Ограничения национальный режим как написать в извещении

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов. С этой статье будет рассмотрен ряд вопросов, к примеру, где получить сертификат СТ-1?

По применению национального режима в соответствии с Законом № 44-ФЗ на практике возникает немало вопросов, к примеру: как подтвердить российское происхождение определенных товаров? Где получить сертификат формы СТ-1? Что делать в случае, если заявка содержит российский и иностранный товар?

Каким образом узнать, что в государственной закупке действует национальный режим?

Если на какой-либо товар распространяется нацрежим, то в плане-графике государственный заказчик должен указать требование, а в закупочных документах отразить:

  • ссылку на правительственное постановление, на основании которого действует национальный режим;
  • условие, касающееся того, что в заявке участником указывается цена за единицу по каждой позиции, и участник является ответственным за предоставление недостоверной информации о стране, где товар был произведен;
  • какими документами участник имеет возможность подтвердить, что место происхождения товара – одна из стран ЕАЭС.

Какими документами можно подтвердить страну происхождения товара?

Какой документ необходимо приложить к заявке, определяется видом продукции. Это может быть:

  • акт экспертизы ТПП (срок его действия составляет один год);
  • декларация о стране происхождения (в свободной форме);
  • сертификат по форме СТ-1, который выдан на основании акта экспертизы либо по заявлению поставщика: годовой (на лекарства), трехмесячный либо разовый;
  • СПИК, или копия специального инвестиционного контракта (если юридическое лицо инвестирует более 3 млрд. рублей в производство товара в России, а государство производит его закупку без проведения конкурса).

При закупках ряда товаров Правительство РФ указывает, какими документами участник закупки имеет право подтвердить страну происхождения.

К примеру, при проведении закупок радиоэлектронной продукции:

  • подтверждением Минпромторга РФ о производстве данных товаров на российской территории;
  • СПИК;
  • уведомлением Минпромторга РФ, подтверждающим статус телекоммуникационного оборудования, произведенного в России;
  • годовым либо разовым сертификатом по форме СТ-1.

При проведении закупок товаров машиностроения или мебели:

  • актом экспертизы ТПП;
  • СПИК;
  • сертификатом по форме СТ-1.

При проведении закупок медицинских изделий, для которых имеются ограничения допуска, – сертификатом по форме СТ-1.

При проведении закупок продуктов – декларацией о стране, где был произведен товар (в свободной форме), а также стране его происхождения.

При проведении закупок товаров легкой промышленности – декларацией страны происхождения товаров, а также материалов и полуфабрикатов, которые были использованы для производства товарной продукции.

При проведении закупок программного обеспечения – названием ПО, а также декларацией о стране его происхождения (в свободной форме).

Если при проведении закупок не устанавливается обязательное требование о предоставлении сертификата по форме СТ-1, то участником самостоятельно определяется форма, являющаяся подтверждением страны производства. Это может быть сертификат по форме СТ-1, декларация либо другой вышеуказанный документ.

Продавец и изготовитель продукции могут в свободной форме самостоятельно составить декларацию о стране-производителе товара (приказ МЭР РФ № 155 от 25 марта 2014 г.). К примеру, есть возможность прикрепить к заявке таблицу со страной происхождения и товарами по каждой из позиций.

Название страны происхождения должно быть указано в полном соответствии с классификатором стран мира (например, в нем нет страны США – есть Соединенные Штаты Америки). Из-за такого казалось бы безобидного сокращения заказчик может отклонить вашу заявку, и будет прав. Например, об этом указано в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2017 № Ф10-3317/2017 по делу № А54-7222/2016. 

Что может быть, если к заявке не будут приложены подтверждающие документы?

При наличии запрета на закупки иностранных товаров заявка без подтверждающих документов будет отклонена (к примеру, если вами поставляются товары легкой промышленности или мебель).

Если нет запрета на поставку иностранных товаров, однако для российских товаров действует ценовая преференция, заявка будет рассматриваться как иностранная. То есть, при проведении аукциона надо будет заключать госконтракт с ценой, которая на 15 процентов меньше от предложенной, в других же конкурентных закупках при оценке заявки участник не получит снижающего коэффициента к своей цене.

Если при проведении закупки есть правило «третий лишний», то заявка участника будет рассмотрена как заявка с товаром иностранного производства. Если на госзакупку пришли минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то заявка будет отклонена.

В сертификате по форме СТ-1 и декларации указаны разные данные: что будет?

В первой части заявки на участие в электронном аукционе поставщиком должна быть задекларирована страна происхождения, во второй – приложен сертификат по форме СТ-1 (если таковой необходим).

Рассматривая заявку на аукцион, заказчик должен сопоставить документы в двух ее частях: в первой части – страну происхождения, во второй – сертификат по форме СТ-1. Расхождение данных свидетельствует о том, что победителем были предоставлены недостоверные данные. В этом случае заявка будет отклонена как несоответствующая требованиям закупки.

Как заказчиком проверяется происхождение товара?

В случае если в заявке достаточно будет задекларировать страну происхождения товара, госзаказчик верит победителю «на слово»: прописывает в контракте указанную страну происхождения, а проверку документов проводит лишь при приемке товара. В случае если при закупке требуется сертификат по форме СТ-1, заказчики могут самостоятельно убедиться, что он подлинный. Факт выдачи сертификата можно проверить в реестре (на сайте ТПП).

Есть ли возможность задекларировать российский товар, поставив при этом китайский?

Если при проведении закупки действовал национальный режим, то товар заменять не допускается, даже если он имеет улучшенные характеристики. От такого товара заказчик обязан отказаться. Победитель должен будет расторгнуть контракт либо осуществить поставку товара российского происхождения.

Заказчик может пойти навстречу, но только по обоюдному согласию

При расторжении заказчиком госконтракта по суду или в одностороннем порядке на основании предоставления поставщиком недостоверной информации, касающейся соответствия своего товара установленным требованиям, он станет победителем торгов. В таком случае поставщику грозит потеря обеспечения контракта и включение в РНП.

Сертификат по форме СТ-1: как его получить?

Документ можно оформить в региональной ТПП (основанием служит акт экспертизы, выполненный сотрудниками этой же палаты). Этот акт действителен в течение одного года после его выдачи. Для получения сертификата участник торгов должен написать заявление в ТПП, приложив к нему:

  • правоустанавливающие документы (для физических лиц – паспорт, для юридических лиц – свидетельство о регистрации, а также постановке на учет);
  • годовой акт экспертизы (при его наличии).

Если акта не имеется, то чтобы получить СТ-1 необходимо представление:

  • лицензии о производстве товара;
  • сведений, подтверждающих возможность производить товар (в ТПП следует уточнить, какие именно сведения представлять).

В заявке часть товара иностранная, а часть российская: что будет?

Если существует запрет в отношении закупки иностранных товаров, то заявки с полностью либо частично иностранной продукцией будут отклонены. Если же действуют определенные ценовые преференции, действия заказчика будут зависеть от того, какова стоимость товара из ЕАЭС, указанная в заявке.

При аукционных торгах

Если стоимость товара, происходящего из ЕАЭС, составляет более 50 процентов от цены заявки, то у поставщика есть право на получение преференций, и при победе его цена не будет снижена на 15 процентов. Если указанная в заявке победителя аукционных торгов стоимость товаров из государств, являющихся членами ЕАЭС, составляет менее 50 процентов от стоимости остальных товаров, то при победе общую цену госконтракта снизят на 15 процентов.

При проведении других конкурентных закупок

Если в запросе предложений, котировке либо конкурсе в своей заявке участник предлагает продукции из ЕАЭС более 50 процентов, он получит преференции, а к цене его заявки применяется понижающий коэффициент.

Отметим, что значение имеет не объем товара, а его цена. К примеру, 51 процент от объема заявки составляет соль иностранного производства, 49 процентов – сахар из стран ЕАЭС. Но поскольку сахар дороже, то в заявке стоимость российского товара будет больше 50 процентов от цены всего объема закупки, при этом поставщик получит преференции. По этой причине госзаказчик в закупках с национальным режимом будет просить указать происхождение, а также стоимость по каждой позиции товара.

Закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС: что делать?

Если закупаемый товар не производится в странах ЕАЭС, то заказчик может приобрести иностранный товар. Единственный документ, доказывающий отсутствие российских аналогов, – соответствующее заключение Минпромторга РФ. Другие же доказательства будут проигнорированы заказчиком, и заявка с иностранным товаром будет отклонена.

Теги: национальный режим,

Количество просмотров: 1688

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Рейтинг: 5/5 — 2
голосов

30 января 2018

Похожие статьи:

  • Закон №44-ФЗ: куда вносить обеспечение заявок и какую электронную подпись нужно использовать участникам закупок для работы на ЭТП с 01.07.2018 года? (191)

  • Запрос котировок по 44-ФЗ: хотя в заявке отсутствуют данные о соответствии участника единым требованиям, заказчик не вправе ее отклонить (131)

  • Бухотчетность за 2017 год для получения займов и банковских гарантий: нюансы составления и сдачи (130)

Национальный режим в госзакупках — это особые условия допуска и запреты на закупки иностранной продукции отдельных категорий. В это же время в понятие нацрежима входит предоставление преимуществ российским производителям, а также компаниям из стран ЕАЭС. Какие три механизма используют заказчики и для каких типов закупочных процедур, а также об изменениях с 5 ноября 2018 года расскажем в статье.

Изменения в национальном режиме закупок с 5 ноября

Изменили условия допуска иностранных товаров и порядок, по которому предоставляют преференции отечественной продукции при закупках по Закону № 44-ФЗ. Новые правила начали действовать с 5 ноября 2018 года и заменили порядок из приказа от 25.03.2014 № 155 (Приказ Минэкономразвития от 19.09.2018 № 499, Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н).

Заказчики по Закону № 44-ФЗ предоставляют преференцию в 15 процентов при закупках товаров из перечня. В новых правилах список товаров оставили прежним, но скорректировали случаи, когда применяют порядок.

Сейчас особые условия допуска применяют, если часть продукции из перечня в заявке не из стран ЕАЭС. При конкурсе, запросе котировок, запросе предложений участник вправе предоставить часть отечественной продукции, а часть иностранной. Если стоимость доли наименований из ЕАЭС больше половины совокупной цены, заказчик предоставит участнику преференцию. Когда проводят аукцион, особые условия допуска применяют, если стоимость продукции из стран ЕАЭС меньше половины общей цены. С 5 ноября преференции предоставят участникам, которые предложили исключительно наименования из ЕАЭС.

Больше никакого винегрета: новые условия для преимуществ товарам из ЕАЭС

С 5 ноября 2018 года изменились условия, по которым в закупки допускают импорт. Утратил силу приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155. Заказчикам надо использовать вместо него новый документ — приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н. Документ серьезно меняет правила закупок импортных товаров. Новые условия проще и в то же время жестче. Как с ними работать и с какого момента, узнаете в статье.

Узнайте об изменениях

Правила особого доступа зависят от закупки. Например, при конкурсе, запросе котировок или запросе предложений стоимость оценивают по принципу: участник предложил объект закупки российского происхождения или из ЕАЭС – цену снижают на 15 процентов. Контракт заключают по цене, которую предложил победитель. Если проводят аукцион и участник предложил иностранную продукцию из перечня, стоимость контракта снижают на 15 процентов, если отечественную – заключают контракт по цене из заявки.

Поменяли случаи, когда не предоставляют преференции отечественным производителям. Сравнить старые и новые исключения поможет таблица:

Порядок не применяют

До 5 ноября

С 5 ноября

Закупка не состоялась

Закупка не состоялась

Стоимость товаров из ЕАЭС в заявке на конкурс, запрос котировок, запрос предложений меньше половины общей цены всех товаров, которые предложил участник

Все заявки отвечают требованиям документации и предлагают только продукцию из ЕАЭС

Стоимость товаров из ЕАЭС превышает половину от общей стоимости всех товаров в заявке на аукцион

Все заявки отвечают требованиям, но ни один участник не предложил продукцию только из ЕАЭС – в каждой заявке есть хотя бы одно иностранное наименование из перечня

Ни один участник не предложил поставить продукцию из ЕАЭС

Смешанные лоты – в одной закупке только часть товаров из перечня

Учтите, с 5 ноября нельзя совмещать в одной закупке или одном лоте наименования из перечня и не из перечня. Более того, если один лот объединяет продукцию из перечня и другие наименования, порядок преференций не применяют.

Также дополнили порядок закупки лекарств из перечня ЖНВЛП. Сейчас заказчик отклоняет все заявки, если поступило минимум два предложения с лекарствами из стран ЕАЭС. Условие: заявки отвечают требованиям документации, товары не входят в одну группу и участники предложили продукцию разных производителей. Например, поступило семь заявок. Три участника предложили поставить лекарства, страна происхождения которых – член ЕАЭС. Заявки отечественных препаратов рассматривают в общем порядке, остальные – отклоняют. Если не поступило ни одной или только одна заявка с предложением поставить отечественный препарат, все заявки рассматривают на общих условиях.

С 5 ноября заявки, которые не отклонили, из примера выше рассмотрят не по общим правилам, а с учетом преференций. Заказчики предоставят преференцию для препаратов, у которых все стадии производства на территории ЕАЭС. Например, поступило семь заявок. Три участника предложили поставить отечественные препараты или лекарства, страна происхождения которых – член ЕАЭС. Остальные заявки заказчик отклоняет. В одной из трех заявок участник предложил поставить препарат, у которого всю цепочку производства осуществили в России. Контракт заключат с участником, который готов поставить продукцию с полным производственным циклом в ЕАЭС. Условие:

  • претендент предложил самую низкую цену из всех заявок, в которых предложили продукцию с полным производственным циклом в ЕАЭС;
  • продукция, которую полностью произвели в ЕАЭС, превышает стоимость заявки с товарами из ЕАЭС, но с не полным циклом производства не больше чем на 25 процентов.

Правило не применяют, если во время процедур не поступило ни одной заявки с продукцией, которую полностью произвели в ЕАЭС.

Учтите: с 5 ноября порядок преференций отечественной продукции начнет регулировать приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н. Утратит силу приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155, который регулирует процедуру сейчас. Подробнее о том, как и когда применять правила особого допуска, читайте здесь

Помимо преференций товарам из ЕАЭС, для заказчиков по Закону № 44-ФЗ действует еще два основных механизма национального режима:

  • ограничение на закупку иностранной продукции. Данные меры принимают при закупке медизделий, лекарств, пищевых продуктов, радиоэлектроники, спортивного оружия. Заказчик отклоняет все заявки с иностранными товарами, если поступило минимум два предложения с продукцией из ЕАЭС. При закупке ПВХ-изделий из перечня все заявки отсеивают, если поступило одно предложение с продукцией из спецреестра, при закупке стентов и катетеров, если поступило хотя бы одно предложение поставить российскую продукцию;
  • запрет на допуск иностранной продукции. Меры принимают при закупке товаров легкой, машиностроительной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, программного обеспечения. Для каждого из видов промышленности предусмотрели перечень продукции, которую заказчик вправе приобрести только у отечественного производителя. Также нельзя закупать иностранные товары, работы, услуги для нужд обороны и безопасности.

В будущем к перечисленным механизмам добавят еще один – закупку у иностранных компаний и физлиц. Меры национального режима введут в отношении представителей стран, которые ввели антироссийские санкции. Возможность предусмотрели в Федеральном законе от 04.06.2018 № 127-ФЗ.

22 октября Президент поручил Правительству утвердить специальные экономические меры и перечень украинских компаний и физлиц, на которых меры распространят. Среди мер воздействия, которые вправе утвердить Правительство, – ограничение или запрет закупок услуг, работ у иностранных физлиц и организаций. Новые правила по нацрежиму распространят на заказчиков по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Схемы национального режима в закупках

Национальный режим — это установленные запреты и ограничения допуска на закупку иностранных товаров, а также преференции для российских производителей. Он преследует различные цели — от введения контрмер на санкции против РФ до поддержки отечественного производителя.

Рассмотрим три механизма реализации требований национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ. Во-первых, заказчики предоставляют преимущества производителям из государств ЕАЭС. Какие именно преференции даются участникам, зависит от способа закупки.

Компании из государства-члена ЕАЭС, которая подтвердила страну происхождения продукции, предоставляется 15% преимущество перед зарубежными поставщиками. Если проводится конкурс, запрос котировок или предложений, цена, предложенная этим участником, снижается на 15%. Цель в том, чтобы сделать ее более выгодной на фоне других предложений. Если участник побеждает, то контракт с ним заключают по изначально предложенной стоимости.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста,

зарегистрируйтесь

. Это займет не больше минуты.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В случае проведения аукциона победителем становится тот, кто предложил наименьшую цену (она не снижается на 15%). Если побеждает компания из государства ЕАЭС, итоговую стоимость оставляют такой же, а при победе иностранного участника снижают на 15%.

Преимущества по национальному режиму даются, только если среди заявок нет предложений от российских производителей или компаний из стран ЕАЭС. В случае, если среди закупаемой продукции есть позиции, которых нет в перечне товаров, подпадающих под национальный режим, преференции не предоставляются.

Второй механизм — это ограничения допуска. Они касаются:

  • медицинских изделий;
  • лекарств;
  • пищевых продуктов;
  • радиоэлектроники.

Правительство предусмотрело разные ограничения для различных видов продукции. Например, для коронарных стентов и катетеров действует следующее правило: при наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами заявки с иностранной продукцией отклоняются заказчиком.

Как работает механизм нацрежима в контрактной системе

В Законе о контрактной системе про нацрежим написано мало, а правил работы – много, потому что к закону приняли много подзаконных актов. В 17 из 50 извещениях в ЕИС, где в закупке заказчики установили нацрежим, наши эксперты нашли ошибки. Смотрите, как работают ограничения и запреты на импорт, в чем его смысл и что такое правило «третий лишний».

Из статьи вы узнаете:☆ Какие документы устанавливают правила;

☆ Как работают запреты, ограничения и условия допуска;
☆ Как применять запреты, ограничения и условия допуска иностранных товаров;
☆ Что такое правило «третий лишний» и как с ним работать.

Читать подробнее

Третий механизм — запрет на допуск. Он действует для:

  • товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • товаров машиностроения;
  • товаров легкой промышленности;
  • программного обеспечения;
  • закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

Запрет на допуск означает, что госзаказчики не могут купить продукцию из перечисленных выше категорий (из утвержденного Правительством списка), если существует российский аналог. Если заказчик все же настаивает на закупке иностранной продукции, ему придется обосновать свой выбор. О том, какие товары из категории ПО подпадают под национальный режим по 44-ФЗ, можно узнать из постановления Правительства № 1236.

Постановление о применении национального режима при осуществлении закупок

О нацрежиме по 44-ФЗ говорится в приказе Минэкономразвития № 155. В нем содержится перечень продукции, в отношении которой на федеральном уровне введены ограничения и специальные условия допуска. Это фрукты и овощи, рыба, мясо, консервы, икра, мучные изделия, мука, масло. Также в список входят бумага, посуда, сварные и рельсовые профили, ядерные реакторы, компьютеры, гидравлические прессы и др.

Национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ

Национальному режиму по 44-ФЗ посвящена статья 14 Закона о контрактной системе. Он применяется в отношении товаров из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Документы, которыми можно подтвердить страну происхождения товара:

  • копия специального инвестиционного контракта;
  • акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой;
  • заключение Минпромторга;
  • декларация;
  • сертификат о происхождении товара.

Возможно, в ближайшее время появится еще один запрет на импорт. В рамках нацрежима по статье 14 Закона № 44-ФЗ Минпромторг предложил запретить допуск в госзакупки отдельные товары иностранного производства, которые содержат алюминий.

Узнать больше

Изменения в перечне товаров

Рассмотрим новые ограничения в рамках нацрежима. В 2018 году ограничили закупку спортивного оружия и патронов зарубежного производства. Заказчики обязаны отклонять все предложения иностранных товаров, если пришли как минимум 2 заявки с товарами производителей из стран ЕАЭС. Новые правила прописаны в Постановлении Правительства от 20.09.2018 № 1119. Они вступили в силу и применяются со 2 октября 2018 года.

Ограничения распространяются на следующие позиции ОКПД2:

  • 25.40.12.410 — «Оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом»;
  • 25.40.13.190 — «Патроны и боеприпасы прочие и их детали».

Новые правила не действуют, если закупается оружие и патроны к нему для нужд профессионального спорта, запчасти к иностранному оружию, а также при закупках, которые проводят дипломатические представительства и консульства, находящиеся за границей.

Как и раньше, национальный режим в закупках с 2019 года предусматривает необходимость указывать страну происхождения в документации. Участники должны прописывать ее в своих заявках. В качестве подтверждений используются заключение Минпромторга или сертификат уполномоченного органа государства-члена ЕАЭС.

В числе нововведений можно отметить преференции для производителей лекарств из России и стран ЕАЭС. Имеются в виду изготовители препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых, так называемый ЖНВЛП. Их список приведен в распоряжении Правительства РФ от 23 октября 2017 г. № 2323-р. Преимущества предоставят, если все стадии производства медикамента проходили на территории РФ или стран ЕАЭС. Это придется подтвердить документально.

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Annots[ 12 0 R 13 0 R 14 0 R 15 0 R 16 0 R 17 0 R 18 0 R 19 0 R 20 0 R 21 0 R 22 0 R 23 0 R 24 0 R 25 0 R 26 0 R] /MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 0>>
endobj
4 0 obj
>
stream
x]K$ΡrV&4U5Ss[|0drgvev2CR(Ks/_./~/l_kբ.:_~{cBmL;~3G?U?~-crݮ?}[email protected]?rLR?={yb~矾~33JPF)e/oˏ??/wiH)1l1SDDVp.Ve5ޱew^džU-1ϰl;l=`}7~ܑq8#:jc!A#(ߒݾv露b¦&m=fio&

tinyton.ru
Ограничения национальный режим как написать в извещении
Ограничения национальный режим как написать в извещении

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: