Платит ли осаго при обоюдной вине

Авария. ГИБДД фиксирует вину обоих водителей. Кто, кому и сколько должен платить? Насколько сложно получить выплату по ОСАГО? И что вообще делать в подобной ситуации? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Самый простой ответ на вопрос, что такое обоюдная вина — два водителя одновременно нарушили ПДД, что и привело к ДТП. Однако нарушения правил дорожного движения бывают разными. Например, один из участников аварии не выполнил п. 2.1.2 ПДД (не был пристегнут), а второй п. 13.9 (не уступил дорогу). В этом случае, конечно виноват только второй водитель, и обоюдная вина отсутствует. Другой распространенный пример: один из автовладельцев неправильно припарковал свой автомобиль, тем самым создал аварийную ситуацию, в него въехал ночью автомобиль на большой скорости. Кто виноват в данном случае сможет определить только суд, путем выяснения причинно-следственной связи, кто и что именно повлекло возникновение ДТП. Зачастую, чтобы не затягивать процесс, один из водителей признает свою вину, тем более, когда она очевидна.


 

А что делать, если оба виноваты? Сначала «обоюдка» фиксируется экспертом ГИБДД, который констатирует, что оба участника нарушили правила ПДД, и оба виновны в данной аварии. Однако, степень обоюдной вины может признать только суд, это следует из «Положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ, вина каждого из водителей определяется судом». Также суд может определить степень вины каждого из водителей по 50%, либо в любом другом соотношении: 10% на 90%, 20% на 80%, 30% на 70% или 40% на 60%. Необходимо учитывать, что суд может изменить вынесенное ГИБДД решение о виновности в ДТП того или иного участника.

В случае ДТП, когда неправы оба участника дорожного движения, нужно действовать по стандартной схеме. Вызвать инспекторов ГИБДД, возможно, аварийных комиссаров, заполнить извещение о ДТП, всё зафиксировать, собрать необходимые справки и ехать писать заявление в офис к страховщику. Помните, вы должны в течение 15 рабочих дней посетить свою страховую компанию. Обычно СК выплачивают 50% от суммы возмещения. То есть, сумма распределена поровну, так как на практике довольно сложно определить размер ущерба. Это «по-хорошему», на практике же суд может определить и 10-25% возмещения. Вообще, в законе об ОСАГО не прописано, какая должна быть выплата, то есть, грубо говоря, этот вопрос никто не регулирует. И страховая компания легко отказывает в адекватной выплате.

Происходит это чаще всего так: вы пишете заявление в страховую компанию, а она отказывает вам в выплате, аргументируя тем, что не может оценить ущерб, кто больше виноват, и сколько выплачивать. В этом случае следует обращаться в суд, чтобы тот оценил степень вины участников. Как правило, суд в равной степени оценивает ущерб. Например, один «набился» на 100 000 рублей, другой на 200 000. Каждому водителю будет выплачено по 50%, то есть, одному 50 тысяч, другому 100 тысяч. А если автовладелец не согласен с такой суммой выплаты, тогда придется писать исковое заявление, просить провести экспертизу и пытаться доказать, что второй участник виноват больше.

Обращаем ваше внимание на то, что выплата по ОСАГО при обоюдном ДТП, ничем не отличается от обычной ситуации, когда виноват, кто-то один. Необходимо написать заявление в страховую компанию и ждать возмещения.

Но не стоит думать, что все страховые компании не платят по ОСАГО в случае обоюдной вины водителей. Подавайте вовремя все справки и грамотно пишите заявление. Воспользуйтесь услугами хорошего автоюриста (о договоре с ним мы писали здесь). Еще можно посоветовать страховать свой автомобиль в крупных известных компаниях с самым высоким рейтингом — А++. Рейтинг страховых компаний, основанный на отказах в выплатах, смотрите тут.

Аксиния Романова, Автоклуб78 http://autoclub78.ru

Что означает «обоюдная вина»?

В основном инциденты на дорогах происходят из-за действий определённых лиц. Однако в некоторых ситуациях вина за случившуюся аварию лежит ни на одном водителе, а на нескольких автомобилистах, в отношении которых выносится постановление о совершении административного нарушения. Принято считать, что в произошедшем столкновении обоюдно виноваты несколько лиц, управлявших машинами.

Конкретного понятия «обоюдная вина» в законодательстве нет. При этом Госавтоинспекция и компании, работающие на рынке страхования, под обоюдной ответственностью подразумевают дорожный инцидент, все участники которого в какой-либо мере допустили нарушение ПДД. Если инспекторами ГИБДД были выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях со стороны обоих автомобилистов, подразумевается, что на всех водителях лежит одинаковая вина. Определить, кто из автомобилистов больше, а кто меньше виноват в аварии, имеет право только судебный орган. Автомобилист, который хочет определить степень виновности, подает в суд иск, где в качестве ответчиков указывает страховщика, а также другого водителя, спровоцировавшего аварию.

Также нужно учитывать, что бывают ситуации, когда нарушителями ПДД оказались оба водителя, однако ДТП спровоцировали действия лишь одного из них. В частности, в остановившуюся на светофоре машину, которой управляет нетрезвый водитель, врезался другой автомобиль. В этом случае виновником аварии является только один участник столкновения, так как действия пьяного автомобилиста не могли привести к столкновению. Поэтому крайне важно выявить не только все факты, свидетельствующие о нарушении автомобилистами ПДД, но и установить причинно-следственные связи.

В чью страховую компанию следует обращаться водителю?

Если в результате столкновения отсутствуют пострадавшие граждане, а урон был причинён исключительно транспортным средствам, автомобилист должен за возмещением ущерба обращаться к тому страховщику, у которого был приобретён полис.

Необходимо отметить, что ранее водитель наделялся правом обращаться как в свою компанию, так и к страховщику другого автомобилиста, виновного в столкновении. Однако после реформирования закона «Об ОСАГО», эта норма утратила свою силу.

Как возмещается ущерб по полису ОСАГО

Для того, чтобы получить выплату, автомобилисту требуется собрать пакет документации, который включает:

  • удостоверение личности;
  • протокол Госавтоинспекции;
  • справку о повреждениях, полученных автомобилем;
  • документы на пострадавший автомобиль;
  • справку о банковском счёте для перечисления компенсации.

Сумма компенсации, на которую могут претендовать водители, определяется на основании степени их вины в инциденте. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Если степень вины автомобилистов не определялась в судебном порядке, принято считать, что все водители виноваты одинаково, поэтому страховая выплата между участниками ДТП распределяется в соотношении 50 на 50 процентов. Практика показывает, что водители в большинстве случаев соглашаются с получением половинчатой суммы компенсации, отказываясь от судебного разбирательства.

Как рассчитывается стоимость ущерба?

Для определения размера ущерба по ОСАГО должна быть проведена автотехническая экспертиза, в ходе которой выявляют все видимые, а также скрытые повреждения, полученные машинами и причины, спровоцировавшие ДТП. Помимо этого в рамках экспертизы определяют условия на автотрассе, в которых происходило столкновение и прочие параметры. В процессе экспертизы формируется целостная картина ДТП, на основании которой делают выводы по всем спорным ситуациям и устанавливают сумму урона.

Известны случаи, когда в процессе оценки ущерба страховщики пытались скрыть различные повреждения автомобилей, тем самым занизив размер выплат. Для того чтобы оспорить результаты автотехнической экспертизы, требуется получить заключение независимого эксперта, который повторно проведёт экспертизу автомобиля, оценит ущерб и предоставит свои выводы о повреждениях транспортного средства.

Часто у автомобилистов возникает желание проверить, честна ли с ними страховая компания. Чтобы понять, правильно ли рассчитана сумма ущерба по ОСАГО, следует выполнить самостоятельный расчёт, используя данные базы РСА. В этой базе содержатся сведения о ценах на автозапчасти в различных регионах страны, нормочасах и прочих параметрах, на основании которых страховщики рассчитывают размер ущерба.

Как водителю получить выплату?

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине автомобилистов, водителям в течение 10 рабочих дней с момента аварии требуется подать заявления в те компании, где ранее приобретались полисы. Если десятидневный срок будет пропущен, получить полагающуюся компенсацию очень сложно.

Исходя из того, что виновность каждого водителя изначально признается равной, автомобилисты получают по 50% суммы компенсации. При несогласии одной из сторон с суммой возмещения, размер компенсации должен быть установлен в ходе судебного разбирательства. Суд, рассматривая дело, определит степень вины каждого из участников столкновения, а также сумму ущерба, которую страховщик будет обязан выплатить в установленный срок. Если сроки перечисления средств клиенту будут нарушены, на страховщика будут наложены штрафные санкции.

Сумма компенсации, получаемой автомобилистом, определяется степенью его вины в произошедшем ДТП. Например, суд может вынести решение, согласно которого в аварии на 80% виноват водитель Иванов, а вина водителя Петрова составляет 20%. Поэтому Ивановым будет получено 20% от суммы возмещения, а Петровым – 80%.

Можно ли самостоятельно выбирать способ возмещения ущерба?

На сегодняшний день автомобилист, являющийся участником дорожного инцидента, который был совершён по обоюдной вине, вместо оплаты ремонтных работ имеет право получить финансовое возмещение за причинённый ущерб.

В случае, если автомобилист выберет оплату страховщиком ремонтных работ, разницу между суммой возмещения и фактической стоимостью ремонта участнику ДТП предстоит оплачивать из собственного кармана. Следует учитывать, что все запчасти, устанавливаемые в ходе ремонтных работ, должны быть новые. Использование находившихся в эксплуатации деталей и элементов разрешается только с согласия страховщика.

Направление на ремонт выдаётся автомобилисту в течение 20 календарных дней после поступления страховщику заявления. Однако для получения направления на СТО, не включенное в список страховщика, может потребовать дополнительное время.

Период ремонта не должен быть больше 30 рабочих дней с момента передачи машины на СТО. Продление сроков разрешено только при условии, что длительность ремонта обусловлена технологическими особенностями работ, а также при согласовании с автовладельцем. В любых других случаях за затягивание работ страховщик обязан оплатить неустойку. На выполненные ремонтные работы даётся гарантия: кузовной ремонт – 12 месяцев, остальные виды ремонта – 6 месяцев.

Что касается автосервиса, выполняющего ремонт автомобиля, у каждого страховщика имеется перечень СТО, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Однако, для проведения ремонта автомобиль страховщика будет передан не в любой автосервис из перечня, а в ту станцию техобслуживания, которая расположена на расстоянии, не превышающем 50 км от места дорожного инцидента или дома, где проживает автомобилист. Данное правило может быть нарушено только тогда, когда страховщиком будет оплачен эвакуатор, который доставит транспортное средство в автосервис. К примеру, если авария произойдёт на автотрассе в 400 км от места проживания автомобилиста, страховщик может прислать эвакуатор, который отвезёт машину на любое СТО, выбранное компанией по своему усмотрению. При этом, страхователь должен помнить, что страховщик обязан выполнить транспортировку автомобиля не только на СТО, но и обратно.

Если ремонт выполнен некачественно, автомобилист должен направить претензию страховщику, потребовав исправления изъянов. При невозможности устранения недостатков автомобилисту следует обратиться к страховщику за получением компенсации, а, получив отказ, направить заявление в суд.

Как поступить, если страховщик отказался платить?

Нередко страховые компании отказываются от выплаты возмещения по ОСАГО. В качестве основания для подобного решения могут рассматриваться такие ситуации:

  • пропущены сроки подачи заявления;
  • водитель покинул место дорожного инцидента;
  • нахождение водителем в состоянии опьянения;
  • один из автомобилистов, участвовавших в ДТП, не был вписан в полис.

Столкнувшимся с подобной проблемой водителям рекомендуется обращаться за помощью к автоюристам, которые смогут отстоять их право на получение компенсации.

Получив отказ в выплате, автомобилист может оспорить решение страховщика через суд. Для этого требуется обратиться к независимым экспертам, которые проведут оценку финансового ущерба, полученного автомобилем. Имея на руках экспертное заключение, автомобилист должен попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. С этой целью страхователь направляет страховщику претензию, дополненную пакетом подтверждающих документов (заключение независимой экспертизы, чеки, подтверждающие все расходы, указанные в претензии, а также документы, которые автомобилист подавал ранее для получения выплаты по ОСАГО).

Претензию и пакет сопроводительной документации направляют на юридический адрес компании заказным письмом. Если в течение 10 дней, прошедших с момента получения претензии, страховщик не удовлетворит требование автомобилиста, страхователь имеет право обращаться в судебные органы.

Отказ страховщика осуществить выплату по ОСАГО подпадает под действие закона «О защите прав потребителей». Поэтому, заявление истец может подавать в городской или районный суд по месту своего проживания. Срок судебного разбирательства может составлять от 3 недель до 3 — 4 месяцев.

Если суд частично или полностью удовлетворит исковые требования истца, страховщик будет обязан перечислить определённую судебным органом сумму на счёт страхователя. Если в установленные законодательством сроки страховщиком не будет осуществлена выплата, судом будет вынесен исполнительный лист.

В случае проигрыша дела страхователь имеет право на дальнейшее обжалование решения.

С точки зрения законодательства, поводом для отказа выплачивать страховку по ОСАГО является лишь ситуация, когда личность автомобилиста, чьи действия спровоцировали аварию, определить невозможно. Чтобы не оказаться в ситуации, когда страховщиком будет отказано в выплате из-за невозможности выявить виновника ДТП, автомобилист должен проявить внимательность к документам, составляемым инспекторами ГИБДД сразу после дорожного инцидента. Помимо этого водителю нельзя сразу брать на себя ответственность за произошедшее столкновение, так как при детальном рассмотрении ситуации может выясниться, что вины автомобилиста в произошедшем нет. Важно следить за тем, чтобы все сведения в протоколе, составляемом сотрудниками Госавтоинспекции, отражалась максимально корректно, а такие формулировки как «виновник» и «нарушитель» не применялись.

Существенную помощь в ситуации, когда конкретный виновник аварии не определён, может оказать видеорегистратор. Если в силу различных обстоятельств видеозапись не осуществлялась, автомобилисту, который уверен в своей невиновности, необходимо получить свидетельства очевидцев ДТП. В идеале водителю следует найти 2 — 3 граждан, ставших свидетелями аварии, которые готовы подтвердить факт его невиновности. Имена и контактная информация этих лиц должны быть зафиксированы инспекторами ГИБДД в протоколе.

Учитывая стрессовую ситуацию, в которой находится водитель после столкновения, автомобилисту следует незамедлительно вызвать на место инцидента грамотного автоюриста, представляющего его интересы.

Заключение

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине водителей, выплаты компенсации по ОСАГО предполагается в размере, обратно пропорциональном степени вины каждого автомобилиста. Правом устанавливать степень виновности наделены только судебные органы, тогда как инспекторы ГИБДД лишь фиксируют факты нарушения ПДД. При отсутствии судебного решения считается, что вина водителей является одинаковой, а страховая выплата делится пополам. Если установление виновника аварии не представляется возможным, страховщик имеет право отказать в выплате.

Общие понятия

Что же такое обоюдная вина в ДТП, как в этом случае производится выплата ОСАГО? Итак, закон не определяет понятие обоюдной вины. Но в этот термин вложена ситуация, когда оба участника дорожного движения нарушили ПДД. Его часто используют инспекторы ГИБДД, страховщики.

Внимание! По обоюдке каждому нарушителю выносится постановление об админ нарушении.

Мы определили, что терминология «обоюдка» может быть использована, при одновременном нарушении ПДД двумя водителями. Результат такого совпадения – ДТП с последствиями в виде ущерба. В этой ситуации, не устанавливается виновная сторона. Следовательно, возникает вопрос, кому полагается выплата ОСАГО?

Есть ли выплата по обоюдной вине в рамках ОСАГО?

В гражданском процессе, если будет обоюдка, то выплата по ОСАГО выполняется страховщиком в равных пропорциях. Каждой стороне выплачивается 50% возмещения, по полученному им ущербу.

Рассмотрим конкретную ситуацию, где страховщики осуществляют страховое возмещение в рамках «обоюдки». Первому водителю причинен ущерб на сумму 48 тысяч руб., второму – на 60 тыс. руб. В этой ситуации первому клиенту выплатят 24 тыс. возмещения, а второму – 30 тыс.

Такой принцип, где по обоюдной вине выплачивают не более 50% полагающегося возмещения ОСАГО, не всегда устраивает водителей. Степень вины может быть разной. И для установления справедливости можно обратиться в суд, где вина каждого водителя определяется исходя из реального положения вещей.

По решению суда можно получить страховую выплату с учетом реальной степени вины. На его основании выносится исполнительный лист, по которому виновников происшествия «награждают» справедливым материальным возмещением.

Ст. 1083 ГК, в п. 2 оговаривает необходимость расчета компенсации водителям с учетом степени вины каждого. При невозможности ее установления используется равный принцип раздела, тогда формула 50/50 применяется автоматически.

Оформление аварии по обоюдной вине

Составление протокола об административном правонарушении – обязательная мера, при регистрации аварии по обоюдке. ПДД предусматривают такие шаги при оформлении происшествия:

  1. Остановка транспортных средств, на тех местах, где имело место столкновение.
  2. Включение аварийки и установка знака аварийной остановки. Это необходимо для предотвращения других столкновений. Если ДТП случилось в пределах города, села, то знак аварийности устанавливают на дистанции 15 м от ТС. За пределами населенного пункта дистанция увеличивается до 30 м.

Внимание! За несоблюдение данного правила водитель может быть оштрафован на 1000 рублей. Это административное правонарушение регулируется ст. 12.27 КоАП.

  1. Остановка предметов, имеющих отношение к аварии (обломки, осколки, детали) в нерушимом состоянии. Ничего нельзя сдвигать с места до прибытия инспекторов ГИБДД.
  2. Оказание медицинской помощи, вызов скорой помощи, пострадавшим участникам. Этот пункт требует первоочередной реализации.
  3. Вызов инспекторов.
  4. Фиксирование данных второго участника ДТП. Нужно записать номер водительских прав, данные страхового полиса. Лучше сделать фото этих документов.
  5. Извещение страховой компании о происшествии. Уточнение у менеджера порядка действий, которые предшествуют получению возмещения.
  6. Фиксация последствий аварии. Можно сфотографировать разметку, знаки, указатели и параметры конкретной местности (номера домов, название улицы). На фото нужно запечатлеть такие моменты: номерные знаки ТС причастных к аварии, общий план участка, тормозные пути авто, обломки и детали от ваших машин.
  7. Составление черновой версии + заверение схемы ДТП.

Внимание! Если проезжую часть нужно в обязательном порядке освободить до приезда инспекторов, то сделать это можно только после составления схемы аварии.

  1. Поиск свидетелей. Обязательно возьмите их контактные данные для связи.
  2. Ожидание инспекторов.
  3. Ознакомление с протоколом, его подписание.

Документы при оформлении

При освидетельствовании ДТП инспекторами ГИБДД должны быть составлены, подписаны такие бумаги:

  • Справка о ДТП. Составляется в том количестве экземпляров, сколько водителей замешано в происшествии.
  • Постановление о нарушении со ссылкой на ному КоАП.
  • Протокол.

Обязательные для протокола данные:

  • размещение авто после столкновения со ссылкой на схему;
  • объяснения участников происшествия;
  • замеры расстояний от контрольных отметок к ТС;
  • описание видимых глазу повреждений.

Внимание! Документы по страховке нужно подать в 10-й интервал после происшествия.

Итоги



Если в протокольных записях сотрудников дорожной полиции зафиксирован факт обоюдной вины, то оба водителя должны быть приглашены для получения страховых компенсаций. Если страховая фирма отказывает им в возмещении, то следует идти в суд. Иск нужно подавать также для установления степени вины каждого претендента, чтоб получить справедливые выплаты.

Читательские вопросы

  • Вопрос первый На что стоит обратить внимание при оформлении протокола по ДТП?
    Ответ. Проследите за тем, чтоб нарушения были закреплены за каждым водителем, были подкреплены соответствующими статьями закона. Обратите внимание также на перечень видимых повреждений, попросите внести еще пункт, что автомобиль мог получить и невидимые дефекты вследствие аварии.
  • Вопрос второй Если страховая компания не согласна с суммами, назначенными судом каждой из сторон?
    Ответ. Решение суда обязательно для всех участников процесса. Когда страховая не выполняет предписания, реализует их не в полном объеме, то на нее будет наложен штраф.
  • Вопрос третий Если я пострадал от действий сразу двух водителей. Кто будет платить возмещение?
    Ответ. В ситуации, когда одно лицо пострадало от правонарушений нескольких других участников, страховые виновных водителей разделят между собой обязательство по возмещению урона третьей стороны.

Бесплатная юридическая консультация*:

8 800 350-29-83
* — в бесплатную консультацию не входит подготовка письменных ответов

tinyton.ru
Платит ли осаго при обоюдной вине
Платит ли осаго при обоюдной вине

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: