Назначение объекта должно соответствовать ври земельного участка

В последние годы правовое регулирование в сфере земельно – имущественных отношений претерпевает существенные изменения. Одним из основных нормативных правовых актов, значительно повлиявших на реформирование земельного законодательства, стал утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков [1]. 

Классификатор разработан во исполнение пункта 13 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р [2], пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации [3] и определяет исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельных участков (далее также – ВРИ, виды разрешенного использования).

Классификатор направлен на устранение бессистемности, излишней конкретизации, ненужного разнообразия видов разрешенного использования, сложившихся в результате многолетней практики самостоятельного установления ВРИ органами местного самоуправления путем закрепления их в правилах землепользования и застройки муниципальных образований.

Классификатор ВРИ представляет собой единую систему типологии видов разрешенного использования земельных участков. Он устанавливает определенный стандарт видов разрешенного использования — их наименования, содержание и кодовые обозначения. В описании вида разрешенного использования приводится разрешенная деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.

Виды разрешенного использования земельных участков изложены в Классификаторе не просто путем последовательного перечисления. В структуре Классификатора отдельные виды разрешенного использования объединены в более крупные группы. Данная группировка использована не только для наиболее понятного восприятия содержащейся в Классификаторе информации, но и как показывает практика, удобна в применении разработчиком правил землепользования и застройки при подготовке градостроительного регламента.

Стоит отметить то обстоятельство, что описание содержания видов разрешенного использования является достаточно широким и включает в себя обширный спектр видов деятельности, разрешенных к осуществлению на земельном участке, в том числе, предусматривает размещение объектов, которые раньше должны были быть включены в состав вспомогательных видов разрешенного использования. Так, например, в содержание видов разрешенного использования «Жилой застройки» включено размещение гаражей, автостоянок. Кроме того, часть видов разрешенного использования земельных участков, связанных с жилой застройкой, содержит в своем составе выращивание плодовых, ягодных овощных, бахчевых, декоративных культур, обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха. В данном примере речь идет о сопутствующем использовании земельного участка, которое неразрывно связано с его основным назначением, и, по сути, является вспомогательным видом разрешенного использования.

Данное обстоятельство исключает необходимость закрепления в градостроительном регламенте размещение объектов, требующихся для полноценного функционирования территории (таких как объекты, предназначенные для временного хранения автомобильного транспорта, объекты, обслуживающие жилую застройку и пр.) в качестве вспомогательных видов разрешенного использования в жилых, общественно-деловых и иных зонах, что, безусловно, является положительным моментом.

Кроме того, Приказ № 540 содержит отдельную оговорку о том, что содержание всех видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков. Из этого следует, что объекты инженерно-технического обеспечения зданий, строений, сооружений являются разрешенными во всех территориальных зонах.

Учитывая то, что функционирование практически любого объекта не представляется возможным без инженерных сетей (связь, водопровод, канализация, электроснабжение, теплоснабжение и т.д.), ранее их указание было необходимо в градостроительном регламенте всех территориальных зон в качестве вспомогательного вида разрешенного использования, а с принятием Классификатора, закрепившего возможность размещения и эксплуатации линейных объектов совместно с любым видом разрешенного использования земельного участка без необходимости отдельного указания таких объектов, содержание градостроительных регламентов значительно упростилось.

Рассмотренные примеры наглядно иллюстрируют то, что Классификатор ВРИ существенно облегчил работу по подготовке правил землепользования и застройки за счет унификации подходов, ликвидации разночтений, возникающих при определении видов разрешенного использования, исключения их излишней детализации, приводящей не только к перегруженности градостроительных регламентов, но и к последующей необходимости их частой корректировки.

Казалось бы, унификация и упорядочивание ВРИ путем введения Классификатором единой терминологии с четко определенным содержанием, должны устранить проблемы двоякого толкования и неправильного определения видов разрешенного использования при подготовке проектов правил землепользования и застройки, что, в общем — то, и произошло. Однако структура Классификатора и некоторые формулировки ВРИ при практическом применении вызывают больше затруднения, нежели устраняют неточности.

В результате практической деятельности по подготовке документов градостроительного зонирования специалистам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также иным правоприменителям пришлось столкнуться с рядом трудноразрешимых вопросов, вызванных нововведенными видами разрешенного использования, закрепленными в Классификаторе.

Стоит отметить, что разработчики Классификатора, понимая значимость его принятия и в то же время осознавая не безупречность первой редакции, изначально предвосхищали неизбежное возникновение необходимости корректировки в целях его улучшения. Так, М.В. Бочаров, заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, отмечал, что «Его совершенствование будет продолжаться также и в связи с появлением новых видов деятельности (в качестве примера можно привести институт некоммерческого найма), так и с целью лучшего приспособления классификатора для прочих нужд – оценки, предоставления земельных участков и т.д. При этом в его совершенствовании необходимо проявлять определенную сдержанность и мудрость. Потребности и условия многих регионов могут отличаться (так, в некоторых городах существуют особые традиции зонирования и наименования), но нужно понимать, что классификатор должен служить интересам страны в целом, и последующие его изменения должны быть обоснованы вескими причинами» [4].

Вместе с тем, до внесения необходимых изменений, осознавая не совершенность Классификатора, а также проявляя «сдержанность и мудрость» правоприменители, сталкиваясь с проблемами в процессе его использования, пытались самостоятельно найти оптимальные решения преодоления таких проблем и адаптировать Классификатор с учетом специфики муниципальных образований.

Один из главных, существенных недостатков, связанный с определением видов разрешенного использования для жилой застройки, был выявлен при первом же применении Классификатора на практике. В результате использования установленных норм сложилась неоднозначная ситуация в части определения ВРИ для зоны малоэтажной жилой застройки, являющейся характерной, как правило, для большинства муниципальных образований страны.

Классификатор не предусматривал основной вид разрешенного использования, отражающий потребности и соответствующий в полной мере назначению зоны малоэтажной жилой застройки. В первоначальной редакции Классификатора был предложен вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилое строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», под которым фактически понималось индивидуальное жилое строительство, а именно «размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры», что автоматически исключало возможность его применения, как ВРИ, предусматривающего строительство многоквартирной жилой застройки малой этажности. Таким образом, Классификатором не был предусмотрен вид разрешенного использования, к которому однозначно и бесспорно можно было бы отнести 2-3 этажные многоквартирные жилые дома.

В поисках наиболее подходящего решения был рассмотрен вариант включения в градостроительный регламент зоны малоэтажной жилой застройки такого основного ВРИ, как «блокированная жилая застройка» с максимальным количеством блоков до 10, что, в свою очередь, делает данную застройку приближенной к многоквартирным жилым домам. Такой вариант применения видов разрешенного использования не совсем подходит для муниципальных образований, где планируется или существует застройка многоквартирными жилыми домами в 2-3 этажа с количеством квартир больше 10.

Осознавая некую проблематичность данного подхода, в поисках иных решений, был найден еще один вариант, заключающийся в установлении основного ВРИ «среднеэтажная жилая застройка» и ограничении его в параметрах — этажность до 3-х этажей. Однако необходимо отметить, что данное решение могло противоречить нормативам градостроительного проектирования, которые предусматривают для среднеэтажной жилой застройки количество этажей от 4 и выше. Так, к примеру, региональные нормативы градостроительного проектирования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, утвержденные Постановлением Правительства Ханты –Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 № 534 – п [5], предусматривают для среднеэтажной жилой застройки этажность от 4 до 8 этажей. Поэтому, стоит признать, что ни один подход в полной мере не устранял сложившуюся проблему и не являлся оптимальным решением.

Учитывая изложенное выше, наиболее целесообразным и результативным выходом являлось внесение изменений в Классификатор, которые позволяли бы однозначно определять вид разрешенного использования земельных участков и объектов, расположенных на них.

В продолжение вопроса жилого строительства, необходимо остановиться на еще одном пробеле, связанном с отсутствием возможности размещения жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Указанный ВРИ, несмотря на его актуальность и распространенность как в городских округах, так и в поселениях, не предусмотрен Классификатором. Данное обстоятельство влечет негативные последствия в виде недопустимости формирования земельного участка под такой вид разрешенного использования и, как следствие, размещения такого ВРИ.

Справедливости ради стоит отметить, что Классификатором не полностью упущен вопрос дачного строительства. Так, размещение дачных домов было предусмотрено ВРИ «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», однако, данный вид разрешенного использования применим лишь к землям населенного пункта, что не исправляет возникшую проблему.

Учитывая, что данный вопрос является крайне актуальным, а ВРИ востребованным для многих муниципальных образований, в целях устранения пробела также возникла необходимость внесения изменений в Классификатор, в части дополнения соответствующим видом разрешенного использования.

Кроме того, в некоторых случаях отрицательную реакцию у правоприменителей вызывало нелогичное и неуместное распределение ВРИ по группам. В частности, несовместимое сочетание было закреплено в ВРИ «коммунальное обслуживание», который включал в себя «Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, места сбора вещей для их вторичной переработки, а также здания или помещения, предназначенные для приема населения и организаций в связи с предоставлением им коммунальных услуг)».

Данный ВРИ содержал противоречивые для одной группы виды разрешенного использования. Поскольку такой ВРИ, как «коммунальное обслуживание» характерен для включения в качестве основного и вспомогательного видов разрешенного использования в градостроительный регламент многих территориальных зон, установление в нем некоторых ВРИ, просто недопустимо. К примеру, «коммунальное обслуживание» подлежит включению в качестве основного вида разрешенного использования в ряд общественно — деловых зон, что, в свою очередь, автоматически вызывает негативное отношение к возможности размещения в них «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировки бытового мусора», учитывая степень негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов, в то время как «газопроводы, линии связи, канализации и т.д.» не просто допустимы, а являются необходимыми ВРИ для нормального функционирования объектов расположенных в данных территориальных зонах. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающих заводы, полигоны по захоронению и сортировки бытового мусора, являются специальными объектами, требующими установления санитарно — защитных зон, и подлежат включению в соответствующую группу ВРИ «Специальная». Ранее эту проблему пытались решить путем установления такого ограничения в градостроительном регламенте, как запрет на размещение объектов, причиняющих вред окружающей среде и санитарному благополучию, что подразумевало под собой недопустимость размещения заводов и полигонов, требующих установления санитарно – защитных зон. Вместе с тем, указанное выше обстоятельство предопределяет потребность разграничения объектов, содержащихся в описании ВРИ «коммунальное обслуживание», и исключения «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора».

Содержание некоторых ВРИ вызывало в ходе работы вопросы, аргументированные ответы на которые не были найдены. Например, один из таких вопросов связан с описанием содержания ВРИ «автомобильный транспорт», закрепляющего «размещение автомобильных дорог вне границ населенного пункта», на что возникает вполне разумный вопрос: «а как же дороги в границах населенного пункта?». Полагаю, что доводов, обуславливающих правильность данной формулировки, нет, и это является недочетом, требующего корректировки Классификатора путем внесения изменений.

Также вопросы вызывали описания видов разрешенного использования «деловое управление» и «банковская деятельность», которые включают в себя тождественные объекты: «Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения органов управления производством,…, банковской, страховой деятельностью,…» и «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые». Каким критерием необходимо руководствоваться при выборе ВРИ для включения организации в сфере банковской деятельности, остается загадкой. В целях устранения путаницы при выборе вида разрешенного использования целесообразно исключить объекты банковской и страховой деятельности из ВРИ «деловое управление».

Кроме того, Классификатор содержит закрытый перечень видов разрешенного использования, что исключает возможность учета индивидуальных особенностей территории в градостроительном проектировании. Например, установлен закрытый перечень объектов, которые могут быть размещены на земельном участке с видом разрешенного использования «Развлечения». При этом виды развлекательных сооружений не ограничиваются дискотеками, танцевальными площадками, ночными клубами, аквапарками, боулингом, аттракционами, ипподромами, игровыми автоматами или игровыми площадками. Достаточно распространен на практике бильярд или пейнтбол, которые не включаются ни в одну из категорий. Закрытый перечень содержит и вид разрешенного использования «Спорт», в котором также учтены не все объекты, востребованные на практике, например, отсутствуют картодромы. Поэтому наиболее разумным выходом является установление формулировок расширительного толкования содержания ВРИ, включающих в себя множество различных объектов, которые невозможно перечислить в Классификаторе для недопущения перегруженности.

Учитывая изложенные выше недостатки и пробелы, а также важность применения Классификатора в практической деятельности и его влияние на земельно — имущественные отношения, назрела острая необходимость внесения изменений с учетом выявленных проблем.

Именно поэтому в конце 2015 года был принят приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» [6] (далее также – Приказ № 709).

Приказ № 709 направлен на уточнение формулировок отдельных видов разрешенного использования и дополнение Классификатора рядом новых ВРИ на основе правоприменительной практики. В частности, в Классификатор были внесены следующие изменения, устраняющие вышеперечисленные проблемы.

В новой редакции Классификатора малоэтажная жилая застройка разделена на индивидуальное жилищное строительство и малоэтажную многоквартирную жилую застройку. Введены новые виды разрешенного использования, среди которых – «ведение дачного хозяйства», предполагающее размещение жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Также уточнены описания ВРИ, в том числе, «Коммунальное обслуживание», «Деловое управление», «Автомобильный транспорт», «Специальная деятельность», «Спорт» и другие.

В Классификатор также внесен ряд иных изменений, устраняющих другие недостатки, выявленные при его применении. Данные изменения, безусловно, улучшают содержание Классификатора и повышают эффективность его использования в ходе практической деятельности.

Однако, несмотря на существенные корректировки Классификатора ВРИ, вопросы, требующие его дальнейшее совершенствование все же остались.

Так, по-прежнему сохранились закрытые перечни в описании видов разрешенного использования («Культурное развитие», «Спорт», «Развлечения» и др.), что не позволяет учитывать индивидуальные особенности территории при подготовке документов градостроительного зонирования. Не полностью устранено дублирование тождественных формулировок («научная и селекционная работа») в разных ВРИ. Кроме того, Классификатором охвачены не все виды объектов, подлежащие на практике включению в градостроительный регламент. К примеру, нет однозначного ответа, к какому виду разрешенного использования относить аптеки, пожарные депо и другие. Вместе с тем, в Классификаторе присутствуют ВРИ («Резервные леса»), целесообразность закрепления которых ставится под сомнение в силу регулирования их правового положения федеральным законодательством.

В заключение хотелось бы сказать, что принятие Классификатора, бесспорно, является важным достижением, играющим огромную роль в упорядочивании земельно-имущественных отношений посредством введения единого подхода при установлении видов разрешенного использования земельных участков, включая унификацию наименований таких видов, их описания и содержания, а его влияние на эффективное установление видов разрешенного является положительным и значимым.

 Библиографический перечень: 

  1. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» //СПС КонсультантПлюс.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //СПС КонсультантПлюс.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации//СПС КонсультантПлюс.
  4. Интервью с М.В. Бочаровым о классификаторе видов разрешенного использования земельных участков //Управление развитием территории. 2014. № 3. С. 16-20.
  5. Постановление Правительства ХМАО — Югры от 29.12.2014 № 534-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  6. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» //СПС КонсультантПлюс.

Данное понятие необходимо для характеристик участка, которые существенно влияют на итоговую стоимость площади. Вид разрешенного использования есть неотъемлемой частью градостроительного регламента земельного участка, и состоит из:

  • Видов разрешенного использования земельного участка, а также объектов на нем, строительства;
  • Размеров территории;
  • Допустимости проведения строительных и реконструктивных работ;
  • Ограничений по эксплуатации земельного участка.

Что значит данное понятие

Вид разрешенного использования территории – это отрегулированный законодательством нормативный документ, определяющий целевое применение земли или существующих и возводимых на ней объектов.

Данная бумага необходима для четкого определения:

  • С какой целью будет использоваться земля;
  • Какие работы будут на ней проводиться – строительство, реконструкция, под сельскохозяйственные угодья;
  • Она в первую роль играет решающий фактор при кадастровой оценке площади;
  • Ею определяются границы территории.

Данную документацию определяет специальная комиссия, сформированная посредством местных органов власти или же их главой, так же эта комиссия наделена правом, изменений ВРИ.

Какой вид земли нужен для постройки дома?

Что представляет собой земельный классификатор

В России ВРИ начал использоваться с 2007 года, однако он не имел четких разграничений и параметров, из-за чего возникала большая путаница.

С конца 2014 года был введен в действие новый классификатор, более усовершенствованный, он имеет:

  1. Наименование, описание и числовое значение каждого вида в отдельности.
  2. Складывается с 12 обобщенных типов или основных и 81 уточненных. Обобщенные пункты можно использоваться в случае, когда нет конкретики итогового употребления участка:
  • Эксплуатация в сельскохозяйственной сфере – растениеводство, садоводство овощеводство, животноводство, скотоводство, птицеводство и прочие;
  • Под жилые застройки – все виды жилых помещений, в том числе и передвижные, а также постройки для их обслуживания;
  • Использование объектов капитального строительства в интересах общества – коммунальное хозяйство, социальные организации, здравоохранение, учебные заведения;
  • Предпринимательство – деловые центры, офисы, рынки, центры развлечения и торговли, общественное питание, гостиничные комплексы;
  • Отдых – спорт, рыбалка, охота, причалы;
  • Производственная деятельность – промышленность легкая, тяжелая, пищевая, строительная, нефтехимическая, использование недр;
  • Транспорт – автомобильный, водный, железнодорожный, воздушный, трубопроводный;
  • Обеспечение обороны и безопасности – военные базы, расположения, полигоны, внутренний правопорядок, охрана государственной границы, обеспечение деятельности по исполнению наказаний;
  • Деятельность, относящаяся к охране и изучению природы – обеспечение курортной и исторической деятельности также входит в данную категорию;
  • Лесная – заготовительные работы по древесине и лесных ресурсов, расположение резервных лесов и плантаций;
  • Водные объекты – гидротехнические сооружение, общее и производственное применение водных просторов;
  • Общее пользование территорией – ритуальная и специальная деятельность, запас.

Чем отличаются разрешенное использование земли и целевое назначение

  1. Целевое использование – это особое направление использования земли и ее функций в интересах общества. Так как земли в соответствии с законодательством делятся на категории, принадлежность участка к одной из них, учитывая и ВРИ, определяет их целевое применение.

    Целевое назначение изменяется при переводе площади из одной категории в другую. Важно: определение к какой именно категории относится участок, может выполнить только компетентный орган и не более.

  2. Разрешенное использование – это уже нюансы эксплуатации территории в рамках зафиксированных категорий, при этом виды и условия имеются для каждой категории индивидуально, вспомогательный пункт применения земли, владелец может определить самостоятельно, а также оспорить решение местных властей по разрешению в суде.

Изменение вида разрешенного использования участка

Данные действия требуются в следующих случаях:

  • Возведение или восстановление на выбранной площади с определенным видом здания, которое имеет другое направление в отличие от предыдущего;
  • Изменение вида применения уже существующего объекта недвижимости;
  • Уточнение ВРИ в связи с неверными данными или изменениями в законодательстве.

Порядок изменений вида разрешенного использования земли для всех категорий содержится в пошаговых действиях и подразумевает переход от основного вида к условно разрешенному:

  1. Для начала необходимо определиться, с какой целью будет использоваться территория, на основании этих соображений составить юридически грамотное заявление с причиной требования такого перехода. Важно: целевое назначение участка должно быть учтено, так как остается прежним.
  2. Сбор согласия от собственников и арендаторов соседних участков.
  3. Сбор необходимой папки документов.
  4. Обращение к главе администрации с заявлением и документами.
  5. Далее документы подаются на рассмотрение – лично под расписку или заказным письмом по почте с перечнем бумаг и уведомлением.
  6. По истечении 45 дней должен существовать ответ или мотивированный отказ.
  7. При положительном ответе необходимо зарегистрировать новый статус земли и собирать соответствующие бумаги.
  8. В случае отказа важно изучить документ на наличие пунктов с аргументами отказа.

За любое изменение необходимо оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей.

Необходимые документы для смены вида разрешенного использования земли.

Также важно собрать пакет бумаг:

  • Паспорт и его копия;
  • Заявление, пишется в свободной форме:
  • Декларация;
  • Документ, свидетельствующий право собственности;
  • Техническая документация;
  • Документы на все постройки участка.

Декларация, прилагаемая к заявлению, составляется в свободной форме, но при этом имеет правомочия базового документа, она содержит:

  • Наименование органа обращения;
  • Название документа;
  • Данные заявителя;
  • Сведения об участке;
  • Фото земли;
  • Далее идет прошение о о том чтобы изменить вид, в связи с чем;
  • Объяснение, что соседствующие владельцы дали согласие;
  • Дата и подпись.

Важно: составлять декларацию необходимо грамотно, так как на ее основании выдается акт о разрешении изменений.

Основные способы изменений

Так как на сегодня существует огромная нехватка земли под индивидуальное строительство, перевести сельскохозяйственную землю под индивидуальные нужды не является проблемой и доступно к выполнению 2 способами:

  1. В рамках одной категории самый доступный способ, однако он регламентируется несколькими этапами проведения:
  • Изменение доступно в рамках освоения земли под возведение кварталов, городов в рамках градостроительного регламента;
  • Заявление подается в соответствующий орган;
  • Для внесения изменений необходимо провести слушанье;
  • Результаты публикуются;
  • Комиссия выносит решение.
  1. Перевод из одной категории в другую:
  • Если земли находятся под юрисдикцией Правительства РФ, решение принимает именно этот орган;
  • Земля собственность субъекта – решение выносит местный орган самоуправления;
  • Сельскохозяйственные земли в собственности местного муниципалитета – руководство данного региона;
  • Земли сельскохозяйственного значения в собственности частных лиц – исполнительная власть конкретного субъекта;
  • Прочие угодья – местные органы руководства.

Когда последует отказ в прошении

Поводом для отказа могут стать не только глобальные проблемы, но и незначительные мелочи:

  • Неверно составленное заявление;
  • Неполный пакет документов.

В таком случае следует исправить недочеты и подать прошение заново, указав при этом:

  • Прошение повторное;
  • Какие были ошибки;
  • Каким образом их исправили.

Более крупные причины отказа это:

  • Неправомерные притязания заявителя;
  • Нарушение градостроительного контекста.

Можно попробовать найти компромисс, но при этом следует помнить, что администрация вправе отказать, так как затрагиваются интересы общественности.

Категории видов разрешенного использования земли

Данные виды разделяются на три основных категории:

  • Основные – устанавливаются градостроительным регламентом. В данном случае собственник имеет право на самостоятельный выбор изменения без какого-либо согласования со стороны;
  • Условно разрешенные – определяется градостроительным органом в данном регионе и нуждается в дополнительных согласительных действиях через комиссию;
  • Вспомогательные – данный тип напрямую зависит от первых двух и рассматривается только в комплексе с ними, без основной категории их рассматривать запрещено. К данному виду имеет отношение, к примеру, под гараж или локальные объекты инженерной инфраструктуры.

Виды разрешенного использования земли.

Основной вид пользования

При помощи классификатора, который выделяет 12 основных видов пользования землей, упорядочивается многообразное применение человеком земляных ресурсов и имеет отношение только к конкретному участку, в то время как территориальное зонирование может выделять сразу несколько участков.

Основной вид пользование придает участку определенный статус, в рамках которого возможно использование территории.

Образец заявления на изменение вида можно скачать здесь.

Проведение публичных слушаний

Необходимость осуществления и целесообразность проведения при отсутствии слушаний, определяет комиссия, так же она решает насколько важно учитывать выводы, принятые на данных слушаниях.

При необходимости в заседаниях используется следующий регламент:

  • Участники слушаний только собственники земли;
  • Также они могут вносить свои замечания и предложения;
  • Результаты публикуются на официальном сайте организации;
  • Время от начала извещения участников о проведении слушателей и до опубликования результатов не должно превышать 1 месяца;
  • При положительном решении слушаний, комиссия вносит рекомендации, при отрицательном разъясняет данное решение;
  • Заявитель берет на себя все расходы, связанные с проведением слушаний.

Выводы

Вид разрешенного изменения земельных площадей формируется соответствующими инстанциями, ими также вносится корректировка при необходимости внесения изменений на вид применения территории и зданий на ней. При этом учитывается возможность осуществления такого изменения, которое затрагивает интересы общества.

Для получения изменения важно тщательно готовить документацию, учитывать особенности будущего использования площади правильность заполнения декларации и заявления, прилагать к пакету перечень документов и копий.

Виды разрешенного использования земель подробно рассматриваются в этом видео:

Под видом разрешенного использования земельных наделов понимается ведущая характеристика, предопределяющая потенциальные способы пользования наделами, а также различными объектами строительства.

Градостроительный кодекс РФ подразделяет весь комплекс видов разрешенного использования землевладений и объекты капитального строительства относительно каждой территориальной полосы на несколько различных категорий, которые называют:

  • основными;
  • условно разрешенными;
  • вспомогательными.

Что такое основные виды разрешенного использования земельного участка

Первый тип обобщает главные виды пользования землей. Градостроительный регламент приводит их перечень.

Земли, где есть поверхностные воды, а также включенные в зону лесополосы и особо охраняемых природных зон и тому подобное, градостроительными регламентами не регулируются.

Если требуется сменить основной вид разрешенного использования, по своему усмотрению выберите желаемый вариант при помощи Классификатора-2015 из перечня ВРИ для определенной территории и оформите заявление. При таком способе установить новый вид пользования землей можно без оформления и получения вспомогательной документации.

Вплоть до осени 2015 года основные виды допустимого использования землевладений не были однозначно установлены и определялись органами муниципальной власти, а это оказывало серьезное воздействие на размер кадастровой стоимости земельных угодий и расположенных на них построек.

В качестве основополагающих документов приходилось пользоваться классификаторами разрешенного использования, которые рекомендовало Минэкономразвития РФ.  

Таким образом, изменяя основной вид разрешенного пользования, собственники землевладений, отталкивались от градостроительного регламента тех территорий, в пределах которых располагались принадлежащие им наделы, и выбирали нужный вариант использования по собственному усмотрению, без получения дополнительной разрешительной документации.

В ноябре 2015 года законной силой наделили изменения, которые вынесло Минэкономразвития РФ.

Классификатором 2015 года регламентируются лишь основные виды возможного землепользования. Им добавлено множество функций факультативного плана, но не предусмотрены виды, относящиеся к условно разрешенным, так как их установление предполагается на основании градостроительных регламентов, действующих в отдельных местностях.

Кроме упорядочивания видов пользования землей, разработанным Классификатором ВРИ — 2015, были добавлены новообразованные ВРИ, отведенные для:

  • малоэтажной многоквартирной жилой застройки;
  • объектов гаражного назначения;
  • амбулаторно-поликлинического обслуживания;
  • стационарного медобслуживания;
  • дошкольного, начального и среднего общего образования;
  • среднего и высшего профессионального образования;
  • обеспечения деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Теперь определение основных видов допустимого использования земель происходит только на основании Классификатора 2015, поэтому фиксированию в государственном кадастре недвижимости будут подвержены лишь те, которые содержатся в Классификаторе.

Замена одного из основных видов установленного землепользования возможна только на основании Классификатора ВРИ-2015.

Сменить вид разрешенного пользования строительными объектами, которые связаны с переводом недвижимости из жилой в нежилую, можно руководствуясь положениями жилищного законодательства. Замена основного вида разрешенного землепользования наступает с того времени, когда в государственном кадастре недвижимости будет зафиксирована соответствующая запись.

Так как с вышеуказанной даты смена основных ВРИ возможна исключительно исходя из содержания Классификатора — 2015, их описание должно в точности соответствовать указанному документу.

Землевладения по основному виду группируются в определенные разделы, которые сообразны целевому назначению недвижимости:

  • пользование в сельскохозяйственных целях;
  • для жилой застройки;
  • для общественного использования объектов капитального строительства;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • рекреационное назначение (для отдыха);
  • дл производственной деятельности;
  • для транспорта;
  • в целях обеспечения обороны и безопасности;
  • для деятельности по охране и изучению природных зон;
  • лесные;
  • объекты водной среды;
  • для общего пользования.

Каждый указанный раздел делится на подразделы, которые обобщают различные группы видов допустимого пользования наделами для конкретных территорий.

Например, в разделе о жилых застройках, приведенном Классификатором-2015 зафиксированы группы ВРИ, выделяющие:

  • Малоэтажную жилую застройку (для индивидуального жилищного строительства, а также размещения дачных или садовых домов);
  • Приусадебные участки для ведения личного подсобного хозяйства;
  • Блокированную жилую застройку;
  • Передвижное жилье;
  • Среднеэтажную жилую застройку;
  • Многоэтажную (высотную) жилую застройку;
  • Обслуживание жилых застроек.

Каждая из приведенных групп имеет детальную характеристику.

К примеру, группа приусадебных участков для ведения личного подсобного хозяйства описывается таким образом:

  • расположение жилых домов, не предназначенных для деления на квартиры (дома, которые пригодны для постоянного жительства, не превышающие высоты трех надземных этажей);
  • производство сельхозпродукции;
  • постройка гаражей и прочих объектов вспомогательного назначения;
  • содержание сельскохозяйственных животных.

В случаях, когда ВРИ землевладения устанавливался до того, как был утвержден Классификатора ВРИ, он рассматривается как действительный. При этом не важно его соответствие положениям Классификатора.

Это абсолютно соответствует части 11 статьи 34 ФЗ №171 от 23.06.2014 г. “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Менять разрешенное использование участка необходимо только при возникновении такой необходимости у его владельца. Процесс замены ВРИ надела возможен будет уже только согласно Классификатору.

Как узнать вид разрешенного использования земельного участка

Выясните, каким землепользованием характеризуется надел, при помощи выписки из записей кадастрового учета. Для этого явитесь лично в соответствующее отделение Росреестра с документом, удостоверяющим вашу личность и кадастровым паспортом на землевладение. Просьбу о предоставлении указанной информации отразите в заявлении.

В случае, если возможность посещения компетентного органа отсутствует, закажите интересующие сведения почтой. Для этого направьте написанное собственноручно заявление и копии вышеуказанных документов, заверенные в нотариальной конторе.

Помимо сказанного, вы можете обратиться к официальному сайту госуслуг, на котором Росреестром в открытом доступе размещается информация, воспользоваться которой может любой желающий. Для выполнения такого мероприятия примените любую поисковую систему и сформируйте надлежащий запрос, используя для этого кадастровый номер земли.

Если вами не было целенаправленно получено от муниципальных органов бумаг распорядительного характера об изменении ВРИ на условно разрешенный, то принадлежащий надел, вероятнее всего, относится к основному виду пользования.

Это подразумевает, что условно или вспомогательно разрешенные виды, требуют наличия особой разрешительной документации. При ее отсутствии — ваш надел причислен к основному ВРИ.

Также для выяснения такого рода информации обратитесь в администрацию. Во избежание лишней траты времени желательно сразу включать в документ, являющийся основанием возникновения права собственности, данные о разрешенном пользовании и прочие важные характеристика объекта недвижимости. Помните, что замена вида допустимого применения участка доступна лишь для его владельца.

Установление и изменение вида разрешенного использования земельного участка

Порой наступают моменты, когда без определения или изменения установленного вида пользования землевладением обойтись невозможно.

Такое может быть, если вы планируете:

  • постройку на участке строения, функциональное назначение которого отлично от допускаемого на основании уже имеющихся предписаний;
  • смену назначения уже возведенной постройки;
  • замену вида по причине того, что он изначально был неверно установлен или ввиду приведения к соответствию с Классификатором.

Порядок совершения процедуры в таких обстоятельствах определяется с учетом действия в отношении данного землевладения градостроительных регламентов. Если они имеют место, то процесс полностью осуществляется на их основании.

В подобной ситуации пошагово совершите следующие действия:

  • выберите замену основного вида по собственному усмотрению, руководствуясь при этом списком, который отображается Правилами землепользования и застройки. Подготовьте заявление, в котором нужно обозначить установленный ВРИ и направьте его компетентному органу;
  • для условно разрешенного вида подготовьте заявление согласно статье 39 Градостроительного кодекса РФ, которое будет рассматриваться при проведении публичных слушаний, после чего будет вынесено итоговое решение. Если оно окажется положительным, то будет оформлен соответствующий документ;
  • выбрать вспомогательный вид можно только как добавочный вариант к вышеперечисленным. Он осуществляется лишь параллельно с основным или условно разрешенным ВРИ.

При неимении градостроительных регламентов, установление и смена ВРИ осуществляется на основании федерального законодательства. Такие вопросы могут находиться как в компетенции исполнительных органов власти (федеральной и региональной), так и подлежать регулированию местными властями.

Точная последовательность совершения действий при этом определяется исходя из того, какая категория установлена для конкретного землевладения.

Иногда складывается так, что сменить ВРИ нельзя, так как это напрямую запрещено законодателем. К примеру, такое возможно по отношению к землям, которые владелец получил по итогам проведения аукционных торгов, или к определенным территориям, защищаемых государством.

Не забывайте о том, что в качестве одного из важнейших качеств земельного участка выступает вид его разрешенного использования, поэтому его обязательно нужно иметь в виду при ведении какой-либо деятельности. Нарушение предписаний закона и пользование землей не в соответствии с ее назначением, грозит для собственника привлечением к соответствующей ответственности.

Землепользование – сложная тема, включающая в себя необходимость знания многочисленных нормативов и регламентов. Все эти сведения помогут выбрать надел, позволяющий осуществить задуманное, то есть отнесенный к нужному виду разрешенного использования земельного участка.

К примеру, требуется земля для выращивания овощей (сельхозназначение), а продавец предлагает рассмотреть участок, предназначенный для постройки объектов, имеющих коммерческое назначение. Посадить растения на нем нельзя, зато разрешено возведение зданий. Сначала требуется поменять вид, а затем приступать к реализации задуманного.

Основы

Использование земельных наделов регламентируется разнообразными актами разных уровней власти. Среди них выделяют:

  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Виды использования

ВРИ земель определяют области, в которых допустимо задействовать надел и установленные ограничения. Выделяются такие типы землепользования: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основные ВРИ – главные способы применения участка. Они отражаются в регламенте.

Условно разрешенный вид назначения земельного участка – тип, не относящийся к основным, но вероятность его использования есть. Чтобы выполнить эту задачу, требуется пройти ряд процедур.

Вспомогательные ВРИ носят дополнительный характер и не могут устанавливаться в качестве самостоятельных. К ним относят возведение вспомогательных конструкций и строений.

Основные ВРИ

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Цель использования земельного надела согласно указанному документу может быть следующая: жилая застройка, отдых, сельскохозяйственное использование, предпринимательство, транспорт, использование лесов, ведение садоводства, огородничества и другие.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Условно разрешенные ВРИ

Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования. Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование. Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Вспомогательные ВРИ

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Замена ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Способы изменения

Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:

  • через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
  • через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Необходимые документы

Для решения вопроса через Росреестр потребуется:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. для представителей – доверенность;
  4. согласие собственника, если заявитель им не является.

Необходимые для рассмотрения документы по участку сотрудники Росреестра запрашивают самостоятельно. Срок принятия решения – 23 рабочих дня, по истечении которых составляется отказ или вносятся изменения.

Для администрации потребуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие регистрацию в качестве предпринимателя или юридического лица;
  4. согласие собственника.

Дополнительно можно представить документацию на участок, но это право, а не обязанность. Если нужные документы отсутствуют, администрация запрашивает их самостоятельно.

Меняя ВРИ или отказывая в замене, администрация должна соблюдать сроки: от 30 до 45 дней, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний.

tinyton.ru
Назначение объекта должно соответствовать ври земельного участка
Назначение объекта должно соответствовать ври земельного участка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: