Сотрудник управляет автомобилем организации


Имею ли право управлять авто организации и не быть её сотрудником? Что нужно кроме прав, свид
. рег. ТС, страховки?
Путевой лист? (могут ли они его составить на меня?)

Все ли будет в порядке в случае ДТП? (ну кроме нагоняя от организации ) Штрафы с авт. фиксацией будут приходить по тарифу для юр. лиц? В случае штрафа накладываемого инспектором как на физ лицо?

Организация, у которой есть свои транспортные средства, при их эксплуатации должна руководствоваться:

– Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;

– Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Правила на автомобильном транспорте);

– Инструкцией о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 02.12.2002 № 42;

– Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970;

– Типовой инструкцией по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130 (в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2010 № 187);

– техническими нормативными правовыми актами;

– другими нормативными правовыми актами.

Однако обилие нормативных правовых актов, регулирующих эту сферу деятельности, не всегда дают ответы на все возникающие вопросы, но об этом чуть позже.

Выпуск на линию автомобиля

Организация выпуска на линию автомобиля ставит ряд конкретных условий, которые обязательны для исполнения нанимателем.

Во-первых. К управлению автомобилем можно допускать только тех лиц (работников организации), которые имеют водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему и прошли обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование).

Во-вторых. Наниматели обязаны выпускать на линию технически исправные автомобили, укомплектованные в соответствии с требованиями Правил на автомобильном транспорте, что подтверждается записями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя автомобиля (далее – водитель) (п. 1128 Правил на автомобильном транспорте).

Проверку прибывающего с линии и выпускаемого на линию автотранспорта осуществляют водитель и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию автотранспорта. Перед выпуском на линию проверяется укомплектованность и техническое состояние автотранспорта, по прибытии с линии – комплектность автотранспорта, наличие неисправностей, поломок и повреждений, устанавливается потребность в техническом обслуживании или ремонте (часть вторая п. 192 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 (в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2011 № 96)).

От редакции:

Таким образом, для выпуска автомобиля на линию наниматель обязан провести проверку автотранспорта перед выпуском на линию и прибывающего с нее.

Так для проведения проверки нанимателю необходимо назначить уполномоченное лицо. Таким лицом может быть как механик гаража, так и другой специалист, исполняющей обязанности механика гаража, которой будет в путевом листе подтверждать своей подписью, что выпускаемый на линию автотранспорт исправен, укомплектован, а если автотранспорт выехал на линию неисправным, нести за это ответственность.

Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей всех типов, марок, назначений, находящихся в эксплуатации, должно соответствовать СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», утвержденному постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.04.2006 № 19, другим нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам.

При этом надо учитывать, что участие водителей, работников других профессий и должностей в техническом обслуживании и ремонте транспортного средства допускается только при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ.

Порядок оформления путевых листов предусмотрен в Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 26.11.2010 № 138 (в редакции постановления Министерства финансов РБ от  31.08.2011 № 88) (далее – Инструкция о порядке оформления транспортных документов) и Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 29.03.2012 № 25 (далее – Инструкция о порядке перевозки пассажиров), из которых следует, что путевые листы, как правило, должны выдаться каждому водителю автомобиля.

В-третьих. Водители организаций, осуществляющих деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), должны проходить предрейсовый медицинский осмотр согласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения РБ от 03.12.2002 № 84.

Предрейсовый медицинский осмотр, проводится медицинским работником, имеющим среднее специальное медицинское образование, врачом-специалистом (далее – медицинский работник):

– состоящим в штате юридического лица – при наличии у юридического лица специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе, составляющие данный вид деятельности;

– на договорной основе между юридическим лицом (водителем, являющимся индивидуальным предпринимателем) и государственной организацией здравоохранения, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе, составляющие данный вид деятельности.

Если же, организация осуществляет деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии) (далее – нелицензиат), то состояние водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (далее – приборный контроль опьянения), проводится в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 29.10.2008 № 110.

Приборный контроль опьянения проверяется назначенным нелицензиатом работником с использованием приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, экспресс-пластин для диагностики наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Такая проверка проводиться перед началом рабочей смены водителей, а также может проводиться и во время и после окончания их рабочей смены.

Водитель после прохождения приборного контроля опьянения имеет право ознакомления с показаниями приборов, экспресс-пластин, которые ему доводятся работником нелицензиата.

На основании показаний приборов, экспресс-пластин, подтверждающих отсутствие у водителя состояния алкогольного опьянения или факта употребления наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в путевой лист вносится дата проведения приборного контроля опьянения, скрепленная личной подписью работника нелицензиата и штампом «Допущен к работе».

При несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения проводится предрейсовое и иное медицинское обследование водителя в установленном законодательством порядке по письменному направлению уполномоченного должностного лица нелицензиата или по заявлению водителя.

Отказ водителя от прохождения приборного контроля опьянения является основанием для отстранения его от работы.

Если автомобилем управляет сотрудник, работающий в организации не водителем

Если с водителями, которые и по штатному расписанию водители, все более или менее ясно, то со специалистами, которые сами управляют автомобилем, принадлежащем организации, или используют в рабочее время в интересах организации личный транспорт в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, по мнению автора, не все до конца понятно.

Так путевой лист оформляется водителю на один рабочий день при условии сдачи путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевой лист оформляется только в случае выполнения междугородных и международных перевозок сроком более суток (п. 5 Инструкции о порядке оформления транспортных документов).

При использовании легкового автомобиля в пределах города в путевом листе легкового автомобиля в разделе «Выполнение задания» допускается производить запись: «По городу» с указанием суммарного пробега по городу в километрах (п. 6 Инструкции о порядке перевозки пассажиров).

И вот тут возникают вопросы, например:

– надо ли закреплять транспортное средство за специалистом приказом по организации или достаточно выдать специалисту, путевой лист и ключи от автомобиля;

– если автомобиль передан специалисту, постоянно выполняющему работу в другом населенном пункте (представитель торговый, агент торговый и т.п.) как организовать оформление и выдачу путевого листа, проверку прибывающего с линии и выпускаемого на линию автотранспорта и приборный контроль опьянения;

– можно ли специалисту разрешать самому оформлять путевой лист, назначив его уполномоченным лицом по заполнению всех необходимых сведений в путевых листах.

Принять решения по всем этим вопросам каждый наниматель должен самостоятельно, но при этом помнить, что существующие требования законодательства устанавливают более жесткие условия эксплуатации транспортных средств, чем сложившиеся традиции.

Стажировка, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда специалиста допущенного к управлению автомобилем

Специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в том же порядке, что и рабочие этих профессий.

Следовательно, если к управлению автомобилем допустить в установленном порядке специалиста, то в период эксплуатации транспортного средства указанный работник рассматривается не как должностное лицо, а как водитель автомобиля. Поэтому он обязан проходить стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, как водитель автомобиля, в установленные сроки в соответствии с требованиями Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175, и с оформлением всех необходимых документов по охране труда, независимо от того, руководитель он организации или специалист.

Сергей Жартун, генеральный директор

Республиканского унитарного предприятия

«Республиканский центр охраны труда

Министерства труда и социальной защиты

Республики Беларусь»


Фото с сайта s.newslab.ru

Когда автомобили сотрудников используются для нужд компании, важно помнить о юридических основаниях такого использования. Елена Гадлевская, юрист-лицензиат, рассказала о том, как «арендовать» личный транспорт работников в служебных целях.

— Такое использование может быть оформлено:

  • Договором аренды
  • Договором безвозмездного пользования
  • В соответствии с трудовым законодательством на основании ст. 106 ТК «Компенсация за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику»

Елена Гадлевская
Юрист-лицензиат, магистр юридических наук

Рассмотрим эти варианты подробнее.

Договор аренды

Гражданский кодекс предлагает 2 варианта договора аренды транспортных средств (ТС):

  • Договор аренды транспортного средства с экипажем — это договор, в котором сотрудник, чьим авто пользуется компания, выступает также в качестве водителя и лично следит за состоянием транспорта. В этом случае сотрудник должен выполнять распоряжения нанимателя, которые касаются управления и технической эксплуатации машины
  • Договор аренды транспортного средства без экипажа — управление и техническая эксплуатация транспортного средства осуществляется самим арендатором (ст. 613 и 616 ГК)

Выбор одного из этих договоров аренды зависит от того, кто будет управлять автомобилем: сам работник-арендодатель или другой работник, сотрудник, работающий водителем, или сотрудник, работа которого носит разъездной характер.

Если сотрудник-арендодатель работает водителем и планирует использовать свою машину для выполнения рабочих обязанностей, то заключается договор аренды транспортного средства без экипажа. Хотя водитель выполняет распоряжения нанимателя в отношении технической и коммерческой эксплуатации авто, но управляет им не на основании договора аренды, а на основании трудового договора, в соответствии с которым управление автомобилем входит в его трудовые обязанности.

Если управление авто не входит в трудовые обязанности сотрудника-арендодателя, (например, это руководитель организации или другое должностное лицо), то вопрос, может ли между сторонами заключаться договор аренды ТС с экипажем, спорный.

К примеру, с одной стороны такой сотрудник во время служебных поездок не обязан управлять авто. Но если он лично садится за руль, то вправе рассчитывать на дополнительное вознаграждение, выплата которого возможна на основании договора аренды транспортного средства с экипажем.

Также стоит обратить внимание на такой момент. Если предполагается перевозка на автомобиле других сотрудников или имущества компании, то нанимателю следует убедиться, не противоречат ли такие перевозки, к примеру, законодательству о лицензировании.

Какие виды деятельности в области автомобильного транспорта подлежат лицензированию, можно посмотреть в п. 4 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Фото с сайта www.swisstok.ch

В договоре должен быть прописан предмет договора — наименование, марка, модель, год выпуска, цвет, регистрационный номер транспортного средства (ст. 578 ГК). Также должны быть отмечены условия, по которым хотя бы одна из сторон желает достичь соглашения. Например, законодательство не содержит обязательного требования указывать в договоре стоимости автомобиля. Но ее указание обязательно, если хотя бы одной из сторон заявлено о необходимости достичь соглашения в этом вопросе.

Обратите внимание на документы и принадлежности: машина арендуется вместе с ее принадлежностями и относящимися к ней документами — если иное не предусмотрено договором (ст. 582 ГК). Это могут быть свидетельство о регистрации ТС, подтверждение гостехосмотра, страховка на транспортное средство, ключи от автомобиля и т.д.

Важный момент: при заключении договора сотрудник обязан предупредить нанимателя обо всех правах третьих лиц на машину (праве залога и т.п.).

Например, о том, что авто находится в залоге у банка как обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору. Иначе наниматель имеет право требовать уменьшения арендной платы или расторжение договора и возмещения убытков (ст. 584 ГК).

Арендная плата, порядок, условия, форма и сроки ее внесения определяются договором аренды по ст. 585 ГК. А если они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Распределение расходов на капительный ремонт и текущих расходов между сторонами осуществляется следующим образом.

Капитальный ремонт:

  • При аренде ТС без экипажа капремонт авто ложится на нанимателя (ст. 615 ГК). Статья является императивной (категоричной) и другие условия не допускаются
  • Капремонт авто при аренде ТС с экипажем возлагается на сотрудника, владельца машины (ст. 605 ГК также является императивной)

Фото с сайта vse-sto.by

Текущие расходы:

  • При аренде ТС с экипажем расходы на текущий ремонт, техобслуживание и др. ложатся на сотрудника (ст. 605 ГК)
  • Расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией (топливо, платежи, связанные с эксплуатацией авто и др.), возлагаются на нанимателя. Но договором они могут быть возложены и на работника (ст. 607 ГК)

При аренде ТС без экипажа все расходы на эксплуатацию авто несет наниматель (ст. 615 и 617 ГК), но договором они могут возлагаться и на работника, за исключением расходов на капремонт.

Договор безвозмездного пользования

Кроме договора аренды между сторонами может быть заключен договор безвозмездного пользования (ссуды) автомобилем. Все расходы по эксплуатации авто несет наниматель-ссудополучатель (ст. 649 ГК) — конечно, если иное не предусмотрено договором.

Этот договор дает нанимателю лишь право владеть и пользоваться автомобилем. При этом наниматель не вправе требовать от сотрудника управлять этим авто, если такое управление не входит в его трудовые обязанности.

Использование авто по трудовому кодексу

Оно имеет существенные отличия от заключения договора аренды или безвозмездного пользования (ст. 106 ТК). Рассмотрим основные пункты, в которых есть отличия:

1. Возможность использовать авто для нужд работника:

  • При использовании нанимателем машины работника на основании ст. 106 ТК право владения и пользования этим авто не переходит к нанимателю. Работник может использовать авто в личных целях в нерабочее время
  • При заключении договора аренды или безвозмездного пользования право владения и пользования автомобилем переходит к нанимателю — пока действует договор, сотрудник не может использовать авто в личных целях

2. Необходимость управления автомобилем работником:

  • Использование авто работника для нужд нанимателя на основании ст. 106 ТК возможно только если работник управляет им при исполнении своих трудовых обязанностей
  • Если управлять авто будет другой работник, то отношения сторон должны быть оформлены договором аренды или безвозмездного пользования

Фото с сайта cdn.autocentre.ua

3. Компенсации расходов работнику:

  • При использовании авто работника наниматель по ст. 106 ТК выплачивает ему компенсацию за износ (амортизацию) этого транспорта. Размер и порядок выплаты определяются по договоренности
  • При заключении договора аренды работнику выплачивается арендная плата. При заключении договора безвозмездного пользования наниматель ничего не выплачивает работнику в связи с использованием автомобиля

Трудовой кодекс не содержит специальных требований к документальному оформлению использования личного имущества работника для нужд нанимателя. Возможны следующие варианты такого оформления:

  • Включение условия об использовании авто работника для нужд нанимателя в трудовой договор
  • Заключение допсоглашения к трудовому договору
  • Заключение отдельного соглашения между сторонами об использовании авто работника для нужд нанимателя
  • Приказ о выплате работнику компенсации за износ (амортизацию) автомобиля, если он фактически использовался работником для нужд нанимателя с ведома последнего.

Тимофей Поважный

Мастер

(2198),
закрыт

4 года назад

Вобщем предприятие хочет, чтобы служебные поездки по месту (в пределах населенного пункта) и недалеко (до 150 км) осуществлялись самими работниками на специально предусмотренных транспортных средствах (легковых автомобилях) . С наскока прояснить этот вопрос в Консультанте у меня не получилось — нормативки слишком много, специально этот вопрос законодательством не регулируется, т. е. надо делать выводы, а они в свою очередь зарыты в практике и т. д. и т. п. Что меня смущает — это не водители, разумеется у всех есть права, но обязанностей управлять служебным автомобилем в должностных нет. Отсюда вопросы: — нужно ли будет вносить соответствующие изменения в должностные; — необходимо ли делать специальный приказ с указанием на лиц, имеющих право управлять служебными автомобилями; — необходимо ли оформлять путевые листы и проводить мед. осмотры (предрейсовый и послерейсовый); — и наверное самое главное — нет ли здесь каких-либо нарушений трудовых прав работников? Всем заранее спасибо!

tinyton.ru
Сотрудник управляет автомобилем организации
Сотрудник управляет автомобилем организации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: