Выезд на встечку случаи варианты

Многие водители бывают вынуждены выехать на встречную полосу. Дело может быть в том, что они куда-то невероятно спешат и просто вынуждены обгонять более тихоходный транспорт, или же дело ещё в чем-то, с точки зрения правил, регулирующих движение транспорта, это все равно нарушение.

Однако не все варианты выезда на встречную полосу являются таковыми. Ниже описаны наиболее распространенные ситуации и даны пояснения относительно того, является ли это нарушением или нет. Также в большинстве случаев указаны примерные размеры возможного платежа, который придется совершить неосторожному водителю в случае нарушения соответствующих правил и законов.

ПДД. Выезд на встречную полосу

Согласно недавно предоставленному разъяснению от правоохранительных органов, касательно того, когда инспектор ДПС будет расценивать выезд на полосу встречного движения в качестве нарушения ПДД, можно сделать вывод, что под подобные ситуации подпадают некоторые ситуации. Это обгон, совершаемый по встречной полосе, когда это идет при нарушении дорожных знаков или разметки, совершение обгона там, где действует знак «Обгон зарещен». Относится сюда и неправильный выезд на встречную полосу при необходимости объехать препятствие, при повороте налево или на перекрестке.

Все перечисленные нарушения приведут к наложению на водителя штрафа или лишению прав на различный срок. Размер штрафа будет меняться в зависимости от разных факторов, потому есть небольшой шанс убедить инспектора выписать его на минимально возможную сумму, если вести себя адекватно, не грубить и не угрожать сотруднику правоохранительных органов. В противном случае водитель может быть вынужден за свою несдержанность расплачиваться потерей возможности управлять автомобилем на довольно долгий срок или повышенной суммой штрафа.

Регулируемый перекресток

Давным-давно ни для кого не секрет, что обгон, который подразумевает выезд на встречную полосу на регулируемом перекрестке, строго запрещен. Вне зависимости от того, какая на нем сложилась ситуация, куда бы ни спешил водитель, и что бы ни происходило в мире, наказание будет суровым. Вполне возможно, что водителя лишат возможности управлять автомобилем в течение следующих 4 или 6 месяцев. Данный обгон может потенциально привести к очень сложной аварии, потому инспекторы не склонны входить в положение водителя, выслушивать причины подобного поведения и так далее. Рекомендуется воздержаться от подобного типа нарушений соответствующих правил, регулирующих передвижение транспорта, так как впоследствии обжаловать его в суде или каким-либо другим способом вернуть отобранные водительские права будет очень сложно.

Нерегулируемый перекресток

Тем не менее многие не знали о том, что, в отличие от обгона на регулируемом перекрестке, обгонять на нерегулируемом в некоторых ситуациях можно безнаказанно. Если подобное действие совершается на указанном типе перекрестка, водитель при этом двигается по главной дороге, и нет запрещающих знаков или разметки – такое поведение не будет расценено как нарушение правил. Следует учитывать, что невыполнение любого из пунктов автоматически переводит подобный обгон в категорию нарушений и грозит лишением водительских прав. Также необходимо знать, что попытка совершить все то же самое, но тогда, когда перемещение происходит не по главной дороге – также нарушение, и выезд на встречную сторону движения в этом варианте будет расцениваться как нарушение, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кирпич

Схема организации движения во многих городах меняется с пугающей скоростью, просто вынуждая водителя быть в постоянном напряжении. Там, где совсем недавно он проезжал абсолютно свободно, уже на следующий день может появиться запрещающий движение в данном направлении знак. Игнорирование его сразу же квалифицируется как нарушение, которое регулирует соответствующая статья. Выезд на встречную полосу в таком случае также влечет за собой лишение водительских прав. Рекомендуется все время отслеживать изменяющиеся знаки, регулирующие дорожное движение, так как в этом варианте вернуть права, обжаловав решение суда, будет очень затруднительно.

Трамвайные пути

Во многих городах водители активно используют трамвайные пути для ускорения перемещения. Они не стесняются даже обгонять трамваи по встречной для них полосе. Ещё не так давно за это также могли лишить прав, однако, согласно недавним поправкам в КоАП, выезд на встречную полосу в таком варианте наказуем только штрафом в пределе полутора тысяч рублей.

Данная норма законодательства спасла огромное число водителей, которые уже попрощались со своими водительскими правами или были готовы сражаться за них до конца. Достаточно просто выплатить указанный штраф, и проблема решена. Следует заметить, что вне зависимости от степени наказания, подобный выезд на встречную полосу все равно считается нарушением ПДД и потенциально может привести к ДТП с различными последствиями как для нарушителя, так и для других его участников.

Пешеходный переход

Следует помнить, что согласно изменениям правил дорожного движения от 2014 года, обгон (выезд на встречную полосу) в зоне пешеходного перехода запрещается вне зависимости от того, присутствуют на нем пешеходы или нет. Ранее подобное уточнение отсутствовало, что давало возможность безнаказанно совершать такие маневры, что, в свою очередь, часто приводило к различным дорожно-транспортным происшествиям с множеством пострадавших (в первую очередь пешеходов). Данный момент следует особо учитывать при совершении подобных действий, а лучше вообще от них отказаться, так как последствиями может стать лишение прав управлять автомобилем на долгий срок.

Поворот или разворот

Случаются ситуации, при которых нужно срочно изменить траекторию движения на перпендикулярную или вообще обратную. При попытке такого поворота или разворота с выездом на встречную полосу, в том случае, если водитель игнорирует разметку и знаки, на него будет наложен штраф в размере до полутора тысяч рублей, так как такие действия могут потенциально привести к ДТП. Выезд на встречную полосу в том случае, если запрещающих это знаков или разметки не обнаружено, при этом не является нарушением. Если же инспектор продолжает настаивать на составлении протокола, следует помнить, что абсолютное большинство дел в суде с аналогичными формами «нарушений» были выиграны водителями.

Обгон

Если водитель совершает обгон по встречной полосе не для того, чтобы объехать препятствие, и при этом нарушает ПДД, ему грозит штраф в размере 5000 рублей или возможное лишение прав на полгода. Повторное нарушение гарантированно лишит прав на 1 год. Не следует забывать включать сигнал поворота при обгоне, так как такая забывчивость может стоить все тех же прав. Выезд на встречную полосу с целью обгона, если его зафиксировала камера, и на второй раз может вылиться только в 5000 рублей. Тем не менее, несмотря на этот момент, лучше не рисковать и воздержаться от подобных действий, особенно учитывая немаленький размер суммы штрафа.

Неверный объезд препятствия

Нередко бывает так, что у двусторонней дороги есть только по одному ряду движения в каждую сторону. В том случае, если единственный ряд дороги перегорожен стоящим автомобилем, объехать его можно, совершив выезд на встречную полосу, предварительно пропустив весь перемещающийся по ней транспорт. Такие действия носят вынужденный характер и, как следствие, не могут быть отнесены к нарушениям. Если же препятствие можно объехать справа, а водитель решил упростить себе путь, то за это ему грозит штраф. Выезд на встречную полосу в этом варианте также является нарушением, заплатить за которое придется около полутора тысяч рублей.

Выезд со двора

Во многих крупных городах, особенно многомиллионных мегаполисах, существует очень серьезная проблема с выездом автотранспорта из дворов как многоэтажек, так и собственных владений. В некоторых случаях выехать из собственного двора, не нарушив правила дорожного движения, просто невозможно. Если на улице, на которую нужно попасть, нанесена сплошная линия, то в этом варианте левый поворот – всего лишь незначительное нарушение. Выезд на встречную полосу повлечет в этом случае всего лишь небольшой штраф в 100 рублей.

Пешеходная часть

В некоторых, крайне редких, случаях ситуация может быть настолько срочной и критичной, что возникнет необходимость совершить обгон, выехав на тротуар, велосипедную дорожку или пешеходную зону. В такой ситуации, вне зависимости от обстоятельств происшествия, сложившей ситуации или расположения транспорта на дороге, водителю будет выписан штраф на сумму 2000 рублей. Следует помнить, что даже если такая сумма может показаться вполне терпимой, в сравнении с возникшей срочностью, на тротуаре могут быть другие люди, нанеся травмы которым, таким маленьким штрафом уже не отделаться.

Движение общественного транспорта

При необходимости совершить выезд на полосу встречного движения, которая используется общественным транспортом, и следовать в одном с ним направлении, нужно быть готовым оплатить небольшой штраф, в пределах ста рублей за подобное нарушение правил, регулирующих движение транспорта.

При этом следует помнить, что попытка двигаться по встречной полосе против направления движения транспорта автоматически лишает такого автолюбителя водительских прав. Не взирая на небольшой размер штрафа, это все равно считается нарушением правил дорожного движения и будет фигурировать в базе данных, что значительно усложнит все попытки выкрутиться из любой другой, более тяжелой и опасной ситуации.

Железнодорожные переезды

Кроме всего вышеперечисленного, также строго запрещен обгон на железнодорожных переездах и даже на расстоянии 100 метров от них. Невзирая на то, есть ли в поле зрения поезд, чиста ли дорога и присутствуют ли другие факторы, которые в обычной ситуации теоретически могли смягчить меру наказания, такой обгон является грубым нарушением и влечет за собой утерю права управлять автомобилем на срок до полугода. Штрафы, как и поблажки, на первый раз не предусмотрены. Следует помнить, что обгонять нельзя не только на расстоянии 100 метров до железнодорожного переезда, но и следующие 100 после него, о чем очень часто не помнят спешащие по своим делам автолюбители.

Итоги

Выше перечислены основные ситуации, при которых на дорогах совершается выезд на встречную полосу. Наказание за некоторые из вариантов нарушения правил дорожного движения очень существенно, начиная с крупных штрафов и заканчивая лишением возможности управлять транспортным средством на долгий период. Следует помнить, что, несмотря на то что некоторые нарушения наказываются не таким уж и крупным штрафом и есть соблазн совершить такое правонарушение, рекомендуется этого не делать.

Все нарушения всех водителей вносятся в единую базу, при помощи которой в любой момент можно получить доступ ко всему, что совершил автолюбитель с момента получения прав. Это может в значительной мере усложнить возможные переговоры с правоохранительными органами в будущем, при возникновении более сложной и опасной ситуации. Для того чтобы избежать необходимости оплачивать крупные штрафы, или тем более услуги юристов в попытке спасти собственные водительские права, рекомендуется не нарушать правила дорожного движения.

Проезд по встречной полосе не всегда заканчивается для водителя лишением прав управлять машиной. При определенных обстоятельствах такие маневры не считаются правонарушением совсем или классифицируются как отступление от норм другой статьи ПДД. Понимание этих нюансов убережет граждан от необходимости возвращать водительское удостоверение или платить огромный штраф за выезд на встречную.

Проезд по встречной полосе в ПДД РФ

Выезд на полосу, занимаемую встречным транспортом (в том числе не всем корпусом машины и даже одним колесом), езда против направления движения — опасные маневры, зачастую заканчивающиеся столкновением. Поэтому наказание водителям, которые против правил выехали на встречную полосу, в 2019 г. суровое: вплоть до лишения прав управлять машиной и необходимости заново пересдавать теорию ПДД при возврате водительского документа.
Дорожные полосы обычно разделены разметкой:

  • 1.1 — сплошная белая или оранжевая, отделяющая полосы для попутного или встречного автотрафика;
  • 1.3 — двойная сплошная, отделяет потоки машин обоих направлений на широкой улице, имеющей 4 и более полосы;
  • 1.11 — двойная линия, состоящая из сплошной и прерывистой, со стороны которой можно выполнять маневрирование.

Пересекать эти линии (кроме 1.11 со стороны прерывистой) запрещено.

Если на дорожном полотне нет разметки, водитель сам рассчитывает число полос, исходя из ширины полотна, размеров авто и необходимого свободного пространства между ними. Если разметка не прочерчена, считается, что полос четное количество или одна.

Выезд на встречную полосу регулируется дорожными знаками, в частности, 3.20 «Обгон запрещен» (этот маневр по умолчанию предполагает кратковременное движение по встречной с возвращением в свой ряд). Если ни знаков, ни разметки нет, правилами обгон на этом участке разрешен, автомобилист может совершить его, руководствуясь статьями 11.1, 11.2, 11.4 ПДД.

Фактический выезд на встречную полосу, пересечение отделяющих разные потоки линий не всегда расцениваются как правонарушение вообще или в соответствии с п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в частности. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально, исходя из всех обстоятельств дела.

В каких случаях выезд на встречку не карается лишением прав

Езда по полосе обратного движения допускается при маневрах на 2-полосной дороге, на которой нет ограничителей (то есть полотно делится водителем, исходя из логики). При обгоне нужно удостовериться, что на участке он разрешен ст. 11.4 ПДД, а также что противоположная сторона свободна и у автомобилиста будет время для возвращения в свой ряд.

Если на 3-полосной дороге внутренняя выделена разметкой и предназначена для езды в обоих направлениях, обгонять, поворачивать или разворачиваться можно только по ней. Правильно выполненный маневр не будет считаться правонарушением.

При развороте, повороте или обгоне там, где это дозволено правилами, знаками и разметкой, водитель обязан приступить к маневру и завершить его на прерывистой линии, иначе это будет расценено как отступление от ПДД и административное нарушение.

На 2-полосной дороге, где поставлен запрещающий знак 3.20, можно съехать на встречку для обгона тихоходного транспорта (который обозначен специальной наклейкой или это предполагается по его технической спецификации), мопедов, мотоциклов без колясок, конных повозок. Перед маневром необходимо убедиться, что соблюдены условия п. 11.4 ПДД РФ.

Эта ситуация спорная, так как знак 3.20 не запрещает обгон тихоходов и в любом случае он будет доминировать над разметкой. Но если опираться на официальные разъяснения МВД от марта 2019 г., обгон по встречке даже в этом случае — гарантированное лишение прав.

Не будет расцениваться как нарушение по п. 4 статьи 12.15 КоАП РФ проезд по встречке для объезда препятствий (недвижимых, блокирующих объектов: аварии, обвала, ремонтных работах и т. д.), если это нельзя сделать с правой стороны. В таких случаях сотрудники ГИБДД часто своими силами организуют движение, регулируя разъезд автомобилей. Если, в нарушение правил ПДД, водитель обогнул препятствие слева, а не справа, где было свободно, это считается административным правонарушением по п. 3 ст. 12.15 КоАП (штраф 1–1,5 тыс. руб.).

Если водитель пересек линии, разделяющие полосы противоположного направления, для разворота или поворота налево, это будет считаться правонарушением, однако не по п. 4 ст. 12.15, а по п. 2 ст. 12.16 (в 2019 г. карается штрафом 1–1,5 тыс. руб.).

Когда проезд по встречке грозит лишением

Нельзя пересекать (даже одним колесом) запрещающую разметку 1.1 и 1.2.1 (непрерывные одинарные линии) и двойную сплошную, когда это не разрешено дорожными знаками. Речь идет не только об обгоне, но и неправильном развороте или повороте, если водитель при маневре не «вписывается» в прерывистую линию.

П. 9.2 ПДД строго запрещает выезжать на встречку на улице с четырьмя и более полосами даже при преодолении препятствия. Поворачивать и разворачиваться можно в специально установленных для этого местах, где нет запрещающих указателей; в случае блокирующего объекта — объезжать его справа или следовать указаниям регулировщика. Иначе водителя могут привлечь по п. 3 ст. 12.15 (в 2019 г. наказывается штрафом 1–1,5 тыс. руб.) или п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (вплоть до лишения прав управлять авто), если гражданин посчитал за препятствие пробку или припаркованный по всем правилам транспорт.

Запрещена также езда по крайней левой полосе на дороге, размеченной на 3 ряда. Обгонять, поворачивать или разворачиваться можно по внутренней, которая служит для автотрафика в обе стороны.

Обгон даже при отсутствии запрещающих знаков или разметки запрещен (п. 11.4 ПДД РФ):

  • на перекрестках без светофоров и регулировщиков при езде по второстепенной улице;
  • на регулируемых перекрестках;
  • за 100 м до железнодорожного переезда и на нем;
  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях, на мостах, эстакадах и т. д.;
  • на опасных участках дороги и там, где видимость ограничена другими объектами, в том числе строениями, деревьями или машинами.

Неверно выполненный поворот или разворот с кратковременным проездом по полосе обратного направления будет признано нарушением по п. 4 ст. 12.15 КоАП. Такое случается, например, если водитель проехал по встречке на кольце или на перекрестке с двумя пересечениями дорог, начал или завершил маневр на сплошной линии.

Езда по однополосной дороге против ее направления также запрещены (п. 3 ст. 12.16 КоАП РФ). Санкции за это правонарушение в 2019 г. такие же, как при движении по встречной полосе.

Санкции за проезд по полосе встречного движения в 2019 г.

Въезд на встречную полосу (в том числе трамвайные пути) вопреки ПДД, запрещающим знакам и(или) разметке признается нарушением по п. 3 или 4 ст. 12.15, кроме того, в отдельных случаях, по п.п. 1,2 ст. 12.16 КоАП РФ. По закону, если в действиях водителя содержится состав двух правонарушений, наказание ему вменяется максимальное из предусмотренных этими статьями.

В 2019 г. наказание за проезд по полосе обратного движения против правил, знаков или разметки (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ):

  • штраф 5 тыс. руб.; или
  • лишение прав управлять машиной от 4-х месяцев до полугода.

Вторичный выезд на полосу встречного автотрафика карается изъятием удостоверения на 1 год. В обоих случаях собственнику автомобиля назначается только штраф 5 тыс. руб., если нарушение зафиксировано автоматической камерой.

Если автомобилиста, нарушившего ПДД, остановил сотрудник госинспекции, наказание накладывается на его усмотрение. Он вправе:

  • сразу же вынести постановление об административном нарушении и взыскании штрафа без протокола, если водитель — собственник авто и признает свою вину;
  • оформить протокол и вынести постановление, если водитель управляет машиной по доверенности или договору. Наказание (штраф) придется оспаривать у вышестоящих должностных лиц госинспекции;
  • составить протокол и передать материалы в суд. В 2019 г. только арбитры могут лишать права управлять машиной.

Выезд на встречную полосу для преодоления неустранимого препятствия (если водитель имел возможность объехать его справа) классифицируется как нарушение правил объезда (п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ). Это влечет штраф 1–1,5 тыс. руб.

Для уплаты штрафа у водителя есть 2 месяца после того, как постановление получит юридическую силу (через 10 дней после вынесения). Опоздание будет означать новое административное правонарушение и караться пени, арестом или обязательными работами.

В соответствии с п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, в 2019 г. сэкономить и заплатить только 50 % штрафа водителю, которому вменили незаконный проезд по встречке (п. 4 ст. 12.15), не получится.

Особенности выезда на трамвайные линии

Трамвайные пути — это часть дорожного полотна. П. 9.6 ПДД допускает движение по рельсам попутного направления в некоторых случаях:

  • машина не мешает движению трамваев;
  • пути располагаются слева от полос и находятся на одном уровне с ними, не отделяются запрещающей линией или ограждениями;
  • если остальные полосы заняты.

Поворот налево и разворот выполняются с попутных трамвайных путей, если на перекрестке нет знаков, регулирующих движение только из полос (5.15.1–2) или разметки. Автомобилист должен убедиться, что он не мешает проехать трамваю, заезжает на пути, пропускает поток, затем продолжает двигаться под прямым углом на встречные рельсы для маневра.

Заезд и движение по встречным трамвайным рельсам (как и по рядам, предназначенным для общественного транспорта) приравниваются к езде по встречке и карается штрафом и лишением права управлять авто. Обратные пути можно только пересекать, выполняя маневр по правилам, установленным ПДД, в местах, который служат специально для этого.

Если все полосы попутного движения блокированы препятствием, которое нельзя обогнуть справа, водитель может объехать его по трамвайный путям противоположного направления, при этом соблюдая правила встречного разъезда (пропустить движущийся навстречу транспорт, проследить, что маневр не создаст аварийного положения. На спуске дорогу уступает тот, кто едет вниз). Часто при наличии таких серьезных препятствий (масштабных ремонтных работ или аварий) сотрудники ГИБДД своими силами регулируют проезд по встречной полосе.

Как оспаривать вынесенное наказание в 2019 г.

Нормы КоАП и ПДД, касающиеся проезда по встречной полосе, во многом пересекаются с другими разделами правил и права. Поэтому часто вынесенные решения кажутся водителям спорными, они готовы добиваться справедливости в суде. Срок для обжалования постановления во второй инстанции — 10 дней.

Например, иногда госинспекторы наказывают граждан по п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за отступление от правил обгона там, где он разрешен (нет запрещающих линий, знака «Обгон запрещен» и т. д.), то есть фактически за нарушение ст. 11.1 ПДД РФ. Эта статья гласит: перед совершением такого маневра водитель обязан убедиться, что нет помех, он успеет въехать в свой ряд. Иначе это будет расценено как административное правонарушение, но не выезд на встречную, а несоблюдение правил обгона. Первое — это лишение или штраф 5 тыс. руб. (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), второе — штраф 1,5 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.15 КоАП РФ). Рекомендуется тщательно следить за тем, что госинспектор пишет в протоколе и нарушение какого правила он вменяет водителю.

Очень много спорных случаев касается разницы между обгоном (своевольным выездом на встречку) и объездом (вынужденным выездом) против ПДД и ограничителей. И то, и то считается правонарушением, однако, первое карается большим штрафом или лишением, второе — только штрафом 1–1,5 тыс. руб.

При рассмотрении дела и вынесении постановления смягчающим фактором будет выступать крайняя необходимость, например, попытка избежать столкновения на резко сужающейся дороге. Однако, наличие таких обстоятельств нужно подтвердить доказательствами. Если водителя остановил сотрудник ГИБДД и утверждает, что он незаконно двигался по встречке, даже может это доказать (есть фото или видео), необходимо присмотреться к погоде, расположению знаков и разметке.

Так, шанс отстоять свое удостоверение повышается, если:

  • дорожные знаки выставлены не по ГОСТ, например, они скрыты в кустах, затерты или закрашены, повернуты обратной стороной к движущимся авто;
  • линии вытерты или неясны, нанесены не по ГОСТ. Например, если между штрихованной линией 1.5, позволяющей маневрировать, и сплошной нет предупреждающей разметки 1.6;
  • плохая погода, снег, туман не дают возможность ясно различать знаки и разметку и т. д.

Каждое из этих обстоятельств необходимо фиксировать в протоколе, на фото- или видеокамеру, с помощью свидетельских показаний — любым способом, который позволит смягчить или отменить наказание.

Практика 2019 г. показывает, что больше всего отмененных постановлений о наказании за то, что водитель выехал на полосу противоположного движения, приходится уже на третью инстанцию — Президиум регионального суда или ВС РФ. Местные арбитры зачастую быстро и без борьбы соглашаются с доводами госинспекторов. Выезд на встречную полосу сопряжен с огромной опасностью на трассе, поэтому всегда лучше не допускать нарушений, чем потом оспаривать наказание в нескольких инстанциях.

Вам также будет интересно

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Первое, с чего нужно начать при разборе ситуаций с выездом на встречку, это конкретное обозначение понятия «выезд на полосу встречного движения», поскольку многие полагают, что выездом на встречку называется любое передвижение через полосу встречного движения. Данное мнение является заблуждением.

Законом четко установлены два маневра, элементом которых является выезд на встречку:

  • Выезд на полосу встречно движения – данным маневром называется непродолжительное прямое следование по полосе встречного движения с целью возврата на свою полосу. Наиболее распространенный пример данного маневра – обгон другого ТС. Собственно, это будет рассматриваться, как вынужденная мера при прямолинейном движении по встречке;
  • Пересечение встречной полосы – здесь подразумевается движение не прямо по встречной полосе, а поперек нее. Данный маневр выполняется с целью либо ухода с полосы движения, либо полного прекращения движения по данной полосе автодороги. К числу маневров данной категории относятся поворот налево, разворот, остановку на парковку в левой стороне дороги и движение назад.

Если остановившие вас сотрудники ДПС квалифицируют ваше движение, обратите внимание, чтобы оно было обозначено правильным термином, поскольку именно от термина будет зависеть избрание меры пресечения за ваше правонарушение.

В каких случаях выезд на встречную полосу не является нарушением

Выехать на полосу встречного движения можно лишь в случаях, не указанных в перечне ситуаций, когда этот маневр запрещен (данный список регламентирован ПДД).

Так, выехать на полосу встречного движения без нарушения ПДД можно в следующих случаях:

  • На узкой дороге, не имеющей разметку, а также знаков, которые запрещали бы обгон либо выезд на встречную полосу. Определить часть дороги, предусмотренную под встречное движение, вам нужно будет самостоятельно. Количество полос на дороге, не имеющей ни разметки, ни дорожных знаков, всегда будет четным. Определить их точное количество вы сможете на глаз (их будет или 2, или 4);
  • На трехполосной дороге без дорожных знаков, запрещающих совершение обгона либо разворота по встречке. При этом все полосы должны быть размечены краской. В противном случае, это будет дорога, описанная в первом случае, где полос будет или две, или четыре;
  • В других случаях, незначительно отличающихся от указанных выше двух.

Когда выезд на встречную полосу запрещен

Если говорить о маневрах, подразумевающих выезд на встречную полосу, в любом случае, первое, что приходит на ум – это обгон. При помощи этого маневра, вы опережаете другое ТС, двигающееся по той же проезжей части, что и вы.

Совершение обгона будет трактовано, как нарушение ПДД, в следующих случаях:

  • Транспортное средство, которое вы намерены обогнать, само совершает обгон либо объезд;
  • Транспортное средство, которое вы намерены обогнать, двигается с включенным левым «поворотником»;
  • Если возврат другого автомобиля после совершения маневра однозначно приведет к ДТП.

Помимо указанных случаев, выезжать на встречку запрещено на следующих участках трассы:

  • Перекресток;
  • «Зебра», по которой переходят дорогу два и более пешехода;
  • Железнодорожный переезд, а также автодорога в радиусе 100 метров от него;
  • Мост, путепровод, эстакада, туннель;
  • Места с ограниченной видимостью.

Кроме того, если при совершении выезда на полосу встречного движения вы нарушите дорожную разметку, это однозначно повлечет наложение штрафа.

Запрещено пересекать следующие виды разметки:

  • Сплошную линию;
  • Двойную сплошную линию;
  • Сплошную и прерывистую линию;
  • Двойную прерывистую линию (только в случае неработающего или показывающего красный свет светофора).

Штраф или лишение за выезд на встречку

Обгон с сопутствующим нарушением разметки 1.6 наказывается штрафом в размере от 5000 рублей либо лишением прав на срок до полугода.

Рецидив данного нарушения приедет к лишению вас прав на управление ТС на срок до 1 года. В том случае, если факт нарушения будет зафиксирован на камеру, наказание будет ограничено максимальным денежным штрафом (водительские права останутся у вас).

Также существует такой термин, как объезд препятствия с дальнейшим выездом на полосу встречного движения.

Данным термином определяется объезд автомобилстом чего-либо, что не имеет точного определения Правилами.

В КоАП установлено, что препятствием является любой предмет, являющийся неподвижным и не дающий возможности проехать по предназначенной полосе автомобильной дороги, а также объехать его с правой стороны.

Важно отметить, что к данной категории медленно передвигающиеся транспортные средства или пробки не относятся.

Если вы решите совершить обгон в такой ситуации и пересечете сплошную 1.6, вам придется уплатить штраф в размере 1000-1500 рублей, что установлено ч.3 ст. 12.15 КоАП РФ.

В отличие от нее, статья 12.16 того же нормативно-правового акта предусматривает более мягкое наказание. Согласно данному акту, нарушение разметки на четырехполосной дороге обернется для вас штрафом в размере до 500 рублей. Также штраф предусматривается за выезд на встречную полосу при повороте налево.

Совершить такой маневр можно лишь на перекрестках, а также на участках трассы, где не размещены соответствующие запрещающие знаки. В противном случае, вы будете должны уплатить штраф в размере 1500 рублей и выше.

Разворот с выездом на встречную полосу можно совершить лишь когда вы находитесь на крайней левой полосе движения на автодороге с несколькими линиями разметки.

Если при совершении маневра вы заедете на встречную линию, вам нужно будет уплатить штраф в размере 1000-1500 рублей.

Также следует рассмотреть такой маневр, как выезд на дорогу с односторонним движением. К нему прибегают водители, решающиеся на проезд под так называемым «кирпичом».

Если нарушение имело место на территории АЗС, стоянке торгового центра и прочих прилегающих территорий, вас за него оштрафую на сумму до 500 рублей.

За езду по дороге с односторонним движением вас могут лишить прав на управление ТС на срок от 4 месяцев до полугода. Рецидив обернется аналогичной санкцией, но уже на 1 год.

Еще одно нарушение – перестроение на полосу реверсивного движения.

Выезд на такую полосу запрещен в следующих случаях:

  • Когда светофор находится в нерабочем состоянии;
  • Когда светофор показывает красный свет (выезд на полосу встречного движения запрещен);
  • Когда светофор показывает желтый сигнал и показывает стрелку вправо (предупреждающий сигнал), а вы не перестроились.

В таких ситуациях, на вас будет наложен штраф в размере 5000 рублей либо вас даже могут лишить водительских прав.

Что считается выездом на встречную полосу?

Выезд на полосу встречного движения – одно из наиболее распространенных нарушений на дороге. Возможно, по официальной статистике так складывается еще и потому, что сотрудники ГИБДД применяют эту формулировку к самому широкому кругу водительских проступков.

Для того чтобы помешать инспекторам трактовать закон на свой лад, попробуем разобраться в правилах и определениях.

Пленум Верховного суда своим постановлением от 24.10.2006 г. №18 разъяснил, каким образом должна толковаться и применяться новая редакция ст.12.15 КОАП, и привел полный перечень нарушений ПДД, которые можно трактовать как выезд на встречную полосу. К ним относятся следующие.

— На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, выезд для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п.9.2 ПДД). Такой запрет обозначается дорожной разметкой 1.3 (двойная сплошная линия). Это означает, что если нет разметки, то квалифицировать выезд на встречную полосу не возможно.

— На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, выезд на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения (п.9.3 ПДД). Это означает, что при прерывистой разметке выезжать на крайнюю левую полосу можно только для поворота или разворота.

— Обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если вы движетесь не по главной дороге, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (п.11.4 ПДД). Обгон в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью также запрещен (п.11.4 ПДД). При этом следует учитывать, что на участках с ограниченной видимостью, в том числе и в конце подъема, должны устанавливаться соответствующие знаки.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства (п.1.2 ПДД).

«Обгон» — опережение одного или несколько транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)(п.1.2 ПДД).

— Объезд с выездом на полосу встречного движения транспортных средств, стоящих перед железнодорожным переездом (п.15.3 ПДД).

— Выезд на трамвайные пути встречного направления. Двигаться по трамвайным путям в попутном направлении разрешается, если они расположены слева на одном уровне с проезжей частью, а все полосы движения заняты. Однако такой выезд допустим при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п.8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи движению трамвая (п.9.6 ПДД).

В новой редакции КОАП разграничивается ответственность за нарушения, связанные с поворотом и разворотом (штраф от 1000 до 1500 рублей, ч.3 ст.12.15 КОАП), и за обгон или движение по встречной полосе (лишение прав, ч.4 ст.12.15 КОАП). Разворот, объезд препятствия, поворот налево, выезд на трамвайные пути встречного направления нельзя квалифицировать как выезд на полосу встречного движения с последующим лишением прав – за эти нарушения ГИБДД имеет право лишь оштрафовать. Но если вы объединяете оба правонарушения (например, вначале выезжаете на трамвайные пути, а затем на полосу встречного движения), то санкции последуют в соответствии с обоими пунктами ст.12.15 КОАП (и штраф, и лишение водительских прав).

Только ч.3 ст.12.15 КоАП применяется в случае выезда для разворота на полосу встречного движения вопреки дорожным знакам или разметке. Например, если водитель движется по дороге с одной полосой для каждого направления и нарушает требования дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков 3.20 (обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» либо нарушает требования знака 3.1 «Въезд запрещен» и выезжает для поворота или разворота на участок дороги с односторонним движением. Но в случае если эти же знаки и разметка нарушаются в связи с обгоном или движением по встречной полосе, то применяется ч.4 ст.12.15 КоАП.

К сожалению согласно абз.2 п.5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004 знак «Дорога с односторонним движением» может не устанавливаться при выезде на эту дорогу с прилегающих к ней территорий, и это становится причиной невольного нарушения, когда водитель просто не знает, что едет по встречной полосе. Однако для ГИБДД это все равно может стать основанием для составления протокола по ч.4 ст.12.15 КоАП.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ ч.3 и 4 ст.12.15 КоАП также считаются «специальными» по отношению к ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КОАП, и это означает, что сотрудники ГИБДД не имеют права вместе с протоколами по этим пунктам составлять еще и протокол о нарушении разметки.

tinyton.ru
Выезд на встечку случаи варианты
Выезд на встечку случаи варианты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: