Законодательство о естественных монополиях

Скачать Федеральный закон О естественных монополиях N 147-ФЗ Актуально в 2018 году

На сайте представлен Федеральный закон О естественных монополиях N 147-ФЗ Актуально в 2018 году в самой свежей и полной версии.Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2015 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском. На сайте вы найдете Федеральный закон О естественных монополиях N 147-ФЗ Актуально в 2018 году последней редакции, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации. При этом скачать Федеральный закон О естественных монополиях N 147-ФЗ Актуально в 2018 году можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О естественных монополиях»

Олий Мажлис Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Внести в Закон Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года «О естественных монополиях» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 4-5, ст. 106; 1999 г., № 1, ст. 20) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).

Президент

Республики Узбекистан И.Каримов

г. Ташкент,

19 августа 1999 г.,

№ 815-I

О естественных монополиях

(новая редакция)

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с деятельностью субъектов естественных монополий на товарных рынках Республики Узбекистан, а также обеспечение баланса интересов потребителей, государства и субъектов естественных монополий.

Статья 2. Законодательство о естественных монополиях

Законодательство о естественных монополиях состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о естественных монополиях, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

естественная монополия — состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров (работ, услуг) (далее — товаров);

субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый субъектом естественной монополии.

Статья 4. Государственное регулирование деятельности субъектов

естественных монополий

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий устанавливается в сфере:

транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводу;

производства и транспортировки электрической и тепловой энергии;

железнодорожных перевозок с учетом использования инфраструктуры железных дорог;

услуг общедоступной почтовой связи;

водопроводного и канализационного обслуживания;

услуг аэронавигации, портов и аэропортов;

услуг транспортных терминалов.

Органами государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

уполномоченный Кабинетом Министров Республики Узбекистан орган (далее – уполномоченный орган).

Перечень товаров (работ, услуг), производство (реализация) которых осуществляется в условиях естественной монополии, определяется уполномоченным органом.

Статья 5. Методы регулирования деятельности субъектов

естественных монополий

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребителей в товаре, реализуемом субъектами естественных монополий.

Для регулирования деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством могут применяться и другие методы.

Статья 6. Основания для принятия органом государственного

регулирования деятельности субъектов естественных

монополий решений о применении методов регулирования

Соответствующий орган государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

налоги и другие обязательные платежи;

стоимость основных производственных средств, потребность в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

При принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии орган государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий рассматривает также информацию, предоставленную потребителями товаров субъекта естественной монополии.

Статья 7. Ценовое регулирование

Ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется уполномоченным органом.

Для установления цен (тарифов) на товары субъекты естественных монополий представляют в уполномоченный орган проекты цен (тарифов) и расчеты по ним в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Проекты цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий рассматриваются уполномоченным органом в недельный срок с учетом их влияния на цены продукции потребителя.

Решение уполномоченного органа по ценам (тарифам) публикуется субъектами естественных монополий в средствах массовой информации не позднее, чем за пятнадцать дней до вступления их в силу.

Статья 8. Определение потребителей, подлежащих обязательному

обслуживанию

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 9. Государственный контроль за деятельностью субъектов

естественных монополий

Государственный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляется государственным антимонопольным органом.

Государственный антимонопольный орган осуществляет контроль за:

сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает десять процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии;

сделками, в результате которых субъект естественной монополии передает другому хозяйствующему субъекту право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Законом, если балансовая стоимость этих основных средств превышает десять процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии;

соблюдением договоров по объемам товаров, реализуемым потребителям;

соблюдением порядка ценообразования и применения цен (тарифов) на товары;

созданием, реорганизацией и ликвидацией субъектов естественных монополий.

Для совершения действий, указанных в абзацах втором и третьем части второй настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан предоставить в государственный антимонопольный орган соответствующую информацию и ходатайство о даче согласия на совершение таких действий. Порядок рассмотрения ходатайства, требования к содержанию такой информации и форме ее предоставления определяются законодательством.

Государственный антимонопольный орган вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо содержащаяся в них информация является не полной или недостоверной.

Государственный антимонопольный орган не позднее тридцати дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении.

Государственный антимонопольный орган вправе запросить дополнительные документы у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее пятнадцати дней со дня его получения.

Если по истечении срока рассмотрения ходатайства ответ государственного антимонопольного органа не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано, заявитель вправе обратиться в суд.

Статья 10. Полномочия государственного антимонопольного

органа в сфере деятельности субъектов естественных

монополий

Государственный антимонопольный орган:

формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

разрабатывает и осуществляет программы реструктуризации отраслей естественных монополий;

контролирует соблюдение настоящего Закона в пределах своей компетенции;

принимает в пределах своей компетенции решения по фактам нарушения законодательства;

направляет субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания:

принимает решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;

в случае непризнания субъектом естественной монополии вины в совершенном правонарушении и неуплаты штрафа в добровольном порядке обращается в суд о наложении штрафа на субъект естественной монополии

направляет органам государственной власти на местах обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих настоящему Закону;

обращается в суд с иском и заявлением, а также участвует в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением настоящего Закона.

Статья 11. Рассмотрение дел о нарушении законодательства

о естественных монополиях

Государственный антимонопольный орган в пределах своей компетенции рассматривает дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях юридическими лицами, в том числе иностранными, органами государственного управления и органами государственной власти на местах.

Основанием для рассмотрения дел о нарушении законодательства о естественных монополиях являются материалы, полученные в ходе осуществления контрольных функций антимонопольным органом, в том числе материалы проверок и анализа деятельности субъектов естественной монополии, а также обращения юридических и физических лиц, органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и представления органов прокуратуры.

Дела о нарушении законодательства о естественных монополиях рассматриваются в месячный срок.

Решение по рассматриваемым делам принимается в присутствии представителей хозяйствующего субъекта или органа управления, а также с участием заинтересованных лиц.

Решение (предписание) государственного антимонопольного органа по результатам рассмотрения дела направляется заинтересованным сторонам не позднее пяти дней со дня его принятия и подлежит исполнению в установленные в нем сроки.

Статья 12. Право доступа к информации о деятельности субъектов

естественных монополий

В целях исполнения функций, возложенных на государственный антимонопольный орган, его должностные лица наделяются правом беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у органов государственной власти на местах, а также у субъектов естественных монополий.

Субъекты естественных монополий, органы государственной власти на местах обязаны по требованию государственного антимонопольного органа представлять документы, объяснения в письменной или устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления государственным антимонопольным органом функций, предусмотренных настоящим Законом.

Сведения, которые составляют коммерческую тайну, полученные государственным антимонопольным органом на основании настоящей статьи, разглашению не подлежат.

Статья 13. Принятие решения о введении, изменении

или прекращении государственного регулирования

деятельности субъектов естественных монополий

Решения по вопросам введения, изменения или прекращения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также методов регулирования принимаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Вопросы введения, изменения или прекращения государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть рассмотрены на основании предложений государственных органов, общественных объединений потребителей и хозяйствующих субъектов.

Статья 14. Права субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий имеют право:

отказывать в обслуживании потребителям, не обеспечивающим оплату за реализованные товары, в порядке, установленном законодательством;

снижать цены (тарифы) на реализуемые в условиях естественной монополии товары одновременно для всех потребителей, информируя при этом уполномоченный орган.

Субъекты естественных монополий могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 15. Обязанности субъектов естественных монополий

Субъекты естественных монополий обязаны:

представлять государственному антимонопольному органу отчет о своей деятельности в порядке, установленном законодательством;

предоставлять равные условия для потребителей на приобретение своих товаров. В случае недостаточности мощностей для обслуживания всех потребителей регулировать распределение товаров среди потребителей в соответствии с решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан;

вносить изменения в договоры по представлениям государственного антимонопольного органа в порядке, установленном законодательством;

не допускать ущемления прав потребителей в части получения товара в необходимых объемах и надлежащего качества;

предоставлять уполномоченному органу достоверную информацию для установления цен (тарифов);

на конкурсной основе, в порядке, установленном законодательством, производить закупку основных средств, которые учитываются при утверждении цен (тарифов) или их предельных уровней;

вести раздельный учет прямых затрат на производство (реализацию) товаров, осуществляемых в условиях естественной монополии.

Субъекты естественных монополий могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 16. Ограничение деятельности субъектов естественных

монополий

Субъектам естественных монополий запрещается:

отказывать в заключении договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;

взимать плату за товары, превышающую размер, установленный уполномоченным органом;

навязывать условия доступа к товарам субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей товаров субъектов естественных монополий либо получению доходов за счет взимания с потребителей платы, не учтенной в установленных ценах (тарифах);

использовать положение естественной монополии для ограничения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), не отнесенных к сфере естественной монополии.

Статья 17. Права потребителей товаров субъектов

естественных монополий

Потребители товаров субъектов естественных монополий имеют право:

покупать товары субъектов естественных монополий по ценам (тарифам), установленным уполномоченным органом;

требовать возмещения в полном объеме материальных убытков и компенсации морального вреда, причиненных товаром с недостатками опасными для жизни, здоровья и имущества, а также неправомерными действиями (бездействием) субъектов естественных монополий.

Потребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 18. Защита прав потребителей

Защита прав потребителей товаров субъектов естественных монополий осуществляется органами государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, государственным антимонопольным и иными специально уполномоченными органами в соответствии с законодательством

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства

о естественных монополиях

Лица, виновные в нарушении законодательства о естественных монополиях, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 20. Обжалование решений (предписаний) государственного

антимонопольного органа

Субъекты естественных монополий, государственные органы, потребители, общественные объединения потребителей вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) государственного антимонопольного органа.

Подача заявления в суд не приостанавливает исполнение решения (предписания) государственного антимонопольного органа до принятия решения суда и вступления его в законную силу.

Sorry, the page you are looking for is currently unavailable.
Please try again later.

If you are the system administrator of this resource then you should check
the error log for details.

Faithfully yours, nginx.

Естественные монополии занимают высокое положение на торговых рынках. Это происходит из-за технических особенностей производства. Такие корпорации занимают большую часть торговой ниши и другим организациям и компаниям не выгодно конкурировать с ними. Существует закон, регламентирующий цели, права, функции, обязанности, полномочия такого вида объектов.

Что представляет собой закон?

Закон об естественных монополиях был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Закон о монополии содержит 6 глав и 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует возникающие правоотношения между потребителями и субъектами естественных монополий. Также закон регламентирует вектор развития политики по отношению к естественным монополиям РФ, а также развитие эффективности мер функционирования таких монополий.

Краткое содержание Федерального закона номер 147 о естественных монополиях:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, которую регулирует настоящий закон. Перечислены термины и понятия, используемые в законе, и даны их определения. Также описана сфера влияния субъектов ест. монополий. Оформлен список органов и учреждений, проводящих контроль и надзор за деятельностью субъектов естественных концернов, также описаны полномочия сотрудников органов;
  • В главе второй описан надзор и регулирования государством настоящей сферы деятельности. Дан список с описанием методов, которые используются для надзора над субъектами описанных монополий. Оформлена информация о процессах и принципах госконтроля за естественными монополиями. Дан список обязанностей работников;
  • В главе номер три оформлена информация об органах регулирования естественных концернов. Перечислены виды и категории таких органов. Дан список функций и полномочий перечисленных органов. Оформлено, на каких основаниях применяются методы контроля и регулирования. Описано, кому принадлежат права на доступ к информации о деятельности естественных монополий, и на каких основаниях были переданы такие права;
  • В г. четыре оформлены виды и способы ответственности за нарушения и преступления согласно настоящему Федеральному закону. Дан список последствий в случаях нарушений. Также перечислены штрафы, процессы и размеры возмещения убытков;
  • В пятой г. описаны порядки и процессы принятия решений органами управления монополиями и способы исполнения этих решений. Даны пункты порядка, по которому лица могут обжаловать действия сотрудников органов. Также даны пункты процесса принятия решений сотрудниками органов о прекращении регулирования, либо о внесении изменений. Перечислены нюансы, порядок и основания просмотра и рассмотрения работниками органов регулирования естественных монополий дел о нарушениях;
  • В шестой описаны заключительные требования и дополнительные положения и условия настоящего Федерального закона.

Для контроля описанной сферы специально были собраны органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №58. Подробнее об этом по ссылке:

Список организаций

Деятельность организаций обуславливается законодательными актами, включенными в госреестр. Информацию в реестр заносят сотрудники особого органа, контролирующего тарифы.

Существует три категории организаций:

  • Реестр со списком и описанием субъектов топливно-энергетических комплексов;
  • Реестр со списком и описанием субъектов работы сферы связи;
  • Реестр со списком и описанием субъектов, занимающихся деятельностью в области транспортного дела.

В списки реестра вносятся только определенные государством субъекты, подходящие под описание и условия. По отношению к этим субъектам государственные органы ведут надзор за деятельностью, функциями и полномочиями.

Какие изменения были внесены в 147 ФЗ?

Последние изменения в закон о субъектах естественных монополий были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 279. При последней редакции изменения произошли только в 6 статье. Шестая статья была дополнена пятым пунктом. В этом пункте написано, что все процессы и определения цен и тарифов для корпораций по передаче и подаче тепловой энергии определяются другим Федеральным законом. Эту область регулирует закон номер 190 о теплоснабжении.

В статье 10 перечислены функции органов регулирования естественных монополий:

  • Создание и запись информации в реестры по контролю и регулированию деятельности ест. монополий;
  • Принятие решений по внесению изменений и прекращению надзора над описанными объектами;
  • Анализируют и принимают меры и методы регулирования;
  • Рассматривают и вносят корректировки предложений в соответствующие деятельности законы и акты;
  • Только в пределах собственных полномочий и в пределах собственной области имеют право на контроль соблюдения требований закона.

Согласно 8 статье перечислены виды и категории информации, которые подлежат раскрытию публично и должны быть выведены в свободный доступ о регулировании естественных корпораций:

  • Информация о тарифных планах и ценах на услуги или продукцию субъектов естественных монополий;
  • Информация о процессах и способах покупки и продажи, а также о ценах разных объемов товаров;
  • Информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая доходы и расходы;
  • Информация об инвестициях, вкладах и программах вложения денежных сумм, а также итоги таких мероприятий;
  • Информация о товарах, их характеристика, необходимость для потребителя, соответствие продукции установленным требованиям закона;
  • Подробный порядок подключения монополии к внешней инфраструктуре;
  • Сведения о способах доставки, хранения товаров и формы, способы заключения соглашений, договоров или контрактов;
  • Сведения о возможностях тех. доступа к продукции, а также ход отправки и получения заявок.

Во второй статье написано, что описываемый Федеральный закон регламентирует отношения, возникающие между участниками купли — продажи на товарных рынках РФ, когда одним из участников является естественная монополия. Другими участниками правоотношений могут быть потребители продукции, федеральные исполн. органы, органы, относящиеся к субъектам России и учреждения местного самоуправления.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ 69 по ссылке:

Скачать закон о естественных монополиях с изменениями

Зачастую на рынках страны встречаются ситуации, когда естественные монополии захватывают весь торговый процесс и злоупотребляют своими полномочиями и возможностями. Такие ситуации негативно сказываются на населении России. При отсутствии толковой конкуренции на рынке ест. монополии начинают повышать цены и тарифы, что означает большое количество издержек на других производствах и в других компаниях. Именно поэтому государством было принято решение о контроле этой сферы для улучшения баланса и равновесия в ценовой отрасли. В случае, если гражданин РФ замечает какое-либо нарушение закона со стороны сотрудников описанных корпораций, он имеет право подать в особые органы жалобу. Для правильного оформления жалобы, рекомендуется изучить настоящий закон.

Скачать Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 938-46-37 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 425-14-78 — Санкт-Петербург и обл.;
  • 8 (800) 350-83-97 — все регионы РФ.

tinyton.ru
Законодательство о естественных монополиях
Законодательство о естественных монополиях

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: