Не платят рабрчим моя улица

Сотрудники двух московских строительных фирм — «СМУ 77» и «Горизонт» — уже много месяцев ждут своей зарплаты, а работодатели из раза в раз кормят их обещаниями и оправданиями. В пятницу, 20 января, около 30 работников в сопровождении нескольких активистов направились в московскую трудовую инспекцию для подачи коллективной жалобы на невыплату оклада. Там на входе их встретили полицейские — и вместо Гострудинспекции строители оказались в ОВД «Орехово-Борисово Южное», где провели несколько часов.

«Нас изначально ждали около трудовой инспекции, потому что эта акция была анонсирована. Сначала было около 10 сотрудников полиции, стоял автобус. Нас пришло порядка 35 человек, и когда увидели это количество, то вызвали подкрепление. В итоге на каждого пришедшего было по сотруднику полиции», — рассказывает член профсоюза «Рабочая Ассоциация» (МПРА) Григорий Сивачев.

Работники СМУ-77. Фото: rwp.ru

Внутрь здания толпу не пустили, у всех начали проверять документы. Но с ними все оказалось в порядке: мигранты работают в Москве легально, а к россиянам не придерешься. «Внезапно был отдан приказ задерживать. Рабочих стали просто хватать и вести в автозак», — говорит левая активистка Елена Сидоренкова.

В Гострудинспекцию разрешили пройти только двум пришедшим — по одному представителю от каждой фирмы. Они подали индивидуальные заявления. Остальных отправили в отделение, где те просидели до самого вечера.

Точные причины задержания так и остались неясны. Сначала полицейские говорили, что рабочие устроили несанкционированный митинг. Потом — что на них пожаловались местные жители. Среди других объяснений: подавать коллективную жалобу якобы нельзя, а строителей надо проверить по базе на предмет совершенных преступлений.

По словам Сидоренковой, рабочие слышали, как один из сотрудников говорил другому держать их в отделении до 18.00, пока не закроется трудинспекция. «Может быть кому-то надоело, что обманутые работники спрашивают, куда делись их деньги. Мол, они госструктуры изволят беспокоить», — рассуждает еще один левый активист Александр Зимбовский.

В конце дня всех строителей отпустили. Они намерены вернуться в трудовую инспекцию во вторник, 24 января, ведь коллективную жалобу написать им так и не дали.

Задержание рабочих СМУ-77 и Горизонта у Трудовой инспекции, 20 января 2017. Фото: rwp.ru

Большая часть задержанных в пятницу — строители, работавшие на компанию «СМУ 77». Она появилась в середине 2016 года и стала субподрядчиком «СМУ Ингеоком», входящего в холдинг «Ингеоком», одного из крупнейших строителей московского метро.

Гендиректор «СМУ 77» — бывший сотрудник «Ингеоком» Анзор Хубулури. От подрядчика его фирма получила часть работ по прокладке Солнцевской линии метрополитена. Например, строители «СМУ 77» работали в тоннеле на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Деловой центр».

Большую часть работников в «СМУ 77» никак не оформили — из нескольких сотен человек официальный договор заключен только с 17. Но даже несмотря на то, что в документе прописан 8-часовой рабочий день, работали все сотрудники до изнеможения: по 12 часов ежедневно, почти без выходных. Пренебрежение было заметно даже в мелочах: им перестали выдавать перчатки для работы в шахтах, трудиться приходилось в плохих сапогах, в которых вечно промокают ноги.

С первого же дня существования «СМУ 77» начались проблемы с выплатой окладов. Несколько месяцев подряд зарплаты выдавались с многонедельной задержкой. За последние полгода рабочие трижды останавливали работы — бастовали по несколько дней. И только тогда работодатель хоть как-то реагировал и давал немного денег: кому две тысячи, кому — пять.

Последний раз строители получили свои деньги в ноябре — это был оклад за сентябрь. С этого момента рабочим больше не платили.

26 декабря 2016 года метростроители в четвертый раз остановили работы. Они обратились в прокуратуру ЮАО, написали обращение в мэрию — сейчас оно находится на рассмотрении в департаменте строительства Москвы.

«Мы посещали департамент строительства, где нам предоставили документы о том, что деньги от „СМУ Ингеоком“ были перечислены „СМУ 77“. И, получается, что гендиректор Анзор Хубулури эти деньги просто украл», — рассуждает Елена Сидоренкова.

В «СМУ Ингеоком» в марте 2016 года была забастовка рабочих, которые не получали зарплату почти полгода. В итоге деньги сотрудникам вернули, но через несколько месяцев ситуация повторилась — на этот раз уже с субподрядчиком.

В четверг, 19 января, рабочие пришли в офис «СМУ Ингеоком», чтобы прояснить ситуацию по зарплате. Внутрь они не попали, охране был дан приказ: за ворота никого не пускать.

В головной компании строителям сказали, что если их работодатель украл деньги, то пусть они с ним и разбираются, говорит активистка. «Но раз компания берет себе такого субподрядчика, то она должна тоже нести за это ответственность! А то удобно получается: подрядчик говорит, что перечислил деньги субподрядчику, а „СМУ-77“ говорит, что им ничего не перечисляли. И таким образом они гоняют рабочих, как футбольный мяч», — сокрушается она.

Сотрудники полиции около здания трудовой инспекции, 20 января 2017. Фото: rwp.ru

Анвар Азимов полгода работал в «СМУ 77» проходчиком — рабочим по проходке горных выработок. Вместе с ним метро строили еще 65-70 человек. Большая часть из них — выходцы из среднеазиатских республик.

«Мы работали там с июля до декабря. Июль, август, сентябрь — получили деньги. Октябрь-декабрь нам не платили зарплату. Компания должна всем нам около 8 млн рублей за три месяца», — рассказывает он.

По его словам, гендиректор Анзор Хубулури долгое время говорил строителям, что денег нет. Якобы «СМУ Ингеоком» их не перевел. В четверг, после похода в офис подрядчика рабочие узнали, что средства их работодатель на самом деле получил. Согласно бумагам, предоставленным рабочим в головной компании, 12 января на счет «СМУ 77» были перечислены 12 млн рублей.

«Теперь мы уверены, что он нас обманул. В противном случае он бы отвечал на звонки и не отключал телефон. Думаю, его даже в стране сейчас нет», — предполагает Азимов.

Телефон Хубулури, действительно, недоступен — в течение двух дней Открытая Россия безрезультатно пыталась дозвониться до гендиректора фирмы.

В «СМУ Ингеоком» рабочим обещали, что если ситуация с выплатами в ближайшее время не разрешится, то долг перед ними будет погашен за счет подрядчика. Хотя Сивачев уверен, что радоваться пока рано. «Работодатель может решить опять оттягивать и кормить людей обещаниями», — говорит он.

Между тем, строители «СМУ 77» остались не только без зарплат — уже неделю их пытаются выселить из общежития на Дмитровском шоссе, которое принадлежит «СМУ Ингеоком». Попытки выгнать рабочих на улицу предпринимались 14 и 16 января.

«Наш работодатель оплачивает нам это общежитие. Но сейчас жилье нам не оплачено, и поэтому нас собираются выселять», — утверждает Анвар Азимов. — «Мы не знаем, пустят нас в понедельник в общежитие или нет. Нам говорят, что пусть мы хоть Собянина приведем — все равно нас выгонят».

В то же время активисты уверены, что рабочим угрожают выселением, чтобы те забрали поданные в прокуратуру жалобы. «Мало того, что у них украли деньги, так их еще и хотели просто выбросить на улицу», — добавляет Елена Сидоренкова.

Раньше в общежитии жило около 70 сотрудников «СМУ 77», а сейчас — всего 33 человека. Некоторые из метростроителей, отчаявшись, уехали домой. Другие устроились на новую работу.

«Нам же надо оплачивать патент, регистрацию, жилье. А денег нет. Ходим, зарабатываем, в долг берем. Сами понимаете, у всех есть родственники, друзья. Держимся. У кого есть деньги, даем друг другу, помогаем. В одном корабле же находимся», — с грустью говорит Азимов.

Положение у рабочих крайне бедственное, уверен Григорий Сивачев: «Людям просто деваться некуда, хоть на улице живи. Если в течение недели им не отдадут деньги, наверное, придется просто идти жить в офис подрядчика. Это десятки людей без средств к существованию».

Представитель трудинспекции и Григорий Сивачев. Фото: rwp.ru

История с фирмой «Горизонт» — прямым подрядчиком правительства Москвы — еще масштабней. В 2016 году сумма выигранных компанией контрактов от столичного департамента строительства превысила 5 млрд рублей. Фирма взяла много подрядов: строили Щелковскую эстакаду, Северо-Западную и Северо-Восточную хорды, переходы станции Московского центрального кольца (МЦК) и многое другое.

Чтобы реализовать все эти проекты, летом 2016 года строительная компания начала активный набор работников. Были трудоустроены одномоментно почти 1,5 тысячи человек. Принимали на работу без официального оформления: говорили, что сначала надо отработать испытательный срок, месяц-два, а потом уже приходить с трудовой книжкой.

«Когда испытательный срок проходил, руководство кормило людей завтраками. В итоге, с трудовыми договорами в „Горизонте“ работало буквально несколько человек. Остальным только обещали. Причем это касается не только рабочих из республик, но даже москвичей», — утверждает Елена Сидоренкова.

Из-за того, что сроки по сдаче объектов МЦК поджимали, строители работали без выходных, иногда круглыми сутками. «По двое-трое суток без перерыва люди вкалывали», — уточняет Григорий Сивачев.

Отработав в авральном режиме все лето, сотрудники «Горизонта» так и не увидели своей зарплаты. Некоторым не заплатили за сентябрь-октябрь, другим — еще и за август с июлем.

«Я отработал до конца октября 2016 года. Денег не получал с июля, в итоге уволился. За июль мне должны примерно 60 тысяч, за август и сентябрь — по 40 тысяч, и октябрь — 20 тысяч. Плюс отпускные за полтора года работы. В итоге, порядка 170-180 тысяч», — подсчитывает вслух машинист катка Александр Пискунов.

По его словам, раньше, когда еще давали зарплату, за ней приходилось побегать. Никто не знал, хватит ли фирме денег, чтобы расплатиться со всеми.

«Ее нам выдавали как в игре — поймай покемона. Так и мы за этой зарплатой бегали. Хватит денег, нет — неизвестно. Бывало, хватало. Бывало — нет», — вспоминает он.

Его бывшие коллеги, машинисты катка Иван Шейчук и Роман Ярмолов называют еще большие суммы долга по своим окладам. По их подсчетам, фирма должна каждому из них за август и сентябрь по 250 тысяч с учетом отпускных.

«Последний раз я получил зарплату 30 сентября — за июль месяц. Больше нам не выплачивались ни зарплата, ни авансы, ни проценты. Мы много работали, нам обещали за все заплатить. Мы почти не ночевали, не жили в общежитии, почти все время были на работе», — вспоминает Ярмолов.

Невыплату зарплаты в «Горизонте» объясняли тем, что заказчик — правительство Москвы — еще не оплатил строительство. Руководство все время просило сотрудников подождать, каждый раз называя разные сроки выплат.

«Сначала сказали, что расплатятся до Нового года. Сегодня парень с Орла звонил мне, забирал трудовую. Ему сказали, что деньги будут через месяц. То есть ему тоже ничего не дали», — говорит Александр Пискунов.

В октябре прошлого года, после сдачи объектов МЦК, фирма начала избавляться от раздутого штата — заказов стало меньше, поэтому и такое количество сотрудников уже не требуется.

«Полторы тысячи нанятых летом людей просто выкинули совершенно бессовестным образом. Человеку говорят писать заявления по собственному желанию, а в трудовой книжке, оказывалось, даже записей никаких нет», — отмечает Сивачев.

Многие из тех, кому не заплатили, разъехались — денег нет, жить негде. Активную борьбу за свои зарплаты ведут около 200 человек. Естественно, они уже устроились на другую работу. «Но даже среди них не все получили свои трудовые — некоторым не дали, другие не забирали принципиально, пока не увидят расчет», — говорит Сивачев. Елена Сидоренкова добавляет, что многим из тех, кому вернули трудовые, книжки были возвращены пустыми.

В конце 2016 года прошел слух, что «Горизонт» может «закрыться». «Навскидку зарплату не получили около тысячи человек. Там огромные долги по окладам. Почти всю технику компания сейчас выставила на продажу. На „Авито“ видел объявление», — рассказывает Пискунов.

После этого работники обратились в мэрию — туда из «Горизонта» пришел ответ, что с сотрудниками рассчитались в момент выдачи трудовых книжек. Только после обращения строителей в прокуратуру фирма начала понемногу выплачивать деньги, но делала это необычными способами. Например, в качестве посредника «Горизонт» привлек движение «Таджикские трудовые мигранты».

«Людям предлагают получить 50 тысяч рублей — примерно четверть от положенных денег — от таджикской диаспоры и написать расписку о том, что человек получил все причитающиеся ему деньги от компании и больше к ней претензий не имеет», — рассказывает Григорий Сивачев.

Многие строители от отчаяния согласились на такое предложение. Лишь самые принципиальные еще продолжают требовать всей положенной им суммы. «Они пытаются выбить свои деньги и выяснить, почему правительство Москвы отдает подряды на такие социально значимые объекты мошенникам», — уточняет профсоюзный лидер.

Григорий Сивачев во время задержания рабочих СМУ-77 и Горизонта у Трудовой инспекции, 20 января 2017. Фото: rwp.ru

Тем, кто не согласился брать деньги от таджикской диаспоры и продолжает приезжать в офис с требованием расчета, предлагают оставлять реквизиты банковских карт. Но на них если и приходят какие-то деньги, то совсем не те суммы, на которые рассчитывают строители.

«Некоторым коллегам приходили деньги, копейки», — говорит машинист катка Ярмолов. Вместо положенных 200-250 тысяч рублей работникам перечисляют 10-15 тысяч.

Его коллега Иван Шейчук добавляет, что после отписки из мэрии строители написали письмо президенту, к нему приложили ответ из правительства Москвы и распечатки с перечислениями зарплаты, которая последний раз приходила в июне. «Теперь этим вроде бы занимается следственный комитет и трудовая инспекция», — неуверенно сообщает он.

«Я отработал всю жизнь. Даже на севере работал. И так в Москве обманывать! Вообще ни в какие рамки», — сокрушается Александр Пискунов.

Связаться с гендиректором «Горизонта» Вадимом Крылковым и его заместителем Николаем Шереметом Открытой России не удалось. В течение двух дней они не отвечали на звонки.

Работодатель ликвидировал моё рабочее место, закрыл офис, пытается подменить процедуру сокращения штата и принуждает к увольнению, тем самым лишая меня гарантий, которые даёт увольнение по сокращению.

Заработная плата в этом году не выплачивалась, остался неиспользованный отпуск (не отправляли в отпуск в прошлом году).

Не подписали Трудовой договор, хотя я писала заявление, чтобы выдали мой экземпляр.

Хотели отправить в срочные длительные командировки в Сибирь и на Дальний Восток, без заезда домой, это неделями ехать в плацкарте в одну сторону, чтобы я отказалась и меня уволить, т.к. работать мне фактически негде и сокращать не хотят. Но не выдали суточных, аванса, всех билетов, не ознакомили с Положением о командировках, в приказе и ТД также нет этой информации. Я заболела, ушла на больничный на 12 дней и никуда не поехала.

Сегодня вышла с больничного, приехала на работу — офис закрыт, никого нет. Записала разговор с охраной, что уже неделю никто не появлялся, всё вывезли. Видимо, директор ждёт, что я позвоню, тогда встретится со мной и выдаст приказы ехать в командировку.

Как быть в моей ситуации?

Писать о невыработке? Не выходить в связи с невыплатами зп?

И ещё вопрос: в ТД прописан режим неполного рабочего времени. Могут ли отправлять в длительные командировки, с работой в выходные и праздники, без моего согласия?

Одиннадцать рабочих по благоустройству города Поворино уже третью неделю не выходят на объекты. Порывы водопроводных сетей тоже устранять некому. Слесари бастуют. Ждут, пока МУП «Город» выплатит задолженность по зарплате – за три месяца.

Задержки в выплатах, по словам рабочих, начались ещё с осени прошлого года. Но тогда, пусть не в полном объёме, но деньги перечисляли. С марта, рассказывают люди, они не получили ни рубля.

Теперь улицы райцентра зарастают травой, а урны переполнены мусором. Причём, такая неприглядная картина не только на окраинах, но и в центре Поворино.

Алексей Попов, рабочий МУП «Город»:

«Стараемся, стараемся – мы виноваты? Мы работаем, работаем – ну дайте нам деньги. Я же не прошу ворованные, я свои кровные прошу, заработанные – и то нету. Копейки и те не платят. Ну, как это так? Это неправильно!»

В общей сложности предприятие задолжало своим сотрудникам миллион триста тысяч рублей. Кроме этого, образовалась задолженность и по налоговым и пенсионным отчислениям. Бедственное положение предприятия сейчас пытается исправить администрация города.

Глава пообещал людям, что в ближайшие дни задолженность по зарплате им частично погасят – для этого предприятию выделят субсидию. Соответствующее решение уже одобрено местным законодательным советом.

Александр Пшеничных, глава администрации Поворинского городского поселения:

«Положение сейчас контролируемое. На последней сессии народных депутатов было принято решение о выделении субсидии данному предприятию на погашение заработной платы, оплаты налогов. В данный момент у нас уволен директор, уволен главный бухгалтер с данного предприятия. Сегодня должен приступить новый человек. Он прошёл собеседование с главой района, со мной прошёл собеседование, ситуацию будем выправлять».

Конец мая. В столице по-летнему тепло, гуляющие горожане обходят строительные ограждения на Моховой. У ремонтников есть еще три месяца на благоустройство улицы, но посетители ресторана «Dr. Живаго» на первом этаже гостиницы «Националь» уже могут пройтись по новенькой широкой плитке, работы возле Кремля идут быстро.

Старая брусчатка – помельче и потемнее — упакована и пока лежит здесь же. Ею улицу замостили в 2013 году, когда на Моховой и на соседней Манежной площади обустраивали пешеходные зоны. Одновременно мостили Манежную улицу.

Через три года на Манежной и Моховой улицах снова ремонт: сужают проезжую часть, убирают коммуникации под землю, расширяют тротуары, укладывают еще более новую и красивую плитку. В завершение реконструкции здесь высадят деревья, чтобы шум машин не мешал пешеходам гулять. На этот раз благоустроят все Кремлевское кольцо, включая Кремлевскую набережную, Театральный и Китайгородский проезды, Охотный Ряд и еще несколько участков. Обойдется это в 2,6 млрд рублей.

Представитель комплекса городского хозяйства, который курирует программу «Моя улица», настаивает, что на благоустроенных ранее участках ничего переделывать не будут. Однако если взглянуть на схемы проектирования, становится ясно, что плитку на перекопанных участках Моховой укладывали и в 2013 году.

«Моя улица» vs плитка

Кто и почему год за годом вскрывает асфальт и мешает автомобилистам и пешеходам? В основном это подрядчики Комплекса строительства и Комплекса городского хозяйства Москвы и городских коммунальных служб — «Мосгаза», «Мосводоканала», «Мосводостока» и т. д. В 2014 году власти столицы решили объединить усилия многочисленных департаментов и служб: так появилась программа комплексного благоустройства «Моя улица».

В мае 2016 года Москву накрыла самая масштабная за последние пять лет волна благоустройства – в рамках очередного этапа городской программы «Моя улица» город потратит 22,4 млрд рублей, в прошлом году комплексное благоустройство обошлось Москве в 21,6 млрд рублей. Нигде в России такая программа не возможна: объем средств, вложенных в «Мою улицу», сравним с бюджетами российских городов-миллионников, резюмирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Глава комплекса городского хозяйства, вице-мэр Петр Бирюков, ответственный за «Мою улицу», на пресс-конференции в марте объяснял, что выделенные на благоустройство средства – это лишь 1,4% всего московского бюджета (в 1,6 трлн рублей). «Расходы на благоустройство города — это не самая большая статья городского бюджета», — согласен мэр столицы Сергей Собянин (цитата по mos.ru).

«Моя улица» — это программа богатого города, который хочет быть красивым. Мы делаем это не потому, что голодны, это уже некоторое лакомство», — объясняет Блинкин.

В этом году в программу благоустройства попали среди прочего западная сторона Садового (от Смоленской площади до Долгоруковской улицы), Кремлевское кольцо, проспект Мира и Тверская улица. Все они и еще несколько десятков московских улиц пять лет назад уже ремонтировались в рамках другой нашумевшей программы: в 2011 году заступивший на должность мэра Сергей Собянин решил заменить вредный для здоровья и быстро изнашивающийся асфальт на более долговечную плитку. Это обошлось городу почти в 4 млрд рублей, новое покрытие должно было служить 25-30 лет.

Почему каток «Моей улицы» так мощно прокатился по собянинской плитке? Представитель комплекса городского хозяйства объясняет, что к одним и тем же улицам раз за разом возвращаются, чтобы создать максимально комфортные условия для пешеходов и обеспечить «единый архитектурный облик всех участков, находящихся в зоне визуального восприятия». Он подтверждает, что бетонную плитку, уложенную несколько лет назад, демонтировали, например с проспекта Мира, вывезли на склады и будут использовать для ремонта тротуаров «вне пределов центра столицы».

Новый Арбат также частично замостили плиткой в 2013 году (стоило это 18,2 млн рублей), а сейчас полностью реконструируют за 2 млрд рублей. В пояснительной записке к проекту автор — КБ «Стрелка» — пишет, что покрытие тротуаров снова в плохом состоянии: оно «не имеет целостного характера, на разных участках улицы оно выполнено из различных материалов — асфальтобетона, тротуарной плитки разнообразных форм и расцветок». Гранитная плитка, выложенная на Новом Арбате в прошлые годы, при реконструкции будет сохранена, заверил Forbes представитель комплекса городского хозяйства.

Второй раз рабочие пришли и на Арбатскую площадь: в 2013 году на территории, прилегающей к кинотеатру «Художественный», уже обустраивали пешеходную зону. Стоило это 88,5 млн рублей, еще 18,8 млн рублей тогда потратили на пешеходную зону на выходе из метро «Арбатская» на Воздвиженке. В 2016 году у метро снесли «самострои», а Знаменку, Воздвиженку, и прилегающие Крестовоздвиженский и Староваганьковский переулки включили в «Мою улицу». Стоить реконструкция будет уже 748,4 млн рублей. По словам представителя городского хозяйства, сделанное ранее не тронут, в порядок приведут лишь участок, освобожденный от незаконных построек.

Пять попыток на проспекте Мира

До старта «Моей улицы» в столице прошла еще более амбициозная реконструкция основных магистралей: Варшавского, Каширского, Ленинградского, Щелковского, Ярославского шоссе, Рязанского проспекта и шоссе Энтузиастов. Ею занимался Департамент строительства стройкомплекса Москвы. С 2011-го по 2014 год город потратил на реконструкцию почти 55 млрд рублей. Это время автомобилисты вспоминают как период сплошных пробок. В 2013 году, когда основные работы были выполнены, благоустраивать отремонтированные магистрали начал Департамент капремонта (ДКР), ведомство Петра Бирюкова.

Реконструкция Ярославского шоссе и проспекта Мира стройкомплексу обошлась в 8,1 млрд рублей, в 2013-м ДКР потратил на благоустройство еще 520 млн рублей. В сметах указано, что рабочие уложили плитку, заменили бордюры и озеленили улицу (за два года до этого, в 2011-м, на проспекте Мира укладывали плитку).

Но летом 2014 года ремонтники вернулись: на участке улицы от Садового до Третьего транспортного кольца «Мосводосток» устанавливал дождевую канализацию, подряд стоил 45,2 млн рублей. В смете снова земляные работы, разборка и установка бордюров. Представитель комплекса городского хозяйства сказал Forbes, что дождевую канализацию в 2014-м решили не ставить и ограничились чисткой колодцев.

«Это не наша тема», — ответил он на вопрос о том, как изменилась сметная стоимость объекта.

В 2015 году строительная техника снова вышла на проспект Мира – теперь начались работы в рамках «Моей улицы». На этот раз благоустройство обошлось в 1,7 млрд рублей, оно включало перенос коммуникаций, замену колодцев, плитки и асфальта, озеленение и даже установку уличных тренажеров.

В 2013 и 2015 годах работы на проспекте Мира в качестве подрядчика выполнял «Москапстрой» (50,33% принадлежит АФК «Система» Владимира Евтушенкова). В 2015 году компания конкурировала на тендере с фирмой «Магма-1», 25% которой сама же и контролирует. Зато «Магма-1» выиграла тендер на благоустройство Ярославского шоссе стоимостью 651,2 млн рублей (вторым участником тендера был «Москапстрой»).

Казалось бы, к концу 2015 года проспект и шоссе должны были облагородить окончательно. Но в декабре подрядчики выиграли новые заказы по благоустройству на этих улицах: «Москапстрой» почти за 300 млн рублей отремонтировал проспект Мира, а «Магма-1» за 250 млн рублей — Ярославское шоссе. Подрядчики исправляли прошлогодние ошибки: как писал РБК, в проектах реконструкции 2015 года не учли часть кабельных линий, для них пришлось строить еще один подземный коллектор. В АФК «Система» отказались от комментариев для этой заметки.

Такую же ошибку проектировщики совершили еще на десяти улицах: Люсиновской, Мытной, Большой Тульской, Павловской, Долгоруковской, Варшавском, Каширском, Подольском, Ленинградском и Можайском шоссе. На портале госзакупок размещено восемь тендеров на дополнительные работы стоимостью 2,6 млрд рублей. В 2015 году благоустройство на этих участках стоило больше 7,5 млрд рублей (без учета проектирования).

Как и в случае с проспектом Мира и Ярославским шоссе, подряды на повторное благоустройство получили компании, работавшие на этих улицах в 2015 году.

Все конкурсы были законными, а ФАС не выявила нарушений, настаивает представитель комплекса городского хозяйства Москвы. Необходимость дополнительных работ обсуждали с жителями близлежащих домов, утверждает он, добавляя, что новый этап благоустройства не дублирует сделанное год назад. По словам представителя ведомства, в этом году ремонтники не только ставили дополнительные коллекторы, но и приводили в порядок соседние дворы.

«Московские власти ставят изначально нереальные сроки на благоустройство улицы «под ключ», отсюда ошибки: где-то ливневую канализацию забыли, где-то коллектор не учли, — жалуется сотрудник одной из компаний-подрядчиков. —Только проектирование может длиться полгода-год, а у нас проекты делают за пару месяцев».

Провал менеджмента

Основная цель масштабной программы «Моя улица» – выполнить работы комплексно и надолго, не устают повторять московские власти. Предполагается спрятать под землю провода, построить и отремонтировать коллекторы, водостоки, заменить водопроводы, газопроводы и тепловые сети. Но подземные работы «под ключ» на объектах «Моей улицы» в последние два года распределял не только ДКР, как было задумано изначально. Ремонтом сетей занимались принадлежащие городу компании и МУПы, деятельность которых тоже курирует вице-мэр Бирюков.

«Мосводоканал», например, в прошлом году ремонтировал водопроводы на Садовом и Бульварном кольце — на Садовой-Спасской, Садовой-Черногрязской улицах и на Рождественском бульваре. В 2017-2018 годах на северном участке Садового будут перекладывать остальные подземные коммуникации — уже по «Моей улице», на Рождественском бульваре работы уже идут.

Из базы данных госзакупок следует, что параллельно с «Моей улицей — 2016» «Мосводоканал» отремонтирует свои объекты на пяти улицах, включенных в программу: на Новинском бульваре, в Оружейном переулке, Смоленской площади, на Садовой-Кудринской и Садовой-Триумфальной улицах. Сумма контрактов по этим объектам 347 млн рублей. Кроме того, водопроводы чинят на Солянке, Гоголевском и Зубовском бульварах, Садовой-Каретной, Садовой-Самотечной, Николоямской улице, Самотечной площади, Большой Сухаревской площади, в Большом Ордынском переулке и на шоссе Энтузиастов. Благоустраивать их «под ключ» в рамках «Моей улицы», то есть перекапывать снова, будут в 2017-2018 годах.

«Мосводосток» устанавливает ливневые канализации одновременно с «Моей улицей» на пяти объектах: Малой Дмитровке, Никитском, Новинском, Тверском и Чистопрудном бульварах. На Малой Дмитровке, Садовой-Кудринской, Рождественском и Страстном бульварах благоустройство и ремонт газопроводов «Мосгазом» идут параллельно (сумма контрактов «Мосгаза» с подрядчиками по этим объектам 194,2 млн рублей). А вот на Петровке и Большой Полянке газопроводы починят в этом году, а благоустроят улицы в следующие два года.

Согласно проектно-сметной документации, ремонтники должны благоустроить территорию, на которой вели раскопки: положить асфальт или плитку, восстановить бордюры и газоны, а иногда даже озеленить территорию. «Мы же не можем оставить на дороге яму, там какое-то время будут ездить машины. Конечно, все закапываем и закрываем асфальтом, — удивился вопросу Forbes сотрудник компании «Универсалстрой», которая ремонтирует газопровод в районе Рождественского бульвара. — С «Моей улицей» мы друг другу не мешаем, они свое копают, мы — свое».

Через пару месяцев все это снова будет переделано: те же работы прописаны в технических заданиях по благоустройству в рамках «Моей улицы».

Представитель комплекса городского хозяйства не видит проблемы: замена газо- и водопровода проводится до начала работ по благоустройству, подрядчик устанавливает временное покрытие, которое затем заменят «на предусмотренное проектом работ в рамках программы «Моя улица».

Дорого ли стоит «временное покрытие»? Вот пример. Ремонт газопровода на Рождественском бульваре и в Варсонофьевском переулке «Мосгаз» разбил на несколько закупок на сумму свыше 130 млн рублей. Почти 50 млн рублей стоит подряд на восстановление дорожного покрытия, еще 34 млн – «сопутствующие работы»: разборка асфальта, восстановление газонов и пр. Обновят временное покрытие на предусмотренное проектом в рамках «Моей улицы» уже к сентябрю. «Работы по благоустройству и работы по замене газопроводов проводятся разными структурами, финансируются за счет средств разных городских программ и не могут быть включены в общий тендер», — сообщила Forbes пресс-служба Бирюкова.

«В Москве нет стратегической программы действий на долгосрочный период, в которой были бы скоординированы действия множества исполнительных органов и их подрядчиков, департамента благоустройства и капремонта и сетевых компаний, — объясняет исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. — У нас получается, что наступает лето, надо начинать работать, а планировать уже некогда. Это провал менеджмента на уровне города».

Некоторые инженерные работы по замене коммуникаций просто нельзя сделать без множественных раскопок, возражает Блинкин. «Часто эти инженерные вещи служат прикрытием каких-нибудь коррупционных схем, но каждый раз нужно копаться до уровня локальных смет, чтобы понять, кто прав», — уверен эксперт.

Представители «Мосводостока» и «Мосгаза» отказались отвечать на вопросы Forbes о координации действий с другими коммунальными службами и департаментами. Все вопросы они попросили адресовать в пресс-службу мэра Москвы Сергея Собянина, и в итоге отвечал на них представитель комплекса городского хозяйства. Он сообщил Forbes, что ведомства и городские службы постоянно взаимодействуют друг с другом, согласуют сроки начала работ по замене коммуникаций, и что все они «нацелены на сокращение нецелесообразных расходов».

Тем временем работа на Рождественском бульваре кипит: в этом году Департамент строительства начал сооружать на нечетной стороне подземный коллектор стоимостью почти 300 млн рублей. Представитель стройкомплекса настаивает: с «Моей улицей» это никак не пересекается, потому что благоустройство в 2016 году коснется только четной стороны Рождественского бульвара. Достроят коллектор в мае 2017-го, сообщает информационный баннер на объекте. Тем же летом Рождественский перекопают снова: работы по благоустройству в рамках «Моей улицы» придут на нечетную сторону Бульварного кольца.

tinyton.ru
Не платят рабрчим моя улица
Не платят рабрчим моя улица

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: