собственник транспортного средства, а собственники обычно не получают возмещение денежными средствами, предпочитая взять у страховщика направление на ремонт автомобиля в условия специализированной мастерской, проблемы с недоплатой страхового возмещения по этому риску возникают крайне редко.

Чего нельзя сказать о страховой выплате на условиях полной гибели. Собственник транспортного средства в этом случае получит не всю страховую выплату, а только ту часть, которая останется после погашения основного долга по кредитному договору. Это особенность страхования кредитного автомобиля.

Если страховая компания недоплатила при полной гибели автомобиля

Несмотря на то что при полной или тотальной гибели транспортного средства, страховая компания должна возместить владельцу ее полную стоимость, на деле все оказывается немного по-другому.

Для начала давайте разберемся, что же такое полная гибель автомобиля. По договорам имущественного страхования (КАСКО) под полной, тотальной или конструктивной гибелью обычно понимают такое повреждение транспортного средства, при котором его восстановление экономически нецелесообразно.

Как правило, договором предусмотрен порог стоимости восстановления, достижение которого дает страховщику право на урегулирование убытка на условиях полной гибели. Этот порог варьируется в зависимости от страховой компании. В среднем он составляет 75% от страховой суммы.

Урегулирование убытка по полной гибели может происходить двумя способами:

  1. страховщик производит расчет стоимости годных остатков (уцелевших деталей автомобиля, пригодных к дальнейшему использованию), вычитает их стоимость из страховой суммы, установленной договором КАСКО. Разница составит сумму выплаты страхового возмещения. Годные остатки в этом случае остаются у владельца транспортного средства.
  2. страхователь полностью передает страховой компании поврежденный автомобиль и получает за это выплату в размере страховой суммы.

Казалось бы, заманчивое предложение отдать разбитые остатки машины страховой компании и получить за них полную ее стоимость, оборачиваются для владельца разочарованием при получении страховой выплаты.

Дело в том, что частенько страховщики при произведении выплат по полной гибели вычитают из стоимости автомобиля амортизационный износ. Это незаконно и давайте разберемся почему.

В страховании существует такой термин, как абандон — это право страхователя или выгодоприобретателя отказать от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика в обмен на получение полной страховой суммы.

Таким образом, уменьшение выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля на размер амортизационного износа незаконно. Требуйте от страховщика доплаты: либо через досудебное урегулирование, либо составлять исковое заявление к страховой компании по каско.

Заключение

Повреждение имущества всегда досадно, хочется поскорей его восстановить и забыть о происшествии. К сожалению, часто не получается сделать это быстро из-за разногласий со страховой компанией о размере ущерба.

Не бойтесь защищать свои права и вступать в диалог со страховщиком, ведь зачастую этот вопрос можно решить путем переговоров или грамотно составленной досудебной претензией. Страховая выплатила мало денег: что делать? Дополнительную информацию смотрите на видео:

Юридическая консультация

>

Административное право

>

ДТП, ГИБДД, ПДД

>

Страховые споры

>

В страховой компании мало выплатили по ОСАГО, что делать и как не ошибиться

ОСАГО – законодательно утвержденное страхование ответственности каждого автомобилиста. При попадании в аварию именно данная страховка защищает права пострадавшего, возмещая ущерб от имени виновного. Однако защита интересов далеко не всегда реализуется в полной мере, поэтому у многих автомобилистов возникают споры со страховыми компаниями.

Пожалуй, одна из самых распространенных тем прений касается неполноты возместительной выплаты. Более подробно именно о том, что делать, если в страховой компании мало выплатили по ОСАГО, поговорим в сегодняшнем материале.

Правила возмещения ущерба по ОСАГО

Лимит выплат по ОСАГО установлен Законодательством

Разбирая момент возмещения ущерба по ОСАГО, важно понимать сущность этой процедуры с точки зрения закона. На сегодняшний день для правильного определения размера компенсации требуется знать:

  • Во-первых, результаты независимой экспертизы по оценке ущерба. Данная процедура осуществляется экспертом-техником с обязательным оповещением о ее проведении страховой компании. Не оповестив страховщика, любой пострадавший в аварии рискует на вполне законных основаниях остаться без положенной компенсации. В случае с ущербом, нанесенным здоровью людей, также требуются соответствующие медсправки.
  • Во-вторых, лимиты по выплатам ОСАГО, установленные на законодательном уровне.

Если с оценкой ущерба все относительно просто, то лимиты – «тайный лес» для многих автомобилистов РФ. На самом деле ничего сложного в лимитированной системе нет. Сегодня ФЗ «Об ОСАГО» устанавливает следующие максимумы по выплатам обязательного страхования:

  1. Для ущерба здоровью нескольким лицам – 240 000 рублей.
  2. Для ущерба здоровью одному лицу – 160 000 рублей.
  3. Для имущественного ущерба нескольких лиц – 160 000 рублей на каждого человека.
  4. Для имущественного ущерба одному лицу – 120 000 рублей.

Общая максимально возможная компенсация составляет:

  • при возмещении имущественного вреда – 400 000 рублей;
  • при компенсации вреда здоровью пострадавших – 500 000 рублей.

Отметим, что расчет компенсации – довольно-таки непростой процесс, который проводится исключительно профессионалами с учетом результатов проведенной экспертизы. Так, к примеру, при окончательном определении размерности компенсации не учитывается износ деталей, за который страхователь выплату не рассчитывает, что совершенно законно.

Мало выплатили по ОСАГО? Что делать? Подсказки — в видеоконсультации:

Что делать, если страховая компания выплатила компенсацию не полностью

Споры с страховыми кампаниями — не редкость

Допустим, страховая компания решила вас обмануть и намеренно занизила выплату по ОСАГО. Что делать в такой ситуации? Естественно – отстаивать свои интересы.

К слову, порядок действий при подобных обстоятельствах не сложен и заключается в реализации следующих процедур:

  • В первую очередь, необходимо точно удостовериться в том, что занижение компенсации реально имеет место быть. Для этого лучше всего обратиться к компетентному в данном вопросе лицу (например – к юристу) и рассчитать приблизительно ту сумму, которую страховщик обязан был выплатить по ОСАГО. Если разница существенна – обязательно преступаем к следующим действиям. В ином случае стоит подумать об отказе от прений со страховой компанией, так как зачастую небольшая недоплата не стоит тех нервов и временных затрат, способных потребоваться для ее возмещения.
  • Итак, факт недоплаты подтвержден. Далее незамедлительно обращаемся к страховщику с официальным заявлением по получению копии страхового акта. Отметим, что недобросовестные компании могут уклоняться от предоставления этого документа, но по закону прав у них на это нет. Учитывая данную особенность случая, обязательно добейтесь получения копии акта и не бойтесь прений.
  • Получив на руки страховой акт, требуется детально его изучить (желательно в присутствии компетентного лица).

Нередко именно в этом документе выявляются причины неполноты выплаты. Чаще всего страховщики допускают следующие нарушения:

  1. рассчитывают компенсацию с учетом не всех повреждений автомобиля или травм людей, которые были выявлены экспертизами;
  2. намеренно занижают стоимость восстановления ущерба, беря в расчет не рыночную стоимость данной операции;
  3. включают в выплату компенсацию не по всем поврежденным запчастям или травмам пострадавших;
  4. игнорируют включение в сумму возмещения УТС (утраченной стоимости автомобиля).

Если же с актом все в порядке, то нарушения стоит искать в других аспектах компенсации средств. Например, страховые компании нередко совершают грубую ошибку, беря в расчет ущерба не все результаты экспертиз, что просто недопустимо.

Помимо выявления нарушений в работе страховщика, требуется удостовериться в том, что и вы – пострадавший, полностью соблюли законодательные тонкости процедуры возмещения средств. В противном случае идти в суд «за правдой» будет равносильно провалу и пустой трате времени.

Отмеченные выше операции требуется делать либо с полноценным знанием ФЗ «Об ОСАГО», либо с присутствием компетентного в этом лица. В ином случае есть риск упустить шанс возврата средств исключительно из-за незнания законодательных тонкостей ситуации.

Как защитить свои права в подобной ситуации

Решить вопрос мирно не всегда получается

Выявив нарушения в работе страховщика, стоит начать реализацию гражданских прав. Пытаться решать что-то мирно – не нужно, действовать требуется юридически грамотно. Наиболее правильный порядок действий таков:

  • Для начала осуществляем сбор необходимой документации:
  1. 3-5 копий страхового акта (обязательно нотариально заверенных);
  2. результаты первой экспертизы ущерба и медицинские справки по причинению вреда здоровью пострадавшим (если имеет место быть);
  3. результаты второй экспертизы ущерба, проведенной после выплаты компенсации (именно из-за необходимости проведения подобной процедуры юристы не рекомендуют ремонтировать попавший в аварию автомобиль до полного получения компенсации от страховщика);
  4. выписка и чеки о получении средств от страховой компании;
  5. паспорт гражданина РФ;
  6. документы на авто и постановление ГИБДД о случившейся аварии.
  • После этого отправляем страховщику досудебное уведомление со своими претензиями и их детальным уточнением на неправильно составленных документах (например, на одной из копий страхового акта).
  • К документации также прилагаются результаты обоих экспертиз, медсправок и бумаг о ДТП. Уведомление отправляется заказным письмом на действующий адрес страховщика.
  • Если по истечению 10 дней ответа от компании не последовало – смело идем в суд. Иск должен содержать полное описание проблемы и желание истца по ее разрешению. К исковому заявлению прилагается отмеченный выше перечень документов.
  • После подачи всех бумаг заводится дело, которое и будет рассмотрено судом. Отметим, что при размерности иска менее 50 000 рублей обращаться требуется в Мировой суд, в ином случае – в районный орган. Повторимся, обращаться в суд нужно только в том случае, если вы точно уверены в своей правоте.

При иных обстоятельствах и наличии у суда доказательств о клевете на имя страховщика, истец не только должен будет понести возмещения судебных трат, но и выплатить компенсацию компании за потерянное ею время.

Учитывая сложность подобных прений, настоятельно рекомендуем проводить все юридически значимые действия совместно с профессиональным юристом, специализирующимися на решение спорных вопросов по теме «ОСАГО». Такой подход повысит шанс на успешный исход событий и точно позволит вам не допустить грубых ошибок.

Пожалуй, на этом повествование по сегодняшней теме можно завершить. Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи на дорогах и в отстаивании своих прав!

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

tinyton.ru
Мало заплатила страховая компания по осаго
Мало заплатила страховая компания по осаго

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: