Получение страховки по осаго при обоюдной вине водителей

Что означает «обоюдная вина»?

В основном инциденты на дорогах происходят из-за действий определённых лиц. Однако в некоторых ситуациях вина за случившуюся аварию лежит ни на одном водителе, а на нескольких автомобилистах, в отношении которых выносится постановление о совершении административного нарушения. Принято считать, что в произошедшем столкновении обоюдно виноваты несколько лиц, управлявших машинами.

Конкретного понятия «обоюдная вина» в законодательстве нет. При этом Госавтоинспекция и компании, работающие на рынке страхования, под обоюдной ответственностью подразумевают дорожный инцидент, все участники которого в какой-либо мере допустили нарушение ПДД. Если инспекторами ГИБДД были выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях со стороны обоих автомобилистов, подразумевается, что на всех водителях лежит одинаковая вина. Определить, кто из автомобилистов больше, а кто меньше виноват в аварии, имеет право только судебный орган. Автомобилист, который хочет определить степень виновности, подает в суд иск, где в качестве ответчиков указывает страховщика, а также другого водителя, спровоцировавшего аварию.

Также нужно учитывать, что бывают ситуации, когда нарушителями ПДД оказались оба водителя, однако ДТП спровоцировали действия лишь одного из них. В частности, в остановившуюся на светофоре машину, которой управляет нетрезвый водитель, врезался другой автомобиль. В этом случае виновником аварии является только один участник столкновения, так как действия пьяного автомобилиста не могли привести к столкновению. Поэтому крайне важно выявить не только все факты, свидетельствующие о нарушении автомобилистами ПДД, но и установить причинно-следственные связи.

В чью страховую компанию следует обращаться водителю?

Если в результате столкновения отсутствуют пострадавшие граждане, а урон был причинён исключительно транспортным средствам, автомобилист должен за возмещением ущерба обращаться к тому страховщику, у которого был приобретён полис.

Необходимо отметить, что ранее водитель наделялся правом обращаться как в свою компанию, так и к страховщику другого автомобилиста, виновного в столкновении. Однако после реформирования закона «Об ОСАГО», эта норма утратила свою силу.

Как возмещается ущерб по полису ОСАГО

Для того, чтобы получить выплату, автомобилисту требуется собрать пакет документации, который включает:

  • удостоверение личности;
  • протокол Госавтоинспекции;
  • справку о повреждениях, полученных автомобилем;
  • документы на пострадавший автомобиль;
  • справку о банковском счёте для перечисления компенсации.

Сумма компенсации, на которую могут претендовать водители, определяется на основании степени их вины в инциденте. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Если степень вины автомобилистов не определялась в судебном порядке, принято считать, что все водители виноваты одинаково, поэтому страховая выплата между участниками ДТП распределяется в соотношении 50 на 50 процентов. Практика показывает, что водители в большинстве случаев соглашаются с получением половинчатой суммы компенсации, отказываясь от судебного разбирательства.

Как рассчитывается стоимость ущерба?

Для определения размера ущерба по ОСАГО должна быть проведена автотехническая экспертиза, в ходе которой выявляют все видимые, а также скрытые повреждения, полученные машинами и причины, спровоцировавшие ДТП. Помимо этого в рамках экспертизы определяют условия на автотрассе, в которых происходило столкновение и прочие параметры. В процессе экспертизы формируется целостная картина ДТП, на основании которой делают выводы по всем спорным ситуациям и устанавливают сумму урона.

Известны случаи, когда в процессе оценки ущерба страховщики пытались скрыть различные повреждения автомобилей, тем самым занизив размер выплат. Для того чтобы оспорить результаты автотехнической экспертизы, требуется получить заключение независимого эксперта, который повторно проведёт экспертизу автомобиля, оценит ущерб и предоставит свои выводы о повреждениях транспортного средства.

Часто у автомобилистов возникает желание проверить, честна ли с ними страховая компания. Чтобы понять, правильно ли рассчитана сумма ущерба по ОСАГО, следует выполнить самостоятельный расчёт, используя данные базы РСА. В этой базе содержатся сведения о ценах на автозапчасти в различных регионах страны, нормочасах и прочих параметрах, на основании которых страховщики рассчитывают размер ущерба.

Как водителю получить выплату?

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине автомобилистов, водителям в течение 10 рабочих дней с момента аварии требуется подать заявления в те компании, где ранее приобретались полисы. Если десятидневный срок будет пропущен, получить полагающуюся компенсацию очень сложно.

Исходя из того, что виновность каждого водителя изначально признается равной, автомобилисты получают по 50% суммы компенсации. При несогласии одной из сторон с суммой возмещения, размер компенсации должен быть установлен в ходе судебного разбирательства. Суд, рассматривая дело, определит степень вины каждого из участников столкновения, а также сумму ущерба, которую страховщик будет обязан выплатить в установленный срок. Если сроки перечисления средств клиенту будут нарушены, на страховщика будут наложены штрафные санкции.

Сумма компенсации, получаемой автомобилистом, определяется степенью его вины в произошедшем ДТП. Например, суд может вынести решение, согласно которого в аварии на 80% виноват водитель Иванов, а вина водителя Петрова составляет 20%. Поэтому Ивановым будет получено 20% от суммы возмещения, а Петровым – 80%.

Можно ли самостоятельно выбирать способ возмещения ущерба?

На сегодняшний день автомобилист, являющийся участником дорожного инцидента, который был совершён по обоюдной вине, вместо оплаты ремонтных работ имеет право получить финансовое возмещение за причинённый ущерб.

В случае, если автомобилист выберет оплату страховщиком ремонтных работ, разницу между суммой возмещения и фактической стоимостью ремонта участнику ДТП предстоит оплачивать из собственного кармана. Следует учитывать, что все запчасти, устанавливаемые в ходе ремонтных работ, должны быть новые. Использование находившихся в эксплуатации деталей и элементов разрешается только с согласия страховщика.

Направление на ремонт выдаётся автомобилисту в течение 20 календарных дней после поступления страховщику заявления. Однако для получения направления на СТО, не включенное в список страховщика, может потребовать дополнительное время.

Период ремонта не должен быть больше 30 рабочих дней с момента передачи машины на СТО. Продление сроков разрешено только при условии, что длительность ремонта обусловлена технологическими особенностями работ, а также при согласовании с автовладельцем. В любых других случаях за затягивание работ страховщик обязан оплатить неустойку. На выполненные ремонтные работы даётся гарантия: кузовной ремонт – 12 месяцев, остальные виды ремонта – 6 месяцев.

Что касается автосервиса, выполняющего ремонт автомобиля, у каждого страховщика имеется перечень СТО, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Однако, для проведения ремонта автомобиль страховщика будет передан не в любой автосервис из перечня, а в ту станцию техобслуживания, которая расположена на расстоянии, не превышающем 50 км от места дорожного инцидента или дома, где проживает автомобилист. Данное правило может быть нарушено только тогда, когда страховщиком будет оплачен эвакуатор, который доставит транспортное средство в автосервис. К примеру, если авария произойдёт на автотрассе в 400 км от места проживания автомобилиста, страховщик может прислать эвакуатор, который отвезёт машину на любое СТО, выбранное компанией по своему усмотрению. При этом, страхователь должен помнить, что страховщик обязан выполнить транспортировку автомобиля не только на СТО, но и обратно.

Если ремонт выполнен некачественно, автомобилист должен направить претензию страховщику, потребовав исправления изъянов. При невозможности устранения недостатков автомобилисту следует обратиться к страховщику за получением компенсации, а, получив отказ, направить заявление в суд.

Как поступить, если страховщик отказался платить?

Нередко страховые компании отказываются от выплаты возмещения по ОСАГО. В качестве основания для подобного решения могут рассматриваться такие ситуации:

  • пропущены сроки подачи заявления;
  • водитель покинул место дорожного инцидента;
  • нахождение водителем в состоянии опьянения;
  • один из автомобилистов, участвовавших в ДТП, не был вписан в полис.

Столкнувшимся с подобной проблемой водителям рекомендуется обращаться за помощью к автоюристам, которые смогут отстоять их право на получение компенсации.

Получив отказ в выплате, автомобилист может оспорить решение страховщика через суд. Для этого требуется обратиться к независимым экспертам, которые проведут оценку финансового ущерба, полученного автомобилем. Имея на руках экспертное заключение, автомобилист должен попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. С этой целью страхователь направляет страховщику претензию, дополненную пакетом подтверждающих документов (заключение независимой экспертизы, чеки, подтверждающие все расходы, указанные в претензии, а также документы, которые автомобилист подавал ранее для получения выплаты по ОСАГО).

Претензию и пакет сопроводительной документации направляют на юридический адрес компании заказным письмом. Если в течение 10 дней, прошедших с момента получения претензии, страховщик не удовлетворит требование автомобилиста, страхователь имеет право обращаться в судебные органы.

Отказ страховщика осуществить выплату по ОСАГО подпадает под действие закона «О защите прав потребителей». Поэтому, заявление истец может подавать в городской или районный суд по месту своего проживания. Срок судебного разбирательства может составлять от 3 недель до 3 — 4 месяцев.

Если суд частично или полностью удовлетворит исковые требования истца, страховщик будет обязан перечислить определённую судебным органом сумму на счёт страхователя. Если в установленные законодательством сроки страховщиком не будет осуществлена выплата, судом будет вынесен исполнительный лист.

В случае проигрыша дела страхователь имеет право на дальнейшее обжалование решения.

С точки зрения законодательства, поводом для отказа выплачивать страховку по ОСАГО является лишь ситуация, когда личность автомобилиста, чьи действия спровоцировали аварию, определить невозможно. Чтобы не оказаться в ситуации, когда страховщиком будет отказано в выплате из-за невозможности выявить виновника ДТП, автомобилист должен проявить внимательность к документам, составляемым инспекторами ГИБДД сразу после дорожного инцидента. Помимо этого водителю нельзя сразу брать на себя ответственность за произошедшее столкновение, так как при детальном рассмотрении ситуации может выясниться, что вины автомобилиста в произошедшем нет. Важно следить за тем, чтобы все сведения в протоколе, составляемом сотрудниками Госавтоинспекции, отражалась максимально корректно, а такие формулировки как «виновник» и «нарушитель» не применялись.

Существенную помощь в ситуации, когда конкретный виновник аварии не определён, может оказать видеорегистратор. Если в силу различных обстоятельств видеозапись не осуществлялась, автомобилисту, который уверен в своей невиновности, необходимо получить свидетельства очевидцев ДТП. В идеале водителю следует найти 2 — 3 граждан, ставших свидетелями аварии, которые готовы подтвердить факт его невиновности. Имена и контактная информация этих лиц должны быть зафиксированы инспекторами ГИБДД в протоколе.

Учитывая стрессовую ситуацию, в которой находится водитель после столкновения, автомобилисту следует незамедлительно вызвать на место инцидента грамотного автоюриста, представляющего его интересы.

Заключение

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине водителей, выплаты компенсации по ОСАГО предполагается в размере, обратно пропорциональном степени вины каждого автомобилиста. Правом устанавливать степень виновности наделены только судебные органы, тогда как инспекторы ГИБДД лишь фиксируют факты нарушения ПДД. При отсутствии судебного решения считается, что вина водителей является одинаковой, а страховая выплата делится пополам. Если установление виновника аварии не представляется возможным, страховщик имеет право отказать в выплате.

Общие понятия

Что же такое обоюдная вина в ДТП, как в этом случае производится выплата ОСАГО? Итак, закон не определяет понятие обоюдной вины. Но в этот термин вложена ситуация, когда оба участника дорожного движения нарушили ПДД. Его часто используют инспекторы ГИБДД, страховщики.

Внимание! По обоюдке каждому нарушителю выносится постановление об админ нарушении.

Мы определили, что терминология «обоюдка» может быть использована, при одновременном нарушении ПДД двумя водителями. Результат такого совпадения – ДТП с последствиями в виде ущерба. В этой ситуации, не устанавливается виновная сторона. Следовательно, возникает вопрос, кому полагается выплата ОСАГО?

Есть ли выплата по обоюдной вине в рамках ОСАГО?

В гражданском процессе, если будет обоюдка, то выплата по ОСАГО выполняется страховщиком в равных пропорциях. Каждой стороне выплачивается 50% возмещения, по полученному им ущербу.

Рассмотрим конкретную ситуацию, где страховщики осуществляют страховое возмещение в рамках «обоюдки». Первому водителю причинен ущерб на сумму 48 тысяч руб., второму – на 60 тыс. руб. В этой ситуации первому клиенту выплатят 24 тыс. возмещения, а второму – 30 тыс.

Такой принцип, где по обоюдной вине выплачивают не более 50% полагающегося возмещения ОСАГО, не всегда устраивает водителей. Степень вины может быть разной. И для установления справедливости можно обратиться в суд, где вина каждого водителя определяется исходя из реального положения вещей.

По решению суда можно получить страховую выплату с учетом реальной степени вины. На его основании выносится исполнительный лист, по которому виновников происшествия «награждают» справедливым материальным возмещением.

Ст. 1083 ГК, в п. 2 оговаривает необходимость расчета компенсации водителям с учетом степени вины каждого. При невозможности ее установления используется равный принцип раздела, тогда формула 50/50 применяется автоматически.

Оформление аварии по обоюдной вине

Составление протокола об административном правонарушении – обязательная мера, при регистрации аварии по обоюдке. ПДД предусматривают такие шаги при оформлении происшествия:

  1. Остановка транспортных средств, на тех местах, где имело место столкновение.
  2. Включение аварийки и установка знака аварийной остановки. Это необходимо для предотвращения других столкновений. Если ДТП случилось в пределах города, села, то знак аварийности устанавливают на дистанции 15 м от ТС. За пределами населенного пункта дистанция увеличивается до 30 м.

Внимание! За несоблюдение данного правила водитель может быть оштрафован на 1000 рублей. Это административное правонарушение регулируется ст. 12.27 КоАП.

  1. Остановка предметов, имеющих отношение к аварии (обломки, осколки, детали) в нерушимом состоянии. Ничего нельзя сдвигать с места до прибытия инспекторов ГИБДД.
  2. Оказание медицинской помощи, вызов скорой помощи, пострадавшим участникам. Этот пункт требует первоочередной реализации.
  3. Вызов инспекторов.
  4. Фиксирование данных второго участника ДТП. Нужно записать номер водительских прав, данные страхового полиса. Лучше сделать фото этих документов.
  5. Извещение страховой компании о происшествии. Уточнение у менеджера порядка действий, которые предшествуют получению возмещения.
  6. Фиксация последствий аварии. Можно сфотографировать разметку, знаки, указатели и параметры конкретной местности (номера домов, название улицы). На фото нужно запечатлеть такие моменты: номерные знаки ТС причастных к аварии, общий план участка, тормозные пути авто, обломки и детали от ваших машин.
  7. Составление черновой версии + заверение схемы ДТП.

Внимание! Если проезжую часть нужно в обязательном порядке освободить до приезда инспекторов, то сделать это можно только после составления схемы аварии.

  1. Поиск свидетелей. Обязательно возьмите их контактные данные для связи.
  2. Ожидание инспекторов.
  3. Ознакомление с протоколом, его подписание.

Документы при оформлении

При освидетельствовании ДТП инспекторами ГИБДД должны быть составлены, подписаны такие бумаги:

  • Справка о ДТП. Составляется в том количестве экземпляров, сколько водителей замешано в происшествии.
  • Постановление о нарушении со ссылкой на ному КоАП.
  • Протокол.

Обязательные для протокола данные:

  • размещение авто после столкновения со ссылкой на схему;
  • объяснения участников происшествия;
  • замеры расстояний от контрольных отметок к ТС;
  • описание видимых глазу повреждений.

Внимание! Документы по страховке нужно подать в 10-й интервал после происшествия.

Итоги



Если в протокольных записях сотрудников дорожной полиции зафиксирован факт обоюдной вины, то оба водителя должны быть приглашены для получения страховых компенсаций. Если страховая фирма отказывает им в возмещении, то следует идти в суд. Иск нужно подавать также для установления степени вины каждого претендента, чтоб получить справедливые выплаты.

Читательские вопросы

  • Вопрос первый На что стоит обратить внимание при оформлении протокола по ДТП?
    Ответ. Проследите за тем, чтоб нарушения были закреплены за каждым водителем, были подкреплены соответствующими статьями закона. Обратите внимание также на перечень видимых повреждений, попросите внести еще пункт, что автомобиль мог получить и невидимые дефекты вследствие аварии.
  • Вопрос второй Если страховая компания не согласна с суммами, назначенными судом каждой из сторон?
    Ответ. Решение суда обязательно для всех участников процесса. Когда страховая не выполняет предписания, реализует их не в полном объеме, то на нее будет наложен штраф.
  • Вопрос третий Если я пострадал от действий сразу двух водителей. Кто будет платить возмещение?
    Ответ. В ситуации, когда одно лицо пострадало от правонарушений нескольких других участников, страховые виновных водителей разделят между собой обязательство по возмещению урона третьей стороны.

Содержание

  • Выплата по ОСАГО при обоюдной вине
  • Что если Вы не согласны с выплатой только половины от суммы ущерба?
  • Страховая отказывает выплачивать, что делать?

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО — процесс который законодательно был закреплен только несколько лет назад. Бывает, что, попадая в дорожно-транспортное происшествие, водитель с полной уверенностью, что правда на его стороне, начинает разбираться в ситуации, но оказывается, что другая сторона, действовала с такой же уверенностью, как и первая. В таких случаях, по приезду на место ДТП, сотрудники ГИБДД назначают время для проведения «группы разбора ДТП» или другими словами, рассмотрение административного дела.

В случае невозможности определить виновника аварии, сотрудники ГИБДД выносят Постановление о возбуждении административного дела для более тщательного изучения причин столкновения. Чаще всего в рамках такого дела необходимо проведение автотехнической экспертизы, для выяснения причины ДТП.

Важно! Обязательно нужно явиться на назначенную дату проведения группы разбора, от ее результатов зависит дальнейшее получение страхового возмещения от страховой компании.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине

Обязательная форма страхования не гарантирует полного возмещения материального ущерба, а лишь защищает гражданскую ответственность водителя перед другими участниками движения.

Под обоюдной виной или «обоюдкой» подразумевают, что в произошедшей аварии транспортных средств, Правила дорожного движения были нарушены обеими сторонами ДТП, то есть виновность есть в действиях обеих сторон. В российском законодательстве данный вопрос четко не отражен. Страховщик, в таких случаях, при определении размера выплат действует следующим образом:

  • или выплачивает страховое возмещение в размере 50/50 %, то есть страхователь получает лишь половину от причиненного материального ущерба,
  • или же вовсе отказывает в выплате, мотивируя это тем, что невозможно определить виновника ДТП.

Что если Вы не согласны с выплатой только половины от суммы ущерба?

В этом случае есть вариант обжаловать Постановление об административном правонарушении в отношении Вас, либо в гражданском процессе устанавливать процент соотношения виновности в дорожном транспортном происшествии.

Эта позиция отражена в Федеральном законе «Об ОСАГО».

Важно! Если степень вины не установлена судом, то страховщик возмещает ущерб участникам в равных долях.

Страховая отказывает выплачивать, что делать?

Если же страховщик совсем отказывает выплачивать Вам денежные средства, то здесь необходимо решать вопрос только в судебном порядке. В этом же процессе можно также будет определить процент виновности Вас и другого участника ДТП и по возможности получить компенсацию со страховой. При этом страховщик не освобождается от компенсации вам неустойки и штрафа за отказ добровольно возместить ущерб ДТП.

Итак, если Вам определили обоюдную вину, то Вы или можете с этим согласиться и получить свои 50 % от полной суммы компенсации понесенного ущерба, или попробовать все это оспорить и получить уже 100 %.

Важно! Если Вы категорически не согласны с размером выплаты по страховке, то без судебных тяжб никак не обойтись. Очень важно правильно выстроить защиту и определить те обстоятельства, которые однозначно показывают Вашу правоту.

Говорить, о том, что оспаривание обоюдной вины дело не простое, не приходится. Есть тонкости, которые знают только практикующие юристы. При возможности лучше обратиться к ним.

В какие сроки производятся выплаты по ОСАГО при ДТП.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Дорожно-транспортные происшествия происходят каждый день. Большинство из них оформляется с участием представителей ГИБДД. Однако больше всего проблем возникает, когда в дорожно-транспортном происшествии виноваты оба водителя.

Как производятся страховые выплаты при обоюдной вине? На что рассчитывать водителям и как правильно себя вести?

Пояснение

В любом дорожно-транспортном происшествии есть какие-то нарушения правил дорожного движения. Когда эти положения нарушил и один, и другой водитель, вина считается обоюдной.

Обоюдная вина – не законодательный термин, а формулировка, которую употребляют водители для описания распределения вины между участниками аварии.

Обоюдная вина – это ситуация, когда в том, что произошла авария, виновны оба. Больше всего проблем такой расклад приносит при попытке получить страховое возмещение.

Компании прилагают все усилия, чтобы не заплатить ничего или компенсировать лишь небольшой процент. Однако наряду с тем, что каждый водитель считается виновником происшествия, в той же мере его можно считать и пострадавшим.

Дорожные происшествия по обоюдной вине – очень частая ситуация, когда в аварии участвовали 2 и более транспортных средства.

В результате против каждого из участников ДТП выносится постановление об административном правонарушении. Стоит отметить, что когда в ДТП виноват только один водитель, сотрудники дорожной полиции вправе это установить.

Если же есть сомнения и вероятность того, что виноваты оба, такое решение выносится только в порядке судебного разбирательства. Без решения суда сотрудники ГИБДД на месте не вправе принимать такие постановления и определять виновность обоих участников аварии.

Если один без страховки

Хотя отсутствие действующего страхового полиса – грубое нарушение ПДД, само по себе оно не является причиной аварии. В процессе разбирательства должны быть рассмотрены причинно-следственные связи между нарушением того или иного пункта правил и произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Если помимо отсутствия страховки водитель ничего не нарушил, вина не может считаться обоюдной. В правилах дорожного движения есть пункт, на основании которого некоторые стремятся доказать обоюдность вины.

Статья 10.1 гласит, что каждый водитель должен двигаться по дороге с той скоростью, которая позволит своевременно отреагировать и предотвратить столкновение.

Хотя нарушение этой статьи может быть не таким явным, как правонарушение другого водителя, иногда сотрудники ГИБДД пользуются этим положением закона, чтобы списать все на обоюдную вину. В таком случае можно стать виноватым, даже ничего не нарушив.

В случае если сотрудники ГИБДД пытаются вменить нарушение этого пункта в вину, стоит проводить специальную автотехническую экспертизу. Такое исследование позволяет установить, имел ли водитель техническую возможность остановиться и предотвратить столкновение с другим автомобилем.

3 участника аварии

В случае, когда в дорожное происшествие оказались вовлечены трое участников дорожного движения, каждая ситуация рассматривается индивидуально.

Когда в аварии задействованы два автомобиля, за страховым возмещением можно обратиться как в свою компанию, так и в компанию виновника.

Если произошло ДТП с тремя автомобилями, необходимо подавать отдельное заявление о возмещении ущерба в компании виновников.

Однако это все актуально, если полис заключен без страхования жизни.

Если же есть КАСКО, за возмещением материального ущерба можно обращаться даже к своему страховщику.

Остальные проблемы они будут решать самостоятельно. Тройные ДТП также нередко рассматриваются в суде.

В таких случаях еще сложнее установить вину. Ясно одно: оформить Европротокол и разъехаться уже не получится.

Куда обращаться

Чтобы возместили ущерб, важно обратиться с соответствующим заявлением в страховую компанию. Но в какую?

При обоюдной вине каждый участник дорожного происшествия равно считается как виновным, так и потерпевшим. Поэтому каждая страховая компания обязана покрыть тот объем ущерба, который был нанесен непосредственно ее страхователем.

Чтобы установить виновника, чаще всего подаются исковые заявления в суд.

В судебном порядке рассматриваются и те дела, когда у кого-то из участников аварии нет действующего страхового полиса, а вина может быть обоюдной.

Чаще всего выплата по ОСАГО не покрывает ремонт, когда произошло ДТП по обоюдной вине. Обязательная форма страхования не защищает материальное имущество, а лишь гражданскую ответственность водителя перед другими участниками происшествия.

Когда виновны несколько водителей, та доля вины, которая приходится на каждого конкретного участника аварии, покрыта не будет.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) в выплате по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Прямое возмещение убытков – это порядок выплат, когда за материальной компенсацией после ДТП не обязательно обращаться в страховую компанию виновника, а можно обратиться туда, где оформлен собственный полис ОСАГО.

Закон «Об ОСАГО» регламентирует эту сторону отношений. Согласно статье 12, пункт 22 страховая компания обязана возместить материальный ущерб пропорционально установленной степени вины.

Степень вины определяется только по решению суда.

Если степень вины не установлена, она считается равной и сумма компенсации распределяется между обоими участниками происшествия. Это положение не относится к случаям, когда в процессе суда виновник не был установлен вообще.

Бывает так, что дорожные происшествия происходят без вины кого-то из ее участников. Могут оказать влияние внешние факторы, погодные условия или качество дорожного полотна.

В таком случае:

  • может быть постановлено, что ни один из участников аварии не является виновником;
  • рассчитывать на получение материальной компенсации смысла нет.

Когда обоюдная вина распределяется не 50/50, а, к примеру, 30/70, то компенсация выплачивается следующим образом:

  • если сумма ущерба составляет 100 000 рублей, тому кто виновен на 30%, заплатят 70 000 рублей;
  • тому, кто виновен на 70%, заплатят 30 000 рублей.

Согласно последним изменениям, которые вступили в силу после 28 апреля 2018 года, материальное возмещение в виде денег можно будет получить только в крайнем случае.

Все страховые договора, оформленные до этой даты и действующие, будут компенсироваться по старой схеме. Чтобы получить денежную компенсацию по документам, оформленным после этой даты, потребуется постановление пленума суда.

Когда срок действия страховых договоров, на основании которых водители могли получать материальные компенсации, истечет, денежные выплаты производиться не будут.

Страховое возмещение будет проводиться поэтапно:

  • страховщик осматривает автомобиль;
  • проводится техническая экспертиза по оценке нанесенного ущерба;
  • страховая компания выдаст направление на ремонт.

Далее действия развиваются в следующем порядке:

  • в судебном порядке будет оценена степень обоюдной вины;
  • страховая сумма будет распределена между всеми участниками происшествия;
  • страховая компания проводит ремонт в автосервисе;
  • недостающую сумму должен внести виновник аварии.

В процессе восстановления автомобиля используются только новые запасные части. Для того, чтоб установить подержанные детали, страховщик обязан получить письменное разрешение.

В этой схеме есть свои подводные камни:

  1. Стоимость ремонта может быть рассчитана по системе Центрального Банка. Однако согласно этим правилам, в сумму возмещения может не входить окраска отдельных деталей или не полная их обработка.
  2. Сложности с оплатой труда сотрудников автосервиса. Если суммы, заявленной страховщиком, будет недостаточно, разницу придется компенсировать водителю.

Срок выдачи направления на проведение ремонтных работ составляет 20 календарных дней. Если водитель желает, чтобы ремонт автомобиля проводится в автосервисе, которого нет в списке страховой компании, ждать придется месяц.

Ремонтные работы не должны длиться больше 30 дней с момента поступления автомобиля в автосервис.

Если это правило нарушено, страховая компания обязана уплатить штраф. Автосервис не должен находиться дальше, чем в 50 км от дома пострадавшего или от места аварии.

Если автомобиль новый и на него еще действует гарантия, страховая компания обязана выдать направление на ремонт в тот автосервис, который имеет право проводить такие работы.

Если в списке компании такого сервиса нет, водитель вправе забрать деньги или часть денег при обоюдной вине и провести ремонт в своем автосервисе.

Судебная практика

Судебная практика по вопросам обоюдной вины очень широка, так как практически каждое дело рассматривается в таком порядке:

  1. В одном из дел, проходящих в Санкт-Петербурге, отмечалось, что нарушения правил дорожного движения были со стороны обоих участников дорожного происшествия. Однако ни одно из нарушений не имело прямой причинно-следственной связи со случившимся. В ходе расследования степень вины установлена не была, так как невозможно было определить, могли ли участники аварии предотвратить столкновение. Вина была признана обоюдной, а страховое возмещение распределено между двумя участниками ДТП 50/50.
  2. В другом случае суд принял в рассмотрение все нюансы ДТП и пришел к выводу, что вину следует распределить как 25/75. Для принятия решения потребовалась экспертиза.

Обоюдная вина – сложная ситуация, когда вопрос о распределении страхового возмещения может быть спорным.

Однако достичь справедливости и получить хотя бы часть материальных средств для покрытия расходов возможно. Для этого нужно оформить все документы и обратиться в суд.

Видео: Обоюдная вина в ДТП. Выплаты по ОСАГО. Советы юристов.

tinyton.ru
Получение страховки по осаго при обоюдной вине водителей
Получение страховки по осаго при обоюдной вине водителей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: