Основания для поднятия коммунальных платежей в многоквартирном доме

Определение оплаты за проведение ремонтных работ и содержание помещений, предназначенных для проживания, выполняется с учетом статьи 156 Жилищного кодекса РФ. Плата по содержанию определяется в объеме, который гарантирует должный уровень содержания имущества, относящегося к общему в многоквартирном доме, в порядке, обозначенном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Имеет ли право УК поднимать плату за содержание жилья

Множество жильцов, получив квитанции, обращают внимание на увеличение тарифов по услугам, связанным с содержанием жилья и текущим ремонтом. Компании, уполномоченные на управление домом, данное положение объясняют просто – правительство подняло тарифы по коммунальным услугам.

Но насколько законно действуют УК, повышая цены на коммунальные услуги, основываясь на правительственном постановлении?

Давайте обратимся к Жилищному кодексу РФ (пункту 4 статьи 154). В структуру оплаты за коммунальные услуги входит оплата за ХВС/ГВС, водоотведение, газо-, электроснабжение (вместе с предоставлением баллонного газа бытового назначения). Сюда же включено отопление (вместе с поставкой твердых топливных элементов, если отопление печное).

В пункте 7 статьи 156 Кодекса установлено, что объем оплаты по содержанию и проведению ремонта жилых помещений, размещенных в многоквартирных домах, где имеются товарищества владельцев, жилищный кооператив или же специальный кооператив потребительского направления, должен быть определен на общем сборе владельцев помещений, размещенных в подобном доме, проводящемся в порядке, который установлен ст. ст. 45-48 действующего Кодекса. Плата по услугам ремонта/содержания помещений в доме должна быть определена, учитывая предложения УК, на период от одного года.

Лишь у совета, созданного в МКД, есть полномочия по принятию решений, касающихся пересмотра тарифов на указанные услуги и прочие расходные статьи, фигурирующие в общем содержании общедомового имущества.

А сейчас просто полюбопытствуйте в УК, на каких основаниях была поднята оплата по содержанию и текущему ремонту. Также у вас есть право истребования копии запротоколированного общего собрания владельцев, где принималось такое решение.

Получив протокол, спросите у владельцев соседних квартир, кто давал разрешение на увеличение оплаты за услуги содержания жилья/текущего ремонта. Конечно, управляющая компания может в рамках рекомендации предложить определенный уровень тарифа, однако, никак не установить его единолично, без ведома жильцов.

УК при проведении общего собрания владельцев помещений, необходимо в полной мере обосновать изменения в плате за содержание жилья. В пункте 2 статьи 157 сказано, что УК не имеет права установления тарифов на предоставляемые коммунальные услуги.

В данном пункте говорится о том, что расчет объема оплаты за коммунальные услуги, предусматриваемые ч. 3 ст. 154 Кодекса, производится по тарифам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, определяемым законом.

Государственные полномочия по определению тарифов, обозначенных данной частью, могут делегироваться ОМС в соответствии с порядком, предусматриваемым законодательством РФ.

И ни одного упоминания о том, что УК имеет право самостоятельного установления тарифов. В соответствии с ЖК РФ, владельцы жилых помещений и совет, созданный в МКД, относятся к основе власти в отношении проведения текущего ремонта/содержания жилья.

УК относится к наемным работникам, и именно жильцам принадлежит право определения условий, при соблюдении которых УК могут работать.

Сейчас ситуация несколько изменилась. Все складывается таким образом, что именно жильцы прислушиваются к требованиям УК, а не наоборот. Конечно, это можно изменить, то только жильцы должны проявить здесь инициативу. Следует поинтересоваться насчет протоколов собраний и принятых на них решений.

Истребуйте соглашение между УК и жильцами. Кроме того, у жильцов есть полное право требования от УК отчетности по затраченным финансам – ведь вы интересуетесь тем, на что потрачены ваши деньги.

Жильцы вправе получить услуги надлежащего качества и контролировать использование вносимых за услуги средств. Всегда нужно знать, кому производится оплата и за что именно.

Что входит в содержание жилья

Каждый месяц нам приходят квитанции для оплаты ЖК услуг, но много ли потребителей хотя бы раз задали вопрос: что может подразумевать под собой пункт, обозначенный в документе под «оплатой за содержание жилья».

Российское законодательство говорит нам о том, что начисление по оплате за содержание жилья происходит при соблюдении положений Жилищного кодекса РФ. Это обозначение упоминается в статье 154.

В структуру оплаты должна быть включена стоимость, начисляемая за содержание и ремонт (капитальный/текущий) в многоквартирном доме. Если в пункте ремонта, проводимого в жилом доме, все предельно ясно, то при упоминании управления/содержания дома, возникает масса вопросов, по крайней мере, у простого жильца.

Какие виды работ включены в структуру услуги содержания имущества, размещенного в МКД:

  • Проведение осмотра имущества в доме представителями организаций, которые являются ответственными за обеспечение безопасности жизни/здоровья проживающих в многоквартирном доме лиц, учитывая пункт 13 статьи 154 Жилищного кодекса РФ;
  • Организация освещения во всех расположенных в жилом доме общеиспользуемых помещениях;
  • Проведение уборки, а также гигиенических и санитарных мероприятий в помещениях общей эксплуатации, и на территориях, прилегающих непосредственно к жилому дому, входящих в структуру имущества для общего использования;
  • Контроль температурного уровня и нормы влажности, установленных в общих помещениях с учетом законодательных правил и норм;
  • Обеспечение норм, связанных с пожарной безопасностью в жилом многоквартирном доме;
  • Контроль и обеспечение своевременности вывоза ТБО/ЖБО и прочих отходов с территории у дома (вместе с мусором, который накапливается в процессе занятия индивидуальным предпринимательством и деятельности организаций, чьи офисы располагаются в нежилых помещениях дома);
  • Сезонное использование объектов, относящихся к элементам благоустройства дома, входящих в структуру общедомового имущества (вместе с озеленением прилегающих к дому территорий);
  • Выполнение ремонтных работ (капитальных/текущих) в жилом доме.

Перечисленные пункты являются лишь основой структуры услуг, оказание которых жильцам, проживающим в многоквартирном доме, предусматривается такой статьей как «содержание жилья». Со всем списком услуг с указанием множества подпунктов можно ознакомиться, просмотрев статью 154 ЖК РФ.

Для того чтобы перечень оказываемых услуг приобрел юридическую полноту, необходимо составить протокол, с проставлением в нем подписей обеих сторон (документ должны подписать представители жильцов дома и конкретная УК).

Весь перечень тарифов по содержанию жилья должен согласовываться с владельцами жилых помещений в доме. Часто бывает так, что УК обходят законодательные требования, единолично устанавливая тарифы, не проводя при этом общих собраний жильцов.

У каждого владельца жилья в подобном доме есть полное право проверки тарифов, которые непосредственно формируют цены за оказываемые услуги.

К несчастью, переплаты по тарифам, дело довольно распространенное. Так, каждый из жильцов оплачивает ежемесячно суммы по услугам, которые на самом деле не предоставляются совсем или предоставляются, но не полностью.

Если окажется, что общее собрание владельцев помещений не было проведено, то следует взять на себя инициативу организации срочного созыва собственников. УК не может выразить отказ от законодательно предусмотренного проведения собраний, инициированных жильцами.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

   Жилищные активисты просят провести в Ижевске срочное совещание для принятия мер по устранению массовых нарушений прав собственников, которые вынуждены платить за коммунальные услуги неоправданно высокие суммы. По мнению общественников, причины нарушений —  это устаревшие нормативы и отказ управляющих организаций от участия в сборе платежей с населения.  

       В последнее время в Объединение советов домов Удмуртской Республики поступают многочисленные жалобы от жителей многоквартирных домов на резкое повышение платы за коммунальные услуги. Одновременно стало известно, что собственникам 11 тысяч квартир из домов под управлением СпДУ в течение четырех месяцев производилось неправильное начисление платы за отоплению (по заниженным нормативам), и теперь они будут должны возместить убытки ресурсоснабжающей организации. Также квитанции за январь с непривычно большими суммами за горячую воду и отопление получили собственники около 6,5 тысяч квартир, оборудованных приборами учета, из домов, находящихся под управлением «Единой УК». Причина этого в том, что УК не передала показания приборов учета тепловой энергии и горячей воды в Удмуртскую энергосбытовую компанию, которая в результате сделала расчеты по нормативам.

То, что суммы в платежках выросли, хотя тарифы и нормативы не изменились, подтвердил Иван Маринин, заместитель главы Администрации города Ижевска по жилищно-коммунальному хозяйству.

По словам Марата Исмагилова, председателя Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», члена Общественной палаты города Ижевска, основные причины повышений – это слишком высокие нормативы на отопление, и то, что при переходе на прямые платежи населения в ресурсоснабжающие организации был утерян исполнитель данной услуги, и сегодня за платежи не отвечают ни управляющие организации, ни ресурсники.

Найти исполнителя

Во многих случаях  увеличение платы за отопление, водо- и электроснабжение связано с незаконным переходом со стороны управляющих организаций, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций на метод прямых расчетов за коммунальные ресурсы.

О том, что ситуация с прямыми платежами может развиваться подобным образом, Марат Исмагилов как член Совета при Прокуратуре УР предупреждал еще в   прошлом году.  «Процедура передачи платежей за коммунальные ресурсы четко прописана в законодательстве, и в случае отклонений от нее могут быть последствия», – заявлял он на заседании совета. Сегодня, по сути, неизвестно, кто должен исполнять обязанности по сбору показаний.

Согласно жилищному законодательству, предоставление коммунальных услуг должно осуществляться организацией, управляющей многоквартирным домом, а не ресурсоснабжающей организацией. Передача управляющими компаниями и ТСЖ обязанности по начислению и сбору платы за коммунальные услуги (в том числе и на ОДН) ресурсоснабжающим организациям противоречит законам и правилам.

Так, часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг. В пункте 2 Правил 354 закреплено, что исполнитель — это юридическое лицо, предоставляющее   коммунальные услуги, а ресурсоснабжающая организация только осуществляет продажу коммунальных ресурсов. Пункт 13 Правил прямо говорит, что управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляет коммунальные услуги, заключая с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов. Таким образом, по общему правилу предоставление коммунальных услуг должно осуществляться организацией, управляющей многоквартирным домом.  Статьей 155 ЖК РФ запрещается передача ресурсоснабжающей организации обязанности по начислению и сбору платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды (ч. 6.3., 7.1).

Прямые расчеты жильцов с поставщиком по коммунальным услугам индивидуального потребления возможны только в трех случаях:

— если в многоквартирном доме осуществляется непосредственное управление –  тогда договор на прямые расчеты заключается с каждым собственником (ст. 164 ЖК РФ);

—  если дом находится под управлением управляющей организации, но решение платить за индивидуально потребляемые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации принято на общем собрании собственников помещений (ч. 6.3, 7.1. ст. 155 ЖК РФ). При этом тоже заключается договор с каждым собственником квартиры, но плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН) обязаны рассчитывать и начислять исполнители – управляющие компании или ТСЖ.

—  если РСО расторгла договор с управляющей организацией, задолжавшей за коммунальные ресурсы за 3 расчетных периода (пп. «а» п. 30 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124).  РСО должна уведомить потребителей от такой ситуации. Собственники могут избрать нового исполнителя коммунальных услуг или перейти на непосредственное управление МКД. Если управляющая организация-должник продолжит управлять домами, то она должна принять меры к погашению задолженности и к перезаключению договора с реусурсоснабжающей организацией.

В случаях, когда РСО и УК переходят на прямые платежи без решения, принятого на общем собрании собственников, происходит нарушение законодательства. «На сегодняшний день мы не можем установить, кто является исполнителем коммунальных услуг в части сбора платежей – управляющая или ресурсоснабжающая организация. По опыту одного из председателей совета дома, который получил на свои обращения ответы из управляющей компании МУП СпДУ и из ресурсоснабжающей организации ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», УК говорит, что она не является исполнителем, то же самое утверждает и РСО», – рассказал Марат Исмагилов. В марте Объединение советов домов УР обратилось в Прокуратуру Удмуртской Республики с целью устранить массовые нарушения  прав потребителей услуг ЖКХ.

 Пересмотреть нормативы 

    Как считает Марат Исмагилов, нормативы потребления тепловой энергии для многоквартирных домов города Ижевска и других территорий Удмуртии неоправданно высоки. Нормативы были установлены постановлениями Администрации города Ижевска от 25 апреля 2002 года № 184, от 10 августа 2009 года № 746, от 28 декабря 2009 года № 1285 – то есть еще до того, как дома были оборудованы приборами учета. «Действующие нормативы нуждаются в пересмотре. Прежде всего, необходимо устранить ситуацию, когда два многоквартирных дома, имеющих одинаковые год ввода в эксплуатацию, тип, серию, площадь жилых и нежилых помещений, обязаны вносить плату, в случае выхода прибора учета из строя, по разным нормативам потребления тепловой энергии. Разница в суммах достаточно ощутимая», – сказал он.

Так, нормативы потребления тепловой энергии для домов, в которых на момент принятия постановления Администрации от 28 декабря 2009 года № 1285 отсутствовали приборы учета, составляют 0,016 – 0,019 Гкал на 1 кв. м. в месяц. Под действие этого постановления не попали дома, оснащенные общедомовым прибором учета тепловой энергии, и для них, в случае выхода прибора из строя, применяется старый норматив из постановления от 25 апреля 2002 г. № 184, —  0,021 Гкал.

При поломке общедомового прибора учета тепловой энергии собственникам начисляется плата по нормативам, составляющим 0,016 — 0,019 и   0,021 Гкал на 1 кв.м. в месяц, что намного выше, чем те суммы, которые они обычно платят по среднемесячным показаниям приборов учета, которые, как правило, ниже 0,016 Гкал на 1 кв.м в месяц. Этим подтверждается необходимость пересмотра нормативов на отопление, и в феврале 2014 года Объединение советов домов Удмуртской Республики направило соответствующее обращение в Правительство Удмуртской Республики.

6 марта 2014 года участники Объединения советов домов Удмуртской Республики направили также обращения в адрес руководителей Минстроя УР, Госжилинспекции при Минстрое УР, Прокуратуры УР, Роспотребнадзора по УР, Главы Администрации г. Ижевска. В обращениях содержится просьба принять срочные меры по защите прав потребителей услуг ЖКХ в Ижевске. Одна из мер – проведение координационного совещания с участием представителей Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Госжилинспекции УР, Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, Прокуратуры Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, а также общественных объединений, действующих в сфере ЖКХ.

Аналогичная ситуация складывается на территории всей Удмуртской Республики, поэтому участникам Объединения советов домов Удмуртской Республики очевидно, что нужно ее решать так, чтобы в дальнейшем не допускать массовых нарушений прав   потребителей услуг ЖКХ в Удмуртии.

Нередко случается, что данные платежек ЖКУ не соответствуют реальному расходу воды, газа, тепла и качеству предоставляемых коммунальщиками услуг. В этом случае жители многоквартирных домов имеют полное право добиваться справедливости. Узнайте, какие тарифы на ЖКУ в Москве и на сколько увеличатся платежи с 1 июля 2017 года. Размер оплаты за воду, газ, свет, отопление>>

Кто определяет тарифную политику? 

По закону основные тарифы на коммунальные услуги (электроэнергия, газ, тепло, вода, водоотведение (канализация), утилизация отходов) регулирует государство. Официальные тарифы публикуются на сайтах МСУ или предприятий, осуществляющих поставку коммунальных ресурсов. 

Предельную планку для каждого региона ежегодно устанавливает Федеральная антимонопольная служба. Традиционно индексация платежей происходит 1 июля.

Заданную тарифную планку могут превысить 

Превысить заданную правительством планку в отдельных муниципалитетах разрешается по решению местных властей. Такие решения принимаются, например, в тех случаях, когда на территории муниципального образования требуется реализации программы по модернизации того или иного предприятия. 

Тарифы на жилищные услуги по закону могут утверждать и сами граждане на общем собрании собственников многоквартирного дома. Подобные решения должны закрепляться в договоре управления. Но поскольку значительная часть граждан на собрания не ходят, то зачастую такие решения обычно принимаются органами местного самоуправления. 

Больше всего вопросов вызывает  плата за содержание и эксплуатацию многоквартирного дома. Она, как правило, составляет от 50 до 60 процентов от общего объема стоимости коммунальных платежей. 

Установите счетчики на воду и электричество 

У жителей домов часто возникает много вопросов по поводу объема и стоимости поставленных коммунальных ресурсов. Так, например, если в доме не установлены счетчики на воду, то объемы ее потребления рассчитываются по нормативам, которые планомерно повышают. Установка счетчиков позволяет в отдельных случаях снизить платежи за воду в два, а иногда и в три раза. 

Куда обращаться с жалобой на стоимость оказанных услуг?  

При анализе стоимости коммунальных ресурсов важно уделять внимание не только размеру тарифу, но и выставленному объему предоставленного ресурса. Например, если возник вопрос о переплате за потребленный объем, собственнику нужно обратиться в управляющую компанию с тем, чтобы она раскрыла методику распределения фактически потребленного домом тепла на основе счетов за прошедшие месяцы. 

За правильностью начислений жилищных и коммунальных услуг в каждом городе следит жилищная инспекция. Но в нее при наличии сомнений в обоснованности начисления коммунальных платежей надо обращаться в том случае, если поход в организацию, с которой заключен договор на обслуживание дома и поставку коммунальных ресурсов (в большинстве случаев это управляющая компания), не принес ожидаемых результатов.

В местное отделение Госжилинспекции надо обращаться в том случае, если  управляющая компания (УК) не ответила на вашу жалобу в течение 10 дней. Также можно подать исковое заявление в суд для оспаривания начисленного объема тепла. В этом случае УК будет обязана предоставить методику и выставленные счета. Если в суде будет доказан факт переплаты, то УК обяжут вернуть собственникам переплату и начисленный за нее штраф. 

Как получить перерасчет 

Признаки некачественной коммунальной услуги четко определены в «Правилах предоставления коммунальных услуг», утвержденных правительством РФ. 

Если есть признаки нарушения (перерывы в отоплении превышают допустимые сроки, температура ниже нормативной), необходимо составить акт. Для этого приглашается представитель организации, предоставляющей услугу. В случае отказа или неявки представителя управляющей компании, акт могут подписать два представителя совета многоквартирного дома, правления ТСЖ или просто соседи, а также представитель Госжилинспекции. Затем необходимо направить требование о перерасчете в компанию, с которой заключен договор на предоставления услуги. В процессе переговоров можно добиться и перерасчета коммунальных услуг. 

Поступление тепла можно отрегулировать

Бывает сложно доказать факты, когда в дом подается больше тепла, чем нужно и, соответственно, платежи потребителя завышаются. Спасением от таких проблем может быть установка в доме теплового пункта с погодным регулированием. Такое оборудование позволяет регулировать поступление тепла в дом в соответствии с погодными условиями. Также есть возможность снимать показания прибора учета дистанционно, через интернет. Это защитит потребителей от «приписок». Решение об установке теплового пункта принимается общим собранием собственников. Оплачивается установка также за счет собственников. 

Как  сэкономить ресурсы? 

Собственникам жилья необходимо развивать культуру энергоэффективного потребления. Например, если мыть посуду в посудомоечной машине будет дешевле, чем мыть ее под краном, так как воды требуется меньше. Стиральную машину лучше включать ночью, так как в ночное время тарифы самые выгодные. Соблюдение только этих нехитрых условий позволяет снизить коммунальные платежи на 5–10 процентов.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Неуплата коммунальных услуг — проблема нашего времени. Регулярное повышение оплаты на 3–15% приводит к тому, что не всегда россияне способны вовремя расплатиться с поставщиками газа и электричества, воды и тепла. В ситуации, когда неуплата неизбежна, последствия этого нужно знать заранее.

Начисление пени

Ограничение снабжения

Отключение от сети

Выселение из жилья

Как избежать вышеперечисленных проблем

Вот основные способы борьбы с должниками, которыми пользуются поставщики ресурсов и управляющие компании:

  • начисление пени;
  • ограничение снабжения;
  • отключение от сети;
  • выселение из жилья.

Начисление пени

Пеня — проценты от суммы долга, которые жилец-должник уплачивает коммунальной организации — кредитору. На сегодня максимальный размер пени, который Жилищный кодекс РФ позволяет взыскивать с потребителей коммунальных услуг, — 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за 1 день.

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Ставка рефинансирования — величина, устанавливаемая Банком России и время от времени изменяющаяся. Последние несколько лет ее размер колебался от 7 до 14% годовых. Начиная с 14.06.2016 ставка рефинансирования, которая теперь приравнена к ключевой ставке Центробанка, составляет 10,5% годовых. Согласно правилам оказания коммунальных услуг гражданам информация о задолженности включается в основной счет отдельной строкой.

Как и любое денежное обязательство, долг за коммуналку может быть взыскан через суд. Причем обычная практика такого взыскания — через судебный приказ. Это упрощенная процедура гражданского судопроизводства, при которой не вызывается в суд ответчик, не проводится заседание. На основании представленных взыскателем документов (договора на снабжение, расчета долга) суд выносит судебный приказ, который является судебным актом и исполнительным листом одновременно. 10 дней после вынесения дается на его отмену должником. Получив судебный приказ на руки через 10 дней, коммунальная организация может сразу обращаться в службу судебных приставов за взысканием задолженности.

Правда, и отменить судебный приказ несложно: достаточно подать заявление, в котором указать на неправильность расчета пени, необоснованность претензий. Тогда судебный приказ отменят, а коммунальная организация будет вынуждена подать иск в суд в общем порядке искового производства. Это значительно более долгий процесс, чем получение судебного приказа. Возможно, вы успеете оплатить задолженность до момента назначения заседания по делу.

Ограничение снабжения

Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 приостановление или ограничение снабжения применяется, когда потребитель не полностью оплатил услугу и не погасил задолженность в течение 30 дней после соответствующего предупреждения коммунальщиков.

Неполной оплатой считается долг потребителя в размере более 2 минимальных размеров оплаты труда. Однако имеется в виду не фактический долг по счетчикам, а долг по нормативам. То есть даже когда установлены счетчики, просрочившему очередную оплату лицу долг рассчитывается по нормативу. В итоге могут получиться самые разные суммы, зависящие от тарифа конкретной организации, норматива потребления в кубах на площадь жилья или на человека.

Ограничение может представлять собой либо введение суточного графика поставки соответствующего ресурса, либо уменьшение объема подачи, либо сочетание первого и второго способа. В частном секторе в России инфраструктура спроектирована таким образом, что ввести ограничения технически невозможно. В этом случае поставщик переходит сразу к следующей мере — отключению. В многоквартирных домах, особенно новых, введение ограничений зачастую возможно.

Организация-поставщик вправе ограничить снабжение, лишь предварительно, за 3 дня, уведомив должника.

После оплаты долга поставщик должен возобновить снабжение в обычном режиме в течение максимум 2 дней.

Отключение от сети

В законодательстве отключение от сети называется приостановлением снабжения. В многоквартирных домах снабжающая организация действительно может, фигурально выражаясь, повернуть рубильник и временно, до момента оплаты, приостановить снабжение. Частные дома обычно просто отключают, перекрывая трубы и перерезая провода (потом приходится возмещать снабжающей организации расходы на подключение).

Основания для отключения такие же, как и для ограничения снабжения. На эту крайнюю меру коммунальщики идут в 2 ситуациях:

  • Либо когда уже применено ограничение снабжения, а должник не платит. Так, например, подача горячей воды в систему отопления прекращается, если через 5 дней после ограничения ее подачи (снижения температуры воды) потребитель так и не оплатил долг.
  • Либо когда есть основания для ограничения снабжения (мы их рассматривали выше), а технической возможности для ограничения снабжения нет.

Как и в случае ограничения снабжения, после оплаты долга снабжение восстанавливается в течение 2 дней. Расходы же на повторное подключение взыскиваются с потребителя.

Выселение из жилья

Эту меру могут применить только к нанимателям жилья по договору социального найма (ст. 90 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, используют ее муниципальные власти, которым принадлежит жилплощадь. Выселить же собственника из принадлежащей ему квартиры нельзя, законодательство применения такой меры не предусматривает (фактически выселение нарушило бы право собственности, являющееся одной из основных ценностей правового государства).

Основанием для выселения является неуплата коммунальных платежей в течение более чем полугода, размер же просроченной задолженности значения не имеет. Данная мера применяется только по решению суда. Вынося решение, суд обращает внимание на уважительность причины возникновения долга. Таковыми считаются болезнь должника и членов его семьи, невозможность найти работу, задержка заработной платы.

Выселяя нанимателя, необходимо предоставить его семье другое жилье из расчета не менее 6 кв. м на 1 человека (норматив площади для общежитий)

Как избежать вышеперечисленных проблем

Первое, что следует сделать, получив уведомление о наличии долга за коммуналку, — сверить расчеты со снабжающей организацией. Иногда в процессе сверки долг может уменьшиться или вообще исчезнуть.

К сожалению, от оплаты пени в случае просрочки коммуналки никуда не деться. Однако, как мы уже выяснили, это меньшее из всех зол, т. к. процентная ставка пени очень мала.

Чтобы избежать ограничения или приостановления снабжения, можно обратиться в снабжающую организацию с просьбой о предоставлении рассрочки.

Бывают ситуации, когда рассрочка предоставляется в обязательном порядке: если стоимость услуги стала на 25% дороже, чем в аналогичном месяце прошлого года. В таком случае коммунальная организация разделит задолженность на 12 месяцев и будет включать ее в каждую ежемесячную квитанцию на оплату. Кроме самой задолженности необходимо будет оплатить проценты за пользование рассрочкой. Максимальный размер процентов — умноженная на 3 ставка рефинансирования Центробанка.

Следует помнить, что отключить снабжение можно только в тех случаях, когда эта мера не вредит другим жильцам многоквартирного дома (то есть отключат лишь недобросовестного потребителя, остальные же будут пользоваться централизованными сетями как обычно). Еще одним ограничением является сохранение пригодности общих помещений в многоквартирном доме для использования, а самой квартиры — для проживания людей. Так, например, невозможно отключить теплоснабжение в холодное время года.

tinyton.ru
Основания для поднятия коммунальных платежей в многоквартирном доме
Основания для поднятия коммунальных платежей в многоквартирном доме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: