Является ли госуслугой прием заявлений о преступлении

В деятельности органов внутренних дел при рассмотрении сообщений о преступлениях, уголовное преследование по которым осуществляется в частном порядке, нередко возникают проблемы, касающиеся необходимости проведения по ним проверок и принятия процессуальных решений по результатам их рассмотрения. Правоприменительная практика в регионах по данному вопросу неоднозначна и подчас крайне противоположна. Этому способствует отсутствие единых подходов к осуществлению прокурорского надзора за законностью деятельности органов внутренних дел при приеме и рассмотрении таких сообщений.

Согласно ч. 2 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных      ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч. 1 ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 128.1 (клевета) Уголовного кодекса Российской Федерации     (далее — УК), считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.

Устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что указанные преступления относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых, по общему правилу, не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении его соответствующее преступление, — обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как сам факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях (по делам частно-публичного и публичного обвинения) процессуальные стадии досудебного производства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2005 N 7-П и от 17.10.2011 N 22-П).

При этом заявление потерпевшего о преступлении не только признается поводом к возбуждению уголовного дела, но и рассматривается в качестве обвинительного акта, в рамках которого осуществляется уголовное преследование (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.09.2013             N 1336-О).

Вместе с тем, несмотря на установленный порядок, частные обвинители лишь в одном случае из четырех обращаются в суды за защитой своих прав, а в остальных — преимущественно в органы внутренних дел.

Органы внутренних дел, к числу основных задач которых относится оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, наделенные Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» и УПК соответствующими полномочиями, а также обладающие специальными средствами и навыками раскрытия преступлений, обязаны в каждом случае поступления такого заявления его принять, зарегистрировать, провести проверку в порядке ст. 144 — 145 УПК и принять по нему в пределах установленной компетенции решение. Иное означало бы самоустранение государства от защиты прав своих граждан, потерпевших от преступлений.

При принятии сообщения о преступлении, должностному лицу органа внутренних дел, уполномоченному или правомочному на проведение проверки, рекомендуется разъяснить заявителю сущность частного обвинения (образец протокола разъяснения прав — приложение N 1) и оказать помощь в оформлении заявления мировому судье в соответствии со ст. 318 УПК.

Для этого предлагается получить подробное объяснение потерпевшего, в котором отразить: данные о потерпевшем, о документах, удостоверяющих его личность; описание события преступления, места, времени, обстоятельств произошедшего; данные о лице, совершившем преступление, и свидетелях.

Если в ходе получения объяснения не представилось возможным выяснить все обстоятельства, необходимые для оформления заявления мировому судье, то целесообразно провести иные проверочные мероприятия согласно ч. 1 ст. 144 УПК: получить дополнительные объяснения потерпевшего или иных лиц, образцы для сравнительного исследования, истребовать или изъять документы и предметы в порядке, установленном УПК, провести осмотр места происшествия, документов, предметов, освидетельствование, потребовать исследования документов, предметов, привлечь к участию в этой работе специалистов, дать письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Для оценки законности и обоснованности принятых процессуальных решений важное значение имеет полнота проведенных проверок. Применительно к уголовным делам частного обвинения она определяется выполнением лишь тех проверочных мероприятий, которые необходимы для оформления заявления мировому судье и соблюдения требований ст. 318 УПК.

По окончании проверки по сообщению о преступлении, уголовное преследование за совершение которого осуществляется в частном порядке,  в соответствии с ч. 2 ст. 20 и п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа выносит постановление  о передаче сообщения в суд, одновременно приняв меры по сохранению следов преступления. При этом материал проверки должен содержать заявление потерпевшего мировому судье (образец заявления — приложение N 2) с копиями по числу лиц, в отношении которых предполагается возбуждение уголовного дела частного обвинения.

Отсутствие возможности оформления заявления в суд в соответствии со  ст. 318 УПК на стадии проверки сообщения о преступлении, в том числе при примирении сторон, не следует рассматривать в качестве основания для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, тем самым не освобождать орган дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа  от направления материала проверки мировому судье, поскольку только суд правомочен рассматривать уголовные дела частного обвинения по существу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК. Вместе с тем отсутствие возможности оформления указанного заявления должно быть обоснованным и причина отражена в постановлении о передаче сообщения в суд. О принятом решении сообщается заявителю с разъяснением его права обращения к мировому судье.

В случае возвращения мировым судьей данного материала в орган внутренних дел в связи с отсутствием заявления в суд и добровольного отказа потерпевшего от подачи указанного заявления следует принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК. Информация об отказе в подаче заявления должна быть отражена в материалах проверки сообщения о преступлении. Потерпевшему разъясняется право обратиться в суд.

Если заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения подано в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК, то есть такого, в отношении которого применяется особый порядок производства по уголовным делам, данное заявление в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 147 УПК подлежит направлению руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 448 УПК, о чем уведомляется лицо, подавшее заявление.

Недопустимо необоснованное направление материалов проверки сообщения о преступлении, по которому уголовное преследование должно осуществляться  в частном порядке, одним правоохранительным органом другому.  При возникновении спора о подследственности поступившего сообщения о преступлении его надлежит разрешить прокурору, руководствуясь положениями п. 12 ч. 2 ст. 37, ст. 151 УПК.

Если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам, включая случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны, не может защищать свои права и законные интересы, руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в соответствии  с ч. 4 ст. 20 УПК может при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя возбудить уголовное дело частного обвинения или отказать в его возбуждении, в том числе за истечением сроков давности уголовного преследования.

Понятия зависимого и беспомощного состояния носят оценочный характер. При их определении необходимо исходить из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 17 (в ред. от 09.02.2012 N 3) «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», от 15.06.2004 N 11 (в ред. от 14.06.2013 N 18) «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации».

К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, принято относить лиц, страдающих психическими заболеваниями, лишающими возможности адекватно осознавать происходящее, либо физическими заболеваниями, не позволяющими самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов. К ним могут быть отнесены немота, глухота, слепота, а также соматические заболевания, сопровождающиеся существенным снижением возможности совершать движения, например, такие, как дистрофия, паралич и т.д. Как правило, эти лица являются инвалидами I или II группы.

Зависимое положение потерпевшего может иметь место в силу закона, иного нормативного правового акта или сложившихся обстоятельств. К примеру, зависимость детей от родителей, подопечных от опекунов, подчиненных  от руководителей, учеников от учителей, а также зависимости, складывающиеся вследствие возникших межличностных отношений, в том числе материальная или личная нематериальная зависимость.

В качестве одного из оснований, по которому потерпевший «по иным причинам» не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы, УПК называет совершение преступления лицом, данные о котором не известны.  К иным причинам также могут быть отнесены: отсутствие сведений о месте нахождения лица, совершившего преступление, малограмотность потерпевшего.

Во всех названных случаях для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела частного обвинения (отказе  в возбуждении) руководитель следственного органа, следователь, дознаватель должны располагать данными о беспомощности, зависимости или иных причинах, подтвержденных соответствующими медицинскими документами (выписками, справками и т.д.), организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями и т.п.), а также объяснениями лиц, обладающих значимой информацией. Обоснование вывода о зависимом или беспомощном состоянии лица либо о наличии иных причин, по которым потерпевший самостоятельно не может защищать свои права и законные интересы, должно содержаться в постановлении о возбуждении уголовного дела частного обвинения (об отказе в возбуждении).

Наличие этих документов является важным для оценки законности и обоснованности принятых процессуальных решений.

В случае возвращения судом материалов с сообщением о преступлении данного вида прокурору надлежит тщательно их изучить и при необходимости дать дознавателям письменные указания о производстве процессуальных действий и сроках их исполнения.

Особое значение имеет факт направления судом прокурору материалов  с заявлением о преступлении, если оно подано в суд в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны. В таком случае уголовное преследование  по делу частного обвинения осуществляется в публичном порядке путем возбуждения органами предварительного расследования уголовного дела  (ч. 2 ст. 147 УПК). В целях своевременной организации надлежащего расследования данных преступлений прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК).

Если в ходе расследования уголовного дела публичного обвинения установлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости изменить квалификацию деяния на преступление, преследуемое в частном порядке,  то целесообразно выяснить позицию потерпевшего — настаивает ли он на привлечении лица к уголовной ответственности, и отразить ее в отдельном заявлении, которое приобщить к уголовному делу.

При наличии такого заявления предварительное расследование рекомендуется завершить в общем порядке. Если заявление не поступило, то уголовное дело прекращается на основании п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК.

Если в рамках производства по уголовному делу публичного обвинения установлены обстоятельства, предусмотренные ч. 4 ст. 20, ч. 3 ст. 318 УПК (когда потерпевший в силу беспомощного или иного зависимого состояния не может защищать свои права и законные интересы либо когда данные о лице, совершившем преступление, не известны), то органы предварительного расследования (дознаватель с согласия прокурора) вправе квалифицировать действия обвиняемого по ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 или ч. 1 ст. 128.1 УК соответственно и осуществлять расследование в обычном порядке.

Если в отношении потерпевшего совершен ряд преступлений и уголовное дело об одном из них является частного обвинения, приоритет имеет публичный (частно-публичный) порядок уголовного преследования, то есть расследование целесообразно осуществлять органами дознания и следствия в рамках одного уголовного дела. Такой подход направлен на более эффективное достижение целей уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК) и подразумевает возможность использования государством арсенала уголовно-процессуальных средств защиты прав личности и обеспечения для нее своевременного доступа к правосудию  (ст. 32, 52 Конституции Российской Федерации).

Самым распространенным примером является совокупность преступлений, предусмотренных ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью — публичный порядок возбуждения уголовного дела) и ст. 116 (побои — частный порядок) УК. Если изначально сообщение касалось двух преступлений, то в данной ситуации возбуждается одно общее уголовное дело. Если же уже  в ходе расследования уголовного дела по ст. 119 УК от потерпевшего поступило заявление о привлечении лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности по делу частного обвинения по ст. 116 УК, то при наличии состава дальнейшее расследование обоих преступлений осуществляется в рамках одного уголовного дела.

Применение данных рекомендаций будет способствовать организации  в органах внутренних дел единообразного порядка рассмотрения сообщений о преступлениях, уголовное преследование по которым производится в частном порядке, исключению принятия незаконных или необоснованных решений  по результатам проверок по сообщениям о преступлениях данной категории,  а также обеспечению единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за принятием процессуальных решений органами внутренних дел.

Приложение N 1

К Методическим рекомендациям

о порядке рассмотрения органами

внутренних дел заявлений о преступлениях,

уголовное преследование по которым

осуществляется в частном порядке

                                    ПРОТОКОЛ

       разъяснения порядка возбуждения уголовного дела частного обвинения

                                                     »     »                     г.

                                                                         20

 ──────────────────────────────────                    ───    ──────────     ───

                      (место составления)

 ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(должность сотрудника органа внутренних дел,

 ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

звание, фамилия и инициалы)

 в помещении ______________________________________________________________________

(каком именно)

 в связи с

           ───────────────────────────────────────────────────────────────────────

            (указывается, в связи с чем именно: обращением в органы внутренних

___________________________________________________________________________________

                         дел с заявлением частного обвинения)

___________________________________________________________________________________

,

___________________________________________________________________________________

 руководствуясь ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 20, ст. 318 УПК РФ,

 разъяснил заявителю

                       ───────────────────────────────────────

                        (фамилия, имя, отчество заявителя)

порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения, предусмотренный ч. 2 ст. 20

и ст. 318 УПК РФ.

Мне разъяснено, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 и ст. 318 УПК РФ:

уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч. 1 ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 1281 (клевета) УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора;

уголовные дела частного обвинения возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд.

Заявление должно содержать:

1) наименование суда, в который оно подается;

2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;

3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;

4) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;

5) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

6) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;

7) подпись лица, его подавшего.

Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

     Заявитель

                                                              ────────────────────

                                                                      (подпись)

     Сотрудник ОВД

                                                              ────────────────────

                                                                      (подпись)

     В соответствии со ст. 318 УПК РФ

     Принять мое заявление к производству суда. Сообщаю сведения о лице,

                          (Ф.И.О. и адрес проживания)

статьей 306 УК Российской Федерации мне известно ______________________ .

Приложение: список, адреса свидетелей и иных лиц, подтверждающих обвинение, на __ л.;

            копия заявления на __ л.

            Всего на ___ л.

Методические рекомендации подготовлены МВД России (УПУ ДПД МВД России) и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Таким образом, столкнувшись с мошенническими действиями лучше сразу обращаться в ближайшее подразделение полиции. Что необходимо знать при составлении Уголовное законодательство признает мошенничеством поступки субъекта, который приобрел чужое имущество с использованием обмана, введения другого человека в заблуждение, либо злоупотребив его доверчивостью. Как подать заявление в полицию онлайн правильно и грамотно В случае каких-то ошибок, система не даст возможность сделать следующий шаг. ДО того как придет ответ на заявление, в личном кабинете можно отслеживать его статус. Сроки рассмотрения заявления в полицию онлайн в полицию онлайн принимается в разработку в течение 3 рабочих дней Остальные о происшествиях рассматриваются в течение 30 рабочих дней.

Как подать заявление в полицию через госуслуги?

МВД России: Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Борьба с преступлениями экономической и коррупционной направленности, фальшивомонетничеством, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а также с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности Главное управление уголовного розыска Оперативно-розыскная деятельность в полном объеме, в том числе организация раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, а также в среде несовершеннолетних; преступлений против собственности, вызвавших широкий общественный резонанс (серийные кражи, преступные посягательства на автотранспорт, хищение культурных ценностей, разбои и грабежи); организация и осуществление розыска лиц (скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, пропавших без вести, в случае признания лица безвестно отсутствующими).

Как подать заявление в полицию через интернет

Инфо

Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, заявок министерств и ведомств на создание специальных технических средств, принимает участие в реализации крупных федеральных программ Департамент информационных технологий, связи и защиты информации ДИТСиЗИ МВД России является обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, автоматизированных информационных систем, систем и средств связи, межведомственного информационного взаимодействия, реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задачи осуществления полномочий, возложенных на МВД России, внутренних войск МВД России.

Как через интернет написать заявление в полицию

Внимание

Лучше всего сразу на главной странице сайта мвд.рф выбрать пункт «Территориальные органы власти».

На странице будут указаны контакты для связи в конкретной области, среди прочего и сайты.

В случае если у региона пользователя нет отдельного сайта, можно в правом боковом меню выбрать «Прием обращений».

В случае наличия отдельного ресурса кнопка «Прием обращений» нажимается на нем.

Важно

На главном сайте МВД при подаче заявление необходимо будет выбрать конкретное подразделение из перечисленных.

На местном ресурсе отделение будет выбрано автоматически.

Обратите внимание, что выбирать придется не отдел полиции, а целую структурную ветку организации. Следующим шагом станет просмотр общей информации о приеме обращений и заполнение заявки.

Подать заявление в полицию можно через портал госуслуг

В заявлении указываются:

  • Должность и ФИО сотрудника, на имя которого отправляется заявление;
  • ФИО и контакты заявителя;
  • Суть обращения;
  • Было ли ранее обращение подано в другие структуры.

ФИО заявителя не является обязательной графой, поэтому заявитель может остаться анонимом, но в таком случае не получит ответа на обращение.
Вместо онлайн-заявления рекомендуется воспользоваться горячей линией или лично подойти в отделение полиции для написания заявления
.

Можно ли подать заявление в полицию на портале Госуслуги? На сегодняшний день на портале Госуслуг отсутствует функция подачи заявления в полицию.

Данная возможность была на старой версии сайта, однако ее не перенесли на новый портал.

Подать заявление в полицию о преступлении через госуслуги

Организация размещения заказов для нужд МВД России, обеспечения материально-техническими средствами органов, организаций и подразделений системы МВД России, а также внутренних войск МВД России; организация работы по обеспечению жилыми помещениями сотрудников (пенсионеров) органов, организаций и подразделений системы МВД России; планирование и организация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов системы МВД России.Организация лечебно-профилактической деятельности, санаторно-курортного лечения, оздоровительных и реабилитационных мероприятий в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Как написать заявление в полицию онлайн

Дополнительно указывается телефон заявителя, его статус (гражданин РФ, иностранный гражданин, сотрудник ОВД, военнослужащий и прочее) и место события (субъект РФ);

  • Текст обращения и капча (ввод текста с изображения для защиты системы от автоматической отправки сообщений). Максимальная длина текста заявления – 2000 знаков. Однако есть возможность прикрепить любой файл до 30 мегабайт, в том числе файл MS Word с полным текстом документа.
  • Необязательно указывать ФИО и должность лица, которому будет направлено сообщение (если не владеете такой информацией). Если ранее уже было направлено обращение по аналогичному вопросу, это можно указать в блоке «Уже обращались по данному вопросу?» (указывается наименование подразделения ОВД и дата подачи прошлого заявления). На этом все, остается лишь нажать кнопку «Отправить обращение» и ждать ответа.

Заявление о преступлении госуслуги

Порталом gosuslugi.ru предоставляется также возможность подать заявление и получить данную услугу в электронном виде, без необходимости лично приходить в орган внутренних дел. Для этого необходимо нажать на зеленую кнопку «Подать заявление». На открывшейся странице предлагается пройти процедуру авторизации, которая необходима для установления личности гражданина, подавшего.

Так как анонимные заявления по законодательству РФ не рассматриваются.

Как можно написать и подать заявление в полицию через Интернет Верное составление в полицию предусматривает указание следующих пунктов: Что человеку делать дальше Составленное заявление можно подать в любое отделение полиции круглосуточно.

После принятия ответственным лицом, заявителю выдается соответствующий талон-уведомление о регистрации документа.

Сотрудники отделения не имеют права отказать в приеме бумаги.

Заявление о преступлении через госуслуги

Затем вводи код, нарисованный на картинке, и нажимаем «Продолжить».

Затем необходимо выполнить оставшиеся шаги процедуры регистрации, и по окончании её прохождения на Ваш почтовый адрес будет выслано заказное письмо с паролем для обращения к услугам через портал.

После получения письма вы сможете зарегистрироваться на странице авторизации и заполнить бланк заявления в электронном виде прямо на странице портала gosuslugi.ru Также в категории «Безопасность и охрана правопорядка» представлен раздел «Информирование», в котором в рамках электронного информирования размещена информация об государственных услугах, которые пока не могут предоставляться в электронном виде, но можно получить информацию о порядке и сроках предоставления этих услуг.

Оперативное управление Координация деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России по своевременному реагированию на осложнения оперативной обстановки; взаимодействие с дежурными службами других федеральных органов исполнительной власти; организация оперативного реагирования на изменения оперативной обстановки при чрезвычайных обстоятельствах и в условиях правовых режимов чрезвычайного и военного положений.

ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Ведение баз данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, дактилоскопической, статистической и иной информации.

Формирование архивных фондов, учет, хранение, экспертиза научной и практической ценности, научно-техническая обработка архивных документов центрального аппарата МВД (МООП) СССР, МВД (МООП) РСФСР, МВД СССР, МВД России и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Заявление о преступлении через интернет

Портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее представление. Подробный порядок обращения к этим услугам. 1. Для получения государственных услуг через федеральный портал gosuslugi.ru необходимо запустить программу для доступа в Интернет (т.н. браузер

Интернета) и в адресной строке набрать «www.gosuslugi.ru» и перейти на главную страницу портала.

Одной из важнейших государственных функций, возложенных на органы внутренних дел, является услуга «Прием заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествии».

Рассмотрим, как реализовано обращение за получением данной услуги гражданами через федеральный портал gosuslugi.ru На открывшейся странице необходимо выбрать категорию «Безопасность и охрана правопорядка».

Заявление о преступлении через интернет приемную

Главное управление по противодействию экстремизму Противодействие экстремистской деятельности и терроризму, координация взаимодействия Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ Обеспечение правопорядка на улицах и в иных общественных местах; при проведении публичных и массовых мероприятий; в жилом секторе на объектах социального назначения; обеспечение эффективности охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, а также изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

В настоящее время эффективная деятельность органов внутренних дел напрямую зависит от регистраций и учета преступлений, которая позволяет оценить реальное состояние преступности в стране, результаты оперативно-служебной деятельности, выявить ее проблемы, прогнозировать дальнейшее развитие событий, планировать борьбу с преступностью в целом и по отдельным направлениям, рассчитывать необходимое количество сил и средств для осуществления реального контроля над преступностью.

Как известно, своевременная регистрация может обеспечить принятие своевременного и обоснованного решения по материалу, а, в свою очередь, своевременное возбуждение уголовного дела создает возможность широкого комплекса действий, направленных на установление всех обстоятельств выявленного преступления и привлечение виновных к уголовной ответственности.

В органах внутренних дел прием и регистрацию заявлений и сообщений о происшествиях в основном осуществляют дежурные части, именно сотрудники ДЧ в большей степени отвечают за своевременность и полноту регистрации заявлений и сообщений о происшествиях, влияют на мнение граждан об организации работы в органах внутренних дел.

В соответствии с совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «О едином учете преступлений» любое правоохранительное ведомство, имеющее право проводить дознание и следствие, обязано принять и зарегистрировать заявление гражданина о преступлении вне зависимости от подследственности данного преступления.

С заявлением о преступлении граждане могут обратиться в любое правоохранительное ведомство, а не только в полицию.

Органы внутренних дел обязаны принимать устные и письменные сообщения о преступлениях, а также сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Сообщения о преступлениях включают и явку с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Заявление о преступлении, сделанное в устной форме, заносится в протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо, принявшее данное заявление. Заявление о явке с повинной также может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.

Органы внутренних дел не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных. Вместе с тем, эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявления и сообщения принимаются независимо от места и времени их совершения. В соответствии с требованиями УПК РФ при приеме сообщения о происшествии заявителю выдается талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем данное сообщение, а также регистрационный номер и дата регистрации сообщения. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

Заявитель расписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Подавать заявления и другую информацию о преступлениях и иных происшествиях наряду с гражданами России могут иностранные граждане и лица без гражданства.

По заявлению или сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток, в исключительных случаях – в срок не более 10 суток со дня подачи, в соответствии с требованиями статьи 145 УПК РФ, должно быть принято одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче по подследственности или территориальности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Заявитель имеет право:

— излагать заявление на языке, на котором ведется делопроизводство в органе внутренних дел, или на другом языке, которым он владеет;

— получить сообщение о решении, принятом по его заявлению;

— обжаловать действия работников органов внутренних дел, связанные с принятием и рассмотрением заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и иных происшествиях, начальнику органа внутренних дел, а также в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру или другие компетентные учреждения и организации по своему усмотрению.

2 Октября 2017

Доступ к правосудию лиц, пострадавших от преступлений, невозможен без полноты регистрации правоохранительными органами сообщений об их совершении.

Наиболее распространенным поводом для начала доследственной проверки служит телефонный звонок потерпевшего в дежурную часть отдела полиции, либо подача соответствующего заявления.

Основным законом, регламентирующим порядок проведения проверки сообщений о преступлениях, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ). В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано не только в письменном, но и в устном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление заносится в протокол, который составляется должностным лицом (например, участковым уполномоченным, иным сотрудником полиции), а также подписывается заявителем. Протокол предназначен для всех случаев, в том числе, когда гражданин по объективным причинам не способен самостоятельно составить заявление (в силу возраста, инвалидности и т.д.) или сформулировать его (в силу недостатка правовых знаний).

Если же заявитель сделал устное сообщение о преступлении, но при этом не может присутствовать при его составлении (например, при звонке по телефону в полицию), то его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, который составляет, как правило, оперативный дежурный, или иной сотрудник полиции, к которому обратился пострадавший. Но при этом заявитель не лишен права подать отдельное заявление о преступлении.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия (например, при осмотре места происшествия, проверке показаний на месте, обыске и т.д.) или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Одной из важнейших правовых гарантий защиты личности является требование, закреплённое в п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, согласно которому каждый сотрудник полиции, независимо от вида замещаемой им должности, места своего нахождения и времени суток, в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, либо в случае самостоятельного выявления им преступления, обязан сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

При этом в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД РФ от 29.08.2014 № 736 (далее — Приказ № 736) регистрация всех заявлений и сообщений о преступлениях, предполагает присвоение каждому из них очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (сокращенно — КУСП). 

Важно запомнить, что согласно п.п. 6.3 и 46 Приказа № 736 анонимные сообщения или заявления о преступлениях (кроме тех, которые касаются террористических актов) в КУСП не регистрируются, однако, их проверка проводится в порядке оперативно-розыскной деятельности.

Если гражданин решил лично придти в дежурную часть отдела полиции и подать заявление о преступлении, то в этом случае в соответствии с п.п. 34, 35 Приказа № 736 оперативный дежурный обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления.

Для заявителя важен талон-уведомление, в котором указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления. Талоны-корешки остаются в дежурной части. Другими словами при личной подаче заявления в отдел полиции оперативный дежурный обязан по требованию гражданина выдать талон-уведомление, как документ, подтверждающий факт его обращения в полицию.

Сообщить о фактах отказов сотрудников МВД в приеме заявлений (сообщений) о преступлениях, их нерегистрации, в выдаче талонов-уведомлений граждане могут, обратившись с письменным заявлением в прокуратуру по месту жительства.

tinyton.ru
Является ли госуслугой прием заявлений о преступлении
Является ли госуслугой прием заявлений о преступлении

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: