Понятие и виды информационных ресурсов

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие “информационные ресурсы”, толкование и обсуждение которого велось с того момента͵ когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определœения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием в России Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” большая часть неопределœенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, при рассмотрении информационных ресурсов в экономике целœесообразно воспользоваться тем определœением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приведено в данном законе. Нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всœех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы в экономике – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов, являющиеся частью экономических информационных систем (архивов, фондов, банков данных и т.д.).

Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в данном законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителœе.

Информационные ресурсы общества, в случае если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений науки.

Сегодня не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Вместе с тем, неизвестно, какой объём трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

– превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

– сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

– образовать всœевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

– повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др.

Размещено на реф.рфза счёт своевременного использования крайне важно й информации.

Основные особенности информационных ресурсов (ИР) вообще, в т.ч. и в экономике, сводятся к следующим:

Первая особенность ИР: в отличие от других видов ресурсов (в частности, материальных) ИР практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут.

Вторая особенность ИР: по мере использования ИР не исчезают, а сохраняются и даже увеличиваются (за счёт трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).

Третья особенность ИР: он несамостоятелœен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами — опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем, ИР проявляется как движущая сила.

Четвертая особенность ИР: эффективность применения ИР связана с эффектом повторного производства знаний. По К. Марксу, продукт умственного труда — наука — всœегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, крайне важно е для ее восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, к примеру, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

Пятая особенность ИР: ИР является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В индустриальном обществе наука выступает опосредованной производительной силой. Посредниками при этом выступают машины, новые материалы и препараты. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой. Это осуществляется в форме ИР. Радикально изменяется характер действия ИР: производительность труда повышается не на проценты, а на порядки — в 10-100 раз. Осуществляется переход к телœематическим производственным системам, основой функционирования которых служат ИР и информационные связи.

Шестая особенность ИР: ИР возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной работы сама по себе не информативна: она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счёт рутинной ее части не ведет к росту ИР. Вместе с этим трудовые и материально-энергетические затраты необходимы при выработке, передаче и использовании ИР.

Седьмая особенность ИР: превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределœения и передачи. Коммуникационная система общества – важнейший фактор формирования, накопления и использования ИР на базе имеющихся знаний. Может сложиться такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит ИР.

Существуют две формы ИР как отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями: пассивная и активная.

К пассивной форме ИР относятся книги, журнальные статьи, патенты и банки данных. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям (к примеру, выборки, извлечения данных и т.п.), в случае если они не комплексные, ᴛ.ᴇ. не достаточны для их целœенаправленного применения.

Активной формой ИР являются следующие их виды: модель, алгоритм, проект, программа и база знания (БЗ). Эти формы можно трактовать в целом как стадии созревания ИР, степени доведения его до готовности. Естественно, что каждая из этих форм ИР имеет разный научно-технический уровень и завершенность.

Модель — это описание системы, отображающее определœенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определœенном диапазоне условий. Алгоритмы делятся исходя из степени общности. Важно стремиться к созданию решающих алгоритмов.

Программа и проект — конечные, синтетические формы существования ИР в его жизненном цикле. В виде программы и проекта͵ а часто в виде решающего алгоритма ИР непосредственно противостоит энтропии рассматриваемого объекта. В этом плане вводится понятие информационной емкости программы и проекта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает величину потенциального уменьшения остаточной энтропии объекта͵ к которому прилагаются программа и проект. В ходе реализации программы или проекта идет как бы заполнение энтропийного пространства объекта информацией, которая в них сконцентрирована.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно БЗ как активные формы ИР — это антиэнтропийные инструменты. При этом программа и проект выделяются среди них своей завершенностью и готовностью к прямому информационному воздействию на объект с целью снятия его энтропии.

Особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных БЗ. Это достигается на путях качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ до появления искусственного интеллекта (ИИ), в БЗ.

В отличие от БД, содержащих сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов, БЗ содержат концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном языке в терминах предметной области, ᴛ.ᴇ. знания о стоящих за этими терминами классах объектов, их свойствах и логических связях, которыми может оперировать машина логического вывода как элемент ИИ.

Знания, индивидуальные и общечеловеческие, оставались и всœе еще остаются вне БЗ. Лишь поверхностное, рутинное, легко поддающееся формализации – в области искусственного потенциала включалось в машинные системы. Рост совокупного объёма знаний и усложнение общественных связей ведут к тому, что отдельные люди теряют возможность получать нужные им знания, а общество лишается ценнейших индивидуальных знаний. Это противоречие и должны ликвидировать ЭВМ пятого поколения и коммуникационные системы как средство перехода к развитой информатике, позволяющей резко актуализировать информационный потенциал общества на базе БЗ общего и специального назначения.

Содержание

Понятие информационные ресурсы……………………………………………….3

Возникновение информационных ресурсов………………………………………4

Возникновение компьютерных средств…………………………………………..6

Скачкообразное информационное развитие………………………………………8

Динамика роста информационных потребностей………………………………10

Смена приоритета информационного развития…………………………………13

Заключение…………………………………………………………………………16

Список используемой литературы………………………………………………17

Понятие информационные ресурсы.

Изменение человеком окружающего мира влечет развитие информационного пространства. На каждом этапе этого развития неизбежно накапливается информация первого порядка — опыт деятельности человека и информация второго порядка — сведения об опыте обработки и переработки информации. Накапливающийся опыт деятельности человека, фиксируется в виде информации — это сначала служит основной предпосылкой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.

Итак, Информация
– это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

Информационная система
– это организационно упорядоченная совокупность документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры. (Примеры информационных систем — библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.)

Информационные ресурсы
– это отдельные документы, массивы документов, которые входят в состав информационных систем.

Возникновение информационных
ресурсов

В процессе жизни и деятельности человека его опыт как накапливающаяся в огромном количестве субъективная и объективная информация может быть зафиксирован, сохранен и передан другим людям. Исторический аспект рассмотрения проблемы накопления информации позволяет вскрыть наиболее значимые для человечества аспекты, проследить динамику информационного развития. Сначала человек учится на своих ошибках, на своем опыте, затем наиболее значимая информация, которая содержит знания о природе, о деятельности, о людях, о событиях фиксируется и передается другим людям в процессе коммуникации. Однако не меньшей ценностью для общества обладают определенные методы и информационные механизмы фиксации и передачи информации. Так потребность индивидуума в информации не только о своем опыте, но и об опыте других стимулировала развитие речи. Речь явилась тем революционным информационным механизмом, который позволил животному поднять свой разум и образ жизни на новую высоту и таким образом стать человеком разумным. Зарождение информационных технологий в развивающемся информационном пространстве показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Возникновение информационных технологий

Информация первого порядка, фиксирующая опыт деятельности человека неизбежно накапливается в таких количествах, что приходится решать вопрос, как лучше фиксировать, упорядочивать и передавать необходимую информацию. Решение подобных вопросов является для человечества неоценимым достоянием. Сведения об опыте обработки и переработки информации и составляют информацию второго порядка. Таким образом, формируется и фиксируется в виде информации опыт деятельности человека, что и служит основной предпосылкой зарождения информационных технологий.

Получив в виде готовой информации знания других людей, человек смог смелее, быстрее достигать своих целей, стремится ставить новые цели и узнавать о новых способах их достижения. То есть информация раскрывает новые возможности, пробуждает дополнительные информационные потребности. Как говорится, «чем больше знаешь, тем больше хочешь знать».
Постепенно потребность в информации вышла за границы личного общения — обобщенный опыт начал накапливаться и фиксироваться при помощи все более совершенных средств
. Как речь, так и письменность — это весьма значимые для развития человеческого общества информационные технологии. Все новые технологии поддерживают производство и передачу информации, обеспечивая развитие информационных потребностей и множество информационных ресурсов. Далее объем общественно значимой информации превысил информационные возможности одного отдельного человека, таким образом, информационная технология стала нуждаться в изобретении все новых и новых средств обеспечения информационной деятельности — так на основе письменности возникло книгопечатание. В результате каждого революционного изобретения с новой силой развивается процесс информатизации.

Такие информационные технологии, как письменная речь и книгопечатание позволили человеку подняться на соответствующий культурный уровень.

Возникновение компьютерных средств

Возможность обладать информационными ресурсами, стимулировала развитие новых и новых информационных средств. Новые средства, в свою очередь раскрывали более широкие горизонты информационных потребностей. В отличие от истории развития техники, новый информационный ресурс, или новое информационное средство не вытесняет и заменяет старое, а дополняет собой существующую систему информационного общения. Наконец, объем информационного пространства вновь достиг критического объема, и это явилось закономерной предпосылкой поиска и открытия современных компьютерных средств фиксации и передачи информации. Зарождение информационных технологий и возникновение компьютерных средств стимулируют скачкообразное информационное развитие. В информационном плане это равносильно новой информационной революции.

На рисунке 2 схематически показано, что развивающееся информационное пространство, достигнув критического объема породило информационные технологии, которые побудили еще большее развитие информационного пространства, так и развивающиеся информационные технологии явились закономерным толчком зарождения и дальнейшего стремительного развития компьютерных средств.

Рисунок 2. Возникновение компьютерных средств

И, наконец, развитие информационных ресурсов и информационных технологий и средств передачи информации повлекло возникновение усовершенствование средств ее обработки и фиксации — зародились и начали активно развиваться компьютерные средства.

Такие средства меняют структурную основу системы общения. Новые функциональные возможности компьютерной техники, которые с каждым годом наращиваются, воспринимаются сегодня в качестве мощного усилителя информационной деятельности человека и прогрессивного информационного развития общества.

Скачкообразное информационное развитие

Оба процесса зарождения информационных технологий и возникновения компьютерных средств, можно представить в виде графиков. Приведем два графика функции, соответствующей уровню развития информационных ресурсов Р(t)
во времени, для двух исторических периодов. Первый период (I) характеризуется возникновением речи. Второй период (II) характеризуется развитием письменности. Для каждого из этих периодов может быть легко показан скачкообразный рост. Каждый скачек знаменуется введением определенных информационных инноваций (в данном случае речи и письменности) и легко просматривается на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика становления информационных ресурсов

Как говорилось выше, новые информационные ресурсы не перечеркивают, а существенно дополняют предыдущие. Поэтому приведенные функции не заменяют друг друга, а суммируются. Таким образом, на примере новой функции (III) можно наблюдать последовательное, все более прогрессивное становление информационных ресурсов.

Приведенные выше и подобные выкладки, изложенные в трудах исследователей, позволяют судить об ускорении информационного развития. Однако в настоящее время нет единого мнения о достоверности того или иного прогноза дальнейшего информационного развития.

Динамика роста информационных потребностей

Общую тенденцию динамики доступных информационных ресурсов и активных информационных потребностей за период развития человечества до 2000 года можно проследить на графике двух функций: функции развития информационных ресурсов и функции информационных потребностей. Функция развития информационных ресурсов после сглаживания становится близка по виду к экспоненте. На современном этапе для функции развития информационных ресурсов характерен стремительный рост – этот этап является периодом информационного «взрыва».

Общественное развитие средств передачи информации связано с уровнем информационных потребностей общества и личности. Эта связь, начиная еще с далекого прошлого человечества, отражалась достаточно стабильными закономерностями. Однако со временем стало все более ясно, что наращивание потенциала системы общения опережает организацию управления этой системой.

Информатика Понятие и виды информационных ресурсов

просмотров — 207

Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела.

Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

Пользование информационными ресурсами.

Понятие и виды информационных ресурсов.

Институт информационных ресурсов занимает особое место в системе информационного законодательства. Этим институтом опосредуется ведущая форма организационного выражения документированной информации, которая ис­пользуется при ее сборе, обработке, хранении и потреблении.

В Законе Республики Беларусь от 6 сентября 1995 ᴦ. «Об информации» информационные ресурсы определœены как организованная совокупность документиро­ванной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.

В основу данного понятия положена категория доку­мента͵ рассматриваемого законодателœем в качестве инфор­мации, закрепленной на каком-либо материальном носи­телœе. Указанное обстоятельство предопределяет правовой режим информационных ресурсов, который построен по мо­дели документированной информации и базируется на ис­пользовании института вещных прав.

В соответствие со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 6 сен­тября 1995 ᴦ. «Об информации» информацион­ные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц и государства, а сами отношения носят характер вещно-правовых отношений. Концептуальная уста­новка законодателя получила развитие посредством при­дания информационным ресурсам статуса элемента состава имущества и причисления их к числу объектов права собствен­ности. Информационные ресурсы бывают государствен­ными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, организаций и общественных объединœений.

Физические и юридические лица являются собственни­ками тех документов и их массивов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, полу­чены в порядке дарения или наследования. При этом госу­дарство вправе на выкуп документированной инфор­мации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут по желанию их собственника включаться в состав государст­венных информационных ресурсов по правилам, установ­ленным для включения документов в соответствующие ин­формационные системы.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, под­лежат учету и защите в составе государственного имущества.

Собственник информационных ресурсов пользуется всœе­ми правами, предусмотренными законодательством Респуб­лики Беларусь, в том числе вправе:

— назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ве­дение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

— устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

— определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Виды информационных ресурсов. Действующее законода­тельство, регулирующее отношения в информационной сфере, не содержит ясных правил, позволяющих диффе­ренцировать информационные ресурсы на их отдельные разновидности.

По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на:

— государственные;

— частные.

Государственные в свою очередь делятся на:

— открытые и общедоступные информационные ресурсы;

— информационные ресурсы ограниченного доступа. Последние в свою очередь дифференцируются на:

— документированную информацию, отнесенную к го­сударственной тайне;

— документированную информацию конфиденциально­го характера.

В данном случае классификационным основанием де­ления информационных ресурсов выступает характер дос­тупа к ним.

Читайте также

  • — Понятие и виды информационных ресурсов

    Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела.

    Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

    Пользование информационными ресурсами.

    Понятие и виды информационных ресурсов.
    Институт… [читать подробенее]

  • Информационные ресурсы определяются как:

    • документы и их массивы, расположены в информационных системах (например, библиотеках, фондах, архивах, депозитариях, базах данных, музейных хранениях);
    • совокупность информации, которая организована с целью эффективного получения достоверных данных.

    Главная особенность информационных ресурсов состоит в том, что чем быстрее их расходуют, тем активнее они растут.

    Виды информационных ресурсов

    Все ресурсы информации делятся на негосударственные или государственные базы данных.

    Информационные ресурсы по своей специфике образования делятся на:

    • производственные, естественные или социально-экономические;
    • искусственные, то есть созданы человеческим умом в процессе научной деятельности.

    В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:

    • социально-экономические;
    • научно-технические;
    • культурные;
    • правовые;
    • развлекательные;
    • образовательные.

    Информационные ресурсы могут принадлежать как отдельному человеку (то есть физическому лицу), так и определенной компании, органам управления государства, общественным объединениям, органам местного саморегулирования, должностным лицам или, например, государству в целом.

    По категории доступа ресурсы данных могут быть открытыми или иметь ограниченный доступ (то есть являться конфиденциальной или государственной тайной).

    По характеру содержания ресурсы информации классифицируются на:

    • тематические;
    • научные;
    • новости;
    • справочные данные;
    • вторичную информацию;
    • рекламу.

    В качестве держателей информационных ресурсов выступают:

    • средства массовой информации;
    • интернет;
    • библиотеки.

    Поэтому согласно методу организации хранения ресурсы информации делятся на:

    • массивы документов;
    • архивы;
    • фонды документов;
    • журналы, книги, газеты;
    • автоматизированные формы.

    Особенности информационных ресурсов

    Правовой режим ресурсов информации устанавливается следующими важными критериями:

    • Базы данных всегда предоставляются в виде документированной информации на любом носителе.
    • На информационные ресурсы в обязательном порядке установлено право собственности.
    • Определяется степень открытости данных применительно к каждому объекту ресурсов информации.
    • Гарантируется защита информационных ресурсов.

    Владелец ресурсов информации по своему усмотрению может свободно распоряжаться ними, ограничивать или разрешать доступ к данным, передавать ресурсы другим лицам.

    Ресурсы информации могут предоставляться посредством:

    • электронных носителей;
    • каналов связи;
    • твердой копии (рукопись, газета, книга).

    Развитие информационных ресурсов позволило:

    • превратить деятельность по оказанию услуг информационного характера в глобальную деятельность человека;
    • образовать всевозможные базы информации ресурсов;
    • создать внутригосударственный и мировой рынок информационных услуг.

    tinyton.ru
    Понятие и виды информационных ресурсов
    Понятие и виды информационных ресурсов

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: