Взыскание налогов и сборов включая пени

В каком порядке осуществляется взыскание налогов и сборов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в банках?

В каком порядке осуществляется взыскание налогов и сборов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в банках? В соответствии со ст. 69 НК РФ при обнаружении у налогоплательщика (налогового агента) или плательщика сборов недоимки по налогу или сбору налоговый орган направляет ему об этом письменное извещение, которое называется требованием об уплате налога (сбора). В извещении помимо суммы недоимки и соответствующих пеней указывается установленный налоговым органом срок, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить недостающие суммы.

Как правило, такой срок составляет 10 календарных дней, если более продолжительный срок не указан в самом извещении (п. 4 ст. 69 НК РФ). Если в установленный в требовании срок налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) все же не перечислит требуемые суммы в бюджет, налоговый орган принимает решение о взыскании неуплаченных сумм в принудительном порядке за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Данное решение может быть принято только после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сбора.

Решение о взыскании, принятое до истечения указанного срока, должно быть признано недействительным на основании ст.

13 ГК РФ, как акт ненормативного характера, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица (в данном случае — право собственности на денежные средства). См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2002 г. по делу N 2809, от 26 февраля 2003 г.

по делу N А66-6329-02; ФАС Московского округа от 25 апреля 2003 г. по делу N КА-А40/2274-03. Полномочия налоговых органов по вынесению решений о взыскании в бесспорном порядке налога (сбора) за счет денежных средств на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей в банках ограничены также пресекательным сроком.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ соответствующее решение должно быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора). Решение о взыскании, принятое по истечении указанного двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению банком не подлежит (абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ). В таком случае взыскание неуплаченных сумм производится только в судебном порядке.

А именно налоговая инспекция в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) может обратиться в суд с иском о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающихся к уплате суммы налога или сбора, а также пеней. Причем пропущенный по уважительной причине срок подачи искового заявления может быть восстановлен судом по правилам, установленным АПК РФ. Если иск о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя сумм недоимки и соответствующих пеней подан до истечения двухмесячного срока на бесспорное списание недостающих сумм со счетов налогоплательщика в банке, такой иск может быть принят судом к рассмотрению только при наличии неразрешенных разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу обоснованности указанных требований.

Решение о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах в банке в обязательном порядке должно быть доведено налоговым органом до сведения налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения указанного решения налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, такое решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. При этом соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (налоговым агентом, плательщиком сбора) соответствующего документа, направленного заказным письмом.

В течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (п. 4 ст. 46 НК РФ). Инкассовое поручение налогового органа должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление недоимки и пеней, и сумму, подлежащую перечислению. При отсутствии в инкассовом поручении какого-либо из необходимых реквизитов, неправильном заполнении полей инкассового поручения либо приложенных к нему документов исполняющий банк обязан немедленно известить об этом налоговый орган.

В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить без исполнения инкассовое поручение и все документы, приложенные к нему, налоговому органу (п.

1 ст. 875 ГК РФ). Под «счетами» для целей налогообложения понимаются расчетные (текущие) счета и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций или индивидуальных предпринимателей (абз.

10 п. 2 ст. 11 НК РФ). под счетами понимаются счета в кредитных организациях, то есть в банках и небанковских кредитных организациях, имеющих лицензию ЦБ РФ.

Следовательно, например, счета, открываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками, своим клиентам, не могут рассматриваться как «счета» для целей налогового законодательства; 2) основанием для открытия счета является договор банковского счета, в соответствии с которым банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 ГК РФ). Депозитные счета, открываемые на основании договора банковского вклада, и ссудные счета, открываемые на основании кредитного договора, для целей налогообложения «счетами» не признаются; 3) счета открываются организациями или индивидуальными предпринимателями.

То есть в качестве «счетов» для целей налогообложения не рассматриваются счета физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями; 4) денежные средства на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей должны принадлежать указанным организациям или индивидуальным предпринимателям. «Счетом» организации или индивидуального предпринимателя для целей налогообложения не может быть признан счет, открытый на имя этой организации или индивидуального предпринимателя, если на этом счете в соответствии с его правовым режимом не могут находиться принадлежащие этой организации или индивидуальному предпринимателю денежные средства.

Такими счетами являются, например, брокерские счета; 5) С учетом понятия счета, используемого в законодательстве о налогах и сборах, взыскание сумм недоимки и пеней может производиться только с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя (абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ). Взыскание недоимки и пеней с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты (абз. 3 п. 5 ст. 46 НК РФ). Взыскание недоимки и пеней не может производиться с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия соответствующего депозитного договора.

В такой ситуации налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк инкассовое поручение налогового органа на перечисление недоимки и пеней (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ). Таким образом, инкассовое поручение направляется налоговым органом в любой банк, где открыты расчетные (текущие) счета налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя, причем налоговый орган вправе выставить инкассовые поручения абсолютно на все расчетные счета налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов). В случае открытия налогоплательщику нового расчетного счета налоговый орган вправе выставить повторное инкассовое поручение в тот же самый банк.

Какая-либо последовательность в направлении инкассовых поручений на расчетные счета налогоплательщика не установлена.

Однако в случае выставления налоговым органом инкассовых поручений на несколько счетов налогоплательщика общая сумма инкассовых поручений должна соответствовать сумме задолженности налогоплательщика, указанной в требовании об уплате налога (сбора) и пеней, с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по этому требованию. Инкассовое поручение налогового органа о перечислении сумм налога (сбора) и соответствующих пеней в бюджетную систему РФ подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ГК РФ (п.

4 ст. 46 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает, что банк при списании и перечислении денежных средств со счета своего клиента (налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов) не учитывает возражения последнего. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком инкассового поручения налогового органа такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета.

И если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный ГК РФ: Особо следует отметить, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на повторное выставление налоговым органом инкассового поручения взамен ранее выставленных налогоплательщику и возвращенных банком без исполнения ввиду отсутствия на них необходимых денежных средств.

2.1. Взыскание пеней

Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов является взыскание пеней. Согласно п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается «денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки».

При рассмотрении далее имеющихся способов обеспечения уплаты налогов следует отметить, что в Налоговом Кодексе не содержится ни прямого запрета, ни прямого разрешения применять одновременно несколько способов обеспечения уплаты налогов. Тем не менее, п.3 ст.75 НК РФ говорит о том, что пеня не начисляется на налоговую недоимку «которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика». То есть исключается возможность применения одновременно двух способов обеспечения обязательств по уплате налогов – начисление пени и приостановление операций налогоплательщика по счетам или арест имущества.

Однако данная ситуация является причиной разногласий между налоговыми органами и организациями, которые разрешаются в судебном порядке, к сожалению, не всегда в пользу налогоплательщика. Одни судебные решения говорят о том, что неправомерно начислять пени на недоимку в силу самого факта ареста имущества или принятия решения о приостановлении операций по счетам. В частности, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 23 мая 2005 г. по делу № А66-9893-03 указал, что суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы МУП «Тверьгорэлектро» (предприятия-налогоплательщика) о неправомерности начисления ему инспекцией пеней на суммы недоимки, в счет погашения которой арестовано его имущество.

Другие судебные решения указывают, что приостановление операций по счетам не препятствовало налогоплательщику уплачивать налоги, поэтому и нет оснований для освобождения от уплаты пени. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 30 ноября 2005 г. по делу № А 66-1585/2005 установил, что нет оснований для освобождении от уплаты пени, т.к. решение о приостановлении операций по счетам не могло препятствовать исполнению обязанностей по уплате налогов в соответствии с очередностью, установленной в ст. 855 ГК РФ.

Суды могут потребовать от налогоплательщика представить доказательства того, что ограничение расходных операций по счету препятствовало уплачивать налоги, причем указывают на необходимость доказывать наличие причинно-правовой связи между наложенными ограничениями по расходованию средств со счета и невозможностью уплачивать налоги. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 17 октября 2005 г. по делу № А26-7007/04-210 пришел к выводу, что если общество ссылается на приостановление операций по счетам как на основание, которое исключает начисление пени на налоговую недоимку, то оно должно было представить доказательства, свидетельствующие о том, что приостановление операций по счету в банке препятствовало исполнению налоговых обязательств. Из содержания пункта 3 статьи 75 НК РФ следует, что единственным основанием освобождения налогоплательщика от начисления пеней является наличие причинной связи между невозможностью погасить недоимку и решением налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика в банке или наложении ареста на его имущество. В соответствии с нормами статьи 65 АПК РФ указанные обстоятельства доказывает заявитель.

Таким образом, исходя из логики принятых решений, начисление пени при приостановлении операций по счетам, можно квалифицировать не как меру обеспечения, а как меру ответственности за неуплату в срок налогов. То есть пеня начинает принимать характер штрафных санкций и выполнять функции «налоговой неустойки».

Другой арбитражный суд – ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 11 января 2005 г. по делу № А79-6631/2003-СК 1-6716 указал, что пени уплачивается в независимости от применения иных способов обеспечения: «Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора…». Данные выводы были сделаны на основании п. 2 ст. 75 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени могут быть уплачены либо одновременно с суммой основного долга либо после уплаты налоговой недоимки.

Пени согласно п.6 ст.75 НК РФ могут быть взысканы принудительно в том же порядке, что и основная сумма налоговой недоимки. Новшеством, введенным в действие с 2007 года, является то, что пени по недоимке взыскиваются в судебном порядке в том случае, когда взыскание налога с налогоплательщика производится в судебном порядке.

В свою очередь судебный порядок взыскания налога в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ предусмотрен в отношении: организаций, которым открыт лицевой счет; зависимых (дочерних) предприятий (в перечисленных в законе случаях); случаев, связанных с изменением юридической квалификации сделки.

Если же налогоплательщик все-таки уплатил основную сумму долга, но позже установленного законодательством срока, и не уплатил добровольно пени, то начисление пени на сумму пени не производится. Неуплата пени при уплаченной основной сумме налога не образует состава налогового правонарушения.

При рассмотрении дела № КА-А 41/7486-03 ФАС Московского округа (постановление от 24 октября 2003 г.) установил, что ответчик уплатил недостающую сумму налога по уточненной налоговой декларации платежным поручением № 130 от 04.09.2002, а налоговое законодательство не предусматривает взыскания штрафа за неуплату пени.

В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ сумма пени, которую должен уплатить должник, указывается налоговым органом в требовании об уплате налогов. Порядок взыскания пеней идентичен порядку взыскания налога, поэтому налоговые органы обязаны соблюдать все правила принудительного взыскания налога (ст. 46-48 НК РФ) и при взыскании пени. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 21 октября 2003 г. по делу № КА-А41/6750-03-П было отмечено, что в п. 9 ст. 46 НК РФ порядок взыскания налогов распространен и на взыскание пени. Данный вывод вытекает также из п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, которая непосредственно связана со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если налогоплательщик имеет переплату по налогу при наличии текущей задолженности по налогу, то пени взыскиваться не должны. Это подтверждается, например, решением ФАС Московского округа в постановлении от 4 мая 2005 г. по делу № КА-А40/3389-05.

Однако встречаются и противоположные судебные решения. Например, ФАС Волго-Вятского округа указал в постановлении от 5 июля 2004 г. по делу № А43-16584/2003-32-722 на то, что наличие переплаты не препятствует взысканию пени.

Новшество, внесенное в статью 75 НК РФ, и действующее с 1 января 2007 года, связано с применением разъяснений Минфина России и других финансовых органов. Так, согласно п.8 ст.75 НК РФ если налогоплательщик в своих действиях строго следовал письменным разъяснениям Минфина России, то он может избежать не только штрафа, но и пени. Однако освобождение от штрафа (пени) может наступить лишь при соблюдении определенных правил.

1. Разъяснения должны быть даны финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом. То есть помимо Минфина разъяснения вправе давать: территориальные налоговые органы, органы ФСС России, ПФР – по вопросам уплаты страховых взносов.

2. Разъяснения должны даваться самому налогоплательщику или неопределенному кругу лиц. К какой категории относить частные ответы Минфина России на вопросы налогоплательщиков, если эти ответы размещены в одной из электронно-правовых компьютерных баз («Гарант», «Консультант плюс» и т.п., является в данное время вопросом. По всей вероятности, такие разъяснения можно отнести к последней категории.

3. Разъяснения должны по смыслу относиться к тому отчетному или налоговому периоду, в котором образовалась недоимка, вне зависимости от даты разъяснений.

4. Разъяснение должно быть дано после 31 декабря 2006 г. (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

Освобождение от ответственности не последует в том случае, если налогоплательщик представил финансовому органу неполную или недостоверную информацию. Ответы Минфин России и иные органы должны давать не позднее чем в двухмесячный срок. Однако по решению руководителя (его заместителя) финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц.

Налоговые органы обязаны теперь руководствоваться разъяснениями Минфина России, поскольку эта норма закреплена в подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

5. Взыскание коллекторскими агентствами долгов по кредитам
В Российской Федерации появились и активно развиваются коллекторские агентства, которые предоставляют услуги по сбору долгов и деятельность которых включает два направления:– кредитное коллекторство, то есть

33. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика – организации и налогоплательщика – физического лица
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на

<…> Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)
1
. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником

Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47
О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
В связи с возникающими в судебной практике вопросами о порядке исчисления сумм пеней

15.8. Перерасчет, возврат и передача на взыскание НДФЛ
Для проведения перерасчетов налога и регистрации возврата излишне удержанного НДФЛ предназначен документ «Перерасчет НДФЛ»
. Документ можно вызвать из меню «Расчет зарплаты организации» – «Налоги» (интерфейс

«Разборки» в суде и взыскание присужденного
Как бы хорошо ни была в компании организована работа по предотвращению возникновения просроченной дебиторской задолженности, периодически все же возникает необходимость в судебном взыскании долгов.Сталкиваясь с просрочкой

21.2. Налоговое взыскание
В первом варианте НК РФ, начавшем действовать в 1999 году, говорилось четко – штрафы взыскиваются только через суд
. На наш взгляд, идея справедливая, но выяснилось, что арбитраж у нас слишком загружен. В одном из своих выступлений Владимир Путин

21.5. Новое в расчете пеней
В расчете пени два важных изменения. Первое – с 2007 года от них будут освобождены плательщики, исполнявшие официальные разъяснения, даже если те оказались неверными (п. 8 ст. 75 НК РФ). Как и со штрафом, алиби признаны лишь те консультации, что

Взыскание дебиторской задолженности
Взыскание дебиторской задолженности – это истребование в добровольном и судебном порядке суммы долгов, которые причитаются предприятию от юридических или физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними.

Статья 46

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: в первую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; в четвертую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в пятую очередь — по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Порядок взыскания налога, сбора, пени, штрафа с организаций и индивидуальных предпринимателей

Налоговый кодекс РФ в действующей редакции предусматривает 2 различных порядка взыскания налога (сбора). 1. По общему правилу в административном порядке — на основании решения налогового органа.

Инкассовое поручение налогового органа о перечислении сумм налога (сбора) и соответствующих пеней в бюджетную систему РФ подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ГК РФ (4 очередь). 4. Инкассовое поручение налогового органа должно быть исполнено банком: не позднее 1 операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения – с рублевых счетов; не позднее 2 операционных дней со дня получения указанного поручения — с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком инкассового поручения налогового органа такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств. Решение о взыскании недоимки и пеней за счет иного имущества должно быть принято налоговым органом в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа.

Если в установленный в постановлении срок (пять дней) суммы недоимки и пеней не будут уплачены налогоплательщиком, судебный пристав-исполнитель приступает к исполнению.

Исполнительные действия должны быть совершены в 2мес. срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обращение взыскания состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации (установлен порядок очередности).

Статья 46 НК РФ

46 НК РФ относит денежные средства на банковских счетах налогоплательщика (плательщика сбора) и их электронные денежные средства.

Из перечисленных форм для взыскания налога (сбора) используются расчеты инкассовыми поручениями. В ст. 46 НК РФ отдельно урегулированы вопросы принудительного взыскания со счетов инвестиционного товарищества. Федеральной налоговой службой (Приказ ФНС России от 3 октября 2012 г.

N ММВ-7-8/[email protected]) утверждены формы: — документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента); — требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов; — решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств; — решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)

Взыскание налогов сборов пени

Телефонная консультация 8 800 505-92-65 Мне пришла повестка от судебного пристава: сущность: взыскание налогов и сборов, включая пени и сумма УИН 32262008150003231008///Взыскание налогов и сборов, включая пени, ИП 3231/15/62008-ИП, ЛОЗОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ-за что плата.

Мне пришло оповещение о том что-Взыскание налогов и сборов, включая пени Это что значит?

За что начислили? В 17.01.2017 году налоговая выставила акт взыскание налогов и сборов, включая пенив этот акт попал 2013 год налог УСН В январе пришла бумага из ИФНС о задолженности по неуплате налога в ПФ в размере 130000 руб. за 2015 г Моей соседке пришло письмо из МИФНС №3 с решением №. о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физ.

лица через суд, ст.48 НК, руководствуясь ст Здравствуйте! На начало 2015 года р/счёт по ИП был закрыт. Круглосуточно.

Чем грозит судебный приказ о взыскании задолженности по налогам

Взыскание задолженности, включая не только основную сумму платежа, но также пени и штрафы, осуществляется за счет:

  1. имущества гражданина или организации;
  2. денежных средств в виде наличности и на счетах банков;
  3. имущественных прав, имеющих фактическую ценность.

Заявление в суд от налоговых органов может быть представлено в течение 6-ти месяцев с даты не исполнения лицом своих обязательств по налогам и сборам.

Декларации сдавал нулевые. За 2015 по ОПС начислена страховая часть и платежи в ФФОМС Юридические консультации по любым вопросам права.

Если срок подачи иска был пропущен ИФНС по уважительной причине, то он восстанавливается судом. Срок исковой давности по заявлению, касающемуся взыскания задолженности по налогам и сборам с физического или юридического лица составляет три года. Как оплатить задолженность по налогам через Госуслуги, читайте здесь. Примечательно, что при обнародовании приказа суд может определить необходимость незамедлительного ареста имущество плательщика (ст.

48 НК РФ)

Статья 46 НК РФ

В п. 4 ст. 46 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплен срок направления налоговым органом в банк поручения налогового органа на перечисление взысканных сумм в бюджетную систему РФ. Заметим, что ст. 46 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) не устанавливала срок направления в банк инкассового поручения и не определяет последствия направления такого поручения позднее даты вынесения решения о взыскании.

Заметим, что арбитражные суды преимущественно в данном вопросе не поддерживали налогоплательщиков.

Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога и пени. В связи с неисполнением требований в соответствии со ст. В соответствии со ст.

Как осуществляется взыскание долгов по налогам судебным приказом?

Приказное судопроизводство характеризуется: Во многих случаях взыскание долга (в рассматриваемом сценарии — налога) на практике осуществляет Служба судебных приставов.

46 НК РФ налоговым органом приняты решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика. За неисполнение налогоплательщиком требования налоговый орган направил в банк налогоплательщика инкассовые поручения.

Судебный приказ — тот документ, на основании которого будут действовать приставы.

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: 8 (800) 333-45-16 доб. 149

Судебный приказ, удостоверяющий право ФНС взыскать с должника не уплаченные в бюджет налоги, издается в общем случае мировым судьей на основании заявления Налоговой службы.

В административном судопроизводстве подобных ограничений не предусмотрено, но регламентирован ряд сценариев, при которых ответчик — в данном случае, налогоплательщик, может активно защищать свои права. Рассмотрим более подробно специфику взыскания налоговых долгов с применением судебных приказов.

  1. Появившийся исходя из наличия в собственности гражданина или организации имущества, облагаемого налогом. Например:
  • недвижимости;
  • транспортного средства.
  1. Появившийся вследствие получения гражданином или организацией дохода.

    Полезно будет подробнее изучить основания для выдачи мировым судьей приказа на взыскание налоговых долгов.

    Например:

  • от предпринимательской деятельности;
  • от продажи какого-либо имущества;
  • от получения имущества в дар.

Изучим более подробно специфику соответствующих возражений. Если ответчик — в данном случае, налогоплательщик, успеет подать возражения касательно судебного приказа, в мировой суд, рассмотревший иск от ФНС, в течение 20 дней, то соответствующий приказ отменяется на основании определения суда. В данном определении фиксируется, что истец получает право направить исковое заявление в суд в рамках общего механизма рассмотрения споров в порядке административного судопроизводства.

Копии определения об отмене рассматриваемого документа направляются в ФНС и налогоплательщику в течение 3 дней после вынесения соответствующего определения.

При этом, ФНС может попросить суд сразу направить заверенный судебный приказ на исполнение.

В предусмотренных законом случаях документ формируется и направляется в Службу судебных приставов в электронном виде. Если вам требуется помощь в подготовке документов в суд или составлении юридически грамотного возражения на судебный приказ о взыскании задолженности по налогам, то напишите об этом через форму ниже.

Решение о взыскании налогов

мне в ноябре пришло исковое заявление о взыскании налога и пении за 2010 год.в марте 2012 году было решение суда.

я в феврале 2014 его отменила.могут ли они взыскать эту сумму за решение которое 04.11.2014 Добрый вечер.Мне пришла повестка от судебного пристава:сущность:взыскание налогов и сборов,включая пени и сумма.Я была директором в 2011 году в течении трех месяцев,затем предприятие возглавлял совершенно 06. ЗАО не признает данную задолженность. Налоговый орган отказывается выдавать справку и акт сверки с отражением в них реального состояния расчетов по налоговым платежам, то есть без отражения указанной задолженности.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ бесспорное взыскание задолженности ограничено двухмесячным сроком, по истечении которого налоговый орган в пределах шести месяцев вправе произвести в судебном порядке. Налогоплательщик не согласный с решением о таковых сумм за счет своего имущества, вправе оспорить в суде. Самым распространенным способом взыскания является списание задолженности со счетов налогоплательщика.

М.о задолженности по налогам, пени, штрафам в общей сумме.

руб. коп. Решение по иску о взыскании транспортного налога Споры из нарушений налогового законодательстваиски налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физ.

лиц

Взыскание налогов и сборов включая пени

денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента (ст.

46 НК РФ); имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.

Затем решение о взыскании налога налоговый орган направляет: в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — в течение 1-го месяца со дня принятия решения о взыскании. Банк исполняет это поручение в очередности, установленной ГК РФ; налогоплательщику (налоговому агенту) — в течение 6-ти дней после вынесения указанного решения под расписку. Взыскание налога может производиться с: рублевых расчетных (текущих) счетов; валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых счетах); депозитных счетов (только при условии истечения срока действия депозитного договора).

Поручение налогового органа исполняется банком: не позднее 1 -го операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов; не позднее 2-х операционных дней, если взыскание налога про-изводится с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета. Перечисленные выше правила применяются также и при взыска-нии сборов, пеней и штрафов за несвоевременную уплату налога.

Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) Если на счете налогоплательщика (налогового агента) отсутствуют денежные средства, то налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в т.ч.

за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента). Судебный пристав-исполнитель производит исполнительные действия в 2-х месячный срок со дня поступления к нему постановления. При взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) установлена определенная последовательность (рис.

5.1). Рис. 5.1. Последовательность взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации этого имущества.

Указанные правила применяются также при взыскании сборов, пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа с физических лиц производится за счет имущества этих лиц.

Вместе с тем налоговый орган (таможенный орган) может ходатайствовать о наложении ареста на имущество ответчика. Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ.

Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов является взыскание пеней. Согласно п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается «денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки».

При рассмотрении далее имеющихся способов обеспечения уплаты налогов следует отметить, что в Налоговом Кодексе не содержится ни прямого запрета, ни прямого разрешения применять одновременно несколько способов обеспечения уплаты налогов. Тем не менее, п.3 ст.75 НК РФ говорит о том, что пеня не начисляется на налоговую недоимку «которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика». То есть исключается возможность применения одновременно двух способов обеспечения обязательств по уплате налогов – начисление пени и приостановление операций налогоплательщика по счетам или арест имущества.

Однако данная ситуация является причиной разногласий между налоговыми органами и организациями, которые разрешаются в судебном порядке, к сожалению, не всегда в пользу налогоплательщика. Одни судебные решения говорят о том, что неправомерно начислять пени на недоимку в силу самого факта ареста имущества или принятия решения о приостановлении операций по счетам. В частности, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 23 мая 2005 г. по делу № А66-9893-03 указал, что суд кассационной инстанции считает обоснованными доводы МУП «Тверьгорэлектро» (предприятия-налогоплательщика) о неправомерности начисления ему инспекцией пеней на суммы недоимки, в счет погашения которой арестовано его имущество.

Другие судебные решения указывают, что приостановление операций по счетам не препятствовало налогоплательщику уплачивать налоги, поэтому и нет оснований для освобождения от уплаты пени. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 30 ноября 2005 г. по делу № А 66-1585/2005 установил, что нет оснований для освобождении от уплаты пени, т.к. решение о приостановлении операций по счетам не могло препятствовать исполнению обязанностей по уплате налогов в соответствии с очередностью, установленной в ст. 855 ГК РФ.

Суды могут потребовать от налогоплательщика представить доказательства того, что ограничение расходных операций по счету препятствовало уплачивать налоги, причем указывают на необходимость доказывать наличие причинно-правовой связи между наложенными ограничениями по расходованию средств со счета и невозможностью уплачивать налоги. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 17 октября 2005 г. по делу № А26-7007/04-210 пришел к выводу, что если общество ссылается на приостановление операций по счетам как на основание, которое исключает начисление пени на налоговую недоимку, то оно должно было представить доказательства, свидетельствующие о том, что приостановление операций по счету в банке препятствовало исполнению налоговых обязательств. Из содержания пункта 3 статьи 75 НК РФ следует, что единственным основанием освобождения налогоплательщика от начисления пеней является наличие причинной связи между невозможностью погасить недоимку и решением налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика в банке или наложении ареста на его имущество. В соответствии с нормами статьи 65 АПК РФ указанные обстоятельства доказывает заявитель.

Таким образом, исходя из логики принятых решений, начисление пени при приостановлении операций по счетам, можно квалифицировать не как меру обеспечения, а как меру ответственности за неуплату в срок налогов. То есть пеня начинает принимать характер штрафных санкций и выполнять функции «налоговой неустойки».

Другой арбитражный суд – ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 11 января 2005 г. по делу № А79-6631/2003-СК 1-6716 указал, что пени уплачивается в независимости от применения иных способов обеспечения: «Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора…». Данные выводы были сделаны на основании п. 2 ст. 75 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени могут быть уплачены либо одновременно с суммой основного долга либо после уплаты налоговой недоимки.

Пени согласно п.6 ст.75 НК РФ могут быть взысканы принудительно в том же порядке, что и основная сумма налоговой недоимки. Новшеством, введенным в действие с 2007 года, является то, что пени по недоимке взыскиваются в судебном порядке в том случае, когда взыскание налога с налогоплательщика производится в судебном порядке.

В свою очередь судебный порядок взыскания налога в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ предусмотрен в отношении: организаций, которым открыт лицевой счет; зависимых (дочерних) предприятий (в перечисленных в законе случаях); случаев, связанных с изменением юридической квалификации сделки.

Если же налогоплательщик все-таки уплатил основную сумму долга, но позже установленного законодательством срока, и не уплатил добровольно пени, то начисление пени на сумму пени не производится. Неуплата пени при уплаченной основной сумме налога не образует состава налогового правонарушения.

При рассмотрении дела № КА-А 41/7486-03 ФАС Московского округа (постановление от 24 октября 2003 г.) установил, что ответчик уплатил недостающую сумму налога по уточненной налоговой декларации платежным поручением № 130 от 04.09.2002, а налоговое законодательство не предусматривает взыскания штрафа за неуплату пени.

В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ сумма пени, которую должен уплатить должник, указывается налоговым органом в требовании об уплате налогов. Порядок взыскания пеней идентичен порядку взыскания налога, поэтому налоговые органы обязаны соблюдать все правила принудительного взыскания налога (ст. 46-48 НК РФ) и при взыскании пени. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 21 октября 2003 г. по делу № КА-А41/6750-03-П было отмечено, что в п. 9 ст. 46 НК РФ порядок взыскания налогов распространен и на взыскание пени. Данный вывод вытекает также из п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, которая непосредственно связана со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если налогоплательщик имеет переплату по налогу при наличии текущей задолженности по налогу, то пени взыскиваться не должны. Это подтверждается, например, решением ФАС Московского округа в постановлении от 4 мая 2005 г. по делу № КА-А40/3389-05.

Однако встречаются и противоположные судебные решения. Например, ФАС Волго-Вятского округа указал в постановлении от 5 июля 2004 г. по делу № А43-16584/2003-32-722 на то, что наличие переплаты не препятствует взысканию пени.

Новшество, внесенное в статью 75 НК РФ, и действующее с 1 января 2007 года, связано с применением разъяснений Минфина России и других финансовых органов. Так, согласно п.8 ст.75 НК РФ если налогоплательщик в своих действиях строго следовал письменным разъяснениям Минфина России, то он может избежать не только штрафа, но и пени. Однако освобождение от штрафа (пени) может наступить лишь при соблюдении определенных правил.

1. Разъяснения должны быть даны финансовым, налоговым или иным уполномоченным органом. То есть помимо Минфина разъяснения вправе давать: территориальные налоговые органы, органы ФСС России, ПФР – по вопросам уплаты страховых взносов.

2. Разъяснения должны даваться самому налогоплательщику или неопределенному кругу лиц. К какой категории относить частные ответы Минфина России на вопросы налогоплательщиков, если эти ответы размещены в одной из электронно-правовых компьютерных баз («Гарант», «Консультант плюс» и т.п., является в данное время вопросом. По всей вероятности, такие разъяснения можно отнести к последней категории.

3. Разъяснения должны по смыслу относиться к тому отчетному или налоговому периоду, в котором образовалась недоимка, вне зависимости от даты разъяснений.

4. Разъяснение должно быть дано после 31 декабря 2006 г. (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).

Освобождение от ответственности не последует в том случае, если налогоплательщик представил финансовому органу неполную или недостоверную информацию. Ответы Минфин России и иные органы должны давать не позднее чем в двухмесячный срок. Однако по решению руководителя (его заместителя) финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц.

Налоговые органы обязаны теперь руководствоваться разъяснениями Минфина России, поскольку эта норма закреплена в подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

tinyton.ru
Взыскание налогов и сборов включая пени
Взыскание налогов и сборов включая пени

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: