Закон рф регулирующие права инвалидов кратко

ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят в 1995 году. За предшествующие тринадцать лет акт претерпел немало изменений, последние из которых получили свое право действия в 2016 году. Закон о социальной защите инвалидов предполагает регулирование статуса инвалида, охрану их интересов, направления политики, предусматривающие обеспечение данной категории граждан.

Общие положения

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» представляет собой нормативный акт, регламентирующий вопросы установления признаков инвалидности, ее обеспечения. Как любой другой закон, рассматриваемый имеет определенную структуру, куда входят совокупные сведения, а также конкретные аспекты, необходимые для реализации интересов соответствующей категории населения.

Общие положения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ включают следующее:

  1. Важные для применения акта понятия. Во-первых, инвалид — определяется как человек, имеющий изъяны здоровья ввиду заболеваний, травм, дефектов, и неспособный контролировать свою жизнедеятельность. Во-вторых, группы инвалидности, поскольку отнесение к одной из них важно при установлении возможностей лиц. В-третьих, понятие социальной защиты таких граждан, которая характеризуется как система средств от государства, способствующих замещению недостающих элементов жизнедеятельности, постановке инвалидов на один уровень со здоровыми людьми.
  2. Правовая основа, включающая законодательные акты, законопроекты, принятые ФЗ и так далее. Кроме того, прямо установлен принцип недопустимости какой-либо дискриминации из-за наличия у лица группы инвалидности.
  3. Органы власти, занимающиеся вопросами инвалидов. Сюда включен перечень уполномоченных субъектом, их компетенция. Такие органы разрабатывают законы, устанавливают общие принципы и критерии для получения инвалидности, заключают международные договоры и так далее.
  4. Ответственность. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает возможность привлечения к ответу лиц, чьи действия послужили возникновению у другого человека признаков инвалида. Конкретные санкции не предусмотрены, существует лишь отсылка к таким актам, как Уголовный, Гражданский и Административный кодексы.

Указанные положения необходимы для правильного понимания рассматриваемого института на практике.

МСЭ

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации начинается с определения у лица отклонений здоровья. Для этого закон предполагает проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ), включающей освидетельствование человека комиссией врачей и подтверждение диагнозов, выявленных ранее.

Согласно , такая экспертиза предусматривает комплекс мер оценки и анализа состояния человека, после чего делается вывод о наличии у него инвалидности. Опираются специалисты на отдельные критерии, а именно: степень расстройства здоровья, его диапазон, который должен быть в пределах от сорока до ста процентов.

Проводятся подобные мероприятия Федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, которое назначается Правительством РФ. Кроме того, все полномочия бюро, порядок организации и осуществления его деятельности также должен принять указанный орган власти.

Рассматриваемый закон конкретизирует ряд компетенций, возлагаемых на такое учреждение:

  • выявление признаков, характеризующих инвалидность у лица, их причин и времени появления;
  • исследование уровня развития инвалидности;
  • формирование программ для осуществления реабилитационных мероприятий;
  • установление тяжести заболевания для определения степени нетрудоспособности;
  • выяснение причин смерти инвалида на случай, когда необходимо предоставление помощи семье такого лица;
  • оформление решений комиссии и выдача на руки соответствующих свидетельств о состоянии человека.

Решения, принимаемые указанной федеральной структурой, считаются обязательными для исполнения. На их основании инвалидам присваивается определенная группа, осуществляется помещение в больничные учреждения при необходимости, а также подтверждается возможность получения льгот и дополнительных материальных выплат.

Реабилитация и абилитация

Положения о соцзащите инвалидов в ФЗ № 181-ФЗ также описывают реабилитацию и абилитацию. Первый вариант направлен на восстановление утраченных в связи с инвалидностью способностей к осуществлению бытовой, общественной или иной деятельности. Второй помогает сформировать ранее отсутствующие возможности.

При этом указанный закон предлагает конкретные варианты действий для упрощения жизни инвалидов:

  • медицинские мероприятия, предусматривающие хирургическое вмешательство, протезирование, ортезирование, а также лечение в санаториях и пансионатах;
  • профессиональная ориентация, предполагающая оказание поддержки при получении инвалидами образования;
  • адаптация на производстве, содействие при необходимости трудоустройства;
  • социально-общественная реабилитация, направленная на повышение уровня ориентированности в педагогической, психологической, культурной сферах;
  • спортивные мероприятия, оздоровительная физкультура.

Уполномоченный орган должен обеспечивать все условия и технические средства, которые инвалиды могут использовать для реабилитации или абилитации.

На участие в указанных мероприятиях имеет право любой человек с инвалидностью, независимо от группы. Для детей-инвалидов закон предусматривает дополнительные меры поддержки ввиду их возраста и необходимости постоянного развития, становления в обществе.

Обеспечение жизнедеятельности

Для лиц, имеющих группу инвалидности, важно не только восстановление утраченных способностей, но и комфортное нахождение в обществе в период болезни. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает исчерпывающий перечень мер поддержки данной категории населения:

  1. Медицинская поддержка. Она оказывается согласно региональному и федеральному законодательству и предполагает ряд бесплатных мероприятий, предоставление лекарств, а также путевок в санатории.
  2. Обеспечение условий для инвалидов в обществе. Заключается в предоставлении им всей необходимой информации, подготовке отдельных мест для проезда в транспорте, установлении пандусов, реализации прочих программ.
  3. Помощь при получении образования, трудоустройстве, занятости инвалидов. Предоставление жилья.
  4. Материальная поддержка. Находит воплощение в виде различных льготных программ, компенсаций, пенсий, пособий.
  5. Социальные льготы. Оплата пятидесяти процентов от суммы за коммунальные услуги, обеспечение телефоном или иными телекоммуникационными средствами, бытовыми приборами и так далее.
  6. Ежемесячная материальная помощь. Выплата для инвалидов варьируется от 2162 до 1236 рублей, с учетом группы.

За нарушение интересов указанной категории граждан, неправомерный отказ в предоставлении помощи и реализации мер поддержки предусматриваются меры ответственности уголовного и административного характера.

Отдельно следует сказать о налоговых послаблениях. Инвалиды, согласно Налоговому кодексу РФ, имеют возможность освободить себя от части транспортного налога, сборов на имущество и даже землю. Им предоставляется право не платить за один объект недвижимости, автомобиль, а также снизить кадастровую стоимость участка в собственности на десять тысяч рублей.

Помимо материальных и социальных программ, инвалидам в 2018 году предоставляется возможность создавать объединения, что может способствовать улучшению их положения в обществе и повышению уровня жизни. Данное право также предусмотрено законом о защите инвалидов. Подобные образования выступают формой соцзащиты граждан с отклонениями здоровья, поддерживаются и защищаются государством.


Инвалиды в России относятся к одной из социально незащищенных категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке. В зависимости от степени тяжести состояния здоровья выделяют 3 группы инвалидности.

Категория группы инвалида влияет на различные предоставляемые меры государственной поддержки. Данные меры регулируются Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ».

Определение закона

Данный закон гарантирует всем гражданам, имеющим инвалидность, равные права с остальными гражданами, а также социальную поддержку государства. На основании данного закона обязаны действовать все государственные органы и соблюдать законные права инвалидов.

Закон о социальной защите подразумевает предоставление инвалидам необходимых условий для их жизнедеятельности, а также реализацию ими права на реабилитацию.

Общие положения

Действие данного закона распространяется на людей, признанных инвалидами. Инвалидами в России, согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», считаются те люди, которые были признаны специальной социальной медицинской экспертизой.

Основными параметрами для определения инвалидности является способность человека самостоятельно оказывать себе необходимые действия для обеспечения жизнедеятельности.

В зависимости от степени самостоятельности человека врачами-экспертами устанавливается рабочие и нерабочие группы инвалидности.

Детям, не достигшим совершеннолетнего возраста 18 лет, устанавливается общая категория ребенок-инвалид. Группа инвалидности определяется только после достижения им 18 лет. Это связано с тем, что в процессе развития ребенка достаточно сложно определить степень самостоятельности исходя из возраста развития малыша.

Рекомендуем вам прочитать о том, какие полагаются льготы инвалидам второй группы в данном материале.

Государство берет на себя обязательства по защите прав каждой группы инвалидов. Данные обязательства прописываются в статье 2 данного закона, которые обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Законодательными актами установлено, что в России каждый гражданин имеет право на обеспечение ему равных условий жизнедеятельности, а также на создание дополнительных вспомогательных условий, если он в них нуждается.

Эти права закреплены в основном законе Российской Федерации Конституции, а также в Федеральном законе « О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 3.1 этого закона никто не вправе дискриминировать людей по инвалидности и ущемлять их в предоставленных им законодательством правах.

Компетенции федеральных органов и органов местного самоуправления распределены в статье 4 и 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов». На основании данного распределения обязаны действовать все федеральные и местные органы.

Все инвалиды числятся в Пенсионном Фонде в определенном реестре, куда вносятся основные данные о каждом из них. В этом реестре учитываются персональные данные, а также сведения о трудовой деятельности человека и получаемых им льготах. Порядок ведения данного реестра регулируется статьей 5.1 настоящего закона.

Статья 6 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определяет ответственность за причинение вреда здоровью любого человека, которое привело к инвалидности. Виновные люди несут уголовную, материальную, административную и гражданско-правовую ответственность за нанесение вреда здоровью.

С тем какие полагаются льготы детям инвалидам можно ознакомиться в этой статье.

Медико-социальная экспертиза

Глава 2 данного закона устанавливает конкретный порядок определения инвалидности. Данное заключение выдается социальной медицинской экспертизой. В нее входят врачи, которые должны определить тяжесть заболевания и его последствия, которые приводят к неполноценному функционированию человека. Определение и деятельность данной экспертной группы определены в статье 7 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

На основании определения состояния человека данная комиссия должна также проанализировать и предоставить следующие данные:

  • реабилитационный курс для восстановления человека;
  • аналитику причин возникновения инвалидности и ее характера в целом у населения России;
  • разработка общих комплексных мер для инвалидов каждой группы;
  • причины смерти инвалидов в тех ситуациях, когда семья умершего имеет право на получение государственной поддержки;
  • степень трудоспособности инвалида;
  • заключение о группе инвалидности.

Эти обязанности указаны в 8 статье настоящего закона. Решение данной комиссии не подлежит оспариванию другими органами власти и обязательно для исполнения.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Под абилитацией понимается процесс восстановления отсутствовавших у человека способностей к бытовой и профессиональной деятельности. Это определение указано в 8 статье настоящего закона.

Программа реабилитации инвалидов – это установленная врачами система восстановительных мероприятий, с помощью которых инвалид может частично или полностью восстановить свои способности к бытовой и иной деятельности.

Настоящим законном в статье 10 установлены основные пути, которыми может происходить реабилитация и абилитация:

  • спортивно-физкультурные мероприятия;
  • социально культурную, психологическую адаптацию человека в среде;
  • профессиональное обучение инвалида;
  • медицинское вмешательство.

Для реализации всех этих направлений для инвалидов должны быть предоставлены необходимые вспомогательные технические оснащения на бесплатной основе.

Все эти мероприятия должны контролироваться и проводиться государственными органами на обязательном уровне.

Каждому инвалиду, исходя из его состояния здоровья, назначается индивидуальная программа. Условия назначения данного программы регулируется статьей 11.

Программа включает полный комплекс мер медицинского, профессионального, адаптивного характера с установленными сроками. Данная программа обязательна для исполнения всеми государственными органами. Все меры, указанные в программе проводятся на бесплатной основе.

Реабилитационная программа должна отвечать установленным нормам. Но сам инвалид имеет право отказаться от определенного вида предписанных ему мер.

Также в случаях, когда инвалид самостоятельно за свой счет осуществил покупку предписанного ему технического средства реабилитации инвалидов или оплатил оказание ему определенной услуги, государство обязано ему компенсировать затраченные денежные средства.

Техническое оснащение

К одной из необходимых и наиболее затратных статей реабилитационной программы относится обеспечение инвалидов техническими средствами. Основной перечень указан в статье 11.1 данного закона. К техническим средствам относятся:

  • аппаратура для ухода;
  • для самообслуживания;
  • для обучения;
  • протезные детали;
  • средства передвижения;
  • спортивный инвентарь.

Необходимость в данных средствах определяется медицинской экспертизой. Обеспечение инвалидов техническим оснащением происходит за счет государственных органов. Средства передаются в безвозмездное пользование.

В данные технические средства включены собаки-проводники для слепых людей. Ежегодно на обслуживание этих животных выделяется 17420 рублей.

Ежегодно данная сумма индексируется. Размер этой компенсации определяется государственными органами.

Обеспечение жизнедеятельности

Законодательством установлена обязанность государственных органов обеспечивать инвалидов необходимыми условиями для их полноценной жизнедеятельности. Эти гарантии прописаны в 4 главе ФЗ «О социальной защите инвалидов».

В данные условия входят следующие виды жизнедеятельности человека:

  • доступ к информации;
  • обеспечение доступа к транспортной, социальной и инженерной инфраструктуре;
  • бесплатная медицина;
  • обеспечение жильем;
  • профессиональная деятельность;
  • обучение;
  • социально-бытовое обслуживание инвалидов;
  • материальная поддержка.

Все вышеперечисленные аспекты должны безоговорочно предоставляться инвалидам государственными органами. В случае несоблюдения этого требования ответственные служебные лица должны нести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Статья 13 данного закона гарантирует инвалидам оказание бесплатной медицинской помощи.

Статья 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов» обязывает государство на создание специальных способов предоставления информации людям с ограниченными возможностями по слуху и зрению. Государственные органы обязаны контролировать выпуск литературы для слепых, а также предоставление информации путем сурдоперевода. Также для таких инвалидов должны бесплатно предоставляться услуги сурдопереводчиков.

Для инвалидов по зрению существует возможность запечатлеть свою факсимильную подпись при нотариусе для возможности дальнейшего ее применения в своей жизнедеятельности. Это положение регулируется статьей 14.1 настоящего закона.

Статья 15 гарантирует инвалидам, что местными государственными органами будут создаваться условия для беспрепятственного передвижения инвалидов в общественном транспорте, а также иных общедоступных местах. Должны быть выделены специальные льготные места на парковках, гаражах и иных местах для удобства использования их инвалидами. В случае несоблюдения данной статьи ответственность граждан регулируется статьей 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

В случаях, когда инвалид и его семья проживают в неблагоприятных условиях и нуждаются в улучшении жилья, государственными органами должен быть решен этот вопрос в самые короткие сроки. Об этом говорится в статье 17 настоящего закона.

Жилье может быть предоставлено в собственность, либо по социальному найму. Предоставленное жилье обязательно должно быть оборудовано необходимыми специальными устройствами для инвалида. Дети-сироты, имеющие инвалидность, обеспечиваются жильем вне очереди сразу после достижения ими совершеннолетия.

Семьи инвалидов и сами инвалиды получают скидку в размере половины стоимости при оплате коммунальных услуг. Об этом указано в статье 28.2 данного законодательного акта.

Все инвалиды, если они имеют физическую возможность к обучению, имеют право на получение образования, не только среднего, но и высшего профессионального. Им должны быть предоставлены специальные условия для получения любого образования. А также они имеют внеочередное право на зачисление в любое учебное заведение при условии успешной сдачи необходимых экзаменов. Эти права зафиксированы в статье 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

Если обучение детей-инвалидов среднему образованию не возможно в школе, оно должно производиться на дому с согласия родителей.

Кроме того, согласно статье 20 и 21 данного закона каждая организация вне зависимости от формы ее деятельности обязана выделять определенные квоты для приема инвалидов. Также государством поощряются налоговыми послаблениями те организации, в штате которых числятся инвалиды.

Для обеспечения инвалидов рабочими местами Центром занятости должна проводиться переквалификация инвалидов по нужным направлениям.

Для обеспечения возможности рабочей деятельности инвалидов работодатели обязаны оборудовать необходимыми техническими средствами рабочее место инвалида. Это требования регулируется статьей 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов». Также на основании статьи 23 работодателем должны быть предоставлены льготные условия труда, исходя из здоровья человека. Работодатель не имеет право принуждать инвалида к работе сверхурочно, в выходные дни и ночные часы. За нарушение прописанных норм статьей 24 этого закона регулируется ответственность работодателя, а также его права.

Если инвалид нуждается в социально-бытовой помощи, то на основании 28 статьи настоящего закона, ему должна быть предоставлена данная помощь стационарно или дома бесплатно.

Помимо возможности работать согласно статье 27 ФЗ «О социальной защите инвалидов» государство обязано выплачивать инвалидам материальную поддержку в виде социальной пенсии по инвалидности, компенсаций за причинение вреда и прочего.

В 2017 году статьей 28.1. инвалидам установлен следующий размер ежемесячных выплат:

  • 3 группа 1236 рублей;
  • 2 группа 1544 рубля;
  • 1 группа 2162 рубля.

Данные суммы выплачиваются из средств Пенсионного Фонда и ежегодно индексируются правительством РФ.

Все предоставленные меры государственной защиты инвалидам защищены статьей 31 данного закона, на основании которого они не могут быть отменены иным законодательным актом. Ответственность за нарушение данного закона указана в статье 32 ФЗ «О социальной защите инвалидов».

О том как оформить пенсию по инвалидности читайте здесь.

Общественные объединения

В России разрешены статьей 33 настоящего законодательного акта общественные объединения, созданные с целью оказания помощи инвалидам.

Государство обязано оказывать им содействие в реализации помощи инвалидам. Данное содействие оплачивается из средств местного бюджета каждого субъекта.

Кроме того сами инвалиды могут создавать подобные объединения. Их представители должны участвовать в принятии государственных решений, касающихся инвалидов. Данные объединения могут иметь на своем балансе недвижимое имущество, автомобили и прочую собственность.

Организациям, чей уставной капитал более половины процентов состоит из взносов инвалидов, а также фонд оплаты труда на четверть предоставлен им, могут быть выделены в безвозмездное пользование здания и нежилые помещения. Кроме того такие организации участвуют в программе поддержки малого бизнеса.

Видео

Выводы

Законодательством России предусмотрен широкий спектр государственной поддержки инвалидов. Согласно данному закону, они не должны нуждаться в платной медицинской помощи, платных вспомогательных средствах. Кроме того им осуществляется поддержка в сфере образования и получения профессии, а также помощь в дальнейшем трудоустройстве. Наряду с этим они получают материальную поддержку от государства. А вот о том, какой группе инвалидности какие льготы полагаются читайте тут.

Вступление в силу данного закона регулируется его статьей 35, а его действие статьей 36. На основании их другие законы не могут противоречить данному законодательному акту. А вступает он в силу с момента его публикации.

В действительности этот закон работает не в полную свою силу, потому что местные государственные органы не полноценно контролируют исполнение этого закона всеми гражданами и юридическими лицами России.

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S>>
endobj
4 0 obj
>
stream
x[98aO`oJCƝ&ݍˣ(d1ѳţH?~|%/RN\~ۇX’c.VNsxo~ˏ}
?$őI}$ÖzFRʼnɇPK(ZP:ʻvZS6N CYCjnih2RYH;+%ۆX=ߜϰ^ ̃tz-|N&==Hp>z,^M/[email protected](>ٞ»

Все статьи Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации (Синельщикова Е.Ю.)

Права и свободы человека и гражданина выступают основным критерием оценки качества государственности, степени его демократичности, приверженности правовым началам, нравственности, общечеловеческим ценностям <1>.
———————————
<1> Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007.

Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации строится на принципе обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Права лиц с ограниченными возможностями на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов.

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн инвалидов, что составляет 8,8% населения страны <2>.
———————————
<2> Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: URL: http://genproc.gov.ru/news/news-76826.

К основным гарантированным российским законодателем правам инвалидов, наряду с общими для всех правами, такими как право на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому или унижающему обращению, относятся также права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры.

Одним из важнейших средств достижения определенных законом целей является прокурорский надзор. Вместе с тем неопределенность, противоречивость и пробельность законодательства в этой сфере не позволяет в полной мере использовать прокурорский потенциал.
Анализ поступающих в органы прокуратуры обращений, а также проводимые контрольными и надзорными органами проверки позволили выявить основные недостатки в правовом регулировании прав инвалидов, а также выработать предложения по их устранению.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим права данной категории населения, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г
. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <3> (далее — Закон).
———————————
<3> Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

1. Общественные объединения инвалидов.

В ст. 33 указанного Закона установлено требование, что государственные органы исполнительной власти при подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы инвалидов, должны привлекать представителей общественных объединений инвалидов. Организации инвалидов объединяют в своих рядах самих инвалидов и в своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей и благодаря этому выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.
В число конкретных социальных функций организации инвалидов входят в том числе консультирование органов государственной власти на стадии выработки ими нормативно-правовых решений по проблемам инвалидов, непосредственное участие в планировании, разработке и экспертизе таких решений в качестве представителя будущих потребителей их результатов.
В этой связи предлагается установить обязанность по привлечению представителей общественных объединений инвалидов при подготовке и принятии решений не только для органов исполнительной власти, но и для государственных органов законодательной и представительной власти.
2
. Реабилитация и абилитация инвалидов.
В ст. 9 Закона закреплено право инвалидов на реабилитацию, которое реализуется в индивидуальной программе реабилитации, выдаваемой каждому инвалиду.
Статья 26 Конвенции о правах инвалидов <4> предусматривает, помимо реабилитации, также институт абилитации инвалидов
. Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Понятие «абилитация» в российском праве отсутствует.
———————————
<4> Собрание законодательства РФ
. 2013. N 6. Ст. 468.

В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов представляется целесообразным ст. 9 Закона дополнить понятием «абилитация», изложив в следующей редакции: «Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших способностей инвалидов к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности». В отличие от реабилитации абилитация направлена на формирование навыков, ранее отсутствовавших (например по отношению к инвалидам с детства).

Нуждается в упрощении процедура получения инвалидами индивидуальной программы реабилитации. В ряде случаев она просто не является необходимой. Например, чтобы получить собаку-проводника, инвалиду по зрению нужно пройти всех врачей. Целесообразность таких мероприятий сомнительна.
Представляется, что оформление программы реабилитации (абилитации) возможно в дистанционном режиме, т.е. без непосредственного участия инвалида по представленным им документам, а также с участием представителя инвалида и (или) использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
3
. Индивидуальная мобильность.
Статья 20 Конвенции о правах инвалидов говорит об индивидуальной мобильности, при этом подчеркивается, что государства должны принимать все действия для обеспечения индивидуальной мобильности тем способом, который выберут инвалиды.
Учитывая изложенное, в качестве технических средств реабилитации (поименованных в ст
. 11.1 Закона) следовало бы также указать автотранспортные средства и дополнительные приспособления к ним (включая ручное управление для автотранспортных средств).
4
. Жилье.
Как отмечают специалисты в области жилищных правоотношений, в Российской Федерации законодательство, регулирующее обеспечение жильем уязвимых групп населения, крайне запутанно, противоречиво, что создает объективные предпосылки для фактического нарушения жилищных прав граждан при формальном соблюдении закона <5>.
———————————
<5> Шелудякова Т.В., Соломаха Д.В. Право на жилище и государственная жилищная политика в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовой аспект // Семейное и жилищное право. 2012. N 6. С. 43 — 47.

В ст. 17 Закона закреплено право инвалидов на обеспечение жилой площадью. Инвалид в случае, если его заболевание входит в соответствующий перечень, имеет право на получение увеличенной для его нормальной жизни площади. Однако механизм, когда человек может встать на очередь и получить увеличенную площадь при соответствии площади его жилого помещения норме, которая установлена в регионе, отсутствует. Предлагается ст. 17 изложить в следующей редакции: «Инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма увеличивается в два раза и им может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза)». Именно увеличение учетной нормы для инвалидов в два раза представляется целесообразным для обеспечения соблюдения прав лиц с ограниченными возможностями на жилье.

5. Труд и занятость.
Перечень мероприятий органов государственной власти, направленных на повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, установленный ст. 20 Закона, предлагается дополнить следующим: осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов. Указанные меры могут предполагать не только льготное налогообложение организаций, где трудятся инвалиды, но и льготные условия аренды такими предприятиями помещений, иные методы поощрения <6>.
———————————
<6> См.: Пескова Ю.В. Некоторые проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3. С. 39 — 40.

Определение порядка проведения таких мероприятий необходимо возложить на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Инвалидность как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.
Проблемным остается вопрос обеспечения инвалидам доступной среды в пенитенциарных учреждениях. Несмотря на предусмотренное Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации положение о признании инвалидности в качестве основания освобождения от отбывания наказания, учитывая судебную практику по делам с участием обвиняемых-инвалидов, вопрос о надлежащем содержании лиц с ограниченными способностями в исправительных учреждениях остается открытым. Затраты на оборудование каждой колонии и тюрьмы доступной средой огромны.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным гуманизировать законодательство, указав в Уголовном кодексе Российской Федерации, наряду с другими факторами, в качестве обстоятельства, смягчающего уголовную ответственность, инвалидность первой и второй группы.
7
. Образование.
Отдельной проблемой является вопрос обеспечения образования инвалидов
. На практике немногим более 200 тыс. детей-инвалидов охвачены государственной системой образования и имеют возможность посещать соответствующее образовательное учреждение, что составляет менее одной трети от общего числа детей-инвалидов, нуждающихся в получении образования <7>.
———————————
<7> О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
. М., 2006. С. 11.

Дети-инвалиды не имеют возможности в полной мере реализовать предоставленное им право на образование. Решениями психолого-медико-педагогических комиссий дети-инвалиды в массовом порядке признаются необучаемыми. Домашняя форма обучения остается фактически невостребованной <8>.

———————————
<8> Герасимов В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 27 — 30.

С ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов приоритетным направлением обучения лиц с ограниченными возможностями становится инклюзивное образование, что подразумевает закрытие и ликвидацию коррекционных (специальных) образовательных учреждений. Данные изменения породили огромное количество писем от родителей о проблемах, связанных с реализацией их права на выбор для своих детей школ и детских садов, инклюзивных или соответственно коррекционных.

Учитывая изложенное, необходимо в ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <9> предусмотреть возможность выбора обучающимися (родителями, законными представителями несовершеннолетних обучающихся) формы обучения.
———————————
<9> Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

8. Лекарственное обеспечение.

Надлежащее лекарственное обеспечение — составная часть медицинской помощи, жизненно важный фактор достижения стратегических целей здравоохранения — сохранения и укрепления здоровья нации как главной ценности государства и общества <10>.
———————————
<10> Бессарабов В.Г., Ашиткова Т.В. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. 2014. N 3. С. 27 — 32.

Во многих странах мира в связи с введением в действие Конвенции о правах инвалидов приняты поправки к законодательству, обязывающие производителей лекарственных препаратов наносить на упаковку рельеф, надписи рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В ст. 46 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» такая норма отсутствует, что препятствует реализации инвалидами, преимущественно по зрению, права на своевременное получение медицинской помощи. Такие изменения должны быть внесены <11>.
———————————
<11> Смолин О.Н
. Конвенция ООН «О правах инвалидов»: риски и надежды (по материалам Доклада на круглом столе «Конвенция ООН о правах инвалидов и российское законодательство: что делать?». М.: Государственная Дума ФС РФ, 2012) // http://www.smolin.ru/read/Konvencia/pdf/Konvencia.pdf.

9. Санаторно-курортное лечение.

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды войны имеют право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.
На деле понятие «основное заболевание» трактуется как заболевание, ставшее причиной инвалидности. Получается, что человек без ног или человек, лишенный зрения, в такой профилактике не нуждается, что порождает необоснованные отказы органов государственной власти на местах в предоставлении данной социальной услуги.
В этой связи предлагается упоминание о так называемом основном заболевании исключить.
10
. Право на творчество.
Отсутствует нормативное закрепление прав инвалидов на творчество. Вместе с тем данная группа лиц имеет свою особую культурную и языковую самобытность, включая культуру глухих и слепоглухих, русский жестовый язык, тифлокомментирование (словесное описание для слепых).
Представляется, что в Основах законодательства Российской Федерации о культуре <12> такое право, а также право участвовать наравне с другими в культурной жизни общества целесообразно закрепить.
———————————
<12> Утв
. ВС РФ 09.10.1992. N 3612-1 // Российская газета. 1992. N 248.

11. Доступ к информации.

Обеспечение доступности фильмов для инвалидов, а также и ведение Государственного регистра таких фильмов необходимо урегулировать в Федеральном законе от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» <13>.
———————————
<13> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

12. Доступность объектов физической среды.

Насущным вопросом является недостаточная регламентация права инвалидов на доступность объектов физической среды, в частности на беспрепятственный доступ к жилым помещениям. По нашему мнению, изменения в части возложения контроля за соблюдением такого права на органы государственного жилищного надзора должны быть внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации. Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирному дому и жилым помещениям должно быть возложено на управляющую организацию.
Подводя итог, необходимо отметить, что нормативная правовая база в Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов постоянно развивается и трансформируется
. Вместе с тем в современном российском обществе существует объективная потребность в совершенствовании правового регулирования социальной защиты инвалидов.
Решение указанных вопросов в законодательстве позволило бы создать более благоприятные условия для жизни инвалидов, способствовало бы более широкому их вовлечению в трудовую деятельность, создало бы дополнительные правовые возможности и для повышения эффективности правового надзора в этой сфере.

Список использованной литературы

1. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007.

tinyton.ru
Закон рф регулирующие права инвалидов кратко
Закон рф регулирующие права инвалидов кратко

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: