Могут ли сельскохозяйственные земли отнять у физического лица

С 1 июля вступает в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», который позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, государство сможет наконец разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями , которые были в свое время щедро розданы колхозникам. Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены. Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся. Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты. Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу. Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной. По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га. Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей. Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения. Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии: если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ. И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ. При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков. Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов. Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории».

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом. Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.

Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка».

Особо, по словам эксперта, следует выделить положения закона о невостребованных земельных долях. «Так, неосуществление сельскохозяйственных работ собственником или иным лицом, владеющим земельным участком на законном праве в течение трех и более лет подряд, а также земельная доля, о которой отсутствуют сведения в решениях органов местного самоуправления, принятых до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним», будет считаться невостребованной долей, — отметил эксперт. — Орган местного управления составляет списки таких невостребованных земель, списки утверждаются общим собранием участников долевой собственности».

Для нормального развития земельного рынка, по мнению экспертов, безусловно, обозначенные проблемы нужно было решить. Более того, представляется, что соответствующие изменения произведут определенный позитивный эффект на земельном рынке. Однако насколько сильным он будет, зависит от правоприменительных органов, а также от самих пользователей соответствующих земельных участков.

«Для эффективной работы предлагаемых норм нужна сильная и квалифицированная исполнительная власть на местах, — говорит Эдуард Олевинский, председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». — Не сомневаюсь, что снова встанет вопрос о качестве системы управления, сбалансированности различных ветвей власти, их ответственности и компетентности, состоятельности органов государственной власти и местного самоуправления».

В равной степени, по мнению эксперта, это относится и к компетенции и ответственности различных собраний граждан, в данном случае владельцев земельных паев в общей долевой собственности. «Чтобы собрание не только состоялось, но еще приняло решение, требуется большое и, кажется, теперь забытое «искусство», которое раньше называлось умением работать с людьми, — отметил Эдуард Олевинский. — Проблему иллюстрирует сложившаяся с ТСЖ ситуация, когда результаты собрания жильцов нередко просто фальсифицируются, а их отмена требует длительных судебных тяжб. Полагаю, что закон оставляет возможность обойти предлагаемые нормы юридическими способами: перед правительством встанет весьма непростая задача установления критериев плодородия которые в принципе можно измерять и по ржи, и даже по камышу, если мода на камышовые крыши для бунгало докатится до России».

Земли сельскохозяйственного назначения – участки, расположенные за пределами населенных пунктов. Они предназначены для нужд сельского хозяйства. В составе земель таких категорий выделяют сельскохозяйственные угодья, земли для внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, предназначенные для защиты земель от негативного влияния природы, антропогенных и техногенных факторов. Также на землях сельхозназначения могут находиться здания, предназначенные для хранения, производства либо первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения реализуется посредством принадлежности участка конкретным лицам, группам лиц или объединениям. Таким образом, это обеспечивается через формы и виды собственности на землю, находящуюся в земельном фонде Российской Федерации. Согласно действующему законодательству, выделяются следующие виды собственности на земли сельскохозяйственного назначения:

  • Частная – власть реализуется определенным собственником, решения принимаются исходя из собственных интересов.
  • Государственная – решение о порядке использования участка принимает государство в интересах общества.
  • Муниципальная – решения о порядке использования участка принимается органами местного самоуправления в интересах муниципального образования.

Основной целью использования земель сельхозназначения является ведение сельскохозяйственного производства и создание защитных лесных насаждений, также земли используются для учебных, научно-исследовательских целей и занятия рыболовством. Такие участки могут находиться в собственности:

  • Некоммерческих организаций.
  • Крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • Хозяйственных товариществ и обществ.
  • Казачьих обществ.
  • Общин коренных малочисленных народов.
  • Учебных, учебно-опытных, опытно-производственных, учебно-производственных подразделений научных организаций.

Собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения не могут быть иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, у которых в уставном капитале более 50% составляет доля иностранцев либо лиц без гражданства. Они могут пользоваться участками только по праву аренды.

Общая собственность: долевая и совместная

При общей собственности земельный участок сельхозназначения находится в собственности сразу двух и более лиц. Такая форма применялась для реорганизации совхозов и колхозов, которые существовали в советское время. Собственник доли имеет право на выдел части земельного участка из общей доли. Выделяют два вида общей собственности: долевая и совместная. Этот параметр прописывается в регистрационных документах каждого собственника. Между собой такие формы собственности отличаются тем, что:

  • Общая долевая – подразумевает выделение отдельно доли, размер которой устанавливается заранее.
  • Общая совместная – не предполагает выделения отдельной доли.

Распоряжение участком, находящимся в общей долевой собственности, происходит по соглашению всех владельцев. Спорные вопросы, касающиеся владения, разрешаются в суде. Собственник любой доли имеет право пользоваться общей землей. Если достичь этого не получается, собственник может потребовать от других владельцев компенсации. Все затраты и доходы, связанные с владением земельным участком, делятся между собственниками пропорционально их доле.

Каждый собственник может распоряжаться, закладывать либо продавать свою долю. При продаже или отчуждении он обязан оповестить других собственников о своих намерениях, так как они имеют преимущественное право покупки. Для этого владелец может отправить письмо, в котором прописаны условия продажи. Если в течение месяца другие собственники не выкупят либо же откажутся от отчуждаемой доли, владелец может продавать землю постороннему лицу.

Оформление земли в собственность

Земельные участки сельскохозяйственного назначения представляются физическим и юридическим лицам по результатам торгов. Без торгов получить землю можно в тех случаях, если вы ранее арендовали этот участок либо же через суд. Если участок не имеет границ, необходимо провести межевание. После этого он ставится на кадастровый учет. Когда эти шаги будут пройдены, нужно обращаться в муниципалитет. Вам нужно предоставить следующие документы:

  • Паспорт либо иной другой документ, удостоверяющие личность.
  • Кадастровый план.
  • Заявление о передаче в собственность.
  • Выписка из кадастрового плана.
  • Оплаченные квитанции.

При положительном ответе вам потребует зарегистрировать свои права в Росреестре. Для этого вам придется предоставить заявление, технический и кадастровый паспорта на участок, акт отчуждения муниципальной собственности, оплаченные квитанции, постановление администрации. Решение о выдаче или отказе принимается в течение 2 недель, новое свидетельство регистрируется в Ростреестре.

Фото: 

photovibes1/depositphotos.com

17.06.2013Экономика Георгий Егоров

Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ Президент Владимир Путин подписал поправки в Земельный кодекс, и ряд СМИ тут же сообщили, что этот закон позволит изымать землю у любого владельца во внесудебном порядке, однако это не совсем так

Новые поправки в Земельный кодекс позволяют забрать землю без суда только у государственных структур, которые используют ее не по назначению, вредят почве или не используют вовсе. Отобрать участки у физических лиц по-прежнему можно лишь по решению суда.

Владимир Путин подписал принятый Госдумой в конце мая закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Документ меняет порядок изъятия земель, находящихся в бессрочном пользовании у государственных организаций.

Если раньше забрать землю у недобросовестного государственного пользователя можно было лишь по постановлению суда, то теперь изъять участок у госучреждения или муниципалитета, а также у казенного предприятия можно будет по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Правда, эта норма заработает лишь после того, как правительство РФ утвердит порядок принятия решения об изъятии земли. До этого забрать надел можно будет по-прежнему лишь через суд. Нововведение не коснется государственных академий наук и подведомственных им учреждений.

Кроме того, в законе уточняются причины для изъятия земель, находящихся в бессрочном пользовании у организаций и в пожизненном наследуемом владении у физических лиц (участков, находящихся у граждан и юрлиц в собственности, документ не касается). Это «использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки», порча земель, неисполнение обязанностей по их рекультивации и работ по приведению участка в «состояние, пригодное для использования по целевому назначению».

Изъять землю у физических лиц и коммерческих организаций можно по-прежнему лишь в судебном порядке.

Также забрать землю у владельца можно будет, если тот «не использует участок, предназначенный для сельского хозяйства или строительства, в течение трех лет», а также, если надел потребуется для государственных или муниципальных нужд и «в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях». Но изъять землю у физических лиц и коммерческих организаций можно по-прежнему лишь в судебном порядке. 

По данным комитета Смольного по земельным ресурсам и земельному устройству, в Петербурге на праве бессрочного пользования организациям принадлежит 5321 участок общей площадью 12077 га. В основном, это объекты образования и здравоохранения, а также религиозные учреждения, промышленные предприятия, учреждения культуры и участки Министерства обороны РФ.

По мнению экспертов, новая норма вполне согласуется с российским земельным законодательством. Юрист Наталья Покровская отметила, что прекращение бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения для недобросовестных землепользователей предусмотрено и в действующей редакции Земельного кодекса.

— Учитывая, что земли предоставлялись в бессрочное пользование ограниченному кругу юридических лиц и с четким определением целевого использования, думаю, что нет ничего страшного в том, что за нарушения режима использования земель их будут изымать во внесудебном порядке, — считает Покровская. — Конституцией установлено, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Однако вряд ли можно расценивать имущество, предоставленное на праве бессрочного пользования, как «свое». Поэтому мне кажется, что тут противоречия Конституции нет.

Схожей точки зрения придерживается президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский.

— Закон совершенно правильный, повышающий ответственность за ненадлежащее содержание земель, которые находятся не в собственности, а во владении, — комментирует он. — Земля — одно из высочайших достижений, одно из самых важных для любого государства объектов собственности. Поэтому усиление режима государственного регулирования вполне обосновано.

В то же время, адвокат не исключает, что после вступления поправок в силу может начаться массовое перераспределение участков между государственными структурами.

— Допустим, от одного ГУПа передадут другому. В этом плане могут быть некоторые злоупотребления. В том, что будут попытки перераспределения земель, можно не сомневаться.

Темы:

  • экономика
  • власть
  • закон
  • земельный кодекс
  • поправки в земельном кодексе
  • изъятие земель
  • поправки Путина
  • изъятие земель
  • коммерческие земли
  • частные земли
  • отобрать землю
  • квадратные метры
  • 15.08.18Как сэкономить в Мвидео с помощью кэшбэка?

  • 30.07.18Кредиты, займы, ипотеки. На что и как петербуржцы чаще всего берут деньги в долг?

  • 15.03.18«МегаФон» подешевел на 12%

  • 25.12.17 УФАС выдало предупреждения четырем районам Санкт-Петербурга

  • 13.12.17Госдума приняла закон, ужесточающий наказание за живодерство

С целью установить максимально полезный режим использования земли в России издавна вся территория была разделена на категории, в зависимости от качества почвы, удаленности от населенных пунктов и других показателей, но наличие прав на землю далеко не всегда защищало ее от риска быть отобранной государством. Каждая категория имеет свои особенности, выделяется среди них сельскохозяйственные земли, регулирования статуса которых занимает особое место. Ценность таких территорий очевидна и если ее не использовать по назначению, государство может принимать меры. Стоит знать, могут ли отобрать земельный участок находящийся в собственности.

Впоследствии появилось и такое понятие как разрешенное использование каждой из выявленных категорий земель. В настоящее время в России их семь:

  • специально выделенные для строительства и развития населенных пунктов;
  • используемые для сохранения лесного фонда;
  • тщательно охраняемые, в силу своей повышенной значимости;
  • пригодные для строительства объектов транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры;
  • земли неприкосновенного запаса;
  • расположенные под или около водных ресурсов;
  • земли сельскохозяйственного назначения.

Для экономики страны и жизни людей наибольший интерес представляет последняя категория, так как именно за счет ее эффективного использования в стране каждый год увеличивается сбор урожая. Вообще вся земля является недвижимостью, то есть право собственности на нее подлежит регистрации в ЕГРП. Однако земля, используемая для сельскохозяйственных нужд, не всегда находится в собственности, зачастую по причине нежелания владельцев ее оформлять, а иногда из-за наличия препятствий для этого со стороны государственных органов. Что же касается регионов, чья экономика полностью зависит от уровня сбора урожая, там хорошую землю разбирают, ее перекупают и даже вымогают.

Контроль за использованием земельного участка

Именно в силу высокой важности земли, которая пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур, государство в некотором смысле ограничивает собственника такого земельного участка, а именно обязывает его использовать землю по назначению, а также осуществлять мероприятия, направленные на улучшение ее состояния и защиту от эрозии.

Если указанные мероприятия не осуществлять, земля просто испортится с годами, выращиваться в стране будет меньше культур, на рынок тоже станет поступать меньше продукции. Это приведет к необходимости массовой закупки фруктов, овощей и зерна за рубежом. Такой импорт приведет к уменьшению поступлений в казну государства, что в итоге сильно отразится на экономике в целом, даже несмотря на то, что Россия считается сырьевой страной, чья экономика может зависеть только от добычи полезных ископаемых.

Возможность изъятия

У владельцев земли нередко возникает вопрос – а могут ли отобрать у лица земельный участок, находящийся в собственности? Однозначно и кратко на него ответить невозможно. С точки зрения действующего законодательства РФ, без веских причин забрать собственность никто не может. Однако ситуации бывают разные. По закону права на землю в Российской Федерации могут быть выражены в разных вариантах:

  • непосредственно право собственности на земельный участок;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • постоянное бессрочное пользование;
  • нахождение в аренде;
  • сервитут;
  • пожизненное владение.

Из перечисленных только право собственности дает полный комплекс прав на земельный участок, то есть возможность пользоваться, владеть и распоряжаться им. А вот иные, вещные, права, кроме права собственности, предоставляют только ограниченный комплекс прав. Отобрать землю государство может как у собственников, так и у владельцев. Произойти это может при наступлении следующих условий:

  1. Вынесение судом решения об изъятии земельного участка для последующей продажи в публичных торгах, при наличии у собственника большой задолженности, особенно если это задолженность перед государством. Землю могут арестовывать приставы, а также обращать на нее взыскание на стадии принудительного исполнения решений суда.
  2. В отношении нее может быть осуществлена реквизиция, при наступлении на территории ее нахождения чрезвычайных обстоятельств. Ими могут быть военные действия, стихийные бедствия различной степени тяжести, техногенные и иные катастрофы. Все перечисленные ситуации позволяют в целях устранения чрезвычайных обстоятельств и для защиты населения отбирать землю у любых лиц.
  3. Применение такой меры наказания как конфискация. Конфискация применима как к движимому, так и к недвижимому имуществу лицу, совершившего тяжкое преступление и в качестве меры наказания может быть применена только судом.
  4. Выкуп для муниципальных и государственных нужд. На самом деле это не совсем изъятие, а скорее принуждение к сделке купли- продажи. При этом, стоимость определяет собственник, поэтому по- большому счету он ничего не теряет, а иногда сильно выигрывает, так как такие земли часто выкупают по стоимости выше рыночной. При этом, под муниципальными и государственными нуждами могут понимать самые разные вопросы – от прокладки железной дороги и строительства газопровода до возведения сооружений технического назначения.
  5. Изъятие участков, которые используются не надлежащим образом или не в соответствии с разрешенным видом использования. В этой категории выделяют две причины изъятия.
  • Владелец участка в течение трех лет и более не использует его по назначению. То есть если земля была, например, сельскохозяйственного назначения, а выращивать что-то на ней ему не хотелось. Может так случиться, что использование по назначению было невозможно в силу тех или иных обстоятельств, однако это не освобождает хозяина от ответственности. Когда земля заброшена, она приходит в упадок. Это можно определить по некоторым показателям при анализе почвы. Также подтверждением может послужить наличие сорняков, кустарников, деревьев и другие признаки. В этом случае изымать участок будут муниципальные органы власти.
  • Неадекватное использование земли. Таким может быть признано использование, повлекшее ухудшение состояния почвы, снижение плодородия или ухудшение экологической обстановки. Не имеет значение, какие именно действия это вызвали. Отбирать участок государство имеет право, даже если владелец добросовестно старался, но в силу незнания или неосторожности его старания привели к плохому результату. В качестве смягчающих обстоятельств не рассматривается даже срок, в течение которого собственник пользовался землей надлежащим образом.

Изымаемый участок, как правило, проходит сложную процедуру изъятия и оформления документов. Изъятая земля передается муниципальным органам для принятия решения о дальнейшем использовании. Она может быть передана другому лицу на любом из вещных прав, описанных выше. При этом, режим использования земли не меняется, а новый владелец должен точно также соблюдать его, чтобы не лишиться земли.

В случае, если участок ранее использовался на основании договора аренды, процедура отбора включает досрочное расторжение договора аренды по инициативе арендодателя, с последующим изъятием.

tinyton.ru
Могут ли сельскохозяйственные земли отнять у физического лица
Могут ли сельскохозяйственные земли отнять у физического лица

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: